Конспект урока обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока обществознания



КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

По теме: «Современное общество»

 

ФИО: Давыдов Виктор Викторович

Должность, предмет: учитель истории и обществознания

Класс:10

 

 

III - квартал, 2020


Схема конспекта урока

Класс: 10

Тема урока: «Современное общество»

Характеристика класса:

В 10 классе 14 учащихся, 8 девушек и 6 юношей. Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера.

У большинства учащихся класса наблюдается повышенный уровень сформированности регулятивных и познавательных УУД. Обучающиеся достаточно свободно владеют изученным материалом, самостоятельно могут осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Также осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие в процессе речевого общения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем. Многие из них участвует в различных видах исследовательской деятельности по учебным предметам. В результате активного процесса учения у учащихся сформировано такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность.

Некоторые учащиеся владеют приемами отбора и систематизации учебного материала, добросовестно выполняют домашнюю работу, обладают способностью анализировать, делать выводы, но на уроках не проявляют активности. Причины: не развита речь, мешают такие качества, как замкнутость и стеснительность.

Есть ученики, у которых слабо сформированы навыки самостоятельного труда. Им сложно формулировать выводы, не развито творческое мышление. Для таких учащихся требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны учителя и родителей для достижения положительного результата.

На уроках ребята, как правило, активны, внимательны, всегда относятся к учителю с уважением.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint.

 

  1. Организационный момент, включающий:

· Цель:

- организовать рабочее пространство обучающихся для предстоящей работы;

- привлечь внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности;

· Задачи:

- вызвать интерес к предстоящей теме урока;

- обратить внимание на актуальность изучаемой темы;

- мотивировать учащихся к работе;

· Описание методов организации работы:

Содержание этапа:

1. Взаимное приветствие, проверка отсутствующих (беседа);

2. Проверка готовности аудитории и учеников к занятию;

3. Изложение плана и целей урока.

 

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу. Выбирают руководителя группы. Настраивает учеников на успешную работу Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру. Ученики подготовились к уроку, учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга. Ученики сидят по группам.  
  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
  • Цели:

1) осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

2) определить границы знания и незнания;

3)актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

3)подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

  • Задачи:

1) раскрыть признаки свободы, показать её границы и условия,

при которых человек может воспользоваться принадлежащим

ему правом на свободу;

2) продолжить работу, направленную на развитие интеллектуальных умений:

а) соотносить полученные новые знания с уже

имеющимися;

б) выстраивать логику изложения учебного материала;

3) способствовать становлению осознанного отношения учащихся к

правам и свободам других людей.

 

  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач:

Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

 

  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока:

- Ответы учеников на вопросы по пройденному материалу.

- Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

 

  • О пределение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

В случае большого количества неправильных ответов учеников необходимо провести

с ними работу над типичными ошибками.

В случае отсутствия осознания учениками прежних знаний в новой ситуации

воспользоваться дополнительным примером, усиливающим связь имеющегося знания

с новым.

 

  • Описание методов организации совместной деятельности учащихся:

Учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

Ученик – класс (межструктурный диалог). Перед одним учеником и классом встает проблема, единое решение которой идет с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога – нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Этот вид диалога реализуется в таких его формах, как дискуссия, групповой диалог.

Ученик – ученик. Это форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

Учитель – ученик. Здесь управление подразумевает овладение и учащимся и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа).

 

  • Методы развития познавательного интереса (мотивация):

Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения,

основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения,

высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его

собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо

проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную

ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать

свою позицию, считаться с мнениями других.

 

  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

 

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Ученики отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал.     Ученики по очереди дают определения терминам. Актуализация ранее изученного: Вспомните! -Что такое свобода? К чему может привести неограниченная свобода выбора? -В чем выражается общественная необходимость? -Какое общество можно считать свободным?     Терминологический диктант (устный).     Мотивационный этап Подумайте! -Было ли глобальным общество в древности? -Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития? -О чем пойдет речь на уроке? - Какую цель поставим перед собой?   (слайд 1)   Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов

Приложение 1.

Противоречия глобализации.


 

Приложение 2.

Кластер.

 

 


Приложение 3.

Синквейн - стихотворная форма рефлексии.

Слово «синквейн»  происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

· Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

· Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

· Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

· Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

· Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Вариант 1:

Общество

Современное, информационное

Прогресс.

Вариант2:

Общество

Знание.

Приложение 4.

Лист самооценивания на уроке.

ФИ участника группы

Домашнее задание

 (групповые, индивид задания)

1-4 балла

Работа в группе

1-4 балла

Устные ответы

1-3 балла

Сумма баллов/ Итоговая оценка
    самооценка оценка группы самооценка оценка группы самооценка оценка группы  
1                  
2                  
3                  
4                  

 

Норма оценки:

  • 5-7 баллов – оценка «3»
  • 8-9 баллов – оценка «4»
  • Более 10-11 баллов – оценка «5»

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

По теме: «Современное общество»

 

ФИО: Давыдов Виктор Викторович

Должность, предмет: учитель истории и обществознания

Класс:10

 

 

III - квартал, 2020


Схема конспекта урока

Класс: 10

Тема урока: «Современное общество»

Характеристика класса:

В 10 классе 14 учащихся, 8 девушек и 6 юношей. Класс является достаточно способным, сплоченным коллективом, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера.

У большинства учащихся класса наблюдается повышенный уровень сформированности регулятивных и познавательных УУД. Обучающиеся достаточно свободно владеют изученным материалом, самостоятельно могут осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Также осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие в процессе речевого общения, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем. Многие из них участвует в различных видах исследовательской деятельности по учебным предметам. В результате активного процесса учения у учащихся сформировано такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность.

Некоторые учащиеся владеют приемами отбора и систематизации учебного материала, добросовестно выполняют домашнюю работу, обладают способностью анализировать, делать выводы, но на уроках не проявляют активности. Причины: не развита речь, мешают такие качества, как замкнутость и стеснительность.

Есть ученики, у которых слабо сформированы навыки самостоятельного труда. Им сложно формулировать выводы, не развито творческое мышление. Для таких учащихся требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны учителя и родителей для достижения положительного результата.

На уроках ребята, как правило, активны, внимательны, всегда относятся к учителю с уважением.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint.

 

  1. Организационный момент, включающий:

· Цель:

- организовать рабочее пространство обучающихся для предстоящей работы;

- привлечь внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности;

· Задачи:

- вызвать интерес к предстоящей теме урока;

- обратить внимание на актуальность изучаемой темы;

- мотивировать учащихся к работе;

· Описание методов организации работы:

Содержание этапа:

1. Взаимное приветствие, проверка отсутствующих (беседа);

2. Проверка готовности аудитории и учеников к занятию;

3. Изложение плана и целей урока.

 

Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу. Выбирают руководителя группы. Настраивает учеников на успешную работу Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру. Ученики подготовились к уроку, учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга. Ученики сидят по группам.  
  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
  • Цели:

1) осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

2) определить границы знания и незнания;

3)актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

3)подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

  • Задачи:

1) раскрыть признаки свободы, показать её границы и условия,

при которых человек может воспользоваться принадлежащим

ему правом на свободу;

2) продолжить работу, направленную на развитие интеллектуальных умений:

а) соотносить полученные новые знания с уже

имеющимися;

б) выстраивать логику изложения учебного материала;

3) способствовать становлению осознанного отношения учащихся к

правам и свободам других людей.

 

  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач:

Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа. Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Краткий письменный ответ на вопрос. Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

 

  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока:

- Ответы учеников на вопросы по пройденному материалу.

- Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

 

  • О пределение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей:

В случае большого количества неправильных ответов учеников необходимо провести

с ними работу над типичными ошибками.

В случае отсутствия осознания учениками прежних знаний в новой ситуации

воспользоваться дополнительным примером, усиливающим связь имеющегося знания

с новым.

 

  • Описание методов организации совместной деятельности учащихся:

Учебный диалог – это субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

Ученик – класс (межструктурный диалог). Перед одним учеником и классом встает проблема, единое решение которой идет с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога – нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Этот вид диалога реализуется в таких его формах, как дискуссия, групповой диалог.

Ученик – ученик. Это форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

Учитель – ученик. Здесь управление подразумевает овладение и учащимся и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении (понимание сигналов обратной связи в ситуациях общения «лицом к лицу», овладение диагностическими методиками, тестирование, осознание своих сильных и слабых сторон, корректировка и приемы моделирования позитивного имиджа).

 

  • Методы развития познавательного интереса (мотивация):

Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения,

основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения,

высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его

собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо

проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную

ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать

свою позицию, считаться с мнениями других.

 

  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.142 с.)