Следы орудий взлома и инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следы орудий взлома и инструментов



Следы орудий взлома и инструментов относятся к материаль­ным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома или инструмента (следообразующего объекта) на преграду (следовоспринимающий объект) и относятся к следам-отображениям. Такие следы могут быть обнаружены при расследовании краж и иных пре­ступлений, где имело место вскрытие помещений и разрушение (по­вреждение) преград. Чаще всего такие следы располагаются на зам­ках, входных дверях, окнах, сейфах, стенах, потолках и пр.

Сами орудия взлома можно квалифицировать по следующим признакам: инструменты, специально изготовленные для проникно­вения в помещение ("фомки", "гусиные лапки" и др.); инструменты общего пользования ("болгарки", сверлильные устройства, сварочные аппараты и др.); случайные, подобранные преступниками непос­редственно на месте совершения преступления (обрезки труб, арма­турные прутья и пр.), которые чаще всего выбрасываются прямо на месте преступления.

Следы орудий взлома классифицируются в зависимости от спо­соба взлома и вида инструмента:

а) следы давления (например, при отжиме ригеля замка входной квартиры);

б) следы трения (скольжения);

в) следы резания (остаются на объекте в случае применения пре­ступником режущего инструмента, например сверла).

Виды резания:

а) простой разрез (преграда разделяется на части с помощью кли­нообразных режущих инструментов, например топора или зубила);

б) встречный разрез (предмет разделяется на части с помощью двух режущих лезвий, которые двигаются навстречу друг другу, на­пример кусачки);

в) разрез с отделением мелких частиц (распил, строгание, свер­ление).

г) следы скручивания и следы сдвига.

В результате воздействия орудий взлома и инструментов на сле-довоспринимающем объекте образуются объемные следы (следы де­формации), которые отображают индивидуальные признаки орудий взлома. Традиционно признаки подразделяются на общие (форма и размеры контактной поверхности) и частные (неровности краев, рако­вины, зазубрины и т.п.).

При осмотре разрушенных преград изучается наличие следов орудий взлома. Внимательное исследование и детальная фиксация повреждений преграды позволяет разрешить некоторые диагности­ческие задачи: о механизме взлома, о технических средствах, об инст­рументах, использованных при взломе.

Следы орудий взлома и инструментов так же, как и любые дру­гие следы, обнаруженные на месте происшествия, должны быть про­цессуально правильно зафиксированы (сфотографированы, описаны в Протоколе осмотра места происшествия, отображены на схемах и рисунках), изъяты (путем изготовления оттисков или слепков с ис­пользованием пластичных паст, пластилинов или с изъятием предмета-следоносителя целиком).

Обнаруженные следы-вещества, микрочастицы от орудий взло­ма и инструментов необходимо изымать и направлять на экспертное исследование.

Основными задачами экспертного исследования следов орудий взлома и инструментов являются: установление конкретного орудия Взлома или инструмента по оставленным ими следам; определение способов взлома и направления взлома (снаружи или изнутри помещения). Вопросы, наиболее часто решаемые экспертизой, можно подразделить на четыре группы:

1) вопросы, относящиеся к выяснению механизма и обстоятельств образования следов;

2) вопросы по определению групповой принадлежности;

3) идентификационные вопросы;

4) установление целого по частям.

При соблюдении всех правил фиксации и изъятия следов орудий взлома и инструментов при их анализе можно установить следующие факты: вид; механизм и орудие взлома; количество преступников и их примерные физические характеристики; их возможный профессионализм; природу и расположение следов с места происшествия на одежде или теле преступников. В случае изъятия у лиц, подозреваемых в совершении преступления, инструментов и орудий, аналогичных тем, которые были применены на месте преступления, они направляются на экспертное исследование для решения идентификационных вопросов.

 

Следы транспортных средств

Криминалистическое значение при расследовании дорожно-транспортных и иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств, имеют оставленные ими следы, которые под­разделяются на следы-отображения, следы-предметы, следы-вещества.

Следы-отображения отражают внешнее строение отдельных частей транспортного средства на других объектах (например, следы колес на грунте, бампера - на столбе) и могут быть оставлены ходо­вой частью транспортного средства и его выступающими или иными частями. Следы ходовой части отражаются в виде следов качения и следов скольжения (в зависимости от состояния колес в момент следообразования).

Следы качения возникают в результате поступательного враще­ния движущегося колеса. Это статические следы. Каждая точка про­текторов шины оставляет свой след, но в результате поступательно­го движения происходит некоторая деформация, которая может вы­разиться в сглаживании углов, уменьшении промежутков в рисунке протектора.

Следы скольжения - это динамические следы. Они возникают когда колеса транспортного средства перемещаются по поверхности не вращаясь, скользя, продвигаясь волоком по земле. Протяженность такого следа (с учетом состояния поверхности, на которой оставлен след) позволяет установить скорость движения транспорта перед на­чалом торможения. Однако для решения идентификационных вопро­сов эти следы не пригодны.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы могут быть поверхностными (следы-наслоения и следы-отслоения) и объемными.

При изучении следов, оставленных ходовой частью, можно оп­ределить направление движения, параметры торможения, остановки, вид транспортного средства, модель транспортного средства, признаки для индивидуального отождествления.

Изучение следов, оставленных шинами, позволяет установить некоторые технические данные ходовой части транспортного сред­ства: колею передних и задних колес, количество колес и базу.

Колея - расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или между просветами (средними линиями) спарен­ных колес, находящихся на одной оси. Поскольку при прямолиней­ном движении след передних колес перекрывается задними, следы пе­редних колес можно наблюдать лишь на поворотах. Колея не являет­ся постоянной величиной, она может изменяться в зависимости от нагрузки на колеса, скорости движения и других показателей, поэто­му она не всегда соответствует стандартной величине.

База автомобиля - расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей отличают общую базу и базу тележки. Базу можно установить по следам колес, образо­ванным на месте стоянки или при развороте с применением заднего хода. О количестве колес (и о наличии третьей оси) можно судить по следам, оставленным на стоянке транспорта.

По следам шин можно установить наружный диаметр, ширину беговой дорожки и строение рисунка протектора.

Беговая дорожка - часть покрышки, контактирующая с доро­гой и имеющая рисунок для лучшего сцепления.

Ширина протектора измеряется от одного края рисунка до другого.

По размерам шин определяется их видовая принадлежность. Шины одного размера различаются по моделям (основным призна­ком модели является рисунок протектора).

Кроме указанных общих признаков, в следах шин отображаются частные признаки, имеющие важное значение для установления Тождества шины с оставленным следом. Это могут быть различные Дефекты, возникшие в процессе изготовления (производственные дефекты), а также трещины, разрывы, изношенность, заплаты, образовавшиеся в ходе эксплуатации и ремонта.

Определить направление движения можно по признакам, которые остаются в результате движения транспортного средства:

1) рисунок протектора "елочка" направлен открытой частью сторону движения;

2) при движении по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движению;

3) при переездах с влажного места на сухое некоторое время остается след влаги (пыли), сходящий на нет;

4) капли технических жидкостей (масло, тормозная или охлаждающая жидкости), падающие с движущегося транспортного средства обращены узким концом в сторону движения;

5) при переезде прутков, щепок, веток и т.п. концы их обращены в сторону движения. Трава также приминается в сторону движения.

6) вдавленный в грунт камень после переезда будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения, и др.

Кроме следов-отображений на других транспортных средствах предметах и объектах, расположенных в зоне происшествия, на теле одежде потерпевших могут быть оставлены следы-предметы (осколки фар, части и детали транспортных средств, обрывки или детали одежды и др.) и следы-вещества (горюче-смазочные материалы, тормозная жидкость, частицы краски и др.).

На криминалистическую экспертизу чаще всего направляются следы ходовых частей автотранспорта, в основном следы протекторов шин, оставляемых на дорожных покрытиях. Криминалистическое значение имеют следы столкновений, повреждений, обломки деталей, следы-вещества.

Основной задачей криминалистической экспертизы является установление конкретного экземпляра транспортного средства по следам, оставленным на месте происшествия или путях передвижения. Решаются вопросы установления модели и вида транспортного средства, направления его движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.013 с.)