Тема 8. Возникновение и развитие психики. Гипотеза о возникновении психики в филогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Возникновение и развитие психики. Гипотеза о возникновении психики в филогенезе.



 Вопросы для обсуждения

1. Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин).

2. Что такое психика как образ и психика как процесс? Раскройте возможные формы отношений между ними.

3. Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции вы знаете?

 4. Какие объективные критерии психики, выделяют в школе А.Н. Леонтьева? Определите понятия «биотический стимул», «абиотический стимул», «раздражимость» и «чувствительность».

 5. Какова роль психики в эволюции, по А. Н. Северцову?

 6. Каковы необходимые и достаточные условия возникновения чувствительности? Как можно доказать это экспериментально?

Тема 9. Возникновение и развитие психики. Стадии развития психики в филогенезе. Сравнение психики животных и человека.

Вопросы для обсуждения

1. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. Различные представления об инстинкте.

2. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, их характеристика.

3. Сравнение психики животных и человека. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Групповое поведение, ―язык животных, использование орудий.

4. Кратко охарактеризуйте этапы превращения ископаемых гоминид в человека современного типа. Как, по данным современных антропологов, развивалась орудийная деятельность, происходило становление культурных форм жизни и развивалась речь в процессе антропогенеза?

Тема 10. Возникновение и развитие психики. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.

Вопросы для обсуждения

 1. В чем специфика трудовой деятельности человека, обусловившая необходимость возникновения сознания как ее функционального органа? Приведите конкретные примеры.

 2. Структура сознания-образа. Его чувственная ткань, биодинамическая ткань и значения.

3. Отношения между значениями и смыслами в структуре сознания.

4. Чем отличается орудийная деятельность человека от использования животными предметов как «средств»?

 5. Раскройте значимость языка как важнейшего «психологического орудия» в жизни человека.

Тема 11. Сознание. Социокультурная регуляция деятельности. Основные положения неклассической психологии.

 Вопросы для обсуждения

1. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии.

2. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского

3. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский). Их строение, основные характеристики, закон развития.

4. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Понятие интериоризации.

 5. Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе.

Тема 12. Человек как субъект деятельности. Человек, индивид, личность.

Вопросы для обсуждения

 1. Понимание личности в широком и узком смысле. Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное ―Я.

 2. Биологический индивид: организм и окружающая среда.

 3. Социальный индивид: человек и общество. Специфика коллективных сознательных представлений.

4. Общее представление о развитии личности. Критерии этапов рождения личности.

Психические процессы

Тема 13. Ощущение.

Вопросы для обсуждения

Понятие об ощущении. Физиологические основы. Функции ощущений. Классификация видов ощущений: основные подходы. Общие свойства ощущений: модальность, качество, интенсивность, пространственная локализованность, эмоциональная окрашенность. Общие закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.

Тема 14. Восприятие.        

Вопросы для обсуждения

Общее представление о восприятии. Физиологические основы восприятия. Операции восприятия. Классификация видов восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, осмысленность, константность, целенаправленность теории восприятия; научение в восприятии. Основные законы восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; апперцепция, ее особенности; избирательность восприятия; психофизика ощущений; восприятие пространства, движения, времени; подпороговое восприятие. Основные теории восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.

Тема 15. Воображение.

Вопросы для обсуждения

Понятие о воображении; характеристика приемов воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование; классификация видов воображения: творческое, воссоздающее, непроизвольное, их характеристика; воображение и творческое мышление, творческая личность; способы активизации и развития воображения. Воображение и творчество. Связь воображения и психосоматической сферы. Развитие воображение в онтогенезе.

Тема 16. Память.

Вопросы для обсуждения

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности памяти. Классификация памяти: - по длительности сохранения информации (кратковременная, долговременная, оперативная и т.д.), - по целям деятельности: (произвольная, непроизвольная); виды памяти и процессы памяти (запоминание, восприятие, сохранение и забывание); аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; физиологические основы функционирования памяти, исследование памяти в когнитивной психологии; теории памяти; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция; индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

Тема 17. Мышление.

Вопросы для обсуждения

Понятие о мышлении. Операции и формы мышления, их характеристика. Связь мышления с другими познавательными процессами.

Физиологическая основа мыслительных процессов.

Классификация видов мышления: - по форме (наглядно- действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, практическое); по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное). Творческое мышление.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; индивидуально-личностная детерминация мышления; мышление и интеллект; социо- и онтогенез мышления.

Развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление.

Теории развития мышления. Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.

Тема 18. Речь.   

Вопросы для обсуждения

Понятие о речи и речевой деятельности, язык и речь, механизмы порождения и понимания речи.

Классификация видов речи (внутренняя, внешняя: а) устная (монологическая, диалогическая), б) письменная).

Физиологические основы речи.

Внутренняя речь, ее происхождение; взаимодействие внутренней и внешней;

Речь и язык; Речь и общение; взаимосвязь мышления и речи; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Развитие речи в онтогенезе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.009 с.)