Николаевская церковь в Рельском погосте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николаевская церковь в Рельском погосте



Село Рель отстоит от Петербурга в 150 верстах, от Гдова – в 90, от железнодорожной станции Молосковицы – в 55 верстах. В полуверсте от села находится озеро Никольское или Залустежское, а в 5 верстах – озеро Сомро. Название села производят от крика журавлей, живущих в соседних болотах.

В 1627–28 годах известна была деревянная церковь св. Николая Чудотворца, находившаяся в селе Рель, в Никольской пятине, Сомерской волости, Старорусского уезда, Новгородской епархии. Но в местных документах о ней не упоминается. За то есть указ, от 28 ноября 1726 года, преосв. Феофана, архиепископа Великого Новаграда и Вел. Лук, с разрешением „попу села Рели, церкви Николая Чудотворца Феодору Мартинову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте, церковь во имя Николая.Чудотворца». Церковь эта сгорела 29 мая 1725 года. Полотняный антиминс этой церкви, освященный митрополитом новгородским Иовом в 1700 году, был здесь до 1861 года. Церковь была холодная, и была освящена попом села Осьмин, Алексеем Сидоровым „по новоисправленному требнику». В 1861 г. она исправлена и в ней поставлен новый иконостас, стоивший 1450 руб. сер. В 1865 г., 23 апр., церковь сгорела, по одним, от свечи на жертвеннике, оставленной незагашенною, по другим – от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем после обедни панихиду, загорелась подкладка ризы. Документы, иконы, иконостас и утварь – были перенесены во вновь устроенную кладбищенскую церковь Покрова. В 1870 году заложена каменная церковь, во имя св. Николая, на 800 человек.

Итак, здесь две церкви: Покровская и Никольская.

Покровская церковь, деревянная, на кладбище, в полуверсте от села, построена прихожанами, под распоряжением Осьминского волостного правления, без плана, а только по образцу сгоревшей церкви. В 1879 году к ней пристроена колокольня, из материала, оставшегося после обрушения каменного храма. Церковь освящена 10 ноября 1865 г. благочинным села Осьмин, священником Александром Троицким. Антиминс ее освящен митр. Исидором 2 июля 1861 г. Длина церкви, с алтарем, 9 саж., ширина 4 саж.

В церкви есть старинные, оловянные, дарохранительница и две дароносицы. На местных иконах есть ризы – аплике, устроенные прихожанами. На иконе Божией Матери «Скоропослушницы», пожертвованной в 1879 году купцом Хохревым, написано: «Освящена сия икона Божией Матери Скоропослушницы, благословение святой горы Афонской, от пустынножителя схимонаха Георгия Хаджи с братиею святой горы Афонской. Обитель святого архидиакона Стефана и св. Димитрия. Августа 5-го дня 1878 года».

Никольская церковь, заложенная в 1870 году, на месте сгоревшей в 1865 году, на площади села, отстроена вчерне. Она строится по плану архитектора Слупского; на построение ее вчерне назначено, по смете, 29,912 р. 86 к. с. Прихожане, начав постройку, обязались доставлять материал. Плиту привозили из Нарвы, за 70 верст, и из деревни Смолеговиц (Ямб. уезда), за 50 верст, известь из Никольщины (Гдовск. уезда), за 80 верст, железо – от станции Молосковиц, за 55 верст и пр. Цоколь для фундамента и гранитных колонн приносили на себе, с поля, без помощи лошадей; для привлечения камней в 200 пудов собиралось человек до 70. Кроме того, они обязались, в 1865 г., доставить к 1869 году по 3 р. с ревизской души; потом с 1873 по 1878 год вносилось по 1 р. с души. Всего к 1884 году собрано, кроме отдельных жертв, 21,471 р. (т. е. по 15 р. 50 к. с ревизской души). Сбор производится и по книжке. Кроме того, из 15 тысяч, данных г-жею Барановою, митрополиту Исидору, на построение церквей, на здешнюю церковь дано в 1874 году – 1500 р., в 1878 г. неизвестным пожертвовано 5 т. р., в 1879 – 1 т. р., в 1883 от чиновника главной конторы Его Величества, Алексея Никифоровича Ларионова, 2 т. Членами строительной комиссии, кроме причта, состоят: церк. староста деревни Соколка, крестьянин Тарасий Федоров, деревни Переволоки крест. Александр Петров, деревни Залустежья – Петр Никифоров и дер. Релки – Иван Сидоров. Десятником при постройке сперва был крестьянин Тверской губернии, Старицкого уезда, Михаил Захаров, а с 1875 г. его заменил церковный староста; кирпичную работу, за 10 р. с тысячи, взял крестьянин села Рели Иван Ильин. В 1878 году на колоннах появились вертикальные трещины, и хотя архитектор Слупский, в протоколе от 22-го октября 1878 г., признал их не опасными, но 28 окт., в 3 часа ночи, большой купол провалился. Инженер-архитектор Фиалковский, осмотрев работу, заявил, что следует снять и малые купола, а стены оставить по-прежнему. Строительное отделение, объяснив падение купола недостатком надзора, требовало составления новых подробных чертежей. Убыток, произведенный падением купола простирался до 12 т. р. с. В 1883 году тот же Слупский составил новые чертежи и планы и на окончание дела считал необходимою сумму в 31,578 руб. 76 коп. Члены-строители стали другие. Председателем комиссии был настоятель, священник Николай Лавров, а членами: священник Петр Смирницкий, он же и делопроизводитель, церковный староста, и вместе казначей, крестьянин дер. Залустежья Петр Ларионов, и крестьяне Антон Петров, Илья Семенов, Герасим Иванов, Александр Петров и Николай Авдеев.

Гранитную и каменную кладку взялся сделать, за 9½ тысяч, кроншт. мещанин Лука Филиппов Тузов. Он же взялся за работы кузнечные и плотничные, кроме полов. В 1883 году он отстроил церковь вчерне. К 1884 г. на постройку истрачено более 50 тыс., не считая доставки материала прихожанами.

Храм строится во имя св. Николая, с приделом Покрова; другой придел еще не намечен. Храм пятиглавый, длиною, с колокольнею, в 17 саж., шириною в 13, а высотою – в 22 саж. с крестом.

В церковном архиве хранятся: 1) Указ Феофана, от 28 ноября 1726 г., за № 126-м, об освящении церкви, выстроенной на месте сгоревшей; 2) План и межевая книга 1785 года; 3) Копия с плана на участок церковной земли, отрезанной в 1879 г. землемером Божуковым. На плане значится: под выгоном и сенокосом, с молодым кустарником, 36 десятин, под моховым болотом, проселочными дорогами, пулуручьями, неудобной 1 дес. 800 саж.

Сперва причт составляли: священник, диакон, дьячек и пономарь. В 1815 году положено два священника, два пономаря и просвирня. В 1844 г. церковь причислена ко 2 классу и жалованья причту положено 600 р. С 1882 г. настоятель получает 240 р., помощник его – 160 р., псаломщики – по 80 р. и просвирня – 30. Вот прежние священники: до 1815 г. служили: Феодор Мартинов (ок. 1726), Стефан Антипов (ок. 1785) и Антип Степанов (ок. 1816). С 1815 года положено два причта и приход разделен на две половины. В первой половине священствовали: Иоанн Знаменский (1815–1852), Павел Державин, зять его (1852–1857), Григорий Певцов, другой зять его же (1857–1870), Петр Лабецкий (1870–1877), оставивший по себе плачевную память: жена его Екатерина Афанасьева удавилась, а он сам умер в умопомешательстве. С 1877 года до ныне служит Николай Лавров, настоятель церкви. Во 2-й половине священствовали: Иоанникий Антипов, служивший сперва дьячком (до 1805), потом – диаконом (1805–1816) и наконец – священником (1816–1832), Феодор Близнецкий (1833–1846), Иоанн Заозерский (1846–1871), бывший благочинным, Петр Тихомиров (1871–1880), Петр Смирницкий, бывший с 1849 г. диаконом (1880–1883) и Иоанн Николаев.

Причт живет в ветхих домах, построенным предшественниками. Дохода получается на весь причт до 1200 руб. Земли 72 десятины, в 2-х участках. Один – при церкви, а другой – в 5 верстах. Землю причт отдает крестьянам «с пятины» (т. е. с отдачею пятого снопа) и потому получается с нее доходу очень мало. Сборы Петровщины и Осеньчины постепенно выводятся.

Соседние погосты: Песейский – в 5 верстах, Пенинский – в 7-ми и Осьминский – в 10. Прихожане состоят в Удельном ведомстве и управление над ними находится в Осьмине. Деревень в приходе 19.

Около озера Никольского расположены, с правой стороны, Рель, Соколок в 2-х верстах от церкви, и Ставотино – в 3-х; с левой стороны: Релка и Залустежье – в 4-х вер.; Лужница – в 6-ти; Ожево – в 5-ти; при других озерах расположены: Серебрянка – в 3-х верстах; Ликша – в 2-х; Полоски – в 3-х; Задейшино – в 4-х. По реке Сабе расположены: Переволока – в 7-ми верстах, Гусли, Крокол и Юр-Михалка – в 8-ми, Гверздовка – в 8-ми, Стужищи – в 9-ти, Мужич – в 10-ти и Засобъе – в 12-ти.

Деревни расположены кругом болотистой местности.

По исповедным росписям 1883 года числится: 629 дв. м. п. 1718, ж. п. 1885.

Крестьяне занимаются земледелием; многие живут в Петербурге в извозе, в услужении, в печниках, мостовщиках и проч.

При церкви есть земская школа. В ней учится от 45 до 60 детей. Священник Лавров шесть лет преподает здесь бесплатно. По зимам учатся в домах прихожан, под наблюдением священника. Есть деревенские школы в Полосках (12–17 учеников), Залустежье (10–15 учен.) и в Переволоке (20–45 учен.). Родители платят за ученика от 30 до 50 коп. или по две меры ржи за зиму. Осьминское волостное правление дает сюда учебные пособия, а иногда дает учителю 20 или более рублей за зиму. Ученики участвуют в церковном пении.

Церковь посещается больше зимою и преимущественно из ближайших деревень. Народ предан суеверию, ревностно исполняет старинные обычаи и уважает 12 пятниц. Во все сельские праздники бывают крестные ходы. Долг исповеди и причастия соблюдается всеми. В приходе особенно уважается часовня Николая Чудотворца, при деревне Задейшине. В ней находится каменный крест, о котором рассказывают, что, когда местный управляющий – иноверец, приказал взять отсюда крест, разрубить его и бросить в близ лежащее озеро, то сильно захворал и ослеп. Когда его убедили – возвратить крест на прежнее место, то он выздоровел.

Из множества прежних кладбищ осталось два: при церкви и при деревне Переволоке, называемое „Феофановым», от боярина Феофана, будто бы прежде всех погребенного здесь. У деревни Засосья, на берегу р. Сабы, есть 10 курганов и могильные камни, уложенные рядами от 30 до 40 саж. длиною. При разрытии курганов находят бусы и мелкие деньги. При деревне Соколке под насыпью разрыты кучи костей. Есть также остатки домов и печей у пустоши Крекшино. Все это в народе слывет за остатки Литвы или Шведов.

Попечительство открыто в 1872 году. Деятельность его стоит в связи с деятельностью по постройке церкви.

Священник Николай Лавров.

1884 г. июня 20 дня.

Погост Осьминский

Село Осьмино, в 150 вер. от Петербурга и в 105 от Гдова, на правом берегу р. Сабы, при Петре Вел. называлось „Посадом»; в 1676 г. принадлежало к дворцовой Сомерской волости и составляло отчину сперва Алексея Петровича (1716 г.), потом – Екатерины І-й (1723 г.); в 1737 году оно приписано было к Александро-Невской лавре; после переходов в разные ведомства, в 1827 г. сделалась гдовским Императорским имением и доходы его шли на содержание „Александрии”, близ Петергофа.

В начале 18-го века тут был дворец Алексея Петровича. И доныне окрестности погоста иногда называются «садом»; вокруг погоста видны остатки погребов и подвалов. Потом, на месте дворца, была контора Александро-Невского монастыря и разные хозяйственные постройки, оставшиеся, вероятно, от построек дворцовых. А что было при дворце хозяйство, это видно из поданного в 1723 г., на имя Петра Великого, объявления вотчинного старосты, „к церкви св. Георгия, в селе Осьмине», что некоторые стоги сена, скошенного по десятинам пашни в селе Осьмине и по прочим деревням и пустошам Ее Величества, неизвестно кем увезены. Принадлежащие к дворцовому ведомству крестьяне приписаны были к Осьминской церкви тогда, когда весь округ перешел в казну. Здешняя, собственно Осьминская церковь выстроена около 80-ти лет назад при следующих обстоятельствах: жители села Осьмина, торговавшие в Петербурге, принесли оттуда икону Тихвинской Божией Матери и, в честь ее, при участии всего прихода, выстроили каменную теплую церковь, с деревянным куполом, без колокольни. Церковь эта теперь разобрана. Около 1820 года петербургский купец, осьминский уроженец Гавриил Карпов Поршняков, выстроил, почти на свой счет, нынешнюю каменную теплую церковь. Когда же дела его расстроились, то на окончание постройки было занято 5,000 руб. асс. из духовного учебного управления. Так как строили поспешно и кирпич был не особенно хорош, то на куполе и на колокольне штукатурка стала отваливаться и впоследствии была заменена железною обшивкою.

В селе «Осьмине Горе» церковь деревянная, построенная прихожанами вместо сгоревшей, освящена в 1719 г. по указу Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук. Она замечательна грубостью обделки и толщиною бревен. В 1747 году пристроен к ней Троицкий придел, как показывает надпись на северных вратах. Из трапезы в церковь входят чрез широкую арку; в придел же ведут низкие, небольшие двери. Лес, из которого построена церковь, был, говорят, назначен для отправки по Нарове за границу, но засел в порогах и был употреблен на церковь.

Обе здешние церкви в три алтаря. Каменная, Тихвинской Божией Матери, с приделами Архангела Гавриила и св. Петра митрополита, замечательна только особенно уважаемой иконой Тихвинской Божией Матери. Антиминс главного алтаря освящен еп. Нафанаилом и подписан митр. Серафимом; в боковых – освящены еп. Никанором и подписаны Серафимом.

В старом храме св. Великомученика Георгия, с приделом Троицы и св. Николая, вся живопись старинная, хорошей работы. Многие старинные иконы, по одному сказанию, вынесены из сгоревшей церкви, а по другому – взяты из упраздненной церкви св. Георгия, существовавшей, будто бы, в 15-ти верстах от Осьмина, в Лугском уезде, в сельце Медвежи. К старинным предметам относятся царские врата, помещенные в ряду местных икон, и иконы Смоленской Божией Матери и Николая Чудотворца. Есть еще резная, особенно уважаемая икона св. Параскевы, вышиною в 1 арш. 6 вершков. За правым клиросом, в резном, вызолоченном киоте, есть образ св. апостолов Петра и Павла. О нем рассказывают следующее: в 1759 году, осьминские жители, четыре брата Убытковы, послали одного жителя Осьминского посада в Новгород, чтобы привезти эту икону, отданную туда для поновления и для устройства серебряной ризы. Посланный, возвращаясь, был остановлен, в 30-ти верстах от Осьмина, в деревне «Полях», одним крестьянином, которому был должен 50 рублей. Тот отобрал икону за долг и потом заложил ее, за ту же цену, новгородскому помещику Краснослепову. В том же году, указом Новгородской духовной консистории, от 30 сентября, предписано было осьминскому причту исходатайствовать о возвращении иконы в церковь: другим указом, от 18 октября, было предписало священнику Воцкой Пятины, Дмитриевского Городенского погоста, Выставки Вычелобка (Лугского уезда), Михею Тимофееву, строго внушить Краснослепову (вероятно жившему в том приходе), чтобы немедленно представил образ в духовное правление. Предписание сопровождалось угрозою запрещения входа в церковь. Тогда икона была возвращена в Осьмино.

В Георгиевском храме антиминс главного престола освящен еп. Смарагдом и подписан митр. Серафимом; в Троицком приделе – освящен и подписан Нафанаилом, в Никольском – освящен еп. Григорием и подписан митр. Серафимом. Об этом антиминсе говорят, что его выдали взамен прежнего, из которого были кем-то вырезаны св. мощи; за это тогдашний священник, Николай Лукин, был на время переведен в Кобыльский погост.

В этом храме замечательны: 1) небольшой серебряный потир, с государственным гербом в нижней части; 2) оловянные старинные сосуды; 3) оловянная дарохранительница, с вылитыми четырьмя евангелистами, тяжелая и довольно большая; 4) Люстра, желтой меди, массивная, также с государственным гербом; 5) малого формата Евангелие 1701 года. Все эти предметы принадлежали, говорят, царевичу Алексею Петровичу; 6) колокол с надписью: „Gloria in excolsis Deo Domini auxilio me fecit Anton Wilens 1651.

В писцовой книге 183 и 184 годов прежде бывшая Георгиевская церковь описана следующим образом: „Село Осьмино на реке на Сабе, а в нем церковь Страстотерпца Христова Георгия, древена, а в церкви Божия милосердия, образ местный Страстотерпца Христова Георгия, в деянии, на окладе. Оклад басмен венец серебряной, чеканной, доска длиною два аршина, а поперек полтора аршина; перед тем образом свеча поставлена восковая, насвещник – белого железа; образ местной Пресв. Богородицы Одигитрия, с Превечным Младенцем, на окладе; оклад басмен, венцы сребряны резные белые; образ местной Воскресения Христова, писан на краске, да местной образ Страстотерпца Христова Георгия, в деянии, писан на краске; пред теми образы три свечи дровяные, писаны на краске, насвещники белого железа; двери царские, сень и столпцы писаны на краске; двери северные – благоразумный разбойник росписан на краске, да в деисусе десять образов писаны на краске; пред Спасовым образом паникадило медное о шестнадцати перах; у деисуса же в тябле образ Воскресения Христова, дека штилистовая (?), обложен серебром басменным; образ Страстоперпца Христова Георгия, дека штилистовая, обложен серебром; да в олтаре, за престолом, образ Пресв. Богородицы Одигитрии, писан на краске, да крест за престолом писан на краске; да книг на престоле Евангелие писмяное в десть, обложено камкою зеленою; распятие Христово и Евангелисты серебряные басменные; крест благословящий обложен серебром басменным. В церкви Апостол печатный в десть, устав в десть печати киевской, Минея общая печатная в десть, Октой печатной в десть, две триоди в десть печатные, одна постная, другая цветная, Златоуст писмяной в четверть, Служебник печатной в четверть, Псалтирь в четверть печатная, Часослов печатной в четверть. Ризы дорогинные (?) двоеличный, оплечье отласное травчатое; стихарь полотняной, ветх, оплечье выбойчатое, пояс нитяной, поручи дорогинные; патрахиль дорогинная, зеленая, двоеличная; потир, лжица и блюдца и звезда оловянные, воздух дорогинной двоеличной, шит золотом, покров киндяшной, кадило да укропник и чаша водосвященные медные, Да в трапезе местных образов: образ местной Живоначальной Троицы, писан на краске, венцы серебряны, белые гладкие, доска длиною два аршина, поперек в полтора аршина; образ местный отечество (?) писан на краске, венец и цата серебряны белые, доска длиною два аршина, поперег в полтора аршина; образ местный Николая Чудотворца Можайского, в деянии, писан на краске, венец серебряный, белый резной; в образах (?) Спасов образ и Пресв. Богородицы, а венцы серебряные, белые, резные дека длиною два аршина, шириною полтора аршина; образ местный Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, писан на краске, дека длиною два аршина, а поперек аршин; образ местный Николая Чудотворца, писан на краске, длиною дека два аршина, поперек в полтора аршина; в деисусе образ Отечество, длиною дека два аршина, а шириною в полтора аршина; да у церкви колокольня на осьми столбах, верьх шатровой, а на ней два колокола, один три пуда, а другой в полтора пуда, клепало железное в два пуда. Церковь и церковная утварь строение мирское, приходских людей. В селе же поп Афанасий Павлов, дьячек Мартышка Захарьев, пономарь Ефремко Кириллов, просвирня Улитка Юрьева».

Документы церкви: 1) план и межевая книга 1785 года. На плане надпись: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Солецкой волости, состоящей внутри дачи Погосту Михайловского села деревнями и пустошами бывшего Свято-Троицкого Александроневского монастыря, а после ведомства Казенной Палаты крестьян: Писцовой церковной земли церкви св. Великомученика Георгия, села Осьмин владение священно-церковнослужителей, межевания, учиненного в 1785 г., сентября 12 дня, гдовским второклассным землемером, прапорщиком Алексеем Акишевым (?), внутри того владения обмежевенного от всех смежных владельцев одною окружною межею, по нынешней мере, и по исчислению, состоит пашенной земли 44 дес. 1,192 саж.; сенного покосу 7 дес. 1,000 саж.; лесу дровяного 2 дес.; под поселением священно-церковнослужитей 3 дес.; под церковью и кладбищем, под полурекою Сабою и под полуручьем 3 дес., а всего во всей окружной меже 60 дес., 1,592 кв. саж.; а за исключением неудобных мест, осталось одной удобной 56 дес. 192 кв. саж. 2) План и межевые книги сенного покоса, в версте от Осьмин, вниз по реке Сабе, на левом берегу ее, под названием «Дедов дуб» и «Белка». Тут, после такого же заглавия, показано: сенного покоса 2 дес.; лесу дровяного 11 дес., 2,026 саж.; под проселочною дорогою 210 саж., под полурекою Сабою 3 дес.; а всего 16 дес., 2,236 квадр. саж.; а за исключением половины р. Сабы и дороги, остается одной удобной земли 13 дес., 2,026 квадр. саж.; 3) план и межевые книги пустоши «Большой Перелог», в 700 дес. лежащей в 7 верстах от церкви»; 4) план и межевые книги пустоши «Второй Перелог», с 400 дес., находящейся внутри заказных рощ Гдовского Ее Величества имения. Эта пустошь, как значится в клировых ведомостях, отрезана в 1800 г. в казну; 5) Указ Иова митр. Новгородского и Великих Лук, от 1709 года, января 12, на имя старосты церковного Игнатия Парфеньева и приходских людей, о дозволении освятить вновь отстроенную церковь и о выдаче антиминса.

Метрические книги хранятся с 1810 года.

Причт сперва состоял из священника, диакона и причетника. С 1843 года, состоял из 2-х священников, диакона, 2-х причетников и просвирни; ныне состоит из священника, псаломщика и просвирни. Прежний причт был многочислен потому, что в Осьмине было 500 „дымов»; но 80 лет тому назад оно истреблено пожаром и лица не крестьянского сословия переселились в Ямбург, Гдов и др. места.

Из прежних священников известны: Афанасий Павлов, показанный на Писцовых книгах 184 года; Игнатий Федоров, Иоиль Борисов, Евстратий Иоилев, Никифор Григорьев и Лука Автономов, записанные в старинных поминаньях. Об о. Игнатие известно, что он утонул в реке, когда, в Великую Субботу, возвращался из деревни, куда был призван для напутствования больного. Потом известны: Николай Лукин, запрещенный в священнослужении († 1845); Мокий Антонов Шугозерский, зять Лукина, из певчих Казанского собора, поменявшийся в 1841 году со священником Красногорской церкви Иоанном Алексеевым Щегловым; Иоанн Петров Кедров, при котором начата Тихвинская церковь, переведенный в 1826 году к Гдовскому Дмитриевскому, потом к Нарвскому собору; Иоанн Алексеев Кочановский, при котором окончена Тихвинская церковь, перешедший впоследствии в Кекзгольм; Александр Евфимиев Троицкий, поступивший с 1829 года. Ныне служит Алексей Ефимов Иванов; в сане диакона состоит Георгий Васильев Георгиевский.

До штатов причт пользовался доходами за требы и ругою, по четверику ржи и ячменя, с каждого дома и в виде хлеба, или «курца», который давался в каждом доме после служения молебна. Собиралось еще по 15 коп. асс. с каждой души мужеского и женского пола. С утверждением штатов из прежних средств остались только плата за молебны в Пасху и в сельские праздники. По штатам причт был отнесен к 3-му классу и назначено ему 460 руб. в год. Но из этих денег вычиталось 120 р. за пустошь в 700 десятин, находящуюся в 7-ми верстах от церкви. А так как от пустоши не получалось и десятой доли этой суммы, то вычет в 120 р. был весьма тяжел для причта. Ныне священник получает жалованья 180 р., диакон – 75 р., просвирня – 25 р.

Приход состоит из 14 деревень и граничит приходами – Пенинским, Рельским, Редкинским (Ямбург. у.) и Красногорским (Луг. у.). Эти деревни суть: Осъмино-Гора, Село Осьмино, Псоеды, Чудиново, Новоселье, Сваткова, Райково, Глубока, Сабско, Луговское, Сара-Лог, Сара-Гора, Добецко, Хилок. Всех прихожан м. п. 1,442, жен. 1495.

Прихожане кроме хлебопашества занимаются мелкою торговлею в окрестностях, извозом, сбытом льна, скота и леса, набивкою крестьянского холста, продажею рыбы, купленной на Чудском озере, выделкою овчин, ловлею рыбы в Сабе и Лососинке.

Грамотных до трехсот человек. Школа одна в селе Осьмине, Министерская, открыта 1 сентября 1881 года.

Сельские праздники: Флору и Лавру празднуют – в Псоедах, Новоселье и Capa-Логе; Преподобномученице Анастасии, св. Димитрию и Параскеве – в Псоедах; Покрову – в Чудинове, в Сваткове и Луговском; Казанской Божией Матери; в Райкове – Архистратигу Михаилу и Казанской Божией Матери; в Глубоком – Архистратигу Михаилу; в Сабске – Успению.

Крестные ходы, кроме обычных совершаются: в Псоедах – 19 августа и 29 октября, в Чудинове – 1 октября; в Новоселье – 18 августа; в Сваткове – 8 июля, в память скотского падежа; в Райкове – 8 ноября в благодарность за прекращение кровавого поноса; в Сабском – 15 августа в память прекращения сибирской язвы; в Луговском – 8 июля и 22 окт.; в Capa-Логе – 20 июля и 8 сентября в память прекращения сибирской язвы.

В свадебных обычаях есть следующие особенности: после благословения молодых к венцу, дружки едут в санях за членами причта и потом священник – в одних санях, а диакон с причетниками – в других, едут в дом жениха; там пропоют: «достойно» и потом жених садится в сани со священником и тут же садится «приставница» девушка, имеющая в узелке хмель и ячмень. Подъехав к дому невесты, жених идет туда позади священника, а приставница осыпает всех ячменем и хмелем; тоже делает «приставница» невесты, обыкновенно молодая замужняя родственница. При «выкупе» невесты, жених кладет на тарелку серебряные рубли, а иногда и золотые монеты, взятые у кого-либо на время; дружка отвечаетъ ему самой мелкой монетой. Когда сядут за предсвадебный стол, то не кладут ножей, а пирог разрезывает дружка своим ножом. При благословении к венцу, молодые, сделав 3 земных поклона, наклоняют головы над столом и родители, прежде благословения, трижды обносят икону вокруг стола. При отправлении к венцу, хлеб и пирог берут с собою, отрезав от них куски и оставив их в доме. Хлеб и пирог завертываются в скатерть, икона – в „спичник», узкое и длинное полотенце. Все это отдается тому, кто повезет приданое в дом жениха. Невесту покрывают „фатой“ или большим платком, который жених снимает пред самым венчанием. К венцу и после венца, жених едет со священником. При выезде из дома и входе в дом поется «Достойно» и бывает целование креста. На обеденном столе ставится блюдо с полдюжиной пшеничных пирожков, а поверх их – повойник, в подарок тому, кто пек эти пирожки. Родные невесты, посидев за столом, тотчас уезжают, так как для них будет особый зов. На другой день после свадьбы молодых будят, или какой-нибудь шуткой, или выстрелом из ружья, под окном избы. Потом родственники жениха, обвязав себя полотенцами, простынями и т. п., разъезжают по деревне, чтобы показать рукоделье невесты.

В некоторых деревнях родители, согласившись выдать дочь, уговариваются об «вено», т. е. о пособии, какое жених может дать тестю на свадьбу. Богатые дают до 100 и более рублей, иногда дают солода на пиво, пуд соли, ведро вина и т. п. Когда жених едет за невестою, то в невестиной деревне его задерживают до тех пор, пока не получится от невесты согласия на проезд. Если жених едет со священником, то задержки не бывает.

Из обрядов над умершими отметим следующие: солому, на которой моют умершего, выносят в реку, или, куда-нибудь в мох. Возвратившись с похорон в избу, считают долгом подержаться за столбик, к которому приставлена печь, дабы оставшиеся на земле, были так же крепки и невредимы, как этот столбик. За поминальным столом сидят долго, чтобы душа умершего долее пребывала в раю.

Около Осьмина есть до двадцати курганов высотою от одного до семи аршин. Часть их находится в границах кладбища. Прежде в них находили сабли и др. оружие, а при недавних раскопках находили только медные принадлежности конской сбруи.

Попечительство учреждено в 1872 году.

Погост «Ольгин крест»

Погост „Ольгин крест“ или „Наровская церковь” находится в 184 верстах от Петербурга и в 40 от Гдова. О названии «Ольгин крест» рассказывают, что Ольга ездила сюда из Пскова, чрез Чудское озеро, раскидывала здесь шатры и занималась звериной охотой. И до ныне место, в 300 саж. к северу от церкви, называется зверинцем. Предание говорит, что Ольга, будучи уже христианкой, водрузила здесь святой крест, в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах.

Здешний храм каменный, из плиты, холодный, построен, по преданию, иждивением какого-то псковского купца. На одном старинном колоколе написано, что его вылил 1712 г. января 14 дня «псковитянин посадский человек Фома Котельник». Значит колокола пожертвованы сюда жителями Пскова около времени построения церкви. В 1821 г. на кошельковую сумму и на частные пожертвования, устроены из плиты притвор и колокольня. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, кресты окрашены желтой краской.

Храм посвящен Николаю Чудотворцу. Антиминс освящен еп. Венедиктом 1840 г. сентября 29 дня и подписан митр. Серафимом.

О благолепии храма Божия ныне заботятся прихожане. Так в 1877 г. на ремонт они дали 500 р.; в 1881 и 1882 г. разной церковной утвари приобрели почти на 500 р. Ныне собрали до 4000 р. на пристройку придела в честь св. Ольги.

При церкви хранится план церковной земли со след. надписью: «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Наровской губы, по решению Псковской межевой конторы спора (?) писцовой церковной земли погоста Ольгина креста, церкви во имя Николая Чудотворца владения того погоста священно-церковнослужителями межевания специального в 1786 г., октября 11 дня, в должности землемера помощником Рябовым, а внутри того владения, обмежеванного одною окруженною от всех межею, по нынешней мере и по исчислению земли состоит». Далее показано: под пашнею 18 дес. 1200 саж.; сенокосу 2 дес. 200 саж., лесу 37 дес. 2396 саж.; под усадьбою 1200 саж. под церковью и кладбищем 400 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 1500 саж.; под бичевником 1 дес. 1800 саж.; под полуручьем 34 саж.; всего 62 дес. 1530 саж. Из них удобного места 59 дес. 196 саж.

На втором плане на церковный покос, находящийся у деревни Переволоки, в 7 верстах от церкви, на острове „Застружье» написано: «Геометрический специальный план Сиб. губернии, Гдовского у. Наровской Губы, вырезанная часть из острова Переволоцка, (а по крестьянскому званию Застружье) с принадлежащими к ней всеми угодьями, которые состоят во владении священно и церковнослужителей погоста Ольгина креста. Межевание учинено прошлого 1786 г. помощником землемера Рябовым, и 1838 г. сент. 19 дня, по указу Правительствующего Сената Межевого Департамента, межевые признаки возобновлял землемер коллежский секретарь Навроцкий; сего же 1841 года июня 24 дня вследствии того же указа Сената, утверждение полюбовного раздела и сочинение плана учинено землемером кол. регистратором Алексеем Агаповым». По этому межеванию указано: Лугу чистого 1 дес. 1550 кв. саж.; под рекою 1270 кв. саж.; всего удобной и неудобной земли 2 дес. 400 кв. саж.; удобной 1 дес. 1550 кв. саж.

Метрические записи имеются с 1802 г., кроме 1805 и 1809 г.

Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев († 1819 г.); Григорий Петров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский († 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков († 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г. в Ополье, Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.

До штатов, причт содержался доходами за требы и сбором осеньщины, состоявшей из четверика ржи и четверика ячменя, с каждого женатого до 60-ти лет. Того и другого хлеба собиралось до 40 пуд. на весь причт; от продажи угрей на Нарове собиралось ежегодно до 150 р. асс., кроме пропорции для личного употребления. С 1840 г. ловля прекратилась вследствие очистки Наровы для судоходства. Доход приносила также ловля прихожанами рыбы на Чудском озере. Причт получал рыбы столько, что ее доставало на год. С 1843 г. причт причислен к 3-му классу и священник получал 200 р. с. в год, диакон – 100 р. дьячек – 70 р. пономарь – 60 р. и просвирня – 30 р. Ныне священник получает 220 р. а псаломщик – 70 р. За требы получается ныне около 600 р. в год на весь причт. Руги получается по гарнцу ржи с ревизской души мужск. пола.

Церковной земли 64 дес. 1930 саж.; из них удобной, огородной и пахатной 19 дес.; сенокосу – 3 дес. 1750 саж., дровяного лесу 37 дес. 2396 саж. Неудобной 4 дес. 134 саж. Вся земля у церкви; только земля на острове Застружье, отстоит в 7-ми верстах. От дровяного леса дохода мало: лес давно вырублен и на его месте находится кустарник и мох.

Церкви принадлежат два деревянных дома. Один куплен в 1875 г. на церковную сумму, за 1200 руб. для священника, другой построен в 1883 г. за 500 р. прихожанами, для сторожа и приходского училища. Псаломщик живет в собственном доме.

Церковной суммы 1800 р.

Приход граничит с севера городом Нарвою, с юга – церквами: Скамейскою и Сыренскою (Эстл. губ.), с востока – Польским приходом, с запада – Эстляндиею, отделяясь от нее рекою Наровою.

Приход составляют след. деревни: Скарятина Гора, Мокредь, Верхнее село, Князь село, Заборовье, Дюк–Переволок, Радовель, Загривье, Кондуши и Омут. Всех прихожан м. п. 1187, ж. п. 1284.

Кроме Наровы в приходе находятся речки: Черемха, Таргобост, Жердянка, Городенка, Боровье, Черная и Котучка.

Большая часть деревень находится во владении вел. князя Константина Николаевича.

Грамотных не много. Школа одна, земская, при церкви. Есть небольшие школы по деревням. Ученики земской школы участвуют в церк. пении.

Прихожане посещают свою церковь довольно усердно, но многие, вместо своей церкви, ходят в соседние. По праздникам в церкви бывает, зимою, до 200 человек, а летом не более 50. Местные праздники: св. Николаю – в Скарятиной Горе, Верхнем селе, Омуте, в Большом и Малом Загривьях, Мокреди и Заборовьи; Петру и Павлу – в Переволоке; св. Илии – Омуте, Большом и Малом Загривьях и Скарятиной Горе; Анастасии – въ Радовеле; Богоявлению – в Кондушах.

Крестные ходы совершаются: 24 июня – в Кондуши, по случаю падежа скота, 20 июля – в Омут, 21 июля – в Скарятину Гору и в оба Загривья – в память пожаров от грозы, 14 сентября – в Верхнее Село, по случаю прекращения холеры в 1852 году.

О свадьбах рассказывают, что прежде они совершались тайно. Жених, условившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику условиться на счет дня свадьбы; потом, в назначенный день, с товарищами подъезжал к деревне, где жила невеста, тайно брал ее с назначенного места, с возможною скоростью ехал в церковь и там венчался. Между тем родители невесты узнавали о свадьбе стороной, от лиц, которым поручал это жених. Венчание совершалось с поспешностью и двери церковные запирались извнутри. Родители приезжали, просили остановить венчание, но покорялись, когда им говорили, что уже поздно. По выходе молодых из храма, невесту встречали с бранью. Все кончалось мировою в доме священника. Все это уже давно вышло из употребления. Ныне – при свадьбах есть следующие особенности: отправляясь венчаться жених опоясывает себя, под рубашкой, рыболовной сеткой, во избежание вреда от колдунов; образ, которым благословляют жениха к венцу, дружка или клетник перевязывает крестообразно поясом и вешает себе на грудь; в брачном поезде дружка бывает у жениха кучером.

В приходе имеются кладбища: одно старое при церкви, другое – в полуверсте от церкви, открытое в 1852 году.

Часовни имеются следующие: 1) при церкви – деревянная часовня во имя св. Ольги с каменным памятником, в виде седалища. Тут, будто бы, отдыхала Равноапостольная княгиня; 2) во имя Пророка Илии в деревнях: Омуте, Малом и Большом Загривье; 3) во имя Николая Чудотворца – в Скарятиной Горе и в Верхнем Селе; 4) во имя Иoaннa Предтечи – в Кондушах.

Близ реки Наровы, у Верхнего Села и Скарятиной Горы, есть четыре военных кладбища и на них – курганы. В 1866 году близ Верхнего Села, крестьянин Косма Аммосов нашел горшок с серебряными монетами.

Попечительство существует с 1872 года и с 1883 года все заботы его направлены к сбору денег на постройку придела. В одно собрание 11 июля попечители записали на этот предмет 800 руб.; кроме того прихожане вотчины Великого Князя Константина Николаевича, продав одну лесную дачу за 4,000 руб., пожертвовали их на построение храма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.069 с.)