Кафедра русского, родных языков и лингводидактики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра русского, родных языков и лингводидактики



Кафедра русского, родных языков и лингводидактики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Особенности падежной парадигмы русского существительного»

 

    Выполнила:
    Студентка 3 курса Группы ФЗиДО 3РЛ Колесниченко Дарья Сергеевна ____________(подпись)
    Научный руководитель: Начальник учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры русского, родных языков и лингводидактики Печенюк Алексей Николаевич ____________(подпись)
Работа допущена к защите: «__» _________2020 г.   Дата защиты: «__» ________2020 г.
Зав. кафедрой _______Т.Г. Борисова   Оценка «______________________»

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Значение и употребление падежей в русском языке. 5

1.1 Понятие «падеж» в русском языке. 5

1.2 Особенности склонения имён существительных. 8

Вывод по первой главе. 14

Глава II.Падеж как морфолого-синтаксическая категория. 15

2.1 Традиционные и нетрадиционные падежи. 15

2.2 Синтаксические особенности падежей. 20

Вывод по второй главе. 23

Глава III. Орфографический аспект падежного словоизменения имен существительного. 24

3.1 Правописание падежных форм имён существительных. 24

3.2 Значение и грамматические признаки имени существительного. 27

Выводы по третьей главе. 32

Заключение. 33

Cписок литературы.. 35

 


Введение

 

Актуальность изучения состоит в возможности выработки собственной позиции на определение падежа в качестве морфологической единицы, проведение сравнительного анализа характеристик морфологической категории в русском языке.

«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» - знаменитая фраза, помогающая многим школьникам запомнить перечень и порядок следования русских падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Но многие ли задумывались о том, как появились эти названия и в таком ли виде они существовали в древности?

Теоретической базой исследования стали работы российских языковедов в области общей морфологии и теории падежа – П. М. Аркадьева, А. А. Зализняка, в области арабского языкознания ‒ Е. В. Сафоновой, Н. В. Юшманова, а также зарубежных авторов, в числе которых Б. Блейк, Д. А. Кристал, Э. Эль-Гузуули, Ч. Филлмор, А. Якоби.

Основным методом для достижения цели данного исследования является сопоставительно-типологический, при этом решение частных задач потребовало обращения к другим лингвистическим методам: методу сопоставления дефиниций для обоснования семантико-морфологической трактовки падежа, методам анализа баз данных по универсалиям и типологическим признакам, анализу научной литературы по общей морфологии и грамматической семантике, а также сопоставительно-типологическому языкознанию, методам описательной морфологии сопоставляемых языков и анализа морфологических парадигм.

Объект: особенности падежной парадигмы русского существительного.

Предмет: падежная парадигма русского существительного.

Цель данной работы: определить особенности падежной парадигмы русского существительного.

Задачи данной работы:

1. Изучить значение и употребление падежей в русском языке.

2. Охарактеризовать падеж как морфолого-синтаксическую категорию.

3. Определить орфографический аспект падежного словоизменения имен существительного.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава I. Значение и употребление падежей в русском языке

 

Вывод по первой главе

 

Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать».

Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании.

В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы предложения были связанные и легки для восприятия самостоятельные части речи принимают необходимую форму.

Изменение частей речи по падежам получило название — склонение. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения.

 

 


Вывод по второй главе

 

В современном русском языке выделяется всего 6 падежей, а ведь когда-то было 14. Многие отмечают, что 14 падежей позволяют более логичнее, ярче и самобытнее выразить свою мысль. Данной точки зрения придерживается и наш современник – российский лингвист и академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка Андрей Анатольевич Зализняк. В своих научных трудах он выделяет еще как минимум 7 дополнительных падежей.

Падеж способствует отражению в языковом значении некоторых сторон действительности, а падежные формы являются отражением понимания связей между предметами, явлениями, действиями и качествами в мире материальной действительности.


Выводы по третьей главе

 

Падежные окончания существительных в единственном и множественном числе представлены в таблице. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный, так как имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания.

Грамматические признаки имени существительного (ИС) могут быть постоянными или изменяющимися в зависимости от особенностей связи с другими словами. Они помогают выделить основные структурные единицы языка в отдельную часть речи. К ним относят род, склонение, число, падеж, т.д. Есть свойственные только одной категории слов.

 


Заключение

 

Падежи русского языка имеют достаточно долгую историю, появление которых связано с необходимостью повышения грамотности людей. Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, о которых мы узнаем в начальной школе. Однако в русском языке имеются и «забытые» падежи. Так, в систему падежей древнерусского языка входит 14 падежей.

Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать». Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх.

Учёные Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением имени существительного с получением разных окончаний. Таким образом, "падеж" обозначает изменение окончания слова.

Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании.

В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы предложения были связанные и легки для восприятия самостоятельные части речи принимают необходимую форму.

К примеру: «Мы, радость, принять, его, коллектив» или «Мы с радостью приняли его в коллектив». В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Изменение частей речи по падежам получило название — склонение. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения.


Cписок литературы

 

1. Аркадьев П. М. Падежи в языках мира // Лингвистика для всех: сборник трудов конференции / ред.-сост.: Е. В. Муравенко, А. Ч. Пиперски, О. Ю. Шеманаева. М.: Московский центр непрерывного математического образования, 2009. С. 59-71.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. - 528 с. 

3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.

4. Завадовский Ю. Н., Смагина Е. Б. Нубийский язык. М.: Наука, 1986. 94 с.

5. Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. 752 с.

6. Зеленский А. Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 252 с

7. Зизаній Лаврентій. Наука ку читаню, и розумѣню писма слове(н)ского. - Вильно: 1596. - 61 стр.

8. Ломоносов М.В. Российская грамматика. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1755. - 212 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.

10. Смотрицкий Мелетий Герасимович. Грамматіки славенскія правилноє синтаґма - Евье: братство церковное Виленское, 1619. - 502 с.

11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка - М.: Альта-Принт, 2005. 1216 с.

12. Шалаева Г.П.,Терентьева И.Г.,Курбатова Н.В. Большая энциклопедия начальной школы. «ОЛМА – ПРЕСС Образование»,2006г.

13. Якобсон Р. О. К общему учению о падеже / пер. с нем. // Якобсон Р. О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 5-175.

14. Яхонтов С. Е. Лексическое и грамматическое словообразование // Проблемы типологии и общей лингвистики: сборник трудов конференции. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 183-189.

Кафедра русского, родных языков и лингводидактики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема «Особенности падежной парадигмы русского существительного»

 

    Выполнила:
    Студентка 3 курса Группы ФЗиДО 3РЛ Колесниченко Дарья Сергеевна ____________(подпись)
    Научный руководитель: Начальник учебно-методического управления, старший преподаватель кафедры русского, родных языков и лингводидактики Печенюк Алексей Николаевич ____________(подпись)
Работа допущена к защите: «__» _________2020 г.   Дата защиты: «__» ________2020 г.
Зав. кафедрой _______Т.Г. Борисова   Оценка «______________________»

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Глава I. Значение и употребление падежей в русском языке. 5

1.1 Понятие «падеж» в русском языке. 5

1.2 Особенности склонения имён существительных. 8

Вывод по первой главе. 14

Глава II.Падеж как морфолого-синтаксическая категория. 15

2.1 Традиционные и нетрадиционные падежи. 15

2.2 Синтаксические особенности падежей. 20

Вывод по второй главе. 23

Глава III. Орфографический аспект падежного словоизменения имен существительного. 24

3.1 Правописание падежных форм имён существительных. 24

3.2 Значение и грамматические признаки имени существительного. 27

Выводы по третьей главе. 32

Заключение. 33

Cписок литературы.. 35

 


Введение

 

Актуальность изучения состоит в возможности выработки собственной позиции на определение падежа в качестве морфологической единицы, проведение сравнительного анализа характеристик морфологической категории в русском языке.

«Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» - знаменитая фраза, помогающая многим школьникам запомнить перечень и порядок следования русских падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Но многие ли задумывались о том, как появились эти названия и в таком ли виде они существовали в древности?

Теоретической базой исследования стали работы российских языковедов в области общей морфологии и теории падежа – П. М. Аркадьева, А. А. Зализняка, в области арабского языкознания ‒ Е. В. Сафоновой, Н. В. Юшманова, а также зарубежных авторов, в числе которых Б. Блейк, Д. А. Кристал, Э. Эль-Гузуули, Ч. Филлмор, А. Якоби.

Основным методом для достижения цели данного исследования является сопоставительно-типологический, при этом решение частных задач потребовало обращения к другим лингвистическим методам: методу сопоставления дефиниций для обоснования семантико-морфологической трактовки падежа, методам анализа баз данных по универсалиям и типологическим признакам, анализу научной литературы по общей морфологии и грамматической семантике, а также сопоставительно-типологическому языкознанию, методам описательной морфологии сопоставляемых языков и анализа морфологических парадигм.

Объект: особенности падежной парадигмы русского существительного.

Предмет: падежная парадигма русского существительного.

Цель данной работы: определить особенности падежной парадигмы русского существительного.

Задачи данной работы:

1. Изучить значение и употребление падежей в русском языке.

2. Охарактеризовать падеж как морфолого-синтаксическую категорию.

3. Определить орфографический аспект падежного словоизменения имен существительного.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.039 с.)