Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Летописи на украине в 14-1 пол 17 века
Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В 14—15 вв. оно вновь развивается. От 14 в. летописание вошло в новые сутки — составление загально-руских сводок. Так появились Лаврентиивский летопись (бл. 1377), Ипатский летопись (поч. 15 в.) и много, др., которые дошли до нашего времени в более поздних списках и здебильша были выданы в «Ииолном собрании русских летописей» 1-26 (1841-1959). Староруска летописная традиция в 14— 16 вв. продолжалась в Лит.-Руській государству, гол. на Беларуси, которая менее всего потерпела от пап. опустошение. Поэтому Л. этих суток имеют название лит. или зах.-руських Л. Из многих списков (13), опубликованных в «Полном собрании русских летописей» (тт. 16—17), для укр. историографии большее значение имеют; Супрасльский летопись, скомпилированная в 1520 г. из разных ист. источников, Л. Биховця (кон. 16 в.), Баркулабивский Л. (кон. 16 — поч. 17 в.), составленный в с. Баркулабови бы. Могилева, что, кроме ист. событий подает ведомости о деятельности церк. братств. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12—15 вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой Л. старшего и младшего изводов (см. Новгородские летописи). Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13—14 вв.; младший извод дошёл в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, ПСРЛ, т. 3). В Пскове (см. Псковские летописи) летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4—5; Псковские летописи, в. 1—2, 1941—55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т. 15) и Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в. 1). В Ростове летописание велось при дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в том числе в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, т. 23). Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись начала 15 в. (исчезла при московском пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке 16 в. (ПСРЛ, т. 18). Троицкая Л. кончается 1409 (М. Д. Приселков, «Троицкая летопись. Реконструкция текста», 1950). Для составления её были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой Л. подчёркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в конце 15 в., была так называемая Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (конец 15 в.).
Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, «Софийский временник», появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в конце 15 — начале 16 вв. Особенно известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7—8), кончающаяся на 1541 (составление основной части Л. относится к 1534—37). В неё включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, т. 20), включившую в свой состав «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», до 1560. При дворе Ивана Грозного в 40—60-х гг. 16 в. был создан Лицевой летописный свод, т. е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании «Хронографа» и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название «Царственной книги». Текст лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи (ПСРЛ, т. 9—13), представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ, т. 26). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — «Книга степенная царского родословия» (ПСРЛ, т. 21) и «История о Казанском царстве» (см. «Казанский летописец», ПСРЛ, т. 19).
Гу́стынская ле́топись — русская летопись начала XVII века, составленная в Густынском монастыре (в с. Густыня, Черниговская область).
Оригинал Густынской летописи не сохранился. Авторство и время написания достоверно не установлено. Один из исследователей летописи А.Ершов выразил мнение, что летопись составил в 1623—1627 гг. культурный и церковный деятель Захария Копыстенский. Сохранился список, переписанный в 1670 году иеромонахом Густынского монастыря Михаилом Лосицким. В предисловии к Густынской летописи переписчик подчёркивает значение для человека исторических традиций её народа, призывает распространять исторические знания. Наиболее известны списки XVII в.: Густынский, Мгарский и Архивский. Первая часть летописи близка по содержанию к Ипатьевской летописи, 2-я (самостоятельная) часть, охватывающая события 1300—1597, отличается краткостью[1]. Летопись содержит изложение русской истории со времён Киевской Руси до 1597 года включительно и имеет название «Кройники». Автор использовал старорусские, польские, литовские, византийские и другие известные ему летописи и хроники, сделав на полях ссылки на источники, из которых он позаимствовал фактический материал. Летопись написана языком, близким к тогдашнему древнерусскому народному языку. Описание ранних событий отмечено неточностями и искажениями; в историографии эта часть летописи характеризуется как «сомнительная по источникам компиляция»[2] и «весьма поздняя компиляция с притязаниями на учёность» Летопись Самовидца[1] — казацкая летопись, написанная на староукраинском языке, одно из фундаментальных источников по истории Восточной Европы XVII века, в частности периода Хмельничины и Руины. Написанная очевидцем событий, выходцем из старшины Войска Запорожского. По заключению профессора Владимира Антоновича — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью. Оригинал Летописи не дошёл до нас. Сохранилось несколько списков, сделанных в XVIII веке или позже. Древнейшие и самые полные — это списки Г. Искрицкого (первая половина XVIII века) и Якова Козельского (второй половины XVIII века), которые и положены в основу научных публикации этого памятника. Впервые, получив его от Пантелеймона Кулиша (от него и название Летописи Самовидца), опубликовал Летопись, Осип Бодянский (1846); более научно подготовленное издание Киевской Археографической Комиссии под редакцией и вступительной статьей Ореста Левицкого (1878), переиздан Институтом истории АН УССР (1971) и «Harvard Series in Ukrainian Studies» (1972).
украинская мемуарная литература 16-17 веков Мемуары (фр. m?moires - воспоминания) - повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Мемуары делятся на три категории: объектные, цель и смысл которых лежит в воссоздании объекта авторского внимания, то есть событий, ситуаций, людей; субъектные, главный интерес которых направляется на фигуру автора; воспоминания, органично сочетают в себе оба подхода. История украинской мемуаристики насчитывает несколько веков. Ее истоки - в автобиографических элементах литературы Киевской Руси («Поучение детям» Владимира Мономаха). Как самостоятельная жанровая форма мемуары появляются в начале 18 в. («В память детям своим и внукам, и всему потомству» Ильи Турчиновского).
Писатели и мемуаристы Украины 18-го столетия, писали уже на „книжном" языке общероссийском, очищенном от польских и латинских слов, чем отличался „книжный" язык Украины-Руси до Воссоединения Яков Андреевич Маркевич (1696 - 1770) - украинский писатель-мемуарист, государственный деятель гетманщины. Один из образованнейших людей своего времени. Выдающимся произведением Якова Маркевича является его «Дияриуш» («Дневник»), охватывающий 1717-1767 гг и содержит материал для политической, социально-экономической и культурно-бытовой истории Гетманщины. В наследство Якову Андреевичу досталась Полуботкова «Хроника» - летопись событий в Украине. Яков взялся ее продолжать. А затем вплоть до 1767 года ведет и собственный дневник. События, описанные им в Ромнах, Глухове, Сварково - десять больших томов - представляют бесценный материал для исследователей истории не только Сумщины, но и всей Украины. В XVII в. появилось много мемуаров («Диариуши» С. и Б. Маскевичей, Обуховичей, А. Каменского-Длужика, воспоминания Я. Цадровского, С. Незабитовского, записи о военных походах Я. Сапеги и др. Возродился жанр проповеди (в творчестве С. Зизания, И. Потея, Л. Карповича, М. Смотрицкого)[ Одним из первыхпроизведений украинской мемуарной прозы стали воспоминания киевлянина Богдана Балыки «О Москве и о Дмитрии, царька московскоголожного», рассказывающие о походе польского войска на Москву в1612
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.01 с.) |