Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…» А.П.Чехов
Выполнил(а) студент(ка) I курса ____________________________________
I. II. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, он ее осмеивал и ее изображал бесстрастным, острым пером, умел найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. Максим Горький Максим Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, «проглядевшими свою жизнь», это страшное наказание – «проглядеть» жизнь. Так произошло и с героями «Палаты № 6», и с героями маленькой трилогии, это случится и с героем рассказа «Ионыч». Чехова всегда интересовали пути, по которым шли люди, «проглядевшие жизнь», каковы этапы их духовной деградации; когда, с какого момента начинается духовное омертвение? Проблема духовной деградации человека, его капитуляции перед пошлостью окружающей действительности – одна из основных тем творчества писателя. Проведите словарную работу и объясним значения слов.
Деградация _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Капитуляция_____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Пошлость __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую карту их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности.
Максим Горький. Еще одно слово, требующее объяснения. От какого слова оно образовано? Какие однокоренные слова известны? Давайте обратимся к словарю.
Итак, давайте проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева, героя рассказа «Ионыч»
Центральная тема рассказа? _______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Основная идея произведения? ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Композиция (5 глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С.(семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Раскрытие - через повторение художественных деталей, дополнение их новыми оттенками.
В чеховском произведении затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности, поэтому необходимо внимательное чтение. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города. Ничто, казалось бы, не вызывает сомнения. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и рисует обстановку 1-2 предложениями. 1 предложение начинается придаточным, стоящим перед главным. Такое построение сразу акцентирует внимание на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители («как бы оправдываясь»). Нам представлена обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев (фамилии «говорящие»). О чем заставляет задуматься фамилия героя? Подберите однокоренные слова ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что мы узнаем о главном герое из I главы? Каковы взгляды и характер человека? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Каково ваше первое впечатление от семьи Туркиных? Выпишите слова, которыми описываются «таланты» Туркиных в правую колонку, а в левую слова, в которых звучит истинная их оценка. Не забывайте про подтекст – любимое средство выражения художественной идеи Чехова.
Иван Петрович ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вера Иосифовна ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Котик ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как оценивает автор семью Туркиных? Насколько оправданы оценка Туркиных как самой талантливой и интеллигентной семьи в городе?______________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доволен ли Старцев вечером, проведенным у Туркиных? Чтобы понять это, обратите внимание на окончание I главы. Как характеризует героя его оценка Туркиных? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Между событиями, описываемыми в 1 и 2 гл. прошло больше года. Время здесь – важная художественная деталь. Что изменилось за год? _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Сюжетообразующим событием рассказа является влюбленность Старцева в Котика и развитие этого чувства. Охарактеризуйте героиню (ее образ воспринимается с двух точек зрения – Старцева и автора), выписав ключевые слова из текста: С точки зрения Старцева _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С точки зрения Автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что хотел сказать автор, назвав героиню Котик? ______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Каковы цели жизни героини (подтвердите цитатой из текста)____________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОТ СЛОВА К ЗРЕЛИЩУ «Вишневый сад» Напишите слова - ассоциации к слову «настроение»._________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Из букв и слогов слова «нас - тро - е - ни - е» создайте новые слова._____________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ I Драматургия - род литературы служебный. За редким исключением, которое так и называется «драма для чтения», пьесы пишут для театра, для того чтобы написанное слово на сцене стало звучащей речью, а имя из списка действующих лиц обрело плоть, жесты и мимику актера. Опытный драматург, работая над пьесой, уже, как правило, представляет себе возможности её сценического воплощения и учитывает их. Свою последнюю пьесу «Вишнёвый сад» (1903-1904 гг.) Антон Павлович Чехов (1860-1904) писал для Московского Художественного театра. МХТ к тому времени имел опыт постановки трёх чеховских пьес: «Чайки», «Дяди Вани» и «Трёх сестёр». И, тем не менее, спектакль Художественного театра по «Вишнёвому саду» оказался не слишком успешным. Сам Чехов остался недоволен излишним - с его точки зрения - драматизмом и преувеличенной серьёзностью этой постановки. С тех пор за «Вишнёвым садом» закрепилась репутация пьесы трудной для театра, пьесы с секретом.
Прочтите ремарки, которые предпосланы первому, второму, третьему и четвёр тому действиям «Вишнёвого сада», и в левую часть страницы выпишите слова, соз дающие у вас настроение. «Вишнёвый сад», настроение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1- е действие: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». 2- е действие: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополя: там начинается вишнёвый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце». 3- е действие: «Гостиная, отделённая аркой от залы. Горит люстра. Слышно, как в передней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором акте. Вечер. В зале танцуют grand-rond». 4- е действие: «Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось только немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.». Теперь в правую часть (колонка на стр. 12) выпишите слова из прочитанных вами сейчас ремарок «Вишнёвого сада», по которым можно составить суждение о чертах характера персонажей пьесы. Сравните ремарки, описывающие место действия в первом, втором, третьем и четвёртом актах «Вишнёвого сада». Можно ли по этим ремаркам определить, когда, в каком действии пьесы происходит кульминация, т. е. конфликт пьесы достигает точки предельного напряжения, и в судьбах героев происходят необратимые изменения? Сравнивая ремарки, проследите, как меняется освещение от первого действия к последнему.____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли по ремаркам, описывающим место действия в «Вишнёвом саде», пред ставить, что произошло с его героями от первого действия к финалу. Если вы ещё не читали «Вишнёвого сада», попробуйте по этим ремаркам придумать сюжет пьесы, а если прочли, то кратко изложите сюжет, используя выписанные вами слова._____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Следующее задание. Перед вами ремарки к первому, второму, третьему и четвёртому действиям драмы А. Н. Островского «Бесприданница». В левую часть страницы выпишите из ремарок Островского слова, создающие «настроение», а в правую - слова - характеристики действующих лиц. «Настроение» «Характер» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1- е действие: «Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актёров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решётка, за ней — вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч. На площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой». 2- е действие: «Комната в доме Огудаловой. Две двери: одна в глубине, входная; другая налево (от актёров); направо — окно; мебель приличная; фортепьяно, на нём лежит гитара». 3- е действие: «Кабинет Карандышева. Комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стороне прибит над диваном ковёр, на котором развешано оружие. Три двери: одна посредине, две по бокам». 4- е действие: «Декорация первого действия. Светлая летняя ночь». Сравните ремарки А. Н. Островского к «Бесприданнице» с ремарками А. П. Чехова к «Вишнёвому саду». Есть ли разница в том, как описывают эти два драматурга ме сто действия в своих пьесах? Если есть, то в чём она заключается?__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II Прежде чем перейти к следующим заданиям, коротко напомним сюжет «Вишнёвого сада». В имение к брату, Леониду Андреевичу Гаеву, возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская. Имение разорено, и если ничего не предпринять, оно будет продано с аукциона за долги. Гаев и Раневская должны спасти родовое гнездо, в котором выросли они сами, в котором живут дочери Раневской: приёмная дочь Варя и родная дочь Аня - их наследницы. Однако спасти имение не удается. На аукционе усадьбу Гаева покупает купец Ермолай Лопахин и начинает её реконструкцию. Бывшие хозяева покидают усадьбу.
Теперь обратимся к тексту «Вишнёвого сада». Перед вами (на с.15 -16) разрозненные реплики одной из сцен первого действия. В сцене принимают участие Лопахин, Раневская, Гаев, престарелый слуга Гаева Фирс, Варя и сосед Гаева и Раневской по поместью Борис Борисович Симеонов-Пищик. Попробуйте так расположить эти реплики, что бы построить диалог между персонажами. Чтобы вам легче было выполнить это за дание, вырежьте отдельные реплики и, свободно комбинируя листочки с репликами, сложите их в связную беседу. В сцене, которую вы реконструировали, завязывается действие «Вишнёвого сада», т. е. начинает развиваться конфликт. Запишите результат ваших рассуждений над следующими вопросами: 1. Кто конфликтует в этой сцене? В чём причина возникшего конфликта?______________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Чего в этой сцене добивается Лопахин? Почему он предлагает свой проект спасения имения от кредиторов именно Любови Андреевне Раневской, а не Гаеву, владельцу имения? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Для чего в сцене, где завязывается конфликт, Чехову оказался нужен Фирс, вспоминающий о том, как давным-давно торговали вишней? ______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реплики Лопахина: «Л о п а х и н. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы" вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную... больше, чем родную». «Л о п а х и н. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...» «Л о п а х и н (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад, и всё имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет». «Л о п а х и н. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...» «Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». Реплики Раневской: «Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой». «Любовь Андреевна (садится и пьёт кофе). Да, царство небесное. Мне писали». «Л юбовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад». «Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич». «Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?» «Любовь Андреевна. Крокодилов ела». «Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...» Реплики Гаева: «Г а е в. А без тебя тут няня умерла». «Г а е в. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушёл и теперь в городе у пристава живёт. (Вынимает из кармана коробку с леденцами, сосёт.)» «Г а е в. Извините, какая чепуха!» «Гаев. Ив «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». «Г а е в. Помолчи, Фирс». «Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!» «Г а е в. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевлённый, а всё-таки, как-никак, книжный шкаф». Реплики Фирса: «Ф и р с. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...» «Ф и р с. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...» «Ф и р с. Забыли. Никто не помнит». Реплика Вари: «В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они». Реплики Пищика: «Пищик. Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...» «П и щ и к (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?» «Пищик. Вы подумайте...» «П и щ и к (удивлённо). Сто лет... Вы подумайте!..» IV Участвуя в конфликте, герой драмы претерпевает изменения судьбы, он изменяется внутренне, изменяются его отношения с людьми, в конечном итоге вместе с героем меняется и мир, который его окружает. Наблюдение за этими изменениями, проживание и переживание их и является, по существу, главной целью драмы. Поэтому давайте проследим, что происходит с основными персонажами «Вишнёвого сада» от начала пьесы к её финалу. Перед вами три монолога Лопахина. Прочтите их и подчеркните слова и словосо четания, которые дают вам возможность охарактеризовать личность Лопахина, его желания, чувства, образ мышления. И последнее замечание. В построении системы образов пьесы А.П.Чехов отвергает классические каноны. В системе образов комедии отсутствует разделение на положительных и отрицательных, главных и второстепенных персонажей, внимание автора сосредоточено не на их действиях, но на настроении. Представление о героях пьесы возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в самохарактеристиках персонажей, а также в стилевой разноплановости их речи, в оценках героев другими действующими лицами, в авторских комментариях, содержащимися в ремарках. Но в драматургических произведениях непременно должен быть центр – событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А.П.Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад и становится ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное («И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») – молодость, воспоминания, чистота, счастье. Как вы думаете, что еще может олицетворять вишневый сад, исходя из содержания и проблематики пьесы _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…» А.П.Чехов
Выполнил(а) студент(ка) I курса ____________________________________
I.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.016 с.) |