Методическое пособие по выполнению, защите и оцениванию курсовой и выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое пособие по выполнению, защите и оцениванию курсовой и выпускной квалификационной работы



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ЗАЩИТЕ И ОЦЕНИВАНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

УГСН 53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

по направлению подготовки

53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство»,
53.03.04 «Искусство народного пения»,
53.03.05 «Дирижирование»,
53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

 

 

Ижевск 2020

Методическое пособие по выполнению, защите и оцениванию курсовой и выпускной квалификационной работы студентов составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы научных исследований» в обязательной части ОПОП, «Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы» в обязательной части ОПОП, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки:

53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» августа 2017 г. № 730;

53.03.04 «Искусство народного пения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» июля 2017 г. № 660;

53.03.05 «Дирижирование», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» июля 2017 г. № 666;

53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» августа 2017 г. № 828.

 

Составитель: Штенникова Елена Геннадьевна, к.п.н., доцент

 

 

 

 

Рекомендовано Ученым советом Института искусств и дизайна для использования в учебном процессе в качестве учебно-методических материалов для студентов, обучающихся в УГСН 53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО по направлению подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», по выполнению и оформлению курсовых работ, ВКР бакалавра.

Протокол № __ от «__»  февраля 2019 г


Содержание

Введение                                                                                                      5

Глава 1. Методические указания по написанию курсовой работы           6

1.1. Основные положения, цель и задачи выполнения курсовой работы                                                                                              

1.2. Тематика курсовой работы                                                           

1.3. Содержание и оформление курсовой работы                          

1.4. Формы и порядок аттестации по курсовой работе                 

1.5. Критерии оценивания курсовой работы                                    

1.6. Защита курсовой работы                                                               

Глава 2. Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы                                           

2.1.    Основные положения, цель и задачи выполнения ВКР      

2.2.    Процедура и сроки выбора и утверждения темы ВКР        

2.3.    Требования к выпускной квалификационной работе         

2.3.1. Требования к руководителям и консультантам ВКР. Их права и обязанности                                                                                                   6

2.3.2. Требования к ВКР                                                                 7

2.3.3. Исходные материалы для ВКР                                         7

2.3.4. Содержание                                                                                 8

2.3.5. Оформление                                                                       8

2.4.    Организация выполнения и защиты ВКР                           8

2.4.1. Организация выполнения ВКР                                          8

2.4.2. Допуск к защите ВКР                                                           8

2.4.3. Цель защиты ВКР                                                                      9

2.4.4. Оценивание ВКР                                                                    9

2.5. Содержание и оформление выпускной квалификационной работы                                                                                                               

2.5.1. Требования к изложению материала ВКР                               

2.5.2. Правила оформления ВКР                                                               

2.6.    Демонстрационный материал                                               

2.6.1. Правила разработки содержания презентации                21

2.6.2. Правила подготовки слайдов.                                               

2.6.3. Правила защиты выпускной работы                                   23

2.7.    Список использованной литературы                              25

Приложение 1. Пример титульного листа курсовой работы        26

Приложение 2. Пример титульного листа выпускной квалификационной работы                                                   27

Приложение 3. Примеры написания и расположения таблиц     28

Приложение 4.                                           29

Приложение 5. ВКР                    30

Приложение 6. Лист с содержанием     31

Приложение 7.              32

Приложение 8. Правила оформления презентаций                         33

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие предназначено для студентов и руководителей курсовых работ (КР), выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров, выполняемых на кафедре «Музыкальное и сценическое искусство» УдГУ. Оно содержит рекомендации и методические указания по выбору и закреплению темы работы, правилам оформления, структуре КР и ВКР, оформлению и порядку защиты, изложению материала, работе с библиографическими источниками, других справочно-методических материалов.

Необходимость написания данного пособия обусловлена тем, что многие студенты недостаточно подготовлены к самостоятельной работе над курсовой и выпускной квалификационной работе, не в полной мере обладают навыками грамотного и логичного изложения и правильного оформления материала. В результате этого руководитель тратит много времени на проработку элементарных вопросов и правил, исправление типовых ошибок и т.д.

Выполнение курсовой работы является важнейшим этапом обучения в подготовке к последующей ВКР. При выполнении КР формируются навыки изложения текста научным стилем, структуризации материала, оформления соответствующей литературы и др.

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом обучения студента в Вузе и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студента, углубленное изучение им одной из областей музыкознания, музыкальной педагогики, связанной с темой ВКР; развитие творческих навыков, овладение навыками самостоятельного решения творческих, педагогических, методических, организационных задач.

На основании выпускной квалификационной работы Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту степени (квалификации) бакалавра по соответствующему направлению (в соответствии с государственной лицензией).

Выполняя выпускную квалификационную работу, студент должен, использовать все знания и навыки, полученные им в период теоретического обучения, на учебных и производственных практиках. В работе над квалификационной работой студент должен проявить творческую инициативу, умение увязывать теоретические знания с достижениями в области развития культуры, искусства и образования в пределах разрабатываемой темы в РФ и за рубежом.

Следует помнить, что ВКР – первый самостоятельный труд, свидетельствующий о квалификации студента.


Тематика курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой, либо студент может самостоятельно предложить тему курсовой работы с обоснованием ее целесообразности. Темы утверждаются кафедрой в учебном году, предшествующем выполнению курсовой работы.

Каждому студенту назначают научного руководителя (преподавателя, ведущего данную дисциплину) для выполнения и текущего контроля работы. Текущее руководство курсовой работой включает систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту, контроль за осуществлением выполнения работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы.

Завершенная курсовая работа передается студентом на кафедру за неделю до защиты для ее анализа.

Научный руководитель проверяет курсовую работу, пишет отзыв, в котором указывает положительные стороны работы и недостатки (при наличии), принимает решение о допуске/ не допуске работы к защите.

 

 

1.3. Содержание и оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть отпечатана и представлена на кафедру в бумажном и электронном вариантах.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

- быть выполненной на достаточно высоком теоретическом уровне;

- включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;

- основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;

- иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключение работы;

- иметь необходимый объем;

- быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основной текст (главы, параграфы);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Титульный лист должен нести следующую информацию:

- наименование образовательного учреждения: Министерство науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», институт «Искусств и дизайна», кафедра «Музыкального и сценического искусства»;

- обозначение характера работы (курсовая работа);

- наименование дисциплины, в рамках которой выполнена курсовая работа;

- наименование темы курсовой работы;

- фамилию, имя, отчество студента;

- номер учебной группы;

- фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя;

- оценку с подписью научного руководителя;

- название города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 1.

Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается (Приложении 3).

Требования к текстовой части курсовой работы.

Введение включает понятийный аппарат научного исследования, а именно, актуальность исследования, степень разработанности тематики, гипотезу научного исследования, цель курсовой работы, задачи, помогающие достижению цели работы, объект и предмет исследования, теоретико-методологическую основу, структуру курсовой работы.

Основная часть курсовой работы состоит из 2 или 3 глав (разделов), с обоснованием и изложением основных результатов исследования:

1 глава содержит теоретические положения по теме исследования.

2 глава может быть, как теоретическая, так и практическая.

3 глава освещает результаты практических данных исследования.

Пример оформления названий глав и подразделов представлен в Приложении 3.

Заключение в курсовой работе обычно содержит общие выводы по работе, которые связаны с задачами исследования и разделами работы.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Обязательно наличие ссылок на заимствованные источники литературы, нормативно-правовые акты, сайты сети интернет. Ссылки оформляются в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008. (ГОСТы доступен на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://protect.gost.ru).

Пример оформления в разделе 2.7.

 

Защита курсовой работы

Защита курсовой работы производится в присутствии научного руководителя.

Защита проводится публично. Студент, защищающий курсовую работу, должен сделать сообщение о проделанной работе продолжительностью 5–10 минут. В сообщении излагаются основные задачи, пути их реализации, описывается ход исследования, методы, использованные студентом при разработке темы, а также результаты исследования.

 

Требования к выпускной квалификационной работе

Требования к руководителям и консультантам ВКР. Их права и обязанности

Непосредственное руководство ВКР бакалавра осуществляется руководителем, назначенным приказом ректора. Научными руководителями ВКР могут быть преподаватели выпускающей кафедры, преподаватели других вузов, образовательных учреждений, а также работники учреждений культуры и искусства, имеющие учёные степени, почётные звания заслуженных деятелей искусств и работников культуры, заслуженных и народных артистов, являющиеся специалистами в необходимой обучающемуся области знаний.

Руководитель ВКР выполняет следующие виды работ:

– составляет задание на выполнение ВКР;

– проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации: по подбору литературы, справочных, статистических и архивных материалов, фактического материала и других источников по теме бакалаврской работы, по ее содержанию и оформлению; по корректировке ее отдельных частей;

– оказывает помощь в выборе методики проведения исследования, в сборе дополнительной информации;

– осуществляет контроль выполнения бакалаврской работы, в соответствии с разработанным календарным графиком вплоть до ее защиты;

– информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика;

– оценивает качество выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; по завершении работы составляет отзыв руководителя;

– определяет готовность выпускника к защите бакалаврской работы.

Руководитель несет ответственность за технически грамотное составление задания на выполнение ВКР.

Ответственность за содержание бакалаврской работы (текстовой части и иллюстрационно-графического материала), ее оформление, полноту освещенности вопросов, подлежащих разработке, несет студент.

Научному руководителю предоставляется экземпляр законченной ВКР не позднее, чем за 7 дней до её защиты для составления письменного отзыва о работе выпускника над темой и оценки полноты её раскрытия, выработке рекомендаций по допуску к защите. Отзыв руководителя не должен содержать оценки работы студента в баллах. Письменный отзыв по утверждённой форме передаётся на кафедру и автору не позднее, чем за 3 /три/ дня до защиты.

Отзыв должен содержать:

- краткую характеристику новизны и обоснованности основных положений работы;

- замечания, отражающие недоработки, спорные утверждения, необоснованные выводы и положения с указанием страниц, на которых они излагаются;

- замечания по оформлению ВКР;

- заключение о соответствии ВКР квалификационным требованиям;

- оценку ВКР по четырёхбалльной системе /отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно/.

Отзыв, не содержащий критических замечаний, не может рассматриваться как объективный, т.к. любая ВКР, в том числе и претендующая на высокую оценку, не может восприниматься аксиоматично, и всегда содержит положения, вызывающие вопросы, которые могут стать поводом для обсуждения. Тем более недопустимы отзывы без критических замечаний на ВКР с явными недостатками.

 

Требования к ВКР

Разработка ВКР должна вестись в соответствии с требованиями к исходным материалам, содержанию и оформлению.

 

Исходные материалы для ВКР

Выпускная квалификационная работа бакалавра может строиться на основе ранее проведенного исследования: курсовой работы, либо научной статьи.

 

Содержание

Общие рекомендации по содержанию предполагают наличие следующих разделов: титульный лист, аннотация (вкладывается в работу вместе с отзывом научного руководителя, справкой «Антиплагиат», содержание, введение, две-три главы с обоснованием и изложением основных результатов, заключение, список литературы, приложения.

 

Оформление

Объем текстовых материалов и количество приложений квалификационной работы жестко не нормируются. Общие рекомендации к выпускной работе бакалавра: объем работы 30 - 40 страниц формата А4 через 1,5 интервала, параметры страницы слева-30 мм, снизу-сверху 20 мм, справа 1,5 мм, библиография 15-30 наименований. Готовую работу предоставляют на кафедру в 2-х экземплярах.

 

Организация выполнения ВКР

Рекомендуется проведение промежуточных контрольных мероприятий не реже одного раза в месяц. Руководитель (консультант) должен составить график консультаций и придерживаться его. За 2-4 недели до защиты рекомендуется провести смотр работ с целью поведения предварительных итогов (предзащита).

 

Допуск к защите ВКР

Студент считается допущенным к защите ВКР, если он был допущен к итоговым аттестационным испытаниям. Выпускная бакалаврская работа считается допущенной к защите после получения на титульном листе подписей руководителя, консультантов (при их наличии) и заведующего кафедрой, при наличии письменного отзыва руководителя.

ВКР бакалавра не относится к квалификационным работам, подлежащим обязательному рецензированию.

Полностью оформленную ВКР автор сдает руководителю за 7 дней до защиты. В случае неудовлетворительного состояния подготовки студента к защите, руководитель не менее чем за два дня до защиты письменно сообщает об этом заведующему кафедрой, обосновывая свое мнение.

 

Цель защиты ВКР

Публичная защита ВКР преследует следующие цели:

– проверка умений и навыков;

– контроль уровня подготовки студентов (по всему спектру дисциплин учебного плана, включая фундаментальные);

– привитие навыков публичной дискуссии и защиты научного исследования.

 

Оценивание ВКР

При определении оценки ВКР принимается во внимание:

- уровень теоретической и практической подготовки студента;

- качество выполнения ВКР;

- ход её защиты;

- качество ответа на предложенные во время защиты вопросы,

- отзыв научного руководителя.

Защита ВКР оценивается по четырёхбалльной системе /отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно/ согласно методическим рекомендациям по организации итоговой государственной аттестации в УдГУ.

Критерии для оценки «отлично»:

- исследовательский характер работы;

- глубокое освещение избранной темы;

- свободное владение данными исследования;

- грамотное изложение;

- навык работы со специальной литературой и документами;

- наличие теоретических и практических выводов;

- свободные и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Критерии для оценки «хорошо»:

-исследовательский характер;

- подробный анализ практической деятельности;

- последовательное, логичное изложение материала с соответствующими выводами;

- хорошее знание аспектов избранной темы;

- свободное оперирование данными исследования;

- не всегда аргументированные ответы на предложенные вопросы.

Критерии для оценки «удовлетворительно»:

- наличие в работе элементов исследования;

- поверхностный анализ практической деятельности;

- недостаточно глубокий анализ специальной литературы;

- непоследовательность изложения материала;

- не всегда обоснованные выводы;

- неуверенное знание аспектов темы;

- не аргументированные ответы на вопросы.

Критерии для оценки «неудовлетворительно»:

- отсутствие в ВКР исследовательского характера;

- отсутствие навыков анализа материала;

- отсутствие выводов, либо их декларативный характер;

- затруднения при ответах на предлагаемые вопросы;

- незнание теории и истории вопроса.

Критерии оценок приведены в пункте 3.3.6. Устава ФГБОУ ВО «УдГУ» и в Положении о проведении текущего контроля и успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в УдГУ.

Оценка «отлично» ставится в случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент твёрдо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками для выполнения практической деятельности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает его детально, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала и испытывает трудности при выполнении практических заданий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не освоил отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания.

2.5. Содержание и оформление выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работы состоит из разделов, необходимых для решения поставленных задач:

1. Титульный лист;

2. Содержание с указанием страниц;

3. Введение;

4. Основная часть;

5. Заключение;

6. Список литературы;

7. Приложения.

Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, института, кафедры, тема работы, фамилии автора и руководителя, допуск к защите, место и год написания (Приложение 2).

Титульный лист:

– содержит полное наименование учреждения, где выполнена работа (УНИВЕРСИТЕТ, ИНСТИТУТ, КАФЕДРА). Печатается заглавными буквами, полужирным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,0 строки, выравнивание по центру, перенос не допускается, пропускается одна строка между университетом и институтом;

– направление подготовки и профиль печатается прописными буквами, обычным шрифтом, Times New Roman 14 размер, междустрочный интервал 1,0 строки, выравнивание по центру, перенос не допускается, перед направление пропускается одна строка;

– вид работы (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА) печатается заглавными буквами, полужирным шрифтом, Times New Roman 14 кегль, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос не допускается;

– название темы выпускной квалификационной работы – прописными буквами, обычный шрифт, Times New Roman 14 кегль, междустрочный интервал 1,5 строки, выравнивание по центру, перенос не допускается;

– фамилия имя и отчество автора. Печатается полностью обычным шрифтом, Times New Roman 12 кегль, междустрочный интервал 1,0 строки, выравнивание по левому краю, перенос не допускается;

– сведения о научном руководителе работы (ученая степень, ученое звание, должность, фамилия и инициалы). Шрифт Times New Roman 12 кегль, междустрочный интервал 1,0 строки выравнивание по левому краю, перенос не допускается.

– сведения о том, кем работа допущена к защите, обычно заведующим кафедрой, (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы). Печатается полностью обычным шрифтом, шрифт Times New Roman 12 кегль, междустрочный интервал 1,0 строки, выравнивание по левому краю, перенос не допускается.

– город и год, где и когда выполнена работа, печатается через тире прописными буквами, Times New Roman 14 кегль, междустрочный интервал 1,0, выравнивание по центру, перенос не допускается.

Содержание состоит из перечня с точным названием глав и разделов и указанием начальных страниц. Содержание (заглавие) печатается прописными буквами, полужирным шрифтом, Times New Roman 14 кегль, междустрочный интервал 1,5, выравнивание по центру, перенос не допускается.

Разделы содержания печатаются прописными буквами, обычным шрифтом, Times New Roman 14 кегль, междустрочный интервал 1,5, выравнивание по центру, перенос не допускается (Приложение 3).

Главная задача введения ввести в существо проблемы, решаемой в ВКР. Введение должно включать в себя четкое обоснование актуальности и социальной (научной, практической) значимости рассматриваемой задачи, краткую характеристику современного состояния научно-педагогической, творческой проблемы, решению которой посвящена работа. В концовке введения необходимо показать взаимосвязь с основной частью работы. Можно привести в конце введения краткий перечень принятых сокращений.

Содержание основной части зависит от тематикиВКР. В основной части непосредственно должна быть раскрыта изучаемая проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов.

Приступая к работе над основной частью ВКР прежде всего следует определить тип осуществляемого исследования. В научном сообществе принята следующая классификация видов и методов исследований:

Виды исследований

1. Научно-методическое исследование. В основе данного исследования – научно обоснованная методика, апробируемая на практике, проверяющей ее эффективность, и даются дальнейшие рекомендации по ее использованию. Часто таким видом исследования пользуются будущие преподаватели вокально-хоровых дисциплин, руководители и хормейстеры профессионального и любительского хорового коллектива, детских хоровых студий. Например, методика преподавания вокально-хоровых дисциплин; методика работы с хоровым коллективом; хоровое творчество Г. Свиридова; хоровая миниатюра в творчестве русских композиторов.

2. Научно-практическое исследование. В основе – анализ практической деятельности, позволяющей выдвинуть некую гипотезу, реализуемую и проверяемую в творческой практике. Итогом становится вывод о подтверждении гипотезы или её ложности. Часто таким видом исследования пользуются искусствоведы, музыкальные и театральные критики, исследователи психологии художественного творчества. Например, интерактивные формы обучения музыкально-теоретическим дисциплинам; психологическая мотивировка освоения музыкального образа.

3. Научно-теоретическое исследование

Наиболее сложный вид, требующий развитого аналитического мышления, умения работать с информацией. В основе данного вида исследования лежит работа с источниками, работа в театральных архивах, экспертное интервьюирование и многомерный анализ. Собранный научно-методический, научно-практический материал ранжируется, анализируется, после чего выстраивается определенная модель, на основе которой делаются обобщающие выводы по проблеме. Результатом исследования, как правило, становится заключение с рекомендациями, способствующими дальнейшему развитию методических или практических исследований. Чаще таким видом исследования пользуются специалисты по истории хорового искусства, педагоги-теоретики, педагоги, изучающие зарубежный опыт и т.д.

Выбор вида исследования – совместное решение студента и научного руководителя.

Методы исследований:

Методы исследования – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Основные общие методы, которые используются в педагогическом, исполнительском и искусствоведческом исследовании, подразделяются на две группы:

Теоретические методы:

1. Метод анализа (аналитический метод)

Расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, аспекты, качества и т.д.) и последующее сравнение, сопоставление по конкретному признаку;

2. Метод статистики (статистический метод)

Выявление объектов с одним качеством, свойством, признаком и т.д., ранжирование объектов на основе этого качества;

3. Метод прогрессивного анализа, метод прогнозирования.

Выстраивание траектории развития объекта, в соответствии с полученными в ходе исследования данными, на основе его главных свойств, качеств, характеристик и т.д., определение возможных последствий, развития и т.д.;

4 Метод моделирования – изучение путем создания копии объекта исследования, создание условной ситуации, в которой изучаются конкретные изменения объекта (педагогическая деятельность и ее аспекты);

5. Исторический метод – изучение опыта педагогической и исполнительской деятельности музыкантов-исполнителей, композиторов, педагогов-практиков.

Эмпирические методы:

1. Метод наблюдения – наблюдение за объектом исследования. Может быть включенным, т.е. испытуемый знает, что за ним наблюдают, и опосредованным, когда исследователь наблюдает со стороны; краткосрочным, когда наблюдение происходит в краткие сроки (например, несколько занятий в хоровом коллективе или 1 месяц) и лонгитюдным, когда результаты проведённого повторного исследования сопоставляются с результатами предыдущего для подтверждения достоверности результатов. 

2. Экспериментальный метод – проведение эксперимента для подтверждения или опровержения гипотезы. Выделяют лабораторный эксперимент, когда для изучения объекта создаются специальные условия, когда объект исследования находится в естественных условиях, а также формирующий эксперимент, когда необходимо сформировать у испытуемого некое качество, знание, умение, навык и т.д.;

3. Метод тестирования – проведение теста для определения конкретных параметров, выявления качеств, свойств объекта;

4. Метод опроса – проведение специально организованного или случайного опроса. Выделяют анкетирование, т.е. письменный опрос, и интервьюирование, устную беседу. Анкетирование может быть с использованием закрытого типа анкет с четко сформулированными вопросами и ограниченным выбором ответов, и анкет открытого типа, предлагающих сформулировать собственные предложения по проблеме.

- заключение /выводы/ в сжатом виде обобщает собственные выводы, наблюдения по практическому использованию результатов исследования.

В соответствии с выбранным видом исследования структура должна быть приблизительно следующей:

1. Обзор и анализ состояния вопроса должны полностью отразить уровень решенных задач в выбранной области. Для этого должен быть проведен обзор литературы по теме ВКР (учебников, монографий, статей, патентов и авторских свидетельств). Предметом анализа должны быть уже известные положения, подходы к решению рассматриваемых задач, методики. Обоснование выбранного направления работы на основании выполненного обзора литературы. Необходимо показать преимущества его по сравнению с другими и дать оценку эффективности предполагаемого решения;

2. В следующих разделах основной части ВКР подробно и последовательно должны быть изложены теоретические основы выбранной методики, описание результатов исследования.

Заключение содержит краткий перечень задач, решенных в ВКР, основную оценку результатов работы (особо поощряется самостоятельность суждений и оценок), эффективность с учетом внедрения результатов в различные сферы народного хозяйства.

Список литературы – систематизированный перечень библиографических сведений об использованной и цитируемой литературе. Его оформление соответствует требованиям ГОСТ
Р 7.0.5.–2008. Список выстроен в алфавитном порядке.

Приложения даются в конце ВКР по мере необходимости. Они содержат дополнения к основному тексту: дополнительные материалы по теме ВКР: фотографии, ноты и т.д.

 

 

Требования к изложению материала ВКР

Текст работы должен иметь чёткую структуру:

- быть последовательным, логичным, с опорой на результаты практики и теоретические положения;

- научный жанр ВКР подразумевает специфическую лексику, не допускающую разговорных оборотов, жаргонизмов, архаизмов, чрезмерное употребление англицизмов;

- предложение формулируются так, чтобы избежать двусмысленного толкования, неопределенности понимания и т.д.

- использование узкоспециализированной терминологии предполагает необходимость трактовки каждого понятия. Термины, введенные конкретным автором, требуют ссылки на их работы.

- текст не должен быть перегружен искусственной наукообразностью, громоздкими словесными конструкциями;

- следует также избегать толкования общеизвестных терминов и понятий, содержащихся в учебниках; 

- в ВКР не принято изложение мыслей автора от первого лица единственного числа: «я считаю», «я думаю», «по моему мнению» и т.д. Наиболее приемлемо изложение в безличной форме, создающее впечатление объективности. Например, «на основе выполненного анализа можно утверждать», «как показывает практика, данная закономерность объясняется наличием у испытуемых».

- грамматические, пунктуационные, синтаксические ошибки косвенно свидетельствуют о том, что автор не проверял свою работу, а следовательно, недобросовестно подошел к её выполнению. Это может стать поводом для снижения оценки.

Текст ВКР должен разделяться на разделы (главы) и подразделы (параграфы), а при необходимости, - на пункты и подпункты. Этот процесс называется рубрикацией. Все разделы, подразделы и пункты должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки должны также отражать отношение автора к излагаемому материалу. Например, не рекомендуется в качестве заголовков применять фразы типа: "Хоровая музыка эпохи Возрождения...", "Г.В. Свиридов...", "Музыкальная педагогика..." и т.п. Правильнее писать: "Особенности развития хоровой музыки в эпоху Возрождения...", "Творческий путь Г.В. Свиридова… ", "Обзор и анализ принципов музыкальной педагогики..." и т.д. Рубрикация должна быть проведена на протяжении всего раздела и подраздела. Не следует оставлять начальную часть раздела или подраздела без рубрикации, а затем вводить ее.

Каждый раздел ВКР, кроме введения, заключения и списка литературы, целесообразно начинать постановкой задачи (в виде самостоятельного первого подраздела каждого раздела) и заканчивать выводами. В подразделе "Постановка задачи" необходимо четко определить цель или основную задачу данного раздела, убедительно обосновать необходимость решения всех частных задач раздела и последовательность их решения. Практически каждый последующий подраздел должен найти свое отражение в "Постановке задачи". Выводы по разделу должны содержать четко сформулированные конкретные результаты решения каждой из поставленных задач. Фразы выводов должны быть лаконичными и начинаться со слов, отражающих основной смысл вывода. Следует стремиться к тому, чтобы каждому подразделу соответствовал хотя бы один вывод по всему разделу в целом. Правильно написанные "Постановка задачи" и выводы должны быть логически связаны, т.е. на каждый вопрос в "Постановке задачи" должен быть конкретный ответ в выводах.

Изложение материала должно быть логичным и последовательным. Текст каждого подраздела или пункта должен быть разбит по смысловому содержанию на абзацы.

В процессе обзора материала нередко возникает необходимость перечислений. Перечисления, состоящие из отдельных слов и коротких словосочетаний, пишутся в подборе с текстом со строчных букв и отделяются запятыми. Если перечисление состои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.149 с.)