Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подстили официально-делового стиля

Поиск

В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют три подстиля:

1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не применяются);

2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма –судебная речь);

3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы – доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).

Контрольные вопросы

1. Каковы причины оформления функциональных стилей русского литературного языка, чем отличается понятие «функциональный стиль» от понятия «стиль»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные функции, особенности научного и публицистического стиля.

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции, особенности официально-делового стиля.

4. Назовите и охарактеризуйте основные функции, особенности разговорного и художественного стиля.

<
Лекция 5. Выразительные средства языка План 1.Лексическое богатство русского языка. Многозначность и синонимия 2.Словообразование 3.Использование фразеологизмов 4. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения 5.Тропы и фигуры   1.Лексическое богатство русского языка. Многозначность и синонимия Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» – около 90 тысяч слов. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведе­ниях и письмах более 21 тысяч слов (при анализе по­вторяющиеся слова принимались за одно), причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса. Богатство языка определяется и смысловой на­сыщенностью слова, т. е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать весь семантический объем слова, все его значения. Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений, по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Помимо дифференцирующей функции, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими. Наличие большого количества синонимов в языке позволяет избежать повторения одних и тех же или однокоренных слов.   2.Словообразование Русский язык обладает богатейшими словообразовательными возможностями. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления (звено, спутник), расщепления слов на омонимы (месяц – луна и месяц – отрезок времени) к т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Особенными смысловыми особенностями обладают суффиксы: они могут придать слову уменьшительное, ласкательное, пренебрежительное, увеличительное значения (нос – носок, носик, носище; дом – домик, домишко, домина, домище). 3.Использование фразеологизмов Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое иди иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-характеристик. Степень спаянности слов и зависимости значения всего фразеологизма от значений составляющих его компонентов может быть различной. В связи с этим с точки зрения значения фразеологизмы можно разделить на следующие группы: 1) неразложимые по смыслу словосочетания, значение которых не выводимо из значений их компонентов: съесть собаку – иметь богатый опыт, остаться с носом – не получить ничего, втирать очки – обманывать, как пить дать – наверняка. К фразеологическим сращениям относятся также фразеологизмы, содержащие устаревшие слова или грамматические формы: притча во языцех предмет всеобщего обсуждения, ничтоже сумняшеся – нисколько не сомневаясь, ни зги не видать – очень темно, точить лясы – болтать, бить баклуши – бездельничать; 2) сочетания, значения которых можно понять переносно из значений их составляющих: делать из мухи слона (делать из чего-то маленького что-то большое, то есть преувеличивать), белая ворона (вороны черные, белая ворона – что-то выделяющееся среди других, отклонение от нормы), аналогично этому можно понять значение фразеологизмов ложка дегтя в бочке меда, смотать удочки; 3) сочетания, каждое слово в которых имеет самостоятельное значение, но: а) одно из слов употребляется только в данном сочетании: закадычный друг (не может быть закадычный враг), равнобедренный треугольник; б) одно из слов употребляется в этом значении только в данном сочетании, в свободных же словосочетаниях оно имеет другое значение: прямой угол (слово прямой означает в 90 градусов только в сочетании со словом угол), белые стихи (белые – здесь нерифмованный), надтреснутый голос (надтреснутый – здесь скрипучий). По структуре фразеологизмы могут представлять собой словосочетания (сесть в калошу, без царя в голове) или предложения (бабушка надвое сказала, когда рак на горе свистнет). Как и слова, фразеологизмы могут вступать между собой в синонимические и антонимические отношения, например: ни зги не видать и хоть глаз выколи очень темно – синонимы, кот наплакал– мало и непочатый край много – антонимы. По происхождению фразеологизмы могут быть исконно русскими (ни рыба ни мясо, ни зги не видать) и заимствованными (притча во языцех – старославянское; синий чулок – из английского, пословный перевод – калька; терра инкогнита – из латинского). Большая часть фразеологизмов стилистически окрашена, причем большинство фразеологизмов принадлежит к разговорным (кусать локти, тертый калач, первый блин комом) и просторечным (отбросить копыта, с жиру беситься, кишка тонка), однако есть и фразеологизмы высокого стиля (ничтоже сумняшеся, отдать Богу душу, кануть в Лету). 4. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Они служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого-либо положений или являются заключительным аккордом, выводом, используются для обобщения сказанного. Пословицы и поговорки приводятся и как иллюстрации, образные параллели к тексту. Такое употребление пословиц и поговорок позволяет выразить мысль более ярко и убедительно. Образные иллюстрации надолго запоминаются слушателям. Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Наряду с пословицами и поговорками о богатстве речи свидетельствуют крылатые слова. Это меткие, образные выражения, получившие распространение, ставшие общеупотребительными. Известны они были еще в далекой античности. Так, Гомер «крылатыми» называл слова, которые быстро срываются с уст гово­рящего и летят к уху слушателя. Как правило, кры­латые слова и выражения имеют книжное происхождение. К ним относятся известные цитаты из художественной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитых людей прошлого и настоящего.   6.Тропы и фигуры Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами. Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха и др. Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др. Контрольные вопросы 1. Расскажите о средствах, позволяющих сделать речь богатой и разнообразной. 2. Охарактеризуйте роль тропов и фигур.   Лекция 6. Устная публичная речь, основы ораторского искусства План 1. История, основные особенности ораторского искусства 2. Роды и виды ораторского искусства, типы ораторов 3.Основные качества оратора 4. Подготовка речи, основные элементы композиции выступления 5. Логические, интонационные, орфоэпические особенности речи   1. История, основные особенности ораторского искусства Исследователи говорят о том, что ораторское искусство – это наука и искусство одновременно. Связь с наукой проявляется в том, что оно опирается на научные понятия, использует аргументацию, анализ, суждение, обобщение, с искусством –  в связи с поэзией, актерским мастерством. Главная особенность ораторского искусства – синтетический характер. Оно опирается на философию, логику, психологию, педагогику, языкознание, этику, эстетику. Ораторская речь – устная монологическая речь, адресованная большому количеству слушателей. Причины зарождения ораторского искусства заключались в необходимости публичного обсуждения вопросов, имеющих общественную значимость. Это – «духовное детище демократии», т.к. предполагает свободное участие граждан в жизни государства. Наглядный пример – Спарта и Афины. Спарта – олигархическая республика, где правили два царя и совет старейшин, народное собрание не имело силы. В Афинах существовала рабовладельческая демократия, огромную роль играло народное собрание. Спартанцы ничего достойного оставить истории не смогли. Афины выдвинули мыслителей, ученых, поэтов. Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, не имея хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала софистическая. Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (483-375 гг. до н.э.). Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали риторы Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое. Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над Империей в свои руки. По окончании античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты.   С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов. 2. Роды и виды ораторского искусства, типы ораторов Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие –обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу. Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. В современной риторике выделяется несколько типов ораторов. 1. Судебный оратор.    Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь 2. Педагог-оратор. Образ преподавателя в России – образ профессионала, знающего свое дело, человека-гражданина. Это и государственный служащий, и педагог в одном лице. 3. Оратор-пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие (почти монашеское), материалистическое мировозрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим (народу в целом, особенно) свою жизнь и труды. 4. Оратор-государственный служащий. Обычно он выступает на разного рода собраниях, конференциях, заседаниях и соединяет черты ученого мужа и агитатора, так как говорит, с одной стороны, как бы от лица участников собрания, с другой – он советует, как «обернуть дело» ко благу аудитории. 5. Оратор-проповедник. На Руси издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. 3. Основные качества оратора 1. Оратор должен выбрать уместный образ, т. е. найти индивидуальный стиль и убедительную манеру речи. 2. Оратор должен быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь. 3. Необходимо анализировать свою и чужую речь. Найдите для себя образец оратора и у него учитесь. 4. Развивать речевую эрудицию. Под речевой эрудицией понимается знание образцовых текстов, принципов построения текста, знание стилистических приемов, которые можно использовать для воздействия на слушателей, знание разных типов речи (жанров). 5. Оратор должен развивать речевые способности. Классическим приемом для этого является произношение: а) готовых речей известных ораторов; б) речей, подготовленных самостоятельно (на разные темы).Первые речи должны быть небольшими (достаточно 3 минут). Успех ораторского выступления зависит от контакта с аудиторией: это интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, т.е. совместная деятельность оратора и аудитории. Для создания такого контакта необходимо учитывать особенности аудитории: 1. Однородность – неоднородность состава. Легче работать в однородной аудитории (пол, возраст, социальное положение). 2. Количественный состав: в маленькой аудитории выступать легче. 3. Эмоциональный настрой аудитории.  Типы аудитории: конструктивная: внимательные слушатели, правильно оценивают; соглашательская: под давлением авторитета соглашается со всем; индифферентная (безразличная) – занимается своими делами, мешает говорить; конфликтная – противопоставляет себя оратору. Внешний вид воздействует на аудиторию, начиная с момента появления оратора, поэтому важны следующие моменты: одежда: в ней не должно быть ничего кричащего, небрежного, чтобы она не отвлекала от содержания выступления; поведение во время выступления: оратор не может лежать на трибуне, ходить взад-вперед, смотреть в окно, на пол, на потолок. Он должен смотреть осмысленно на аудиторию. Жесты должны быть непроизвольными. Прибегать к жесту необходимо по мере ощущения потребности в нем. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. В жестикуляцию необходимо носить разнообразие. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Для успеха ораторского выступления очень важно понятие «харизма» – божественный дар, обаяние: умение вести себя так, чтобы тебе не могли сказать «нет».   3. Подготовка речи, основные элементы композиции выступления   Подготовка к выступлению должна быть разносторонней. При психологической подготовке необходимо помнить, что в риторике и актерском мастерстве существует понятие «ораторская лихорадка». Ее причины – незнание темы, чрезмерное погружение в свои переживания. Фактическая подготовка должна быть очень серьезной, подразумевать соблюдение «закона айсберга»: в процессе выступления видна лишь надводная часть того, что вы знаете; большая, подводная часть скрыта. При такой фундаментальной подготовке оратору не приходится бояться вопросов слушателей. Этапы подготовки: 1. Выбор, определение темы: она должна быть только одна, ее необходимо четко сформулировать. Не может быть расплывчатых, длинных, неграмотных формулировок. 2. Определение цели. Если преследовать разные цели, лекции на одну тему получатся разные. 3. Поиск материала. Основные источники, из которых берутся сведения: официальные документы; научная литература; справочная литература (словари, энциклопедии, статистика); художественная литература; публицистика; собственные знания, размышления. Лучше использовать несколько источников. Но все-таки основной успех выступления зависит от того, выработано ли свое отношение к предмету выступления, сформулированы ли свои мысли. Подготовка текста выступления часто предполагает ответ на вопрос, выступать, используя текст, или нет. Сложный вопрос, все к нему относятся по-разному. Выделяют 3 типа ораторов: соловей, лошадь, воробей. Соловьем называют оратора, который совсем не пользуется текстом, воробьем – оратора, который то обращается к тексту, то говорит свободно, лошадью того, кто не может оторваться от текста; любой вопрос ставит такого выступающего в тупик, может сбить с мыслей. Совершенно очевидно, что третий тип наименее предпочтителен. На научной лекции лучше вести себя как воробей, т.к. необходимо давать много точных формулировок. Публицистическое, агитационное выступление подразумевает поведение соловья. Неопытный оратор обязательно должен иметь полный текст выступления. Существуют следующие виды текстов выступления: Конспект – подробное изложение. Тезисы – формулировки определенных мыслей. План – перечень основных положений. Композиция выступления – соотношение отельных частей, их целостность. Композиция подчиняется цели. Поэтому необходимо при подготовке составить план речи. Еще с античных времен классическим построением считается выступление, состоящее из: вступления, главной части, заключения. Вступление и заключение очень важны, т.к. существует психологический «закон края»: лучше запоминается и усваивается то, что стоит в начале и в конце.   Контрольные вопросы 1.Расскажите об истории, основных особенностях ораторского искусства. 2. Охарактеризуйте тип ораторов и аудитории. 3. Расскажите о принципах подготовки речи и композиции выступления, особенностях речи оратора.  
Лекция 7. Основные понятия этики делового общения План 1.Понятие этики. Этика и мораль 2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении 3.Современные взгляды на место этики в деловом общении   1.Понятие этики. Этика и мораль        Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным.     Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость»,«благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.    Мораль всегда предполагает определение нравственного идеала, образца для подражания. В современной деловой практике такие черты, как трудолюбие, бескорыстная доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения и т. п., квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные.      Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещание.   2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении    Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов, социальных групп, общностей или личностей, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества. Именно в процессе общения происходит специализация личности и ее самореализация. В зависимости от целей можно выделить разные виды общения. Например, цель развлекательного общения – получить удовольствие от встречи и разговора друг с другом; фатическое общение («светское» общение, то есть разговор на общепринятые темы) используется, когда людям нужно поддержать контакт друг с другом, подтвердить дружеские отношения. Фатическое и развлекательное общение не имеют предметной или информационной цели, а предполагают в основном лишь коммуникативные цели – установление, поддержание, возобновление, сохранение, развитие контакта между людьми. Деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В деловом общении человек ставит задачу убедить партнера принять конкретные предложения, побудить партнера предпринять конкретные действия, дать необходимую информацию, побудить собеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д. Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В процессе делового общения каждый сознательно или стихийно опирается на эти представления. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать его более эффективным, но может и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Чаще всего нарушение моральных норм наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа в общении, в нежелании продолжать дружеские и любые другие отношения. Нормы морали не зафиксированы в государственных документах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которых наказывается по законам государства. Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере. Нравственная сторона делового общения играет большую роль. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе общения: -  в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе; - нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих; - когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив – начни с себя. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики. Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Основа современной деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).   3. Современные взгляды на место этики в деловом общении      Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных уровнях: как между организацией и средой, так и внутри самой организации. В среде управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции. Сторонники первой, считающие себя прагматиками, полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность и управляющего корпорацией, и работающего по найму у владельца бизнеса – достижение любыми доступными средствами максимальной прибыли. С этой позиции этические нормы и сам язык этики рассматривается как помеха в деловом общении. В нем (деловом общении) стараются избежать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностей, так как в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. Крайним случаем неэтичного поведения руководителей предприятия, людей бизнеса является нарушение закона. Представители делового прагматизма иногда используют для достижения своих целей далекие от норм морали средства: взятки, подкупы т. п. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным принципам (ценностям). Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий. В понятие этики делового общения входит забота руководителей предприятий о качестве производимой продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести.   Вторые, сторонники соблюдения этических норм в деловом общении, рассматривают этику не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить прибыль, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Такой подход можно признать более цивилизованным и, в целом, более эффективным, так как предприятия – компонент общества – утверждая этические нормы у себя, в то же время способствуют их распространению в обществе, в окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.   Таким образом, имеются два наиболее распространенных принципа построения этической аргументации – принцип утилитаризма и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба. И если он перевешивает, решение является неэтичным. Если  же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается «наименьшее зло». В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая взятка есть зло, обман одного клиента также аморален, как и многих). Применять на практике оба эти принципа достаточно сложно. Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, возникающие вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем проиграет (скажем, в глазах инвесторов), а может быть, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.   Контрольные вопросы 1. Как соотносятся понятия этика и мораль? 2. Обязательно ли соблюдение этических норм в деловом общении? 3. Вредит соблюдение этических норм бизнесу?     Лекция 8. Особенности делового общения План 1. Деловое общение. Его цели и типы 2. Беседа 3. Речевые тактики в деловом общении 4. Основные типы коммуникабельности людей 5. Эго-состояния и речевое общение 6. Межкультурный аспект устного делового общения   1. Деловое общение. Его цели и типы Деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Так, руководители – менеджеры на общение расходуют 80 %рабочего времени. И это неслучайно: ведь цель делового общения – организация плодотворного сотрудничества. Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д. Деловое общение – сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы (по вертикали), а также с коллегами, сотрудниками одного уровня (по горизонтали). В первом случае это субординационные отношения, во втором – партнерские. Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (например, руководитель – подчиненный). Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненного. Руководитель, предпочитающий субординационный тип отношений, придерживается авторитарного стиля в общении, он выбирает закрытую стратегию монолога. Для него собеседник – объект, которым можно манипулировать. Главное для него – не слушать собеседника, а говорить самому. Он резко, категорично выражает свое мнение Подобные отношения не могут способствовать успеху дела. Они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, убивают интерес к делу. Партнёрские отношения носят иной характер. Они руководствуются стратегией сотрудничества и взаимопонимания, учитывают общие интерес и потребности участников. Такие отношения соответствуют русскому риторическому идеалу сократического типа, платоновским диалогам. Неслучайно в деловой жизни наблюдается отход от строгих субординационных отношений к партнёрским, к утверждению по вертикали субординационно партнёрских отношений. Что же отличает деловое общение


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.20 (0.017 с.)