Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировой исторический процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? До сих пор историки спорят, как соотносятся в истории России наследие восточной и западной цивилизаций? В какой мере самобытна цивилизация России? Историки, публицисты и общественные деятели дают ответ на эти вопросы с высоты своего времени, с учетом всего предшествующего исторического развития России, а также в соответствии со своими идейно-политическими установками. Так, в XIX-XX вв. была популярна позиции западников («европеисты») и славянофилов. Западники, яркими представителями которых были Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., полагавшие, что Россия развивалась в западном направлении, однако с определенным отставанием, предлагали рассматривать страну как составную часть Европы и, как следствие, неотъемлемый составной элемент западной цивилизации. Надо отметить, что в пользу данной точки зрения свидетельствует ряд фактов из истории России, среди которых можно выделить религию, поскольку практически все население страны исповедовало христианство, как и население стран Запада, соответственно Россия придерживалась тех же ценностей, а также социальным и нравственным принципам. Кроме того, реформы многих Российских правителей, таких как Петра I, Екатерина II, Александр II были устремлены на Запад. Сторонники теории о восточном пути России полагали, что попытки правителей России приобщить ее к Западу являются закономерной и предсказуемой неудачей, не оставив при этом специфического следа в самосознании народа. Сторонники данной теории утверждали, что Россия изначально была некой разновидностью восточной деспотии, приводя в пользу такой теории аргумент о цикличности истории развития России: за реформами следовали контрреформ. Кроме того, доказывая данную теорию, ее сторонники ссылались на коллективистский характер российского народа, отсутствие в истории России традиций демократии, свободы личности, а также наличие жесткой иерархии общественно-политических отношений. Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической» идеологии. Славянофилы, представителями которых были А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Киреевский, идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало «то исконно русское качество, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме». Основной мыслью, по мнению славянофилов, являлась идея соборности. Так называемая соборность проявляется во всех областях жизни русского человека. И именно соборность, по их мнению, есть важнейший элемент, отделяющий русское общество от западного. Евразийская концепция, сторонниками которой были последователи славянофилов, акцентировала внимание на географическом факторе или «месторазвитие» народа. Данный фактор, по мнению сторонников данной теории, определил особенности стран, самосознание народов. Россия оформилась в пространстве между Азией и Европой, среди великих равнин: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской, которые лишены естественных резких географических рубежей, что наложило специфический отпечаток на историю России и обусловило создание специфической цивилизации. В обоснование своей позиции, евразийцы приводили особенности этногенеза Российского народа, который сформировался под большим влиянием тюркских и угрофинских племен, особенно подчеркивалось влияние на российский этнос татаро-монгольского ига. В заключении важно отметить, что каждая из приведенных концепций, которые пытаются определить место России в мировой цивилизации, основываются на конкретных исторических фактах и, кроме того, отражают идеологическую направленность их авторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.007 с.) |