Производственная практика: технологическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная практика: технологическая



ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

(ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА

(ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

 

Учебно-методические указания

Для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело

Направленность программы (профиль) – Лесные культуры,

Селекция, семеноводство

Квалификация (степень) – магистр

 

 

Нижний Новгород, 2019

 


УДК 630.

 

Производственная практика: технологическая (проектно-технологическая) практика (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий): Учебно-методические указания для контактной работы обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело, направленность программы (профиль) Лесные культуры, селекция, семеноводство; квалификация (степень) – магистр[Электронный ресурс] / Н.Н. Бессчетнова, В.П. Бессчетнов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА, 2019. – 85 с.

 

 

Составители: д.с.-х.н., доцент Бессчетнова Н.Н., д.б.н., профессор Бессчетнов В.П.,

 

Учебно-методические указания отражают один из важнейших аспектов профессиональной подготовки магистров – освоение ими компетенций, обеспечивающих приобретение ими способности разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, рецензировать, проводить экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП (ПК-15), а также приобретение готовности преподавать по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (ПК-16).Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - магистратура по направлению подготовки Лесное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 667 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47640).

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 1 от «02» _сентября_ 2019 г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Методические указания зарегистрированы под учетным номером

_35.04.01/2019/МК/Б2.О.04(П)_ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 02.09.2019 г.

                                     личная подпись расшифровка подписи   дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

 

 

Содержание

  Методическая справка 4
  Введение 10
1 Консультации по прохождению производственной практики: практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий) 12
2 Практические занятия во время прохождения производственной практики 13
3 Формы отчетности и контроль самостоятельной работы по выполнению программы практики   14
  4. Организационная структура проведения занятий 17
  Литература 84

 


Методическая справка

Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению подготовки 35.04.01 – Лесное дело, направленности (профилю) подготовки Лесные культуры, селекция семеноводство и рабочей программой дисциплины Б2.О.04(П)Производственная практика: технологическая (проектно-технологическая) практика (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий) на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки Лесное дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 667 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47640) Указания служат для методического обеспечения проведения контактной работы (занятий)обучающихся в рамках освоения ими программы практики Б2.О.04(П) Производственная практика: технологическая (проектно-технологическая) практика (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий).

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.04.01 –Лесное дело практика Б2.О.04(П) Производственная практика: технологическая (проектно-технологическая) практика (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий).в основную часть блока Б2, Б2.О – основная часть ОПОП – Практики по направлению подготовки 35.04.01 Лесное дело.

Практика предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.04.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Магистр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при обучении по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Введение

 

Педагогическая деятельность в профессиональных лицеях, училищах, колледжах, техникумах, учреждениях ВО по программам начального профессионального или среднего профессионального образования в области воспроизводства и переработки лесных ресурсов является одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие основную профессиональную образовательную программу по направлению 35.04.01 Лесное дело, уровень магистратура. Производственная практика:практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностиявляется весьма важной частью ОПОП по формированию готовности к преподавательской деятельности.

Практика осуществляется на первом курсе. Основное содержание практики связано с изучением и анализом существующей методики преподавания специальных дисциплин, навыками разработки учебных занятий.

В процессе прохождения практикив соответствии с ее целями и задачами магистранты выполняют творческие задания по организации и проведению профессионального обучения и методике воспитательной работы. Производственная практика предусматривает в основном самостоятельную работу обучающихся под контролем опытных руководителей-педагогов.

Формирование у магистров профессиональных компетенций, определяющих их способность и готовность осуществлять профессиональное обучение и проводить воспитательную работу, а именно:

- приобретение способности разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, рецензировать, проводить экспертизу научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП (ПК-15);

- приобретение готовности преподавать по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (ПК-16);

 

 

- предполагает формирование следующих умений и навыков, которые формируются на основе знаний.

Владеть:

- традиционными и современными образовательными технологиями

- техникой проведения аудиторного занятия

- традиционными и современными образовательными технологиями

Уметь:

-формировать цели и задачи занятия;

- разрабатывать критерии достижения целей занятия;

- разрабатывать структуру и содержание аудиторного занятия,

-формировать цели и задачи занятия,

- разрабатывать критерии достижения целей занятия;

- разрабатывать структуру аудиторного занятия,

Знать:

- понятие образовательная технология, знать виды традиционных и современных образовательных технологий; подходы к их реализации в учебном процессе-формировать цели и задачи занятия;

- разрабатывать критерии достижения целей занятия;

- разрабатывать структуру и содержание аудиторного занятия,

- современные и традиционные образовательные технологии


1. Консультации по прохождению производственной практики: практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (подготовка методического обеспечения и проведения лабораторно-практических занятий)

В ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА к одной из форм самостоятельной работы является самостоятельная работа под контролем преподавателя, которая реализуется в форме консультаций. Организация практики предполагает выделение 2 часов на консультации руководителя практики с обучающимся.

Эти часы распределяются на весь период практики, согласовано с обучающимся. Данный вид работы призван активизировать творческий потенциал обучающегося в процессе выполнения программы производственной практики.

Консультация – это форма работы, требующая как от преподавателя, так и от студента определенных затрат времени, дополнительной физической, умственной и психологической нагрузки. К основным функциям консультации относится помощь обучающемуся в глубоком и всестороннем освоении педагогической практики, в организации их самостоятельной работы.

Преподаватель во время, отведенное для консультации, способствует усвоениюобучающимися методов работы над литературой, в том числе методов конспектирования рекомендованной, дает рекомендации по устранению недостатков составления библиографического списка к докладу, консультирует по вопросам организации семинара. Консультация – это время работы со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на педагогическом семинаре.

В период практики обучающийся должен разработать одно занятие и провести его перед аудиторией. Преподаватель в порядке консультации дает рекомендации по оптимизации структуры занятия, технике преподавания и пр.

Существуют две методики организации ответов на вопросы: первая методика предполагает ответы на вопросы в порядке их поступления; вторая требует собрать вопросы в письменном виде, систематизировать их по темам, соблюдая логическую последовательность программы практики. Преимуществом второй методики является то, что она позволяет обучающимся лучше понять структуру практики и логическую взаимосвязь отдельных тем. Такую консультацию можно получить в том числе удаленно – посредством использования чата, размещенного в электронно-образовательной среде вуза, в который можно выйти через портфолио.

В рамках производственной практики предполагаются индивидуальные консультации. Вместе с тем, допускается проведение консультации малой группой.

Консультации позволяют не только получить ответы на вопросы обучающемуся, но также оценить качество его самостоятельной работы.

Всего в период выполнения обучающимся программы производственной практики будет проведено 2 часа индивидуальных консультаций.

 

 

Самостоятельное изучение ФГОС по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Для данной работы использовать ФГОС по специальности 35.02.10 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

В процессе работы с ФГОС. Сделать конспект, включающий:

- область применения ФГОС;

- характеристику подготовки по специальности;

- характеристику деятельности выпускника;

- требования к результатам освоения программы;

- требования к структуре подготовки специалистов среднего звена профессионального образования;

- требования к условиям реализации программы;

- оценка качества освоения программы.

Дискуссия по структуре ФГОС

В результате исследования стандарта образования отметить возникшие вопросы. В группе в процессе дискуссии дать ответы на возникшие вопросы.

             

3. Тема: Методические основы проектирования рабочих программ учебных дисциплин

Ключевые слова: методические материалы, образовательная программа, примерная образовательная программа, рабочая программа дисциплины, примерная программа дисциплины, авторская программа дисциплины, учебно-методический комплекс дисциплины, фонды оценочных средств, дидактическая единица, паспорт рабочей программы

Задание:

Виды рабочих программ.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта в той или иной области образования. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

Примерная учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету. Примерная программа выполняет две основные функции:информационно методическуюиорганизационно-планирующую.

Требования профессионально-квалификационных характеристик к общеобразовательным, общепрофессиональным, общеспециальным и специальным знаниям и умениям обучающихся определяет необходимость структурирования содержания образования. Содержание образования представляют собой рабочие программы дисциплин, они определяют содержание дисциплины, формы контроля за достижением запланированных результатов (Ильин,2002).

А.П. Беляева: «учебная программа — государственный документ, который определяет содержание и объем знаний, умений и навыков, нормы и значимость каждого предмета, последовательность его усвоения по годам обучения, а также содержание отдельных разделов и тем, время, отводимое на их изучение» (Принципы…., 1983)

Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает макет рабочей программы дисциплины. В соответствии с ним до начала учебного года каждая программа актуализируется, рассматривается на заседании кафедр на предмет соответствия содержания программы ФГОСу и примерной ОПОП, а так же примерной программе дисциплины.

В Нижегородской ГСХА так же разработан и утвержден макет рабочей программы дисциплины.

Примечание. Знакомство с макетом. Рабочей программы дисциплины.

 

3.2. Характеристика рабочей программы дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины - документ, являющийся частью образовательной программы (далее – ОП) образовательного учреждения и предназначенный для реализации требований ФГОС.

Уровень образования магистр позволяет осуществлять профессиональную деятельность в должности преподавателя по образовательным программам начального (НПО) и среднего специального профессионального образования (далее – СПО).

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

Общие требования к форме рабочей программы учебной дисциплины.

Рабочая программа должна содержать:

- титульный лист;

- паспорт рабочей программы;

- структуру и содержание учебной дисциплины;

- условия реализации программы учебной дисциплины;

- контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

1. Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- штамп утверждения рабочей программы дисциплины;

- наименование профессиональной образовательной программы;

- наименование учебной дисциплины и ее шифр в соответствии с учебным планом образовательной программы;

- указания по принадлежности рабочей программы дисциплины про-фессии/специальности с указанием названия и шифра специальности;

- уровень квалификации выпускника по специальности;

- год разработки.

На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.

2. Паспорт рабочей программы включает в себя:

 -область применения программы;

-место дисциплины в структуре ОП;

- цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины;

- рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли-ны.

Область применения программы содержит сведения о том, частью какой ОП может являться данная программа в соответствии с примерной программой (ФГОС по профессии или специальности СПО).

Раскрывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.

Например, разработанная программа «Цветочно-декоративные растения и дендрология» программы ОПП по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» вполне успешно может использоваться в программе переквалификации по направлению «Ландшафтная архитектура».

Место дисциплины в структуре ОП определяет принадлежность дисциплины к учебному циклу (общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профессиональному) и раскрывает на освоение каких профессиональных и общих компетенций направлена образовательная деятельность по дисциплине (модулю), что определяет таблица ФГОС «Структура основной профессиональной образовательной программы».

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины формулируются через знания и умения, которые должен приобрести обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС по профессии или специальности СПО (таблица ФГОС «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся, цели и задачи дисциплины могут быть расширены путем включения дополнительных умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.

В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ОП, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую про-грамму.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины включает часы обязательной и вариативной частей ОП:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося;

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося;

- самостоятельной работы обучающегося.

 

«Структура и содержание учебной дисциплины» должен содержать таблицы:

- объём учебной дисциплины и виды учебной работы;

- тематический план и содержание учебной дисциплины.

 

В таблице «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» указывается объем часов максимальной, обязательной аудиторной учебной на-грузки, самостоятельной работы обучающихся с учетом вариативной части ОП, конкретизируются виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, са-мостоятельной работы и форма итоговой аттестации по дисциплине.

Таблица «Тематический план и содержание учебной дисциплины» включает в себя сведения о наименовании разделов дисциплины, тем, содержание учебного материала (дидактические единицы), лабораторных работ, практических занятий, тематику самостоятельной работы обучающихся, кур-совых работ (проектов) (если предусмотрено), объем часов обязательной и вариативной частей, уровень их освоения.

По каждому разделу указывается:

- номер и наименование раздела;

- номер и наименование темы.

По каждой учебной теме раздела приводятся:

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование)

- контрольные работы;

- самостоятельная работа обучающихся.

 

Содержание учебной дисциплины рекомендуется начинать с введения, где определяется место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки.

При изложении содержания учебного материала в тексте должны быть использованы только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям ФГОС; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Дидактические единицы по темам должны быть направлены на приобретение обучающимися умений, знаний, определенных ФГОС по учебной дисциплине в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы».

Дидактическая единица – это относительно самостоятельная часть учебного материала дисциплины, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Дидактическими единицами могут выступать: раздел, тема, понятие.

Понятие дидактическая единица хорошо раскрывается тестовым заданием, которое формулируется в виде высказывания, которое имеет определенное значение, смысловое наполнение. Каждое тестовое задание представляет собой элементарную дидактическую единицу.

В содержании рабочей программы должны быть представлены разделы, темы и дидактические единицы обязательной и вариативной частей ОП. РП имеет право включать дополнительные разделы, темы и дидактические единицы по сравнению с примерными программами. Перечень лабораторных работ и практических занятий, объем их часов может отличаться от рекомендованного примерной программой, но при этом должен обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений, направленных на формирование профессиональных и общих компетенций, определенных ФГОС по профессии или специальности СПО, и соответствовать объему часов, указанному в рабочем учебном плане.

Объем часов определяется по каждому разделу, теме. Количество часов по теме распределяется на изучение дидактических единиц учебного материала, выполнение лабораторных работ и (или) практических занятий, самостоятельную работу обучающихся.

Если по дисциплине предусмотрена курсовая работа (проект), то в конце таблицы, раскрывающей содержание обучения, вводится строка «Тематика курсовых работ», в которой приводится перечень тем курсовых работ (проектов), показывается количество аудиторных часов, отведенных на её выполнение.

Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

При планировании самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ;

- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;

- упражнения на тренажёре; упражнения спортивно-оздоровительного характера;

- рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

«Условия реализации программы дисциплины» включает в себя:

- требования к минимальному материально-техническому обеспечению;

- информационное обеспечение обучения.

При определении требований к минимальному материально-техническому обеспечению учебные кабинеты, мастерские, лаборатории, необходимые для реализации программы, определяются в соответствии с ФГОС по профессии или специальности СПО. ПОО имеет право этот перечень расширять и дополнять.

Перечень оборудования и технических средств обучения кабинетов, лабораторий, мастерских и т.д. даются по каждому в отдельности.

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

«Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» определяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут исполь-зованы для их контроля и оценки.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций, которые переносятся из паспорта программы. Компетенции должны быть соотнесены со знаниями и умениями. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

Рецензирование рабочих программ осуществляют при их разработке или пересмотре в новой редакции.

Рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов потенциальных работодателей, ведущих специалистов отрасли по профилю про-фессии/ специальности, ведущих преподавателей аналогичных по профилю кафедр вузов, колледжей.

Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде и отражает в нем соответствие содержания программы требованиям ФГОС по профессии или специальности СПО, современному уровню и тенденциям развития нау-ки и производства; оценивает оптимальность содержания разделов, целесо-образность распределения по видам занятий и трудоемкости в часах; вносит предложения по улучшению программы и дает заключение о возможности использования в учебном процессе.

Подписывая свой отзыв, рецензент указывает Ф.И.О., преподавателем каких дисциплин, какой образовательной организации является (если является сотрудником организации – занимаемую должность, организацию). Подпись рецензента заверяется, ставится печать.

Проект программы должен быть рассмотрен на заседании методической комиссии, где заслушивается сообщение составителя (автора) программы, зачитывается отзыв внешнего рецензента. После одобрения программы и занесения соответствующей записи в протокол заседания методической комиссии программа утверждается проректором по учебно-методической работе.

При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине не допускается проведение учебных занятий. Рабочие программы всех дисциплин разрабатываются на этапе лицензирования образовательной программы.

3.3. Определение области применения рабочей программы дисциплины

Область применения рабочей программы дисциплины (модуля) – это, прежде всего, та общая профессиональная образовательная программа для которой данная рабочая программа разрабатывалась. В рассматриваемом нами примере – это ОПОП по подготовки техника для садово-паркового и ландшафтного строительства. Вместе с тем каждая из разработанных программ может использоваться в программах повышения квалификации работников данной отрасли или смежных направлений деятельности.

Например, дисциплина «Озеленение населенных мест» вполне может использоваться по программам агротуризма. Это связано с тем, что оценка уровня отеля, используемого в туристических программах агротуризм, в значительной степени связана с уровнем благоустройства, окружающей его территории. Конечно, стили озеленения здесь ограничены и должны органично вписываться в конкретную культурную (сельскую) среду. Агротуризм может иметь разную специфику, все зависит от конкретной агротерритории (где-то большую направленность имеет выпасное животноводство, где-то молочное производство, есть территории, где традиционно производятся особенные сыры или вина и пр.). Поскольку агротуризм – это отдых, то требуется задание определенного маршрута развлечений. Они могут включать специфические ландшафты (озера, плато, лесные массивы и пр.), которые так же должны быть культурно организованы. Организатор маршрута, таким образом, должен иметь представления об уровнях, приемах, стилях и пр. организации таких мест. Поэтому часть программы повышения квалификации в области агротуризма вполне может включать «Озеленение населенных мест». Программа повышения квалификации товароведов, маркитологов может включать программу «Экономика отрасли» ландшафтного строительства. Это поможет расширять ассортимент реализуемой для данной отрасли продукции торгово-закупочных компаний.

3.4. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ОПОП СПО.

Основной целью ОПОП по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство подготовка для рынка труда специалиста среднего звена. Каждая программа своей целью должна иметь формирование общих компетенций у обучающихся и соответствующих направлению дисциплины профессиональных компетенций. Такой подход к образованию позволит сформировать конкурентноспособного на рынке труда специалиста, обладающего готовностью к непрерывному образованию и самообразованию в условиях быстро меняющихся технологий и интересов общества.

Цели обучения должны складываться из трех составляющих, отражающих основные функции предмета: образовательные (дидактические), воспитательные и развивающие цели. Главной из них является та, которая характеризует основную направленность учебного предмета.

Образовательные цели определяются теми знаниями, умениями и навыками.

Воспитательные цели учебной дисциплины (модуля) направлены на развитие потребностно-мотивационной сферы (системы идеалов, отношений, ценностей) и совокупности нравственных, трудовых, эстетических качеств личности обучающегося.

Развивающие цели конкретизируют познавательные процессы и психические свойства личности, которые должны получить развитие в ходе освоения дисциплины (модуля). К таким свойствам относятся речь и критичность мышления, память, наблюдательность.

Все указанные компонентные цели в совокупности позволяют сформировать у обучающегося определенные компетенции.

Таким образом профессиональная личность – это не только комплекс знаний, умений и навыков. Это психическая способность личности в реализации данного комплекса в специфической профессиональной среде. Эффективное использование знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности связано со сложными психическими системами регуляции социального поведения личности.

Профессиональная компетентность – это динамичная система личных качеств и полученных знаний, умений и навыков. Полученные знания, умения и навыки являются базой для развития личности. Одновременно и развитие личностных качеств генерирует новые знания, умения и навыки. Возрастание компетентности специалиста связано с получением новых знаний, умений и навыков не только в профессиональной сфере, но и в смежных сферах и даже в организации повседневной жизни, во внепрофессиональных увлечениях.

Формирование дисциплиной тех или иных компетенций – это формирование способностей личности обучающегося к реализации профессиональной деятельности, степень развития которых в значительной мере определяется индивидуальными способностями обучающихся (Ломакин, 2012; Синкина, 2011, 2014): мобильность знания, критичность мышления, личный опыт и др.

В педагогической литературе термин «компетенция» – это определения границ области действия, а «компетентность» – оценка качества деятельности (Tuningproject).

Компетенции представляют собой совокупность характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственности, которые описывают уровень или степень способности реализовать компетенции (Проектирование целей…., 2008).

Гурина Р. В. определяет профессиональную компетенцию как способность и готовность выпускника к реализации приобретенных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, опыта в профессиональной деятельности, то есть способность выполнять работу в соответствии с требованиями должности; системное интегративное единство когнитивной и деятельностной составляющих, личностных характеристик и опыта (Гурина, 2008).

Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено),освоенная обучающимся на определенном уровне, позволяющем выполнять над ней мыслительные операции. Единицами содержания знания выступают закономерности предметной области, позволяющие решать конкретные научные, производственные и другие задачи: факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.

Свойства знаний: структурируемость, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний обусловливается содержанием и способами их использования.

Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.

Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Умения – способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.109 с.)