Кафедра народной художественной культуры 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра народной художественной культуры



Кафедра народной художественной культуры

Любительский театр

Реферат на тему

«Современные течения в архитектуре 20 века: конструктивизм, функционализм, минимализм»

Выполнила:

 студентка II курса театрального факультета

Заочной формы обучения

Солощева Н.В.

 

 

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Современные течения в архитектуре 20 века..……………………………1-2стр.

2.Конструктивизм ………………………………2-4 стр.

 3. Функционализм……………………………………5стр.

4. Минимализм……………………………..…………..6-10стр.

 

 

Современные течения в архитектуре 20 века.

В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.

На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы – бетон, железо, стекло – усилили позиции конструктивистов в архитектуре.

Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.

Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.

Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Конструктивизм.

Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.

Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.

Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими "горизонтальными небоскребами". Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.

Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу – его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.

При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.

С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.

Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.

Особенности конструктивизма

Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.

В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.

· Монолитность

К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.

· Сегментированность

Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.

· Масштабность

В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.

· Объемные решения

Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.

· Материалы

Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.

· Выразительные средства

Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.

· Цветовая гамма

Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.

 

Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы

Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.

Здание газеты "Известия"

1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху – это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.

Дом культуры им. С.М. Зуева

1927-1929 гг.
Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции – стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.

 

Функционализм.

Стиль начал формироваться в 1920-х годах. Основной задачей было решение квартирного кризиса, обеспечение жильём, доступным, удобным, простым

В конце 1950-х годов функционализм снова стал ведущим стилем в архитектуре, пришёл на смену сталинским высоткам

Начало было положено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1954 г.

1957г.- Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов - «хрущёвок»

Типовая архитектура продолжала развиваться до перестройки. Но и сегодня данный стиль используется в архитектуре.

Особенности функционализма

 

 

· Строгое соответствие зданий и сооружений процессам, которые в них происходят (функциям)

· Стандартные квартиры

· Дома словно распадаются на отдельные блоки.

· «Строчная» застройка кварталов, при которой торцы зданий повёрнуты к улицам

· Чёткие геометрические формы, чаще всего прямоугольные

· Материалы: железобетон, стекло, реже – кирпич

· Плоские крыши

· Расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос («ленточное остекление»)

· Часто строились «дома на ножках» - полное или частичное освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций.

· Критики стиля отмечали безликость, однотипность, серийность, серость подобных зданий, минимализм и даже грубость во внешней отделке

Яркие представители:

· Лагутенко В.П. – спроектировал первые здания в данном стиле

· Никитин Н.В.

· Посохин М.В.

· Чечулин Д.И.

· Штеллер П.П.

 

Государственный Кремлёвский дворец, Москва, 1961

Архитектор: Посохин М.В.

Останкинская телебашня в Москве - символ технического прогресса,

1960-1967. Архитектор: Никитин Н.В.

Дом Правительства Российской Федерации(Белый дом) в Москве, 1965-1979.

Архитекторы: Чечулин Д.И. и Штеллер П.П.

Здание егорлыковской ГЭС. Классическая хрущевская архитектура – никаких излишеств

Минимализм.

Возникновение направления

Минимализм как направление архитектуры начал формироваться в начале XX в., когда нидерландские художники, объединенные обществом «Де Стейл», стали пропагандировать красоту рационального и функционального искусства.

По их мнению, на картинах, в музыке или скульптуре не должно быть лишних деталей — только чистые линии и цвета.

Такой подход стал основой для развития архитектурного минимализма, ставшего крайне востребованным при восстановлении Европы после Второй Мировой войны.

Используемые материалы

Точность и аккуратность линий, красота функциональности и единение с природой — таковы детали, по которым можно узнать дома минималистов. При их строительстве нужно уделить внимание качеству используемых материалов.

Наиболее востребованная технология — монолитное строительство из бетона и стекла. Архитекторы работают с пено- или газобетонными блоками, которые сокращают сроки возведения здания, придают ему жесткость и чистоту линий.

Главный принцип минимализма — это умеренность, поскольку главная красота этого стиля заключается в лаконичности и естественности. Это делает неуместным использование лепнины или художественной росписи фасада.

В качестве декора могут выступать мелкие детали, выполненные вручную из природных материалов. Это могут быть каменные дверные ручки, витражи или кованые элементы оконных решеток. Они сделают проект более оригинальным и элегантным.

Кафедра народной художественной культуры

Любительский театр

Реферат на тему

«Современные течения в архитектуре 20 века: конструктивизм, функционализм, минимализм»

Выполнила:

 студентка II курса театрального факультета

Заочной формы обучения

Солощева Н.В.

 

 

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Современные течения в архитектуре 20 века..……………………………1-2стр.

2.Конструктивизм ………………………………2-4 стр.

 3. Функционализм……………………………………5стр.

4. Минимализм……………………………..…………..6-10стр.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)