Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сворачивание добывающей промышленности
Обилие дешевого и качественного сырья на мировых рынках предопределило начало фактического сворачивания собственной добывающей промышленности. В 1957–1970 гг. объем производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Максимальный уровень добычи угля — 54,5 млн. т — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56 %. Что касается других видов полезных ископаемых, то к концу периода высоких темпов роста лишь добыча свинцовых и цинковых руд, а также марганцевой и медной руды еще сохраняли значение для японской промышленности (за счет собственной добычи удовлетворялось около половины потребностей в свинцовых и цинковых рудах, около 20 % — в медной руде, около 30 % — в марганцевой руде). Добыча всех прочих видов сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах.
Развитие транспорта
Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в 1960–1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный транспорт — в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40 % перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40 % внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20 % грузо- и около половины пассажироперевозок. Протяженность железных дорог Японии с середины 30-х годов практически не увеличивалась и в начале 70-х годов составляла около 27 тыс. км (из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час. В конце 60-х годов было также начато строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю̄ и Хоккайдо̄ (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже — строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были соединить район О̄сака-Ко̄бэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжали выпускаться только для экспорта.
К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных держав мира. В 1971 г. в стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (в т. ч. свыше 5 млн. легковых), и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место в мире. 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена в эксплуатацию высокоскоростная автомагистраль Токио-Нагоя-Ко̄бэ протяженностью 536 км, которая соединила районы, где проживало около половины населения и производилось более 2/3 промышленной продукции. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог в размере 3 % от его стоимости на цели дорожного строительства. Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще значительно отставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45 % имели твердое покрытие. Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х годов ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа морского флота (6,1 млн. т), понесшего в результате войны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходило столь быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тоннажу — свыше 30 млн. т — Япония заняла второе место в мире. В начале 70-х годов на японские суда приходилось около 20 % всех морских грузоперевозок капиталистических стран, в том числе около 40 % японского экспорта и 45 % японского импорта. По техническому уровню японский флот был одним из самых передовых в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы.
Перемены в японской деревне
Важные изменения произошли в этот период и в японской деревне. Примерно с середины 50-х годов начался довольно быстрый отток сельского населения в города. В 1955–1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность сельского населения сократилась до 24,7 млн. чел. (23 % от общей численности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на 900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов. Наиболее ярко последствия аграрной реформы проявились в значительном сокращении масштабов аренды земли. К началу 70-х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн.). Общий объем сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1,5 раза. В начале 70-х годов уже более 20 % его стоимости приходилось на продукцию животноводства, хотя преобладающие позиции по-прежнему занимало растениеводство (три четверти объема производства). Под рис отводилось теперь уже менее половины посевных площадей, а на остальных землях выращивались другие зерновые, овощи, плодовые деревья, технические культуры и т. д. В 60-е годы в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство сельскохозяйственных операций по-прежнему производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно уступала западным странам. В то же время по потреблению химических удобрений к концу 60-х годов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, и в конце 60-х годов по средней урожайности риса, батата, лука и т. д. Япония занимала одно из первых мест в мире. Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в 1957–1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сократилась с 56,6 % в 1957 г. до 32,1 % в 1973 г., а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4 % до 67,9 %. К началу 70-х годов лишь 15 % хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85 % в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела). В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о телевизорах и радиоприемниках; многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов между городом и деревней уже не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.007 с.) |