II .Актуализация и мотивация знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II .Актуализация и мотивация знаний



Ход урока

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

II.Актуализация и мотивация знаний

Здравствуйте, ребята сегодня мы будем изучать творческий путь писателя и поэта Ивана Бунина. Обратимся к эпиграфу.

«Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи».

Ю. В. Трифонов

Ребята, как вы понимаете смысл представленного на доске эпиграфа?(ответы учеников)

III.Изучение нового материала

 

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).

Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.).

Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Итак, перейдём непосредственно к творчеству Ивана Бунина, а точнее, к особенностям его прозы.

Какова тема произведения?

Жизнь и смерть, нищета и роскошь, в описании этого героя, зря прожившем свою жизнь, отображает мировосприятие всего общества, разделенного на классы. Высшее общество, обладающее всеми материальными ценностями, имеющие возможность купить все, что только продается, не имеют самого главного – духовных ценностей.

Молодцы! Теперь переходим к поэзии Бунина.

Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом, деятельность которого особенно интенсивно развивалась в предреволюционные годы. Творческий путь Бунина-поэта не был подвержен столь резким качественным изменениям, как путь Бунина-прозаика.

Бунин-поэт исключительно точен в словоупотреблении, образы его характеризуются определенностью и конкретностью, лишены какой бы то ни было импрессионистической расплывчатости, не говоря уже о той «многозначности», которую считали необходимой особенностью поэзии теоретики и практик символизма. Оценивая свой творческий метод, Бунин писал: «Сравнения, всяческие одушевления должны диктоваться величайшим чувством, меры и такта, никогда не должны быть натянуты, пусты, «красивы» и т. д. Я почти всегда очень точно говорю то, что говорю, и до смерти буду учиться этому». Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую прозаическую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность.

Природа в стихах Бунина – неизменный источник гармонии и оптимизма. Автор уверен, что только в единении с природой, в полной слиянии с ней человек может почувствовать свою связь жизнью вселенной.
Лучшим поэтическим произведением Бунина является поэма «Листопад» (1901), отмеченная Пушкинской премией. В ней четко выявились все особенности бунинского поэтического «слога» - детализация, лаконизм, удивительная точность, образность и поразительное многообразие красок и оттенков:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Бунин занимает особое место среди современных поэтов. Его мало коснулись модернистские течения, он остался в стороне от модных декадентских журналов, всегда был чужд изысканной нарядности, вычурности и крайностей, которые завоевали себе прочное место в поэзии недавнего прошлого. Он - верный хранитель пушкинской традиции. Простота и ясность - основные качества его стиха. Глубокая искренность и спокойная вдумчивость - главные свойства его души. Он свободен от чувства самовлюбленности, не кичится тем, что над миром видимых воздвиг мир своей собственной фантазии, заменил природу своими переживаниями и капризами. В его поэзии нет обоготворения своего собственного "я", нет горделивых проклятий людям "живущим во тьме", нет столь обычных противопоставлений поэта толпе.

Задание по группам. Класс делится на 4 группы. Необходимо проанализировать и представить стихотворения: «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Метель».

«Вечер» - в начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

«Осень» - основное внимание в данном произведение, привлекает его необычная специфика. Стихотворение написано трехстопным хореем. Нужно отметить, что данное направление является довольно таки редким для русской литературы.

Стихотворение получилось очень красивым, нежным и запоминающимся.

Что касается различных литературных приемов, то они естественно здесь есть. Иван Алексеевич использовал большое количество различных литературных приемов, чтобы сделать произведение ярким, красочным и мелодичным. Так здесь можно найти и метафору, и олицетворение, и эпитеты, и красочные прилагательные. Все вышесказанные литературные приемы воедино собирает перекрестная рифма, которая как раз таки добавляет мелодичности.

Вообще тема осени выбрана не случайно. У каждого автора, поэта было свое любимое время года. Иван Алексеевич предпочитал осень, считая, что в ней есть какая-то тайна, загадка, иллюзия.

«Полевые цветы» - в этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Раскрывает он эти темы через описание цветов и их противопоставление. В начале стихотворения предстают перед читателем во всем своем блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. Они были взлелеяны человеком. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их и солнечные лучи, не ведали они многих красот, в отличии от тех цветов, что выросли на природе.

И тут автор говорит о братьях и сестрах заморских цветов, растущих на полях его родины. Первое, что звучит здесь, - это бесконечные восхищение и любовь к своему, русскому, родному.

Через тему природы высказывает автор свое отношение и к истинной красоте. По его мнению, это та, которая не взлелеяна целенаправленно. Истинная красота кроется в привольном своем развитии, проявлении и скромности.

Полевые цветы росли на лоне природы и им знакомы и все неприятности ее, и, вместе с тем, немало чудесных мгновений пережили они. Их взрастила сама весна, являющаяся в стихотворении олицетворением красоты и дыхания жизни. Не зря автор одушевляет цветы: они видят, говорят.

Их взору предоставлен бесконечный небесный простор, а не стекла теплиц. Вместо искусственных огней видят полевые цветы над собой таинственный звездный узор.

Поэтому и веет от них неоценимой красотой. Они приятны взору и способны затронуть душу. В них есть то, чего нет в искусственно выращенных собратьях – искорка жизни. А она всегда прекрасна. В месте с этим, они скромны. Они не бросаются в глаза своей пышностью и холеностью.

В этом и заключается истинная красота. Не только к миру цветов можно отнести эту мысль. Она касается многого: и людей, и их творений и деяний.

«Метель» - с первых строк можно увидеть волшебный мир, который полностью заглатывает читателя своей красотой. Сказочный персонаж Мороз, бродит по лесу и описывает его красоту. В стихотворении лес покрыт снегом, под белой пеленой он стает устрашающим и грозным. Вся эта кутерьма зависит от метели, она же создает некоторое беспокойство. Метель может замести следы и сбить с дороги путников. Каждый человек сможет заблудиться в таинственном лесу и замерзнуть.

Сельская местность описана как теплый семейный очаг, в котором всегда будет гореть огонь, и греть любовь. Автор передает это зимнее настроение и смягчает свои строки. Мороз в это время может обходить свои владения, но он не заберется в дом. Если это произойдет, то его величество начнет таить. Поэтому поэт в своих строчках подчеркивает тонкую нить зимы и долгожданный приход весны.

IV.Итог урока

Слово учителя:

А закончить знакомство с творчеством Ивана Бунина хочется словами С.И.Воронина: «Бунин – явление редчайшее. В нашей литературе, по языку – это та вершина, выше которой никому не подняться.
Сила Бунина ещё и в том, что ему нельзя подражать. И если можно у него учиться, то только любви к родной земле, познанию природы, удивительной способности не повторять никого и не перепевать себя, – это ведь тоже относится к эмигрантскому периоду. И самое главное – люди, русские люди, которых он знал, любил, с которыми не расставался и отставил нам в наследство».

VI.Рефлексия

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я почувствовал, что…

у меня получилось....

VII. Домашнее задание:

Ход урока

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

II.Актуализация и мотивация знаний

Здравствуйте, ребята сегодня мы будем изучать творческий путь писателя и поэта Ивана Бунина. Обратимся к эпиграфу.

«Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи».

Ю. В. Трифонов

Ребята, как вы понимаете смысл представленного на доске эпиграфа?(ответы учеников)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.025 с.)