Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к выполнению↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению практических занятий по дисциплине «Расследование и учет несчастных случаев на производстве» для бакалавров по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность профилю – Безопасность технологических процессов и производств
Белгород 2014 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Белгородский государственный технологический университет
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Утверждено научно-методическим советом университета
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к проведению практических занятий по дисциплине «Расследование и учет несчастных случаев на производстве» для бакалавров по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность профилю – Безопасность технологических процессов и производств
Белгород 2014 УДК 658.382(07) ББК 65.247я7 М 54
Составитель: канд. техн. наук, доц. Е. В. Климова
Рецензент: д-р техн. наук, проф. А. Н. Лопан ов
Настоящие методические указания содержат общие требования к содержанию, структуре, оформлению и курсовой работы по дисциплине «Расследование и учет несчастных случаев»; порядок проведения деловой игры; вопросы для подготовки к итоговой аттестации (зачету). Издание предназначено для бакалавров по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профилю «Безопасность технологических процессов и производств». Методические указания публикуются в авторской редакции.
УДК 69.05.(07) ББК 38.7-08я7
© Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Расследование и учет несчастных случаев» в соответствии с учебным планом направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность технологических процессов и производств» относится к специальным дисциплинам. В процессе изучения данной дисциплины студенты приобретают теоретические знания законодательства в области расследования несчастных случаев и навыки их применения на практике. Практические занятия и выполнения курсовой работы позволяют студентам закрепить полученные знания. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины. Цель ее выполнения состоит в углубленном изучении одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях. В процессе выполнения курсовой работы студент должен: а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче – написанию выпускной квалификационной работы. В связи с этим задачи подготовки курсовой работы можно свести к следующим: приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме; обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе; выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода; приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ. Вид курсовой работы – расчетно-графическая. В её состав входит: выполненное задание и пояснительная записка к решению и рассматриваемой в работе проблеме. Сроки выполнения работы могут быть разнообразны, в зависимости от сложности работы (от одного и до 3 месяцев). Работа рассчитана на закрепление и применение полученных навыков в процессе учёбы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы, иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения (по необходимости). Требования к содержанию. Содержание включает: введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список и приложения, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Страницы пояснительной записки курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ПЗ. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, конкретные ее задачи и методы исследования. Основная часть работы включает два раздела – теоретический и расчетный, которые по необходимости могут разбиваться на подразделы. Каждый раздел посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается подведением итогов. Необходимо избегать логических ошибок, как например, одинаковое название курсовой работы и одной из ее глав. Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.). Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух - трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причем это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе. Выполняя работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, давая определение, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых. Объем курсовой работы-до 35-40 страниц рукописного текста или 25-30 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала 14 шрифтом Times New Roman. Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают. Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций. Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план работы, определяет структуру работы, сроки выполнения ее этапов, необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель. Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней руководителем работы, который дает письменное заключение по работе - рецензию. При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности. Одновременно рецензент отмечает положительные стороны и недостатки работы, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите. Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она отправляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. На защите студент обязан кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания и вопросы рецензента. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.
Задание на курсовую работу Задание к теоретическому разделу выбирается студентами порядковому номеру в журнале (табл. 1) Таблица 1 Задания к теоретическому разделу курсовой работы
Окончание таблицы 1
Во втором разделе курсовой работы (расчетном) необходимо проанализировать методы анализа производственного травматизма, привести результаты анализа производственного травматизма статистическим методом либо по конкретному предприятию (организации), либо по варианту (табл. 2) и анализ причин конкретного производственного травматического происшествия (задание выдается преподавателем) методом построения «Дерева событий». Таблица 2 Исходные данные к расчету показателей травматизма
Вариант 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1800 | 24 | 18 | 4 | 2 | 1298 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1690 | 36 | 27 | 7 | 2 | 1470 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1070 | 14 | 7 | 4 | 1 | 690 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 900 | 8 | 3 | 4 | 1 | 966 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1010 | 6 | 2 | 3 | 1 | 525 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1460 | 54 | 48 | - | 4 | 1950 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1320 | 41 | 41 | - | - | 1599 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1673 | 49 | 45 | - | 4 | 1890 |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 1675 | 46 | 38 | - | 7 | 1794 |
5 | 1755 | 33 | 33 | - | 0 | 1452 |
Вариант 3 | ||||||
1 | 150 | 4 | 4 | - | - | 112 |
2 | 207 | 3 | 3 | - | - | 32 |
3 | 285 | 7 | 7 | - | - | 123 |
4 | 289 | 7 | 7 | - | - | 152 |
5 | 255 | 4 | 2 | 2 | - | 153 |
Вариант 4 | ||||||
1 | 150 | 4 | 4 | - | - | 112 |
2 | 207 | 3 | 3 | - | - | 32 |
3 | 285 | 7 | 7 | - | - | 123 |
4 | 289 | 7 | 7 | - | - | 152 |
5 | 255 | 4 | 2 | 2 | - | 153 |
Вариант 5 | ||||||
1 | 1800 | 24 | 18 | 4 | 2 | 1298 |
2 | 1690 | 36 | 27 | 7 | 2 | 1470 |
3 | 1070 | 14 | 7 | 4 | 1 | 690 |
4 | 900 | 8 | 3 | 4 | 1 | 966 |
5 | 1010 | 6 | 2 | 3 | 1 | 525 |
Вариант 6 | ||||||
1 | 1460 | 54 | 48 | - | 4 | 1950 |
2 | 1320 | 41 | 41 | - | - | 1599 |
3 | 1673 | 49 | 45 | - | 4 | 1890 |
4 | 1675 | 46 | 38 | - | 7 | 1794 |
5 | 1755 | 33 | 33 | - | 0 | 1452 |
Вариант 7 | ||||||
1 | 800 | 32 | 31 | - | 1 | 1271 |
2 | 680 | 32 | 31 | - | - | 1472 |
3 | 690 | 30 | 30 | - | - | 1290 |
4 | 755 | 36 | 36 | - | - | 2880 |
5 | 820 | 35 | 34 | - | 1 | 2006 |
Вариант 8 |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 150 | 4 | 4 | - | - | 112 |
2 | 207 | 3 | 3 | - | - | 32 |
3 | 285 | 7 | 7 | - | - | 123 |
4 | 289 | 7 | 7 | - | - | 152 |
5 | 255 | 4 | 2 | 2 | - | 153 |
Вариант 9 | ||||||
1 | 1200 | 24 | 18 | 4 | 2 | 1298 |
2 | 1490 | 36 | 27 | 7 | 2 | 1470 |
3 | 1170 | 14 | 7 | 4 | 1 | 690 |
4 | 980 | 8 | 3 | 4 | 1 | 966 |
5 | 1010 | 6 | 2 | 3 | 1 | 525 |
Вариант 10 | ||||||
1 | 1460 | 32 | 48 | - | 4 | 1950 |
2 | 1320 | 45 | 41 | - | - | 1599 |
3 | 1673 | 39 | 45 | - | 4 | 1890 |
4 | 1675 | 48 | 38 | - | 7 | 1794 |
5 | 1755 | 39 | 33 | - | 0 | 1452 |
Вариант 11 | ||||||
1 | 250 | 4 | 4 | - | - | 112 |
2 | 247 | 3 | 3 | - | - | 32 |
3 | 255 | 7 | 7 | - | - | 123 |
4 | 269 | 7 | 7 | - | - | 152 |
5 | 255 | 4 | 2 | 2 | - | 153 |
Вариант 12 | ||||||
1 | 1160 | 59 | 48 | - | 4 | 950 |
2 | 1157 | 141 | 41 | - | - | 599 |
3 | 1164 | 82 | 45 | - | 4 | 890 |
4 | 1163 | 46 | 38 | - | 7 | 794 |
5 | 1159 | 53 | 33 | - | 0 | 452 |
Вариант 13 | ||||||
1 | 400 | 32 | 31 | - | 1 | 271 |
2 | 380 | 32 | 31 | - | - | 472 |
3 | 390 | 30 | 30 | - | - | 290 |
Окончание табл. 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 402 | 36 | 36 | - | - | 880 |
5 | 404 | 35 | 34 | - | 1 | 206 |
Вариант 14 | ||||||
1 | 250 | 4 | 4 | - | - | 112 |
2 | 257 | 3 | 3 | - | - | 32 |
3 | 255 | 7 | 7 | - | - | 123 |
4 | 259 | 7 | 7 | - | - | 152 |
5 | 255 | 4 | 2 | 2 | - | 153 |
Вариант 15 | ||||||
1 | 1200 | 34 | 18 | 4 | 2 | 1298 |
2 | 1290 | 36 | 27 | 7 | 2 | 1470 |
3 | 1270 | 34 | 7 | 4 | 1 | 690 |
4 | 1280 | 18 | 3 | 4 | 1 | 966 |
5 | 1290 | 16 | 2 | 3 | 1 | 525 |
Порядок выполнения расчетной части:
просчитать статистические показатели производственного травматизма;
построить зависимости их изменения по годам;
определить тенденцию изменения производственного травматизма;
сделать выводы.
Порядок построения «Дерева событий».
Дерево событий содержит пять ветвей:
I – ветвь сведений о пострадавшем;
II – ветвь опасностей в работе, предшествующих несчастному случаю;
III – ветвь причин несчастного случая;
IV – ветвь виновных в нарушении требований безопасности труда;
V – ветвь мероприятий по устранению причин несчастного случая.
Ветвь сведений о пострадавшем включает:
1. | Фамилию и инициалы, профессию пострадавшего и его возраст |
2. | Стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай |
3. | Время (дата) проведения вводного инструктажа на рабочем месте |
4. | Дата проведения первичного (повторного, целевого) инструктажа на рабочем месте |
5. | Дата проведения стажировки |
6. | Сроки (дата) обучения по охране труда |
7. | Дата проведения проверки знаний по охране труда |
8. | Наличие алкогольного опьянения во время работы перед несчастным случаем |
Если в прямоугольниках №№ 3-7 мероприятия по подготовке работника к работе не проводились, то верхний правый угол прямоугольника будет зачерчен
Если пострадавший во время несчастного случая находился в нетрезвом (опьяненном) состоянии, то прямоугольник № 8 в правом верхнем углу будет также зачерчен.
Возраст пострадавших на дереве событий маркируется буквами русского алфавита:
возраст до 25 лет – на прямоугольнике № 1 сверху ставится буква «А»; до 40 лет (34%) – буква «Б»; более 40 лет (60%) – буква «В».
Стаж работы на дереве событий отражается буквами латинского алфавита, расположенными над прямоугольником № 2.
Буква «К» означает стаж работы до 1-го месяца, в том числе и пострадавшие приступили к работе без стажа.
Буква «L» – показывает стаж работы до 1,5 года (27,4%).
Буква «M» – стаж работы пострадавших – до 5-ти лет (21%).
Буква «N» – стаж работы до 25 лет (28,4%).
Буква «P» – стаж работы до 40 и более лет (7,2%)
Возрастная статистика говорит о том, что 40% пострадавших – это люди еще молодые – до 40 лет и более 40% пострадавших имеют стаж работы до полутора лет, т.е. это люди не обладающие достаточным профессиональным опытом.
Пример анализ причин производственного травматического происшествия методом построения «Дерева событий» приведен в Приложении А.
Цель и задачи деловой игры
Изучить методику расследования несчастных случаев на производстве, правовые основы взаимодействия всех участников производства, ответственных за безопасность труда.
Задачи игры научить:
- пользоваться при расследовании нормативно-техническими и руководящими документами, справочной литературой, а также правильно оформлять документы по расследованию несчастных случаев;
- определять причины несчастных случаев и разрабатывать организационные и технические мероприятия по устранению причин травматизма;
- правильно определять виды ответственности за нарушение правил охраны труда и порядок возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей.
2. Порядок подготовки к деловой игре
Студенты должны явиться на занятие, изучив материал лекций по соответствующей теме. Каждый студент должен заранее подготовить форму отчета в соответствии с Приложением Б.
Перед началом занятия каждый студент должен будет ответить на контрольные вопросы, заданные преподавателем. Перечень вопросов для самопроверки приведен в конце методических указаний. Студенты, не ответившие на контрольные вопросы или не подготовившие форму отчета, к деловой игре не допускаются.
Получение исходных данных
Всем играющим сообщается первая краткая информация о несчастном случае.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)
1. В чем заключаются обязанности работодателя при возникновении на его предприятии несчастного случая?
2. Кто входит в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве с временной утратой трудоспособности?
3. Кто входит в состав комиссии по расследованию групповых несчастных случаев, случаев с возможным инвалидным исходом и со смертельным исходом?
4. Какой срок отводится на расследование несчастных случаев с временной утратой нетрудоспособности, а также групповых, с возможным инвалидным исходом и со смертельным исходом?
5. Как оформляются материалы расследования несчастного случая с временной утратой трудоспособности?
6. Как осуществляется учет несчастных случаев?
7. В чей адрес направляется сообщение о последствиях несчастного случая?
8. В какие организации работодатель должен сообщать о происшедшем групповом несчастном случае, случае с возможным инвалидным исходом и со смертельным исходом?
9. Какие документы оформляются после расследования групповых несчастных случаев, случаев с возможным инвалидным исходом и со смертельным исходом?
10. Какие существуют виды инструктажей, кто и когда их проводит, их содержание?
11. Каков порядок обучения и проверки знаний при приеме на работу или при переводе на новую работу?
12. В каких случаях должна предусматриваться стажировка работника?
13. Какой существует порядок обучения и проверки знаний в ходе работы?
14. Когда и как осуществляется периодическая и внеочередная проверка знаний по охране труда?
15. Каким нормативным актом установлены правила возмещения вреда, причиненного работнику при выполнении им трудовых обязанностей?
16. В каких случаях работодатель несет ответственность за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая?
17. Какие виды возмещения вреда потерпевшему существуют по действующему законодательству и как определяются их размеры?
18. В каких случаях может устанавливаться смешанная ответственность?
19. В каких случаях и как осуществляется возмещение вреда в связи со смертью кормильца?
20. В течение какого срока производятся выплаты сумм в возмещение вреда?
21. Какие основные причины несчастных случаев можно отметить для производственных предприятий в целом?
22. Назовите действующие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению расследования несчастных случаев на производстве.
23. В чем заключаются обязанности работодателя при возникновении на его предприятии случая профессионального заболевания?
24. Кто входит в состав комиссии по расследованию возникновении профессиональных заболеваний на производстве?
25. Как оформляются материалы расследования профессиональных заболеваний?
26. Какими нормативными документами регламентируется расследование профессиональных заболеваний?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для бакалавров / С. В. Белов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 682 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др.: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 164 с.
3. Владимиров, В.А. Оценка риска и управление техногенной безопасностью / В.А. Владимиров, В.И. Измалков, А.В. Измалков. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. – 184 с.
4. Исаков, В.А. Безопасность производственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 2003. – 260 с.
5. Карначев, И.П. Анализ статистических показателей безопас-ности и охраны труда, используемых при исследовании динамики производственного травматизма / И.П. Карначев, Е.Б. Коклянов // Вестник МГТУ. – 2011. – Т. 14. – № 4. – С. 751–757.
6. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. – Введ. 2002-10-24. – Российская газета, № 3105, 18.12.2002 г.
7. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электрон-ный ресурс]: [утв. Ростехнадзор Приказ № 480 19 августа 2011 г.]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/12/09/texavarii-site-dok.html
8. Производственная безопасность: учебное пособие в 3 ч. – Ч. 1. / Е.В. Климова, О.А. Лубенская. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 157 с.
9. Радоуцкий, В.Ю. Производственная безопасность: учеб. посо-бие / В.Ю. Радоуцкий, Е.О. Партигул, В.В. Лядский. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005. – 528 с.
10. Словарь терминов официальных документов по безопасности / В.К.Шалаев. – М.: Некоммерческое партнерство «Группа компаний «Промышленная безопасность», 2012. – 744 с.
11. Трудовой кодекс РФ / Издательство: Сибирское университетское издательство, 2011. – 158 с.
12. http://www.consultant.ru/
Приложение А
ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА СОБЫТИЙ»
Травматическое происшествие возникло 21 октября 2005 г. в 15 ч. 20 мин. в организации МУП «Каменьтеплоэнерго» г. Камень-на-Оби с рабочим К.Б.Н. 37 лет и квалифицируется как несчастный случай с тяжелым исходом.
Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай:
Несчастный случай произошел при ремонте двигателя ГАЗ-53 А, принадлежащего МУП «Каменьтеплоэнерго». Данный автомобиль находился в ремонтном боксе гаража предприятия. Ремонтный бокс имеет в плане размеры 8,5×5,5 м. Пол в боксе бетонный, ровный. Автомобиль установлен над осмотровой канавой. Над разобранным двигателем находился свисающий с потолка светильник. В кузове было сумрачно, плохая видимость предметов.
Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю:
Нет.
Обстоятельства несчастного случая:
20 октября 2005 года при выезде из гаража водитель К.Б.Н. определил, что двигатель его автомобиля не исправен. С разрешения начальника автопарка Г.Б.Г., он загнал свой автомобиль в бокс на ремонт. Начальник автопарка определил объем ремонтных работ, которые должен был выполнить К.Б.Н., в данный объем работ входила необходимость полностью удалить охлаждающую жидкость двигателя.
Перед началом ремонта двигателя К.Б.Н. через патрубок радиатора спустил охлаждающую жидкость из двигателя, а затем вместе со слесарем начал разбирать двигатель автомобиля. Работу они начали 20 октября 2005 г. и закончили разборку на следующий день, то есть 21 октября 2005 г.
Разобрав двигатель, К.Б.Н. увидел, что в блоке двигателя еще осталась вода, и тогда он решил слить оставшуюся воду через сливной кран блока двигателя. К.Б.Н. не смог выполнить эту операцию, так как кран засорился, и его необходимо было прочистить. Перед проведение работ по ремонту двигателя, начальников автопарка Г.Б.Г. не оговаривался вопрос –какое приспособление или устройство применять для чистки сливного крана блока двигателя, если он засорился, хотя иногда это случалось. Для чистки сливного крана, если такое случалось, другие водители автомобилей использовали подсобные средства, что первое попадалось под руку. Поэтому для изготовления приспособления для чистки К.Б.Н. решил использовать проволоку, находящуюся у него в кузове. Подтянувшись в кузов, он нашел проволоку и потянул ее на себя за видимый конец. Кузов был недостаточно совещен, поэтому К.Б.Н. не видел, что второй конец проволоки был чем-то защемлен. От сильного рывка второй конец проволоки освободился и ударил по левому глазу К.Б.Н.
Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья:
Проникающее роговичное ранение левого глаза.
Рис. 1. Дерево событий несчастного случая
I – Ветвь сведений о пострадавшем:
1 – Профессия – Водитель автомобиля;
2 – Стаж работы по профессии – 15 лет 9 месяцев;
3 – Вводный инструктаж – проведен 26.04.05 г.;
4 – Инструктаж на рабочем месте (повторный) – проведен 03.10.05 г.;
5 – Стажировка – проведена с 12.09.05 г. по 13.09.05 г.;
6 – Обучение по охране труда – не требуется;
7 – Проверка знаний по охране труда – не требуется;
8 – Алкогольное опьянение – нет.
II – Ветвь опасных факторов в работе:
1 – Недостаточное освещение рабочей зоны;
2 – Защемление упругого предмета (проволоки);
3 – Ударное столкновение упругого предмета с телом человека под воздействием внешних сил.
III – Ветвь причин несчастного случая:
1 – Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении необходимыми устройствами при проведении ремонтных работ, чем нарушены п. 2.1.1.2 ПОТ РМ – 027-2003 и п. 2.9 должностной инструкции;
2 – Недостатки в подготовке к работе пострадавшего, нарушен приказ директора предприятия № 218-П от 16.09.05 г.
IV – Ветвь виновных в происшествии:
1 – Начальник автопарка Г. неудовлетворительно организовал производство работ по ремонту автомобиля;
2 – Директор предприятия не обеспечил контроль по допуску к работе работников, не прошедших проверку знаний по охране труда.
V – Ветвь мероприятий по устранению причин несчастного случая:
1 – Провести проверку знаний по охране труда работников гаража;
2 – Ознакомить рабочих под роспись о применяемых приспособлениях при ремонте машин.
Приложение Б
ОТЧЕТ
по деловой игре
«Расследование несчастного случая на производстве»
Студент _____________________ Группа ___________________
Цели расследования
___________________________________________________________
1. Первые исходные данные о несчастном случае
(привести краткую информацию о происшествии и определить необходимость расследования)
Материалы расследования
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению практических занятий по дисциплине
«Расследование и учет несчастных случаев на производстве»
для бакалавров по направлению подготовки
280700 Техносферная безопасность
профилю – Безопасность технологических процессов и
производств
Составитель: Климова Елена Владимировна
Подписано в печать Формат 60´84/16. Усл.печ.л. Уч-изд.л.
Тираж экз. Заказ Цена
Отпечатано в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова
308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению практических занятий по дисциплине
«Расследование и учет несчастных случаев на производстве»
для бакалавров по направлению подготовки
280700 Техносферная безопасность
профилю – Безопасность технологических процессов и производств
Белгород
2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Утверждено
научно-методическим
советом университета
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к проведению практических занятий по дисциплине
«Расследование и учет несчастных случаев на производстве»
для бакалавров по направлению подготовки
280700 Техносферная безопасность
профилю – Безопасность технологических процессов и производств
Белгород
2014
УДК 658.382(07)
ББК 65.247я7
М 54
Составитель: канд. техн. наук, доц. Е. В. Климова
Рецензент: д-р техн. наук, проф. А. Н. Лопан
ов
К 49 | Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Расследование и учет несчастных случаев на производстве» для бакалавров по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность профилю – Безопасность технологических процессов и производств/ сост.: Е. В. Климова – Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. – 28 с. |
Настоящие методические указания содержат общие требования к содержанию, структуре, оформлению и курсовой работы по дисциплине «Расследование и учет несчастных случаев»; порядок проведения деловой игры; вопросы для подготовки к итоговой аттестации (зачету).
Издание предназначено для бакалавров по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профилю «Безопасность технологических процессов и производств».
Методические указания публикуются в авторской редакции.
УДК 69.05.(07)
ББК 38.7-08я7
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………….…………………………. 5 Методические указания к выполнению курсовой работы …………………………………………………… 6 Порядок выполнения деловой игры…..……………….......... 14 Вопросы для подготовки к итоговой аттестации (зачету) …………………………………………….......... 19 Библиографический список ………………………………..... 21 Приложение А ………………………………………………... 22 Приложение Б ………………………………………………… 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Расследование и учет несчастных случаев» в соответствии с учебным планом направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профиля «Безопасность технологических процессов и производств» относится к специальным дисциплинам.
В процессе изучения данной дисциплины студен
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.012 с.)