Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека План лекции: 1. Задача курса 2. Терморегуляция 3. Физическая и химическая терморегуляция
Вопрос: Задача курса Главная задача курса «Гигиена одежды и обуви» - изучение основных требований к одежде и обуви различного назначения на основе представлений о физиологии теплообмена между человеком и внешней средой, соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям, а также современных методов физиолого-гигиенической оценки одежды. Одно из условий хорошего самочувствия человека, сохранение его высокой работоспособности и здоровья – обеспечение температурного гомеостаза (термостабильного состояния) организма. Однако биологические возможности системы терморегуляции человека ограничены, особенно в случае пребывания его в охлаждающей среде. В связи с этим большая роль принадлежит регулированию теплоотдачи в окружающую среду. Одним из ее видов является использование одежды и обуви. Одежда и обувь должны изготовляться с учетом комплекса гигиенических требований к материалу и конструкции. Попытки обосновать гигиенические требования к одежде относятся к 1865г. исследованиями немецких ученых. Позднее гигиенистами – русским Доброславиным (1872г.), и немецким (Рубнером (1885г.), которыми впервые были сформулированы общие гигиенические требования к одежде.
Вопрос: Терморегуляция Организм человека – это саморегулирующая система, физиологический механизм которой с целью поддержания постоянной температуры тела направлен на обеспечение количества тепла (теплопродукции) количеству тепла, отданного во внешнюю среду (теплоотдаче). Совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры мозга и внутренних органов, несмотря на колебания температуры среды и собственной теплопродукцией, называется терморегуляцией. 3 вопрос: Физическая и химическая терморегуляция Т ерморегуляцию, обеспечивающую увеличение теплообразования в организме в ответ на его охлаждение, принято называть химической, а терморегуляцию, направленную на уменьшение или увеличение теплоотдачи в окружающую среду – физической. Физическая терморегуляция проявляется в области кистей и стоп (теплоотдача может снизиться на 40%), в наименьшей – в области головы, что необходимо учитывать при создании и оценке средств защиты (одежды, обуви, рукавиц, головных уборов) от охлаждения. С целью сохранения температурного гомеостаза (постоянной температуры тела) организм человека должен находиться в термостабильном состоянии. Для характеристики этого состояния, при котором отмечается равенство между теплообразованием и теплоотдачей, вводится понятие «тепловой баланс».
Контрольные вопросы: 1. Дать определение теплопродукции 2. Дать определение теплоотдачи 3. Определение гомеостаза
Лекция 2. Тепловой баланс человека. Теплоотдача радиацией, конвекцией, испарением, дыханием. План лекции: 1. Тепловой баланс человека 2. Потеря тепла радиацией и конвекцией 3. Кондукционный теплообмен 4. Теплоотдача испарением, дыханием, потоотделением
Вопрос. Температура тела и кожи Это температура внутренних органов и тканей (печени, мозга, желудка, легких и т. д.). Температура тела на расстоянии 2,5 см от поверхности кожи внутрь составляет 37,1 *С, а на поверхности 36,8 *С. Если температура поднимается – это признак перегревания организма. Температура кожи. Большая часть тепла рассеивается с поверхности тела. Средневзвешенная температура кожи берется из суммы температуры кожи лба, груди, живота, спины, поясницы, плеча, кисти, поверхности бедер, голени, тыльной стороны стопы. Средневзвешенная температура кожи тесно связана с общими теплоощущениями человека. По данным авторов Кричагиной В.И., Афанасьевой Р.Ф. средневзвешенная температура кожи равна:
Потоотделение. Влагопотери организма человека при выполнении физической нагрузки следующие: Энергозатраты: ВТ. 1. До 105 __________влагопотери 50-70 г/ч 2. до 200 ___________.....................90-140 г/ч 3. до 350 ___________.....................150-190 г/ч 4. до 490 ___________.....................210-240 г/ч
Если влагопотеря 500 г/ч и выше часть пота стекает – очень жарко. Если влагопотеря 250 г/ч пот не стекает --- тепло. Если влагопотеря 50+-10 г/ч пот не выделяется – комфорт
Если влагопотеря 40 г/ч пот не выделяется – прохладно
Вопрос. Содержание углекислоты. Через кожу человека в пододежный слой воздуха непрерывно выделяются продукты жизнедеятельности. Одним из них является углекислота, образующая в процессе кожного дыхания. Благодаря вентиляции пододежного пространства содержание углекислоты может быть чуть больше, чем в атмосферном воздухе. Интенсивность вентиляции зависит от воздухопроницаемости пакета материалов одежды, ее конструкции, параметров окружающей среды. Содержание углекислоты под х/б сорочкой на 0,15% больше, чем в атмосферном воздухе. Выделение углекислоты через кожу (особенно в области живота) увеличивается при физической работе человека, особенно в нагревающей среде. Обувь должна способствовать нормальной жизнедеятельности организма, сопровождающийся выделением продуктов теплового, водного и минераль-ного обмена. В любых сезонных условиях обувь должна обеспечить необходимый комфорт, внутриобувной микроклимат – температуру, влажность и движение воздуха. Не должна иметь наличие запаха и выделений химических ингредиентов во внутриобувное пространство и окружающую среду. Особое значение это свойство имеет для обуви, эксплуатируемой в южных районах, где она подвергается воздействию высоких температур и интенсивной радиации.
Контрольные вопросы: 1. Перечислить параметры микроклимата в пододежном пространстве 2. На что влияет содержание углекислоты во внутриобувном пространстве?
Лекция 5. Гигиенические свойства материалов различного происхождения.
План лекции: 1.Гигиенические требования к материалам 2. Бельевые материалы 3. Материалы для пальто 1 вопрос. Гигиенические требования к материалам Требования к материалам для одежды определяется действием на организм человека климатических условий. Для носки изделий в теплых условиях необходимо применять материалы с низкой теплопроводностью и высокой влагопроводностью. Для снижения влажности в пододежном пространстве материалы летней одежды должны быть воздухопроницаемы и гигроскопичны. Увлажненные материалы увеличивают испарение и способствуют охлаждению поверхности тела человека. Установлено, что легкие материалы с гладкой поверхностью прилипают к увлажненному телу человека, ослабляя потоотделение. Поэтому рекомендуется для летней одежды ткани креповых переплетений, имеющие небольшую опорную поверхность, высокую гигроскопичность, оптимальное соотношение сорбции и десорбции. Гигиенические требования к материалам для одежды.
В обеспечение требований к одежде большую роль играют свойства материалов, их рациональное сочетание в пакете материалов.
2 вопрос. Бельевые материалы соприкасаются с поверхностью тела человека, защищают тело от загрязнений и охлаждения. Они, впитывая влагу, жир, очищают кожу от пота, кожного сала, слущивающего эпителия. По всей поверхности кожи расположено около 3 млн. потовых желез.
Вопрос. Требования к специальной одежде. По ГОСТу специальная одежда классифицируется на 15 групп и 39 подгрупп. К спец. одежде предъявляются требования: защитные, гигиенические, эксплуатационные и эстетические. Например: для одежды, защищающей от механических повреждений выбираются ткани с повышенным пределом прочности при разрыве, истирании. Одежда, предназначенная для защиты от теплового излучения, должна изготовляться из материалов, обладающих низкой теплопроводностью (асбест, шерсть) и высокими отражающими свойствами (металлизированных). Наилучшими кислотнозащитными свойствами обладают шерстяные и спец. шелковые ткани. Одежда для защиты от нефти, нефтепродуктов, масел, жиров изготавливается из тканей со спец. пропитками или материалы с пленочным покрытием. Одежда от радиоактивных излучений изготовляется многослойной: подкладка из х\б, промежуточный из плотной саржи, покровный слой из лавсановой ткани. Обеспечивает защиту от радиоактивных излучений на 80-94 %. Специальная одежда от вредных биологических факторов (микроорганизмы, насекомые) изготовляют из материалов с антимикробными свойствами. (Обрабатывают химическими веществами). Сигнальная одежда производится из материалов определенного цвета, и ее задача выделить работающего из общего фона. Дневное время –оранжевый цвет, ночное – интерактивные материалы. При конструировании спец. одежды должны учитываться прибавки на свободное облегание. Добавляются конструктивные элементы: складки, защипы, сборки, ластовицы, эластичные вставки, подрезы. Это дает возможность регулировать ширину изделия. Ластовицы обеспечивают свободу движения рук. Вопрос. Требования к специальной обуви Обувь защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В соответствии с целевым назначением обувь должна обладать определенными защитными свойствами, т.е. защищать кожу человека от механических воздействий (попадания песка и мелких твердых частиц внутрь обуви, ударов, вибрации и т. п.),физических (температуры, влаги,грязи,ветра,электричества,огня,излучеий и т.п.),химических(газов,кислот,щелочей,нефтепродуктов и т. п) и биологических воздействий (Укусов животных, уколов, колючек растений и т. п.). Обувь должна быть безопасной в эксплуатации для потребителя (внутри обуви не должно быть складок, бугров, рубцов, гвоздей и т. п), а также для окружающих людей и предметов среды (не пачкать и не царапать пол и т. п.)
Контрольные вопросы: 1. Перечислить требования, предъявляемые к одежде 2. Перечислить требования, предъявляемые к обуви
Лекция 9. Основные принципы проектирования одежды и обуви для защиты от холода. План лекции: 1. Основные принципы проектирования одежды от холода 2. Основные принципы проектирования обуви от холода Вопрос. Требования к бытовой одежде Для улучшения теплового состояния человека в условиях повышенной температуры воздуха и интенсивной солнечной радиации необходимо уменьшить приток последней к поверхности тела. Это достигается путем применения материалов малой теплопроводности, а также материалов, которые отражали бы максимальное количество солнечных лучей (например, металлизированных материалов). Большое значение для одежды имеет цвет материала. Задержка потока лучистой энергии по результатам исследований выше у окрашенных материалов. 2 вопрос. При изготовлении одежды учитываются все возможности для повышения эффективности потовыделения: - одежда не должна прилегать непосредственно к коже, чтобы обеспечить наличие воздушного слоя вокруг тела. - пододежное пространство должно вентилироваться. Это достигается как благодаря воздухопроницаемости материалов, так и благодаря ее конструкции. - материалы должны быть гигроскопичными, способными впитывать влагу и отдавать ее в окружающую среду. - при выделении капельно-жидкой влаги большое значение приобретает влагоемкость материала. Материал, способный впитывать выделяющийся пот, препятствует его стеканию и тем самым увеличивает эффективность потовыделения. - свойства материалов, обеспечивающие их быструю высыхаемость, нежелательны, так как быстрое испарение влаги вызывает интенсивное охлаждение. - материалы одежды не должны прилипать к поверхности тела. Прилипший увлажненный материал снижает потоотделение. На основании многочисленных исследований рекомендуют для изготовления белья хлопчатобумажные ткани.
Лекция 13. Основные принципы проектирования специальной одежды и обуви. План лекции: 1.Назначение специальной одежды 2.Основные этапы создания спец.одежды С пециальная одежда предназначена для защиты человека от различных опасных, вредных факторов производственной среды, для обеспечения безопасных условий труда и сохранения работоспособности человека в более 740 видах производств. Специальная одежда выпускается согласно ГОСТу 12.4.103-83 «Система безопасности условий труда. Одежда специальная, обувь специальная и средства защиты рук. Классификация» Специальная одежда подразделяется на 14 групп и 36 подгрупп в зависимости от выполняемых ею защитных функций. Например, различают спецодежду: - общего назначения - влагозащитную - кислозащитную - нефтемаслозащитную - пылезащитную - ядозащитную - термозащитную - электрозащитную - от радиации - от ударов и механических повреждений и др. Создание спец. одежды, отвечающая всем перечисленным требованиям, слагается из пяти основных этапов: 1. анализ технических требований и изучение условий труда рабочих
2. выбор материалов, в наибольшей степени соответствующих конкретным условиям производства; 3. разработка конструкции одежды с учетом динамики работающих; 4. оценка специальной одежды в лабораториях и производственных условиях; 5. разработка нормативно- технической документации на массовое или серийное изготовление специальной одежды. Качество специальной одежды для рабочих конкретных профессий во многом определяется знаниями условий труда.
Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека План лекции: 1. Задача курса 2. Терморегуляция 3. Физическая и химическая терморегуляция
Вопрос: Задача курса Главная задача курса «Гигиена одежды и обуви» - изучение основных требований к одежде и обуви различного назначения на основе представлений о физиологии теплообмена между человеком и внешней средой, соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям, а также современных методов физиолого-гигиенической оценки одежды. Одно из условий хорошего самочувствия человека, сохранение его высокой работоспособности и здоровья – обеспечение температурного гомеостаза (термостабильного состояния) организма. Однако биологические возможности системы терморегуляции человека ограничены, особенно в случае пребывания его в охлаждающей среде. В связи с этим большая роль принадлежит регулированию теплоотдачи в окружающую среду. Одним из ее видов является использование одежды и обуви. Одежда и обувь должны изготовляться с учетом комплекса гигиенических требований к материалу и конструкции. Попытки обосновать гигиенические требования к одежде относятся к 1865г. исследованиями немецких ученых. Позднее гигиенистами – русским Доброславиным (1872г.), и немецким (Рубнером (1885г.), которыми впервые были сформулированы общие гигиенические требования к одежде.
Вопрос: Терморегуляция Организм человека – это саморегулирующая система, физиологический механизм которой с целью поддержания постоянной температуры тела направлен на обеспечение количества тепла (теплопродукции) количеству тепла, отданного во внешнюю среду (теплоотдаче). Совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры мозга и внутренних органов, несмотря на колебания температуры среды и собственной теплопродукцией, называется терморегуляцией. 3 вопрос: Физическая и химическая терморегуляция Т ерморегуляцию, обеспечивающую увеличение теплообразования в организме в ответ на его охлаждение, принято называть химической, а терморегуляцию, направленную на уменьшение или увеличение теплоотдачи в окружающую среду – физической. Физическая терморегуляция проявляется в области кистей и стоп (теплоотдача может снизиться на 40%), в наименьшей – в области головы, что необходимо учитывать при создании и оценке средств защиты (одежды, обуви, рукавиц, головных уборов) от охлаждения. С целью сохранения температурного гомеостаза (постоянной температуры тела) организм человека должен находиться в термостабильном состоянии. Для характеристики этого состояния, при котором отмечается равенство между теплообразованием и теплоотдачей, вводится понятие «тепловой баланс».
Контрольные вопросы: 1. Дать определение теплопродукции 2. Дать определение теплоотдачи 3. Определение гомеостаза
Лекция 2. Тепловой баланс человека. Теплоотдача радиацией, конвекцией, испарением, дыханием. План лекции: 1. Тепловой баланс человека 2. Потеря тепла радиацией и конвекцией 3. Кондукционный теплообмен 4. Теплоотдача испарением, дыханием, потоотделением
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.127 (0.012 с.) |