Обязательный и инициативный аудит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательный и инициативный аудит



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы аудита»

 

для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

 

Одобрено

Учебно-методическим

Советом университета

 

Составили: Спиридонова Е.Е., Волкова А.А.

 

 

Тольятти 2010

Конспект лекций по дисциплине «Основы аудита» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 080105.65 «Финансы и кредит», утвержденного Министерством образования и науки РФ.

 

Составил: к.э.н., доцент Спиридонова Е.Е., ст.преподаватель Волкова А.А.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Протокол №_____ от «____»________________2010г.

Зав. Кафедрой «БУАиА» д.э.н., профессор______________ Васильчук О.И.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании научно-методического совета

специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

Протокол №_____ от «____»_______________2010г.

Председатель НМС к .э.н., доцент ________________________ Несмеянова Н.А.

 

 

 

Содержание

 

Введение Тема 1. Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики. Задачи, направления аудиторских проверок, состав пользователей материалов аудиторских заключений, их направленности и содержания Тема 2. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно – бухгалтерской экспертизы. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Роль международных и национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности Тема 3. Виды аудиторских проверок и аудиторских услуг. Сущность и методы обеспечения качества аудиторских проверок. Профессиональная этика аудитора.  Тема 4. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок Тема 5. Планирование и программа аудита. Понятие существенности и риска в процессе аудиторской проверки. Система организации внутреннего контроля. Аудиторская выборка Тема 6. Аудиторские доказательства и документы Тема 7. Особенности организации аудиторской деятельности при сопровождающем (консультационном) аудите Тема 8. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм. Выбор основных направлений аудиторской проверки Тема 9. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации Тема 10. Виды и порядок подготовки аудиторских заключений Библиографический список                                            Приложение 1                                                                                            Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 4 6     11     16     20   21     27 32   33     36   40 44 46 47 49 52

 

                                                                      

 


Введение

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В России аудит появился в начале 90-х годов. Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно- правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в Российской Федерации. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. И в отличии от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации.

Важная особенность аудита – соблюдение определенных формальных процедур: планирование работы, ее документирование, поиск аудиторских доказательств и т.п. Именно соблюдение определенных формальных моментов позволяет аудиторам брать на себя ответственность, высказывая профессиональное мнение о достоверности информации, содержащейся в отчетности.

В рыночных условиях информация о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятий является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия собственных решений.

Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует  объективная потребность в независимой оценке аудиторами-специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и официальное разрешение на право оказания таких услуг.

Аудит можно отнести к важнейшему средству контроля в процессе финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности субъектов всех организационно-правовых форм, сферы государственного бюджета, внебюджетных институтов. Профессия аудитора является общественно значимой. Инвесторы, кредиторы и другие члены делового сообщества, а также общественность полагаются на профессиональное суждение аудиторов по различным вопросам финансового учета и отчетности, менеджмента, права и налогообложения.

Целью учебной дисциплины «Основы аудита» является обеспечение глубоких знаний в области теоретических основ аудита, методики проведения аудиторской проверки, воспитание практических навыков по организации и осуществлению аудиторских проверок на предприятиях с различными организационно-правовыми формами.

Изучение курса обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по вопросам:

- принципов и задач формирования мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- направлений использования аудиторских заключений при обосновании финансовых решений;

- организации аудиторского контроля на предприятиях различных отраслей и организационно-правовых форм;

- методики проведения аудиторских проверок в организациях по вопросам организации бухгалтерского учета и учетной политики, оценки системы управления в рамках аудита бухгалтерской отчетности;

- взаимодействия предприятий и аудиторских фирм в осуществлении аудиторских проверок;

- использования контрольных функций бухгалтерского учета в организации и проведении внутреннего контроля на предприятиях.

Дисциплина «Основы аудита» тесно связана со следующими учебными дисциплинами:

· «Статистика»;

· «Бухгалтерский (финансовый) учет»;

· «Бухгалтерский (управленческий) учет»;

· «Анализ финансово- хозяйственной деятельности».

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- систему нормативного регулирования аудиторской деятельности;

- методологию, методику и организацию аудита;

- методики планирования, составления программ и проведения аудиторских процедур;

- порядок обобщения и использования результатов аудита;

- права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в осуществлении аудита;

уметь:

- планировать, организовать и проводить аудиторскую проверку всех аспектов бухгалтерского учета и отчетности;

- разрабатывать программы аудиторских проверок;

- обобщать результаты проверок и составлять аудиторские заключения;

- разработать рекомендации руководству экономического субъекта по результатам аудиторской проверки;

- организовать и осуществить проверку состояния внутреннего контроля на предприятии;

- использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью.

  иметь представления:

- о связях аудита с другими учебными дисциплинами;

- о направлениях использования результатов аудита в управлении повышением эффективности предпринимательской деятельности экономического субъекта;

- о возможных нарушениях и ошибках в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;

- об особенностях проведения аудита в условиях компьютеризированного учета;

- о компьютеризации аудиторской деятельности

 

 


Тема 1. Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики. Задачи, направления аудиторских проверок, состав пользователей материалов аудиторских заключений, их направленности и содержания (2 часа).

  1. История развития аудиторской деятельности за рубежом и в России.
  2. Сущность, цель и задачи аудита.
  3. Пользователи материалов аудиторских заключений.

 

В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита.

1-й этап. Исторически обусловленное возникновение аудита.

Существует несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине 19 в. (Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшем мере один раз в год). Во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке и оценке балансов акционерных компании особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации производства и капитала и создавались акционерные общества и другие объединения. В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами, собственник (инвестор) вес реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам, поэтому объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, аудитором и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия.

2-й этап. Проявление выборочного аудита.

На рубеже 19-20 вв. в мире наблюдается бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий, бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитал вступил в монополистическою стадию. В истории бухгалтерскою учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита.

3-й этап. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 году было принято правительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов акционерных обществ и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки

4-ый этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля.

В l942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. Деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов. После ВМВ в Германии (Дюссельдорф) образован Институт аудиторов, который в 1954 г. был переименован в Институт аудиторов Германии. Он завоевал высокий авторитет и по существу является общегерманской организацией. В 1940 гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности - выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.

Формируется два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства):

в США и Великобритании - относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения, последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;    

в странах Западной Европы – аудит жестко регламентируется правительством.   5-ый этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике в рамках Международной Федерации бухгалтеров, разработка Международных стандартов аудита.

В начале 1970-х гг. под - эгидой Международной федерации бухгалтеров

(МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. МФБ - некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров. К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с учетом общественных интересов. МФБ действует посредством своих комитетов (советов). Для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире Совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий выпускает Международных стандартов аудита.  Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно- правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (вформе национальных нормативов и положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиям в стране. Между тем, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом. Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х гг. прошлого века, оказалась наиболее успешной.

Становление и развитие аудита в России прошло несколько этапов.

 Подготовительный этап – создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР.

 Россия вступает на новый путь экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись собственностью государства, в связи с чем возник, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности..

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольных ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили Контрольно-ревизионному управлению (КРУ) Минфина РСФСР, от чего его руководств категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический центр НПФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы» при Тбилисском горисполкоме, кооперативы «TOOK» при Минфине Эстонской ССР; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др. Некоторые us них предоставляли преимущественно консультационные услуги по организации учета. Делопроизводства, внутрихозяйственного контроля, эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов, финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

Это были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности, и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

1-ый этап (1987-1993гг.). Зарождение аудиторской деятельности. Появление первой аудиторской фирмы «Интераудит».

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Интераудит».

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР « О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства Финансов СССР. 

Капитал фирмы «Интераудит» был определен в 800 тыс. руб. (внушительная сумма), а основными акционерами стали Министерство финансов СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%), по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот».

В фирме «Интераудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых имел квалифицированный штат и оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям. Среди таких услуг анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

Сохранить «Интераудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм.

2-ой этап (декабрь 1993 г. – август 2001 г.)

В ситуации 100% отсутствия нормативного peгулирования аудиторской деятельности вышел Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» (от 22 декабря 1993 г. № 2263) и утвержденные им «Временные правила аудиторской цельности в РФ», которые впервые определили нормативную базу осуществления аудита в России как независимого вневедомственного финансового контроля.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

За период 1994-2001гг. Центральной аттестационно –лицензионной аудиторской комиссией МФ РФ было выдано 23600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям 14700 и индивидуальным аудиторам 8900). Число действующих лицензии составило около 8900, в том  числе по общему аудиту – 7700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков - 266.

За тот же период утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900.

За период 1996-200 п. было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методологическую основу российского аудита.

 3-ий этап с августа 2001 г. по 1 января 2009 г.

Начало этого этапа ознаменовало принятие в России Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ. Это первый законодательный документ, определяющий проведение аудита в России, учитывающий отечественную практику деятельности аудиторских фирм, Закон разработан на основе международных положений. Принятие Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую система.

4-ий этап с 1 января 2009 г. по настоящее время.

Принятие нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ, который определил новые требования к регулированию аудита в РФ: отмена лицензирования аудиторской деятельности в РФ и передача части функций регулирования аудиторской деятельности от Министерства Финансов РФ к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле в РФ не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности. Т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность понятие более емкое. Она включает в себя собственно аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчётности и её соответствие законодательным актам РФ. При этом достоверность – это степень точности показателей этой отчетности, которая позволяет ее пользователю на основании данных отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основе этих выводов обоснованные решения.

Задача аудитора состоит:

· в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

· в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

· в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

Информация, полученная в результате аудиторской проверки, активно используется партнерскими группами предприятия, т.е. непосредственно теми, кто участвует в его финансово-хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требует компенсации за свой вклад и, исходя из своих интересов, анализирует материалы аудиторской проверки предприятия.

Пользователями информации, полученной в результате аудиторской проверки, являются, как правило, владельцы, учредители хозяйствующего субъекта или высший управленческий персонал предприятия.

Кроме того, пользователями услуг аудитора могут быть уполномоченные на основании законов представители органов государственной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в последствиях хозяйственной деятельности субъектов, в частности: кредиторы, инвесторы и другие лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на получение такой информации.

Аудит дает возможность получить информацию, с помощью которой пользователь может реально оценить финансово-хозяйственную деятельность предприятия и, проанализировав ее, внести своевременные коррективы в деятельность предприятия для повышения его эффективности. При этом к предприятию, даже при наличии существенных ошибок, обнаруженных аудитом, не применяются никакие санкции. Кроме того, только аудит, если это необходимо пользователю, может охватывать всю хозяйственную деятельность предприятия. В случае же, когда аудитору не хватает профессиональных знаний для формулировки заключения, он может привлекать экспертов (оценщиков, юристов).

Следует отметить, что не все группы пользователей имеют равный доступ к материалам аудиторской проверки. Только администрация и собственники могут анализировать все данные. Остальные группы ограничены только данными аудиторского заключения.

В развитии практики аудита большое значение сыграло разделение интересов различных партнерских групп предприятия: интересы администрации предприятия и интересы собственников, акционеров, инвесторов.

Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника (инвестора) заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству, но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями:

динамика предприятия - рост, стабильность, спад;

структура капитала предприятия: предполагает ли данная структура риск для вложенного капитала;

место предприятия среди других предприятий данной отрасли предпринимательства.

Исполнительной администрации в результате проведения аудита важно определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли, сокращения потерь.

 

Тема 2. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно – бухгалтерской экспертизы. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Роль международных и национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности (4 часа).

 

1. Сравнительная характеристика аудита, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

2. Законодательное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

4. Внутренние стандарты аудита.

5. Международные стандарты аудита и их связь с национальными (федеральными).

 

Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством и нормативными актами РФ установлена ответственность за их осуществление.

Судебно-бухгалтерская экспертиза - особый класс экспертных исследований, в процессе осуществления которых широко используются познания в области различных наук экономического профиля. Объектами изучения выступают документальные данные, содержащие информацию в виде системы различных логических признаков и экономических параметров. Рассматриваемые экспертом-экономистом явления и ситуации выражаются системой экономических категорий, понятий, специальных терминов, формул функциональной зависимости, относительных и абсолютных величин, графических и табличных построений.

Использование специальных знаний экспертов - бухгалтеров в судебно-следственной практике позволяет в полной мере установить и оценить признаки искажений экономической информации, определить и количественно измерить возникшие в результате этого негативные экономические явления и ситуации, выявить степень их влияния на финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов. Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

Регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется как на государственном уровне (законы, другие нормативные документы), так и на уровне аудиторских объединений и организаций (издание внутренних стандартов, методик и других аналогичных документов).

Можно выделить несколько уровней регулирования аудиторской деятельности:

Таблица 1

Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Уровень Вид и наименование нормативных документов Область регулирования
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 24.12.2008г. Определяет место, роль, задачи аудита в финансово-экономической системе.
II Законодательные и подзаконные нормативные акты Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности.
III Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 696 (с изм. от 19.11.2008) Устанавливают нормы аудита обязательный для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
IV Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов и других аккредитованных объединений Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности и обязательны для применения членами саморегулируемых организаций
V Внутренние аудиторские стандарты Определяют действия аудиторов конкретных фирм при проведении аудита

Аудиторская деятельность включает в себя:

1) Аудит (ст.1, п.3 ФЗ №307-ФЗ). Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

2) Сопутствующие аудиту услуги:

- компиляция финансовой информации (ФСА 30)

- выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (ФСА 31)

- обзорная проверка финансовой отчетности (ФСА 33).

3) Прочие аудиторские услуги (ст.1, п.7 ФЗ №307-ФЗ). Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Соблюдение аудиторских стандартов обеспечивает определённый уровень гарантии результатов аудиторской проверки.

В РФ в начале 1996г. Комиссией при Президенте были разработаны первые правила (стандарты) аудита. С развитием рыночных отношений интеграцией в международную экономику, появилась необходимость унификации аудита в России в соответствии с международными требованиями. Поэтому, начиная с 2001г. правила (стандарты) аудита стали пересматриваться и видоизменяться в соответствии с международными стандартами аудита.

В настоящий момент Постановлением Правительства № 696 (последние изменения были внесены от 19.11.2008 г.) утвержден 34 Федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности:

Правило (стандарт) № 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правило (стандарт) № 2 Документация аудита.

Правило (стандарт) № 3 Планирование аудита.

Правило (стандарт) № 4 Существенность в аудите.

Правило (стандарт) № 5 Аудиторские доказательства.

Правило (стандарт) № 6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правило (стандарт) № 7 Внутренний контроль качества.

Правило (стандарт) № 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности 

Правило (стандарт) № 9 Связанные стороны.

Правило (стандарт) № 10 События после отчетной даты.

Правило (стандарт) № 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.123 с.)