Особенности культуры древней Руси (переход к сл. 4) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности культуры древней Руси (переход к сл. 4)



Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т е они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов — угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, провозились богословские книги. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

Ребята, давайте теперь соотнесем наследие восточных славян и византийские культурные традиции (слайд 5).

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и первая  сфера, которую мы рассмотри  – это устное народное творчество. (слайд 6)

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

  (клик по гиперссылке «Устное народное творчество»). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них –клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.   Что такое былины? Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей (Клик).

Назовите былинных героев (ответы учащихся, после них –клик). Крестьянский
сьн, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рас-
судительный и справедливый Добрыня Никитич, весе-
лый и сметливый Алеша Попович, Микула Селянинович (пахарь), Садко (купец)

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения (клик):

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы учащихся, после них – клик):

Своеобразие русских былин

Основная идея былин – защита русской земли от врагов.

Освобождение своей земли.

3) Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

Хорошо, теперь снова возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 7)

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

(Клик по гиперссылке «Письменность, образование»).

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита ( рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия ). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ в  пункте  3 «Письменность и грамотность». Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 12)

ЛИТЕРАТУРА

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке «Литература»)

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

 Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных (т.е. прошедших) лет» охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из «Повести временных лет» и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

   «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…» (Основание Киева. V век)

«Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…» (Призвание варягов. 862 г.)

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные,.. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…» (Крещение киевлян. 988 г.)

«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против [ … ], убили [ … ] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

(Клик)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – «Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.)