Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиции открытого сооружения

Поиск

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

 

«Формирование объемно-пространственной

Композиции открытого сооружения

С общественной функцией»

 

Методические указания

(программа-задание)

к выполнению курсового проекта

по дисциплине «Композиционное моделирование»

для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура».

 

 

Ярославль, 2011.

 

УДК  725.8.011

 

Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией: Методические указания (программа-задание) к выполнению курсового проекта по дисциплине «Композиционное моделирование» для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» /М.Н.Кудряшов, С.М.Максимов, Н.В.Хомутова; Ярославский государственный технический университет.- Ярославль, 2011.

 

Методические указания одобрены Методическим советом по направлению «Архитектура» Ярославского государственного технического университета.

 

Рецензенты: кафедра «Архитектур» ЯГТУ, протокол № 18 от 20. 05. 2011; Волков А. М., председатель комитета градостроительного развития департамента строительства Ярославской области – главный архитектор области.

 

Рассматриваются цели и задачи, состав и последовательность выполнения курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» по дисциплине «Композиционное моделирование». Проектом рассматривается разработка открытого архитектурного сооружения вместимостью до 300 человек с организацией досуговой, культурно-зрелищной функции. Методические указания (программа-задание) предусматривают вариантное выполнение курсового проекта с возможной  разработкой: «зеленого» театра, музейно-выставочной территории, общественной территория жилого двора и т.д. Разработка объемно-пространственной композиции общественной территории городского жилого двора с функцией соседского внутридворового общения может являться составной частью комплексного проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора»  по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)».

 Приведены основные нормы и правила проектирования объектов с досуговой, культурно-зрелищной функцией. Освещены вопросы формирования функциональной программы и архитектурно-планировочной организации объектов данного типа. Определены методические рекомендации по формированию объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией в градостроительной структуре.

Методические указания (программа-задание) предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по направлению «Архитектура», а основные положения могут быть использованы в курсовом проектировании городской жилой среды и при проектировании общественных зданий и сооружений.

  

 

 
© Ярославский государственный технический университет, 2011.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Архитектурная объемно-пространственная композиция (ОПК) это создание художественно осмысленной архитектурной формы, с реализацией функциональных и технико-экономических сторон архитектуры. Формирование архитектурной объемно-пространственной композиции исследует объективные закономерности формообразования и связанные с ним средства композиционного моделирования.

Для более глубокого понимания средств и свойств объемно-пространственной композиции, в процессе изучения студентами дисциплины «Композиционное моделирование», необходимо исходить из содержания решаемых творческих задач архитектурного проектирования.

Средства композиции имеют сложную содержательную природу. Они потенциально несут многообразные значения, которые благодаря синтезу этих средств в композиции формируют ее содержательную сторону. Объемы и плоскости, композиционные оси и центры, метрические, пропорциональные и масштабные системы как средства построения композиции реализуются в архитектурном окружении, обладающим художественным образом воспринимаемой формы, содержательностью функционального насыщения. Между формообразующими и содержательными функциями средств композиции существует объективная взаимосвязь. Так роль композиционных осей тесно взаимосвязана с организацией архитектурного пространства. Композиционные оси связывают различные композиционные элементы. Они, материализуясь, определяют основные направления движения, изменения характера происходящих в организуемом пространстве процессов.

Средства композиции не только содержательны. Они отражают уровень визуальной организации архитектурного объекта, где подчиняются закономерностям зрительной целостности и определенности. Скрытая изобразительность объемно-пространственной композиции архитектурной среды приобретает свойства эмоционального, образного и информационного воздействия.

Средой для воплощения и восприятия архитектурного художественного образа объемно-пространственной композиции является реальное пространство, из которого преобразуется, как бы вычленяется определенная часть, обладающая конкретными границами, параметрами и качествами.

Таким образом, архитектурная ОПК представляет собой единство духовной сущности архитектуры и материальную организацию ее объектов.

Курсовой проект «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» включает в свой состав разработку общественной территории градостроительного объекта вместимостью до 300 человек с организацией культурно-зрелищной функции. При этом разнообразие культурно-зрелищной функции позволяет варьировать заданием на проектирование по функциональному содержанию: «зеленый театр», музейно-выставочная открытая территория, общественная территория городского жилого двора и т.д.

Целью выполнения курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» являются расширение и углубления знаний и практических навыков в освоении дисциплины «Композиционное моделирование», ознакомление студентов с общими понятиями градостроительного проектирования, определение методических подходов формирования объемно-пространственной композиции градостроительного объекта, учетом его функциональной программы, отражающей общественную направленность.

Выполнение курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» может являться составной частью комплексного проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора» по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)». В этом случае  разрабатывается ОПК общественной территории дворового городского жилого пространства с культурно-зрелищной функцией в структуре соседского внутридворового общения.

Выполнение курсового проекта предусматривает решение следующих задач: проведение композиционного анализа градостроительного объекта; выработка идеи-замысла формирования объемно-пространственной композиции общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) в соответствии с общей концепцией его композиционно-художественного решения; определение функционального содержания общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) по типу организации культурно-зрелищной функции (функции внутридворового соседского общения); разработка функционально-планировочного решения общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) с учетом его функционально-планировочной структуры.

 

СОСТАВ ПРОЕКТА.

  Курсовой проект «Формирование ОПК открытого сооружения с общественной функцией» состоит из графической части, выполняемой на одном планшете 50см х 70см, и макета проектируемого объекта (см. Приложение).

 При выполнении комплексного курсового проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора» по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)»  графическая подача проекта ОПК общественной территории должна быть информативно и композиционно объединена с графической подачей проекта по архитектурному проектированию, выполняемого на планшете 1м х 1м. (Техника и вид графической подачи и выполнения макета не ограничиваются).

Подача курсового проекта включает в себя:

1. Ситуационный план – М 1:1000. (При выполнении комплексного курсового проекта ситуационный план может быть включен в графическую подачу курсового проекта по архитектурному проектированию).

2. Детальный план архитектурно-планировочной организации и благоустройства общественной территории – М 1: 100, М 1:50.

3. Фронтальные виды общественной территории – М 1:100,

 М 1:50.

4. Сечение по общественной территории (по согласованию с руководителем) – М 1:100, М 1:50.

5. Перспективные изображения (1-2) общественной территории.

6. Макет объемно-пространственной композиции общественной территории – М 1:100, М 1:50.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА.

I. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП.

  Предпроектный этап включает в себя выдачу программы-задания на проектирование общественной территории градостроительного объекта с организацией культурно-зрелищной функции с вместимостью до 300 человек, с возможными вариантами темы: «зеленый театр», музейно-выставочная открытая территория, общественная территория городского жилого двора, выполняемая в структуре комплексного курсового проекта, и т.д.

Студентом осуществляется сбор и анализ информации по теме курсового проекта. Результатом предпроектного этапа должны стать: уяснение задания на проектирование и проектных задач, выработка направления поиска решения задач проектирования, создание условий для формирования целевой установки.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. Пособие.– 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Стройиздат, 1993.

2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие.- М.: Архитектура-С, 2006.

3. Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/ Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989.

4. МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения».

5. Объемно-пространственная композиция: Учеб. Для вузов/А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М.: Стройиздат, 1993.

6. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

7. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

8. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

9.  СП «Проектирование театров» (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева).– М.: Стройиздат, 1990.

10.СП «Проектирование клубов» (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева ). – М.: Стройиздат, 1991.

11.Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1986.

12.Яргина З.Н.. Эстетика города. - М.: Стройиздат, 1991.   

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вариант выполнения курсового проекта

«Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией»

«ОПК общественной территории жилого двора».

 Графическая подача проекта на планшете 0,5 х 0,7 м.

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

 

«Формирование объемно-пространственной

композиции открытого сооружения

С общественной функцией»

 

Методические указания

(программа-задание)

к выполнению курсового проекта

по дисциплине «Композиционное моделирование»

для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура».

 

 

Ярославль, 2011.

 

УДК  725.8.011

 

Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией: Методические указания (программа-задание) к выполнению курсового проекта по дисциплине «Композиционное моделирование» для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» /М.Н.Кудряшов, С.М.Максимов, Н.В.Хомутова; Ярославский государственный технический университет.- Ярославль, 2011.

 

Методические указания одобрены Методическим советом по направлению «Архитектура» Ярославского государственного технического университета.

 

Рецензенты: кафедра «Архитектур» ЯГТУ, протокол № 18 от 20. 05. 2011; Волков А. М., председатель комитета градостроительного развития департамента строительства Ярославской области – главный архитектор области.

 

Рассматриваются цели и задачи, состав и последовательность выполнения курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» по дисциплине «Композиционное моделирование». Проектом рассматривается разработка открытого архитектурного сооружения вместимостью до 300 человек с организацией досуговой, культурно-зрелищной функции. Методические указания (программа-задание) предусматривают вариантное выполнение курсового проекта с возможной  разработкой: «зеленого» театра, музейно-выставочной территории, общественной территория жилого двора и т.д. Разработка объемно-пространственной композиции общественной территории городского жилого двора с функцией соседского внутридворового общения может являться составной частью комплексного проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора»  по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)».

 Приведены основные нормы и правила проектирования объектов с досуговой, культурно-зрелищной функцией. Освещены вопросы формирования функциональной программы и архитектурно-планировочной организации объектов данного типа. Определены методические рекомендации по формированию объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией в градостроительной структуре.

Методические указания (программа-задание) предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по направлению «Архитектура», а основные положения могут быть использованы в курсовом проектировании городской жилой среды и при проектировании общественных зданий и сооружений.

  

 

 
© Ярославский государственный технический университет, 2011.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Архитектурная объемно-пространственная композиция (ОПК) это создание художественно осмысленной архитектурной формы, с реализацией функциональных и технико-экономических сторон архитектуры. Формирование архитектурной объемно-пространственной композиции исследует объективные закономерности формообразования и связанные с ним средства композиционного моделирования.

Для более глубокого понимания средств и свойств объемно-пространственной композиции, в процессе изучения студентами дисциплины «Композиционное моделирование», необходимо исходить из содержания решаемых творческих задач архитектурного проектирования.

Средства композиции имеют сложную содержательную природу. Они потенциально несут многообразные значения, которые благодаря синтезу этих средств в композиции формируют ее содержательную сторону. Объемы и плоскости, композиционные оси и центры, метрические, пропорциональные и масштабные системы как средства построения композиции реализуются в архитектурном окружении, обладающим художественным образом воспринимаемой формы, содержательностью функционального насыщения. Между формообразующими и содержательными функциями средств композиции существует объективная взаимосвязь. Так роль композиционных осей тесно взаимосвязана с организацией архитектурного пространства. Композиционные оси связывают различные композиционные элементы. Они, материализуясь, определяют основные направления движения, изменения характера происходящих в организуемом пространстве процессов.

Средства композиции не только содержательны. Они отражают уровень визуальной организации архитектурного объекта, где подчиняются закономерностям зрительной целостности и определенности. Скрытая изобразительность объемно-пространственной композиции архитектурной среды приобретает свойства эмоционального, образного и информационного воздействия.

Средой для воплощения и восприятия архитектурного художественного образа объемно-пространственной композиции является реальное пространство, из которого преобразуется, как бы вычленяется определенная часть, обладающая конкретными границами, параметрами и качествами.

Таким образом, архитектурная ОПК представляет собой единство духовной сущности архитектуры и материальную организацию ее объектов.

Курсовой проект «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» включает в свой состав разработку общественной территории градостроительного объекта вместимостью до 300 человек с организацией культурно-зрелищной функции. При этом разнообразие культурно-зрелищной функции позволяет варьировать заданием на проектирование по функциональному содержанию: «зеленый театр», музейно-выставочная открытая территория, общественная территория городского жилого двора и т.д.

Целью выполнения курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» являются расширение и углубления знаний и практических навыков в освоении дисциплины «Композиционное моделирование», ознакомление студентов с общими понятиями градостроительного проектирования, определение методических подходов формирования объемно-пространственной композиции градостроительного объекта, учетом его функциональной программы, отражающей общественную направленность.

Выполнение курсового проекта «Формирование объемно-пространственной композиции открытого сооружения с общественной функцией» может являться составной частью комплексного проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора» по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)». В этом случае  разрабатывается ОПК общественной территории дворового городского жилого пространства с культурно-зрелищной функцией в структуре соседского внутридворового общения.

Выполнение курсового проекта предусматривает решение следующих задач: проведение композиционного анализа градостроительного объекта; выработка идеи-замысла формирования объемно-пространственной композиции общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) в соответствии с общей концепцией его композиционно-художественного решения; определение функционального содержания общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) по типу организации культурно-зрелищной функции (функции внутридворового соседского общения); разработка функционально-планировочного решения общественной территории градостроительного объекта (жилого двора) с учетом его функционально-планировочной структуры.

 

СОСТАВ ПРОЕКТА.

  Курсовой проект «Формирование ОПК открытого сооружения с общественной функцией» состоит из графической части, выполняемой на одном планшете 50см х 70см, и макета проектируемого объекта (см. Приложение).

 При выполнении комплексного курсового проекта «Архитектурно-пространственная организация жилого двора» по дисциплине «Архитектурное проектирование (1 уровень)»  графическая подача проекта ОПК общественной территории должна быть информативно и композиционно объединена с графической подачей проекта по архитектурному проектированию, выполняемого на планшете 1м х 1м. (Техника и вид графической подачи и выполнения макета не ограничиваются).

Подача курсового проекта включает в себя:

1. Ситуационный план – М 1:1000. (При выполнении комплексного курсового проекта ситуационный план может быть включен в графическую подачу курсового проекта по архитектурному проектированию).

2. Детальный план архитектурно-планировочной организации и благоустройства общественной территории – М 1: 100, М 1:50.

3. Фронтальные виды общественной территории – М 1:100,

 М 1:50.

4. Сечение по общественной территории (по согласованию с руководителем) – М 1:100, М 1:50.

5. Перспективные изображения (1-2) общественной территории.

6. Макет объемно-пространственной композиции общественной территории – М 1:100, М 1:50.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.012 с.)