Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация общения. Виды и функции общения. Структура и средства общения
1. Классификация общения Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет различные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды. Классификации общения создаются по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Классификация общения по направленности: гуманистическое и манипулятивное. Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату. Манипулятивное общение определяется как «общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения своих целей». В такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих - либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению. Классификация общения по числу общающихся: межличностное, личностно-групповое и межгрупповое. Межличностное общение – общение между двумя-тремя субъектами. Личностно-груповое общение – общение между одним человеком и группой. Межгрупповое общение – общение между группами. Классификация общения по содержанию: деловое и личностное. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Личностное общение – это обмен неофициальной информацией, сосредоточенное в основном вокруг психологических проблем человека внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Классификация общения по контакту с собеседником: непосредственное и опосредованное. Непосредственное (прямое) общение - это общением «лицом к лицу», когда люди находятся рядом и общаются без каких-либо промежуточных звеньев, например, при встречи. Опосредованное (косвенное) общение – это общение, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием и общаются через посредника, например, обмен письмами. Каждый вид общения имеет свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным. 2. Структура общения и его функции Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. Поскольку понятие “общение” является сложным, трудным является определение структуры общения. Известны различные подходы к проблеме структуры общения. В психологической литературе в структуре общения выделяют три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, познания друг друга и обмен действиями) является выделение его относительно автономных компонентов: субъекты общения, цель, содержание и средства общения. Субъектами общения являются живые существа, люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и т.д. По содержанию общение может быть: 1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности). 2. Когнитивное (обмен знаниями). 3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями). 4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами). 5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения. Вербальные средства общения – речевые. Главным средством общения является язык. Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Невербальные средства общения – неречевые средства. Инструментом общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия. Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Чаще всего выделяют в общении три функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция заключается в любом обмене информацией и охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, т.е. происходит процесс взаимного налаживания действий. Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.008 с.) |