Название методики,
автор
| Класс,
Возраст
| Характеристика диагностических показателей
| Источник
|
Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н.
Костроминой
| 6-9 классы
| Рассчитана для подростков 12-15 лет с целью прогноза успешности в обучении. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, заданную скорость выполнения, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков
| Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А. Реана. СПб.2003,стр.388-389
|
Опросник Айзенка подростковый
| 5-9 классы
| Выявление особенностей темперамента ребенка: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, определяется так же достоверность результатов
| Альманах психологических тестов. Сост. Римские Р.Р. и С.А., М., 1995, стр. 229-232
|
Учебная мотивация.
Методика М. Лукьяновой
| 7,9,11
классы
| Методика позволяет выделить уровень учебной мотивации, а так же её составляющие: личностный смысл учения, целеполагание, виды мотивов, их уровень. Методика позволяет получить данные о преобладании внутренних или внешних мотивов учения, Стремление к успеху в учебной деятельности или избегание неудач, реализацию мотивов в учебе. Рассчитана на подростковый и юношеский возраст
| Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования//Народное образование №8, 2001, стр. 77-89
|
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (CFIT)
| От 8
лет
| Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.п.).
Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Тест измеряет, в какой степени ребенок способен к невербальному схватыванию проблем и их решению. По результатам тестирования с помощью таблицы возрастных норм определяется IQ. Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности
| 1.Альманах психологических тестов, М., «КСП», 1995., стр. 47 –84
2.Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). Спб., ИМАТОН, 1994
|
Тест – опросник Шмишека
| С 6 класса
| Предназначен для выявления акцентуации личности. Термин «акцентуированные» личности занял место между психопатией и нормой, т.к. в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер. На основании данных строится «профиль личностной акцентуации»: акцентуации характера (педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)
| Альманах психологических тестов, М.,2КСП»,1995, стр. 190 –205
|
Методика
«Карта интересов»-40
|
| «Карта интересов» для младших подростков содержит 40 вопросов по 8 видам деятельности: точные науки, техника, география, литература, педагогика, история, биология, сфера обслуживания
| Профессиональная диагностика. Выпуск 1, часть 1, сост. Тябин А.Д., Малова Т.И., Пермь, 1998, стр. 11-14
|
Коммуникативные и организаторские способности (КОС), разработанная В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным
|
| Направлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения, стремление к участию в общественной работе, инициативность и т.п.)
| 1.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998., стр.581-583
2. Хрусталева Т.М. Психология педагогической одаренности. Пермь, 2003. стр.152-154.
|
Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» в модификации А.М.Прихожан
|
| Методика основана на непосредственном оценивании учащимися ряда личностных качеств. На вертикальных линиях испытуемые отмечают уровень развития качеств
| Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998, стр. 51-54
|
М.В.Матюхина
Определение доминирующих мотивов учения школьников
| С 1 класса
| Методика выявляет наименее (наиболее) осознаваемые мотивы учения.
21 вопрос.
| Курсы при ПКИПКРО, октябрь 2007 г.
|
Анкета по типам интеллекта
| С 7 класса
| Анкета содержит 28 вопросов, позволяет ученику определить развитие у себя выделенных автором 7 типов интеллекта Прилагается краткая характеристика каждого типа (лингвистический, математико-логический, визуально-пространственный, музыкальный, межличностный, кинестетический, внутриличностный) и рекомендуются виды деятельности
| Портфолио ученика средней школы/авт-сост. И.Г.Юдина.
Волгоград: Учитель
2008, стр. 98-101
|
Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е.Туник и адаптированный и модифицированный вариант теста С.Медника (тест отдаленных ассоциаций)
| С 5
лет
| Она представляет собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса. Время проведения тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.
| Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, стр. 48-61.
Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Москва, 1998, стр. 162-163
|
Тулуз-Пьерон
Диагностика минимальных мозговых дисфункций
| С 6
лет
| Тест применим для широкого возрастного диапазона, в частности, для школьников, начиная с 6 лет по 11-й класс включительно.
Проводится в групповой форме, группа должна быть не менее 10 человек для школьников.
Общее время работы для учащихся – 15-20 минут.
Имеются ключи и нормы для обработки результатов.
| ИМАТОН, Санкт-Петербург, 1997 год
|
Бузин В.Н.
Адаптация теста Вандерлика.
Краткий отборочный тест (КОТ)
| С 6 класса
| Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. (По Зейгарник: «обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности»).
Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-ой класс общеобразовательной школы (12-13 лет).
50 заданий.
Время предъявления – 15 минут.
| 1.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996 г.
2. Волочков А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика), Пермь,2002, стр. 63-69
|
Методика А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
| С
5 класса
| Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс.
| Ильин Е.П,
Мотивация и мотивы. Спб: Питер., 2000, стр. 382-383.
|
Тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра (IST)
| С 13
лет
| Предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей от 13 лет. Имеет две параллельные формы, каждая из которых состоит из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Имеются ограничения времени на выполнение каждого субтеста.
| 1. Л.А. Ясюкова.Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. Спб., «Иматон», 2002.
2.Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиаг-
ностика личности. Псков, 1994, стр. 153-176
|
Тест Дж. Гилфорда
Диагностика социального интеллекта
| С 9
лет
| Позволяет измерить уровень социального интеллекта в целом, а так же оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия)
| Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство, Спб, «Иматон», 2006
|
Опросник
Мини –мульт (сокращенный вариант ММРI)
|
| Адаптация ММРI была проведена в институте им. В.Н. Бехтерева Ф.Б.Березиным и М.П. Мирошниковым. Мини- мульт содержит 71 вопрос,11 шкал (3 оценочные и 8 базисных). В результате выявляются различные особенности личности: астено-невротические, социопатические, склонность к аффективным реакциям, тревожно- мнительность, эмоциональная отчужденность, гипертимность, активность, возбудимость.
Время проведения не ограничивается
| 1.Психологические тесты сост. Ахмеджанов Э.Р. М., 1995, стр.39-46
2. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара,1998, стр. 261-269
|
Методика
«Карта интересов»-78
модифицированный вариант методики А.Е. Голомштока
|
| Предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. – содержит 78 вопроса, 13 видов деятельности.
| Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. М,1996.,стр299- 311
|
Э.Ф.Замбицявичене
Методика для определения уровня умственного развития детей
| С 7
лет
| Тест применяется с детьми, начиная с 7-ми летнего возраста.
Может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
Методика состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Имеются ключи к заданиям и уровни успешности.
| 1.Альманах психологических тестов, Москва, издательство «КСП», 1996 год
2.Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/сост. Т.Г. Макеева. Ростов н/Д: Феникс,2008.
|
ШТУР –школьный тест умственного развития
| 11-14
лет
| Служит для изучения интеллектуального развития детей и подростков. В основе теста лежит школьная программа, учитываются три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естествен- но-научный, физико-математический. Включает в себя 6 субтестов: осведомленность (2), аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. Позволяет оценить так же зону ближайшего развития ребенка.
| Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. Спб.2002.Приложение
|
Исключение понятий
| 1-2
класс
| Ребенку предлагается выделить одно неподходящее понятие и объяснить по какому признаку он это сделал. На основе методики делается вывод о сформированности понятийного мышления
| Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психо
лога. 1-4 классы. М.2008
|
Методика «Палитра интересов»
| 6-10
лет
| Позволяет получить первичную информацию о направленности интересов ребенка.
| Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург.2004
|
Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта
| С 8
лет
до16 лет
| Тест состоит из 12 субтестов, которые образуют вербальную и невербальную подгруппы.
Тестирование проводится индивидуально, ответы оцениваются в вербальной подгруппе по содержанию, в невербальной по содержанию и скорости выполнения задания.
| Филимоненко Ю.И.
Тимофеев В.И.
Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) методическое руководство.
Спб., Иматон.2001
|