Межпоселенческая районная библиотека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межпоселенческая районная библиотека



Межпоселенческая районная библиотека

Верховского района Орловской области

 

 

 

 

Библиографический обзор

Верховье

2016

 

ББК 91я 1

   Зас 36

 

Составитель: Л. Величкина

 

Ответственный за выпуск: Л. Величкина

 

 

Заступница Земли Русской Казанская икона Пресвятой Богородицы: библиографический обзор / Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области; сост. Л. Величкина. – Верховье, 2016. – 9 с. – [6 библ. зап.].

 

  © Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области 303720, Орловская область, Верховский район, п. Верховье, ул. Привокзальная, 3 Телефон: (486 - 76) 2 – 32 - 43 E-mail: verhbibl@mail.ru   © Лариса Величкина

 

 

 

4 ноября мы отмечаем один из главных государственных праздников — День народного единства.

Считается, что 4 ноября 1612 года  польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени.

В память об освобождении Москвы, 4 ноября, установлен ещё один праздник - День празднования Казанской иконы Божией Матери, в христианском мире «Осенняя Казанская», в память о помощи, полученной  от лика Богородицы.

В XVII веке (1598-1613 гг.) в истории России было Смутное время. В этот период Россия переживала политический и социально-экономический кризис, гражданские войны, польско-шведская интервенции. В это время было пресечение династии Рюриковичей: смерть Ивана Грозного, гибель царевича Дмитрия, смерть Фёдора Иоанновича и начало правления Бориса Годунова, выступления самозванцев.  Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Россию начали грабить да продавать. Не могли разделить властные полномочия между собой все бояре.

Патриарх  Гермоген обратился к русскому народу с призывом не допустить полного краха страны и прогнать врага. Монахи стали рассылать письма во все города русские и призывать народ объединиться да идти на защиту Руси.

Одно такое письмо пришло в город Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол.  Собрался народ  у главной церкви, прочитали письмо монахов: «Будьте с нами заодно. Москва — корень нашего царства, там знамя Отечества! Освободим Москву!» И взошёл на крыльцо купец Козьма Минин  и сказал громким голосом: «Пришла пора помочь родимой Руси. Спасём нашу милую Родину! Соберём войско на борьбу с врагом!».

 

1

Словам мудрого священнослужителя вняли жители Нижнего Новгорода. Они скооперировались с Казанскими дружинами – не без помощи Минина - и во главе с князем Дмитрием Пожарским, который взял с собой из Казани чудотворную икону, двинулись к стенам столицы.

Они  постоянно молилось перед иконой, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи.

Весь народ объединился и отозвался на этот призыв: богатые люди приносили своё имущество. Бедняки отдавали последнюю копейку на святое дело. Собрали войско. А командовать им призвали храброго полководца князя: «Честной князь Дмитрий! Просим тебя, вступись за Отечество, возглавь Ополчение русское! А не то погибнет Россия наша!» - «Это Русь-то наша погибнет! Не бывать этому!».  И пошли освобождать они Русь великую!».

Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Её помощью Россия была спасена от  врагов.

В начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В итоге враги были разбиты и изгнаны из Москвы, а Русское царство возвратилось к его законным владельцам. Перед штурмом Пожарский с воинами в течение трех дней слезно молились, соблюдая пост, перед образом Девы Марии, и, как уже было сказано выше, их молитвы были услышаны. Случилось освобождение Московского царства от польских завоевателей 22 октября (4 ноября).

Увидев  икону Казанской Божией Матери, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

Это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового

 

2

храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя

Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

С иконы Казанской Божией Матери связывают не только победу над польскими захватчиками в 1612 году. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). Существует предание о том, что Казанской иконой благословил Петра I святитель Митрофан Воронежский ещё до 1 основания Петербурга: "Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего».

В XIX веке в центре Петербурга, наНевском проспекте, для нее был сооружен величественный Казанский собор.

Перед Казанской иконой князь М. И. Кутузов в 1812 году молился за спасение России. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Икона Казанской Божьей Матери доставлялась на фронты Великой Отечественной по личному указанию Сталина. Однажды, перед Сталинградской битвой, когда командование одного полка отслужило перед ней молебен, спасла жизни всем солдатам, участвовавшим в том бою. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны икону обнесли вокруг осажденного Ленинграда - и город выстоял в блокаде. Перед штурмом Кенигсберга, явив немцам свой лик на облаках, вызвала панику в стане врага.

Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками.Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери - всенародная святыня, одна из самых почитаемых русским народом икон. Она является не только покровительницей земли Русской, но и защитницей от бед и болезней.

Казанская – бабья заступница, один из главных женских праздников.

 

 

3

Казанская икона - одна из самых почитаемых икон Богородицы на Руси. Она принадлежит к иконографическому типу, называемому «Одигитрия».

На Казанской иконе Младенец Иисус изображен стоящим, рука его поднята для благословения. Голова Матери слегка наклонена к Нему.

 

 

А. А. Киселёв

  Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории

Образ Святой Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира.

Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покро­вительницей и заступницей русской земли. Она окружена осо­бым почитанием, особой любовью верующего народа.

Одна из богородичных образов, запечатленных в иконах, получивший впоследствии наименование "Владимирской", прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.

На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др.

По вере Русской Православной Церкви икона Пречистой Богородицы защищает Россию. Образ Владимировской Божией Матери хранит наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, в на восток, до конца земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской право­славной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.

 

Т. С. Ерёмина

Великая сила молитвы

В этой книге – духовная мудрость, изложенная по учению святых отцов и учителей Церкви, - истинный духовный лечебник, созвучный сегодняшнему дню. Много веков святые молитвы укрепляют православных христиан, служат путеводной нитью каждому сердцу, ищущему Бога.

И эта книга станет помощником в житейских бурях и духовных стремлениях

Один из разделов - Икона Божией Матери «Казанская».

 

Владимир Солоухин

«Черные доски» (Записки начинающего коллекционера)

   

Книга об иконах - древнем русском искусстве, о ценности и красоте памятников архитектуры, древнерусской живописи и необходимости бережного отношения к ним.

В начале 1960-х Солоухин заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — художественные очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик. Главный герой – это сам автор, пытливый путешественник и исследователь, страстный собиратель старины, одержимый идеей неразрывности, преемственности культуры, духа народного в его лучших, высочайших проявлениях.

«Черные доски» посвящены той части жизни автора, когда им овладела страсть к собирательству, не совсем обычному и благородному делу – попытке сохранить и донести до будущих поколений красоту древнего русского искусства.

Главным героем произведения «Черные доски» является сам автор, исследователь и пытливый путешественник, увлеченный собиратель разных старинных вещей. А глаза на «черные доски» открыл ему Илья Глазунов.

 

 

7

Главным предметом изображения в книге «Черные доски» является русская история ХХ века и духовное состояние общества. Икона рассматривается в связи с русской историей, прошлой и современной, ее сюжетная функция — вернуть сознание соотечественника в жизнь Предания.

В книге подробно описан не только процесс реставрации икон, но и много специфического, и описана собственно страсть коллекционера. Солоухин собирал иконы во Владимирской области, в Ярославской. Процесс собирания описан подробно. И, кстати, не только в этом ценность, конечно.

Затронуто многое - упадок деревни, закрытие и разрушение церквей, в которых вместо алтаря, допустим, зерно лежит...

Сколько выведено характеров, русских типов - старухи, деды, молодежь 60-х годов. Все разные.

В книге об иконах «Черные доски» писатель рассказывает о непреходящей ценности и красоте памятников архитектуры, древнерусской живописи и необходимости бережного отношения к ним. Солоухин выступал против разрушения национально-исторических основ русской культуры и в защиту русской иконы. Например, целая, одиннадцатая глава посвящена истории русской иконы, сюжетам, объяснению многих терминов, связанных с иконописью, строению иконостаса в православных храмах. Написана она простым, живым образным языком и при этом может вполне стать маленьким учебным пособием для тех, кто хочет быть в теме.

Возможно, многим книга покажется скучной, непонятной, занудной. Но те, кто был серьёзно увлечен коллекционированием чего-либо, наверняка найдут в книге много «своего».

Очерк Владимира Солоухина на первый взгляд посвящено собирательству икон и предметов старины. Но смысл «Черных досок» намного глубже. Да, автор сожалеет в произведении об утрате церквей и древней живописи, которые беспощадно взрывались, разбирались, разрушались, сжигались, но в то же время говорит и о возможности воскресить былое. Черные доски – это иконы, древние иконы. От времени олифа почернела и скрыла от глаз изображение. Но стоит только приготовить раствор, «поколдовать» над доской и откроется окно в прошлое, и зазвучит яркий мир предков.

Нельзя было прерывать этот тихий, стройный, сильный голос предков, который направлял духовную жизнь народа в нужное русло. Он звучал в книгах, архитектуре, живописи – во всем, к чему прикасались искусные руки и любящая душа прадедов.

Книга, писалась в то время, когда мы не дорожили нашей культурой, наплевательски относились к тому, что создавали наши предки.

Литература

 

    1. Великая сила молитвы / сост. Марина Лукианова. – Москва: ОЛМА Медиа ГРУПП, 2011. – С. 221 – 224.

 

2.Ерёмина, Т. С. Мир русских икон и монастырей: история, предания / Т. С. Ерёмина. – Москва: МАИК «Наука», 1997. – С. 354 – 361, 505.

 

3.Киселёв, А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории / А. А. Киселёв; сост., вступ. ст.. примеч. В. А. Чалмаева. – Москва: Русская книга, 1992. – С. 53 – 56.

 

4.Солоухин, В. Черные доски / В. Солоухин // Солоухин, В. Славянская тетрадь / В. Солоухин. – Москва: Советский писатель, 1972. – С. 219-383.

 

5.Энциклопедия православной святости. В 2-х т. Т. 1 / авт. – сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. – Москва: ЛИК пресс, 1997. – С. 293 – 294.

 

***

 

6. Кочетков, И. Богоматерь Казанская / И. Кочетков // Родина. – 1999. - № 4. – С. 86 – 89.              

 

9

Межпоселенческая районная библиотека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.049 с.)