Внедрения ТРИЗ в педагогический процесс для решения профессионально-педагогических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внедрения ТРИЗ в педагогический процесс для решения профессионально-педагогических задач



 

На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок:

- дополнение и изменение традиционных дисциплин;

- создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ;

- разработки в области теории творческого мышления.

Первое направление разработок представлено сборниками творческих задач, интегрированными курсами с элементами ТРИЗ, разработками отдельных тем и занятий по различным дисциплинам с применением методов ТРИЗ. Стандарт на использование методов ТРИЗ для дополнения и изменения традиционных дисциплин должен, прежде всего, отражать, как предлагаемые методы могут использоваться для развития мышления в ходе изучения различных предметов.

Методы ТРИЗ не просто делают занятия более разнообразными, не только стимулируют интерес к изучаемому предмету. На основе ТРИЗ можно формировать единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира.

В ТРИЗ выявлены законы развития технических систем, эти законы преимущественно являются универсальными законами развития систем. Одной из важных и сложных проблем системы образования является не согласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе или ВУЗе. Разработка интегрированных курсов на основе ТРИЗ может помочь в решении этой проблемы.

Для решения изобретательских задач часто необходимо использовать приемы, эффекты, понятия не только той дисциплины, в которой рассматривается проблемная ситуация. А приемы и методы, с помощью которых ведется поиск решения, едины для открытых задач из любой области науки. Таким образом, при решении открытых задач, при изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся понятными, очевидными, используются учащимися как инструмент для изучения и исследования.

Часто применение методов ТРИЗ делает необходимым пересмотр содержания, изменение последовательности изучения отдельных тем или разделов с целью выявления общий правил, принципов, закономерностей, по которым развиваются изучаемые системы (законы эволюции для биологических систем; закономерности развития языка для лингвистических систем; законы развития общества для исторических систем и т.д.). Такой подход дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений. При этом необходимо отслеживать эффективность такого обучения, ориентируясь на стандарты образования по изучаемым дисциплинам. Как правило, применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.

Еще один немаловажный аспект применения методов ТРИЗ и РТВ для изменения и дополнения традиционных дисциплин – это использование технологии ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Технология ведения картотек, принципы постановки проблем, системный анализ изучаемых объектов, процессов, явлений, выявление закономерностей в развитии систем, функциональный подход в решении возникающих задач – эти принципы исследовательской работы и их инструментальная разработка делают исследовательскую работу доступной обучающимся достаточно раннего возраста. Кроме того, такой подход дает возможность успешно обучать методам исследовательской работы, проводить такую работу, как при изучении отдельных дисциплин, так и на междисциплинарном уровне.

Использование инструментов творчества ТРИЗ: а) работа обучающихся с проблемными ситуациями, проблемами и творческими задачами, подготовленными педагогом; б) поиск недостающих и уточнение имеющихся данных, самостоятельное выявление и формулирование противоречий при постановке творческих задач; в) решение различных уровней творческих задач в зависимости от уровней подготовки [9].

Проблемный подход к решению творческих педагогических задач осуществляется по следующей схеме (этапам): Анализ проблемной ситуации ® Выявление и формулирование проблемы ® Выявление и формулирование творческой задачи ® Решение задачи как разрешение содержащегося в ней противоречия ® Принятие окончательного решения по критериям ТРИЗ.

Укрупненный алгоритм (УА) – это наглядная графическая форма представления анализа проблемной ситуации, т.е. разбиения ее на отдельные, логически завершенные части (проблемы) с указанием взаимосвязей между ними. При разработке УА проводятся: 1) анализ проблемной ситуации; 2) освобождение от излишней информации; 3) подбор и уточнение информации, недостающей для формулировки проблемы; 4) осознание (выявление) содержащихся в проблемной ситуации проблем и 5) их формулирование. Иногда решение проблемной ситуации или проблемы становится очевидным уже при получении ее УА. Каждый УА содержит компактное (символическое) описание цели и содержания (этапов) исследования. Краткое содержание каждого этапа исследования, представленного в УА, «развертывается» в соответствующих информационно-графических моделях.

Рисунок 4.1 – Инструментальные средства ТРИЗ на этапах решения творческой задачи

 

Информационно-графическая модель (ИГМ) – это логическая схема поиска и формулирования содержащихся в проблеме творческих задач, представленная в виде разветвленного стержня (дерева). При разработке ИГМ проводятся:

1) причинно-следственный анализ проблемы с выходом в ее «оперативную зону», т.е. определение причины ее возникновения;

2) формулирование причины возникновения проблемы как противоречия;

3) формулирование на основе противоречия творческой задачи, решение которой устранит причину возникновения проблемы.

Каждая ИГМ содержит компактное (символическое) описание указываемых параметров, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также необходимые лаконичные комментарии. Краткое содержание каждого этапа исследования, представленного в ИГМ, «развертывается» в соответствующих активных блок-схемах алгоритмов.

Активная блок-схема алгоритмов (АБС) – это наглядная схема процесса решения творческой задачи, выполненная в проблемно-алгоритмической форме.

При разработке АБС проводятся:

1) выдвижение обоснованных гипотез разрешения сформулированного в ИГМ противоречия;

2) проверка гипотез с использованием решательных инструментов ТРИЗ;

3) анализ и оценка полученных альтернативных вариантов решения задачи с использованием оценочных критериев ТРИЗ;

4) принятие окончательного решения с использованием критериев ограничений ТРИЗ;

5) определение путей эффективной реализации полученного решения.

Центральная часть АБС представляет собой разветвленный стержень алгоритма, специально разорванный в нескольких местах. Разрывы образуются блоками вводов или логическими блоками сравнений. Это организует в них проблемные ситуации, возникающие в процессе рассуждений при решении задачи, общий путь которого уже указан.

 

Контрольные вопросы

1. История ТРИЗ.

2. Охарактеризуйте основные идеи ТРИЗ.

3. Функции и области применения ТРИЗ.

4. Укажите базовые понятия ТРИЗ.

5. Что называют Идеальным конечным результатом (ИКР)?

6. Противоречия: выявление и разрешение.

7. Что является информационных фондом ТРИЗ?

8. Что называют Ресурсами решения задачи?

9. Укажите приемы решения типовых задач.

10. ТРИЗ как инструмент педагогической деятельности. Специфика использования ТРИЗ в педагогике.

Рекомендованная литература

Основная литература:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – 2 изд., дополн. – Петрозаводск: Скандинавия, 2010. – 208 с.

2. Зиновкина М.М. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: учеб. пособие / М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев, С.П. Андреев. – М., 2004. – 364 с.

3. Меерович М.И. Теория решения изобретательских задач / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харнест, 2011. – 428 с.

Дополнительная литература

1. Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллерю – Минск, 1970. – 24 с.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7

3. Викентьев И.Л. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах / И.Л. Викентьев, И.К. Каиков. – М., 1992. – 104 с.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / А.А. Гин – М.: Вита-Пресс, 1999. – 112 с.

 

 


Практическая работа № 4.2 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.01 с.)