Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психологии Как наукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИИ по дисциплине «Социальная психология» преподаватель: Макеева Ольга Викторовна студент ___________________________________________ группа _____________ специальность: 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства Минусинск, 2016 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области социальной психологии. Задачи: - развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы; - научить использовать знания в области социальной психологии в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций; - продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов; - сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
В результате освоения дисциплины обучающийсядолжен уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - закономерности общения; - социально-психологические феномены группы и общества; - пути социальной адаптации личности. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы 5.1. Техник-электрик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Техник-электрик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями (уметь применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности). ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива (знать закономерности общения). ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями (уметь использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения). 5.2. Техник-электрик должен обладать дополнительными ко мпетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ДК 1. Обеспечивать эффективное общение в профессиональной деятельности с учётом знаний об особенностях личности, коллектива, межличностной коммуникации. ДК 2. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации, корректировать и управлять конфликтом Отрасли психологии
Содержание психики
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Длятся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Виды ощущений: слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные.
Виды восприятия: первичное, вторичное, произвольное, непроизвольное, личное, социальное.
Виды воображения: репродуктивное, продуктивное, произвольное, непроизвольное, конкретное, абстрактное.
Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
Виды памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.
Виды мышлени я: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Виды речи: устная, письменная Мышление + Память + Восприятие = Интеллект II. ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ. Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения. Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий. Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Психические состояния - устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время. Они определяют уровень работоспособности психики человека в каждый данный момент времени.
Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование. В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество компонентов: ¾ на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.; ¾ в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи; ¾ в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях; ¾ в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.; ¾ на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.; ¾ на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их. ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автоматически, без особых затрат умственной и двигательной энергии. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, определяющие поведение и деятельность данного человека. 1. Задатки (что человеку дано на физическом уровне?); 2. Способности (что может человек?); 3. Темперамент (как человек действует?); 4. Характер (как проявляется человек?); 5. Направленность (что хочет человек?).
Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени. Задатки – это анатомо-физиологические предпосылки для развития способностей. Они определяются генным набором человека, строением мозга и тела. Их необходимо учитывать при воспитании человека (голубые глаза, левша, правша, наличие музыкального слуха) Задатки они статично, что дано, то дано. Задатки показывают себя через способности. Способности можно развивать. Способность – это свойство личности, характеризующие скорость и лёгкость приобретения навыков. Они являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности. Они проявляются в деятельности. Холерик.
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
Структура характера Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. 1. Отношении к себе, самооценка (Я) – скромность, самовлюбленность, самокритичность, требовательность, самоуверенность, гордость, смирение; 2. Отношении к другим людям (ТЫ) - общительность, замкнутость, правдивость, лживость, жёсткость, тактичность, грубость, доброжелательность, доверие, верность, грубость, вежливость, чуткость; 3. Отношение к миру, обществу (ОНИ) – смелость, настойчивость, жизнерадостность, доброта, недоверие миру. 3. Отношении к деятельности и к его результатам (ТРУД) - ответственность, недобросовестность, трудолюбие, леность, настойчивость, щедрость, жадность, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость, организованность, усидчивость.
Резюме: 1. Личность присуща каждому человеку; 2. Личность есть то, что отличает человека от животных; 3. Личность есть индивидуальная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Ролевые конфликты При выполнении социальных ролей иногда возникают ролевые конфликты. Эти конфликты могут быть: 1. Внутриролевые; 2. Межролевые; 3. Личностно-ролевые. К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого конфликта является перераспределение функций, на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать — смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо. Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Например, двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин на работе и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.). Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: «Не по Сеньке шапка». У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Практическое задание по теме «Социальный статус» 1. Опишите свой социальный статус в соответствии с классификацией предложенной в лекции: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Выберите любого известного человека и опишите его статусный набор:______________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Дополните статусную пару: учитель - ___________, ________________ - подчинённый, родитель - ______________, пассажир - _____________, продавец - ___________, отец - ____________, командир - _________________, мужчина - __________________, студент - ____________________, жена - ____________. 4. Перечислите ролевые атрибуты для следующих профессий: Педагог ________________________________________________________________________________ Врач __________________________________________________________________________________ Водитель ______________________________________________________________________________ Бухгалтер ______________________________________________________________________________ Оценка: ____________________________ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Социальный контроль - это контроль общества за поведением человека. Общество ждёт от человека, чтобы он вёл себя так, как принято в этом обществе. Таким образом, формируется «Социальный тип личности» - это типичное поведение, которое несет в себе человек, принадлежащий той или иной социальной группе. База для социального контроля: 1. Экспектации – это косвенные требования и ожидания окружающих по отношению к человеку. Например, мать ожидает от своего ребенка, что после окончания школы он поступит в университет. Она может даже и не говорить об этом, но ребенок точно знает ожидания матери и старается их оправдать. 2. Социальные нормы - это образцы, которые предписывают, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чем дольше существует группа, тем более стабильными и жесткими являются нормы. Так, группа абитуриентов почти не имеет устойчивых норм. А группа старшекурсников имеет. Поэтому в группе абитуриентов социальный контроль слабее. Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». Разновидности социальных норм: ¾ Обычаи и традиции — правила поведения, повторяющиеся из поколения в поколение; ¾ Моральные нормы — оценка поступков по принципу добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм - общественное осуждение и муки совести; ¾ Нормы этикета — формальные правила поведения в конкретных ситуациях. ¾ Правовые нормы — требования, закрепленные в законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением; ¾ Эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам; ¾ Политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах; ¾ Религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях; ¾ Корпоративные нормы — правила поведения в организациях. СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ
Санкция – это процедура при помощи, которой поведение человека приводится к норме, установленной в социальной группе. Санкция – это важнейшая мера социального контроля. Виды санкций: 1. Негативные – направлены против человека, нарушившего социальные нормы. 2. Позитивные – направлены на одобрение человека, соблюдающего социальные нормы (поощрение, одобрение, похвала). 3. Формальные – налагаются официальными органами и их представителями (ОВД, суд). 4. Неформальные - предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д. Типы санкций
Соблюдение норм и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Если у нормы нет сопровождающей санкции, то норма перестает регулировать реальное поведение и не может быть элементом социального контроля. Один и тот же человек может получить одновременно несколько разных санкций, противоречащих друг другу. Например, ученик на уроке может одновременно получить отрицательную формальную санкцию от учителя и положительные неформальные санкции от своих одноклассников. В семье и в обществе очень важно согласие относительно применяемых санкций. Важно, чтобы санкции были стабильными и длительными. Если в обществе санкции часто меняются и нет согласия по поводу их применения, то на психологическом уровне человек чувствует себя совершенно незащищенным. Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте описание-характеристику социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).______________________________ Кто осуществляет?_______________________________________________________________________ Какие негативные формальные санкции?____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Какие позитивные формальные санкции?____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Какие негативные неформальные санкции?____________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Какие позитивные неформальные санкции?___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2. Ответы на вопросы: - Как называются ожидания других людей? __________________________________________ - Формальные правила поведения в конкретных ситуациях? ____________________________ - Какие санкции более эффективны? ________________________________________________ - Что обеспечивает выполнение социальных норм? _____________________________________ Оценка: ____________________________ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Сущность процесса социализации: человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его в своей жизни. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и влияющие на процесс социализации и направляющие его. Типы социализации
Механизмы социализации Социализация человека происходит посредствоммеханизмов социализации. Механизмы социализации – это способы сознательного или бессознательного усвоения социального опыта. 1. Подражание -- стремление человека к повторению поведения других людей. Очень хорошо это иллюстрируют детские сюжетно-ролевые игры (дочки-матери). 2. Полоролевая идентификация - усвоение человеком психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения. 3. Социальная оценка желаемого поведения. Это результат социального контроля со стороны окружения и общества. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. 4. Конформность - это некритическое принятие господствующих в обществе стандартов, норм и правил. Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При чрезмерном развитии конформности она становится внутренней, т.е. индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные. Такой человек почти в буквальном смысле слова «не верит глазам своим» и часто идет за другими даже тогда, когда их ошибки очевидны. 5. Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом. Ресоциализация - усвоение новых норм взамен старых. Десоциализация – утрата личностью навыков социального поведения. Практическое задание по теме «Социализация» Функции семьи
Функции школы
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Межли́чностные отноше́ния — это все взаимодействий между людьми. Виды: 1. Официальные и неофициальные; 2. Деловые и личные; 3. Рациональные и эмоциональные; 4. Субординационные и паритетные. Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. ПРИМЕР _____________________________________________________________________ Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. ПРИМЕР ____________________________________________________________________ Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива. Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Виды личных отношений: Знакомство — это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу. Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды. Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности. Аттракция Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Выделены различные уровни аттракции: - симпатия, - дружба, - любовь. Следует выделять следующие законы аттракции: 1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу. 2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Способность общаться друг с другом — одно из величайших приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни постоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, развивая коммуникативную компетентность. Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как потребность в еде, одежде, воде и т.п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т.е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. В современном обществе постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.
Слово «общение» происходит от латинского «communis», означающего «общество, община, общий». Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными: 1. Цель удовлетворить потребность в общении - общение выступает самоцелью. 2. Цель решить рабочие задачи (производственные, коммерческие, научные и т.д.) – деловое общение. 3. Поделиться с другими своим опытом и чувствами, проблемами – личное общение. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной: 1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. 2. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного пространства. 3. Перцептивная сторона общения — процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Полноценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Функции общения Социальные функции общения ¾ Организация совместной деятельности. ¾ Управление поведением и деятельностью. ¾ Контроль деятельности другого человека.
Формы общения Формы общения классифицируются на основе разных критериев. 1. По направленности общения: ¾ общение по вертикали, например между родителями и детьми, начальником и подчиненными;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.146 с.) |