Изучение системы графических обозначений и маркировки компонентов ЭТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение системы графических обозначений и маркировки компонентов ЭТ



Практическая работа №1

Изучение системы графических обозначений и маркировки компонентов ЭТ

Цель работы: Изучить системы графических обозначений и маркировки компонентов ЭТ

Почти все УОС, все изделия радиоэлектроники и электротехники, изготавливаемые промышленными организациями и предприятиями, домашними мастерами, юными техниками и радиолюбителями, содержат в своем составе определенное количество разнообразных покупных ЭРИ и элементов, выпускаемых в основном отечественной промышленностью. Но за последнее время наблюдается тенденция применения ЭРЭ и комплектующих изделий зарубежного производства. К ним можно отнести в первую очередь ППП, конденсаторы, резисторы, трансформаторы, дроссели, электрические соединители, аккумуляторы, ХИТ, переключатели, установочные изделия и некоторые другие виды ЭРЭ.

Особое внимание уделяется принципиальным электрическим схемам, которые определяют не только основные электрические параметры, но и все входящие в устройства элементы и электрические связи между ними. Для понимания и чтения принципиальных электрических схем необходимо тщательно ознакомиться с входящими в них элементами и комплектующими изделиями, точно знать область применения и принцип действия рассматриваемого устройства. Как правило, сведения о применяемых ЭРЭ указываются в справочниках и спецификации — перечне этих элементов.

Для построения условных графических обозначений ЭРЭ используются стандартизованные геометрические символы, каждый из которых применяют отдельно или в сочетании с другими. При этом смысл каждого геометрического образа в условном обозначении во многих случаях зависит от того, в сочетании с каким другим геометрическим символом он применяется.

Практическая работа №2

Обозначение резисторов в конструкторской документации. Маркировка резисторов

Цель работы: Изучить обозначение резисторов в конструкторской документации и научиться читать маркировку резисторов

Каждый, кто работает с электроникой, или когда-нибудь видел электронную схему, знает, что практически ни одно электронное устройство не обходится без резисторов.

Функция резистора в схеме может быть совершенно разной: ограничение тока, деление напряжения, рассеивание мощности, ограничение времени зарядки или разрядки конденсатора в RC-цепочке и т. д. Так или иначе, каждая из этих функций резистора осуществима благодаря главному свойству резистора — его активному сопротивлению.

Само же слово «резистор» - это русскоязычное прочтение английского слова «resistor», которое в свою очередь происходит от латинского «resisto» - сопротивляюсь. В электрических цепях применяют постоянные и переменные резисторы, и предметом данной статьи будет обзор основных видов постоянных резисторов, так или иначе встречающихся в современных электронных устройствах и на их схемах.

 

В первую очередь постоянные резисторы классифицируются по максимальной рассеиваемой компонентом мощности: 0.062 Вт, 0.125 Вт, 0.25 Вт, 0,5 Вт, 1 Вт, 2 Вт. 3 Вт. 4 Вт, 5 Вт, 7 Вт, 10 Вт, 15 Вт, 20 Вт, 25 Вт, 50 Вт, 100 Вт и даже больше, вплоть до 1 кВт (резисторы для особых применений. Данная классификация не случайна, ведь в зависимости от назначения резистора в схеме и от условий, в которых должен работать резистор, рассеиваемая на нем мощность не должна привести к разрушению самого компонента и компонентов расположенных поблизости, то есть в крайнем случае резистор должен разогреться от прохождения по нему тока, и суметь рассеять тепло.

 

Лабораторная работа №1

Перечень минимодулей

Наименование минимодуля Количество
Резистор 2 Вт 22 Ом 1
Резистор 2 Вт 68 Ом 1
Резистор 2 Вт 82 Ом 1
Резистор 2 Вт 100 Ом 1

Ход работы:

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (модуль питания модуль мультиметров наборное поле минимодулей резисторов). Собрать линейную электрическую цепь с последовательным соединением резисторов (Рис. 1). В качестве амперметров использовать стрелочные приборы магнитоэлектрической системы. В качестве вольтметра использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю.

Рисунок 1 – Схема с последовательным соединением резисторов

Рисинок 2 – Схема с параллельным соединением резисторов

2. Включить электропитание стенда (автоматический выключатель модуля питания) и источник постоянного напряжения. Измерить ток в цепи, величину напряжения U на входе цепи и напряжения U1 и U2 на резисторах R1 и R2. Результаты измерений занести в таблицу 1. Выключить питание.

3. Собрать электрическую цепь с параллельным соединением резисторов (Рис. 2). В качестве амперметра использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока. В качестве вольтметра V.

4. Включить электропитание стенда и источник постоянного напряжения. Измерить напряжения и токи на всех участках цепи. Результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1.

Последовательное соединение

Параллельное соединение

U,В U1,B U2,B U=U1+U2,B I1,mA I1,mA I2,mA I3,mA I1=I2+I3, mA
                 

5. Расчитать относительные погрешности измерения токов I2 и I3 при помощи амперметров. Результаты занести в таблицу 2.

Таблица 2.

  Амперметр 1 Амперметр 2
Предел измерения прибора, мА    
Класс точности прибора %    
Измеренное значение тока, мА    
Относительная погрешность измерения %    

6. Проверить выполнение баланса мощностей.

7. Сделать выводы о выполнении законов Кирхгофа и о применении закона Ома в линейной электрической цепи постоянного тока.

Содержание отчета.

Отчет по работе должен содержать:

а) наименование работы и цель работы.

б) схемы экпсериментов и таблицы полученных экспериментальных данных.

в) результаты расчетов.

г) выводы по работе.

Контрольные вопросы.

1. Что такое «линейный элемент» в электрической цепи?

2. Привести примеры линейных элементов электрических цепей.

3. В каких единицах измеряются сила тока, напряжение, мощность и сопротивление?

4. Как по показаниям амперметра и вольтметра можно определить величину сопротивления участка электрической цепи постоянного тока и потребляемую им мощность?

5. Нарисуйте схемы для измерения методом амперметра и вольтметра больших и малых электрических сопротивлений.

6. Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов?

7. Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов?

8. Для исследуемых электрических цепей запишите уравнение по законам Кирхгофа.

9. В чем заключается баланс мощностей в цепи постоянного тока?

Практическая работа №3

Принцип работы

Теперь, когда мы знаем, как обозначается данный элемент на схемах, нужно рассмотреть принцип работы конденсатора. Когда обкладки конденсатора подключают к источнику питания, электрические заряды от положительного и отрицательного зажима ИП устремляются к обкладкам, скапливаясь на них.

Электрический ток прерывается после заряда конденсатора до номинальной ёмкости, так как между обкладками находится слой диэлектрика он не может протекать постоянно. Когда источник питания отключат, на конденсаторе останутся заряды, а значит и останется напряжение на его выводах.

Заряды, скопившиеся на каждой из обкладок, противоположны. Соответственно та обкладка, что была подключена к плюсовому выводу источника питания – заряжена положительно, а та, что к минусовому – отрицательно. Принцип работы этого изделия основан на притяжении разноименных зарядов в электрической цепи.

Простыми словами конденсатор сохранит ту энергию, которая была передана от источника питания – в этом и кроется его назначение. Однако на практике есть разнообразные потери и утечки.

В основном типы конденсаторов разделяют:

-По характеру изменения емкости — постоянной емкости, переменной емкости и подстроечные.

-По материалу диэлектрика — воздух, металлизированная бумага, слюда, тефлон, поликарбонат, оксидный диэлектрик (электролит).

-По способу монтажа — для печатного или навесного монтажа.

 

Цветовая маркировка конденсаторов:

Таким образом, мы узнали, как определить ёмкость конденсатора по маркировке, а также по ходу дела познакомились с его основными параметрами.

Лабораторная работа №2

Практическая работа №4

Лабораторная работа №3

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с лабораторной установкой (модуль питания, комплект минимодулей, модуль мультиметров, измеритель мощности).

2. Собрать электрическую цепь (рис. 1)

Рисунок 1 – Схема для исследования параметров трансформаторов и катушек индуктивности

В качестве источника первичного напряжения использовать линейное напряжение трехфазного источника. В качестве вольтметра на вторичной стороне трансформатора использовать мультиметр в режиме измерения переменного напряжения. В качестве емкостной нагрузки С использовать минимодуль батареи конденсаторов. Установить переключатель батареи конденсаторов в позицию «0». В качестве активной нагрузки использовать постоянный резистор R= 22 Ом и потенциометр RP1 с сопротивлением 150 ОМ, включенный по схеме переменного сопротивления. Предъявить схему для проверки преподавателю.

3. Включить электропитание стенда, источник переменного напряжения, мультиметр и измеритель мощности. Измерить величину первичного  и вторичног

напряжения в режиме холостого хода трансформатора. Результаты измерений занести в табл 1. По результатам измерений расчитать коэфициент трансформации трансформатора

Таблица 1

, В , В , В
     

4. Исследовать трансформатор в рабочем режиме при активном характере нагрузки. Для этого замкнуть тумблеры SA1 и SA2 и, изменяя величину сопротивления нагрузки  RP1, измерить величины указанные в табл. 2. По результатам исследования вычислить активную мощность вторичной цепи и коэффициент полезного действия трансформатора n, построить внешнюю характеристику трансформатора U2=f(12) при активном характере нагрузки, зависимость первичного тока от величины вторичного тока =f(), зависимость коэффициента полезного действия трансформатора и его коэффициента мощности от активной мощности вторичной цепи .

Таблица 2

Измерено

Вычислено

Вторичная цепь

Первичная цепь

 

, Вт

 

n

, мА , B , B , мА , Вт Cos ȹ1
               

5. Снять внешнюю характеристику трансформатора при емкостном характере нагрузки. Для этого разомкнуть тумблер SA2. Величину емкости батареи конденсаторов С. Результаты измерений занести в табл. 3. По результатам исследований построить внешнюю характеристику трансформатора при емкостной нагрузке, сравнить ее с характеристикой, полученной при активной нагрузке. Выключить электропитание стенда.

Таблица 3

, B                    
, мА                    

Содержание отчета:

Отчет по работе должен содержать:

а) наименование работы и цель.

б) схему эксеримента с включенными измерительными приборами.

в) таблицы с результатами экспериментов.

г) экспериментальные характеристики.

д) вывод по работе

Контрольные вопросы:

1) Для чего нужен трансформатор?

2) Каков принцип действия трансформатора?

3) Как опытным путем определить коэффициент трансформации?

4) Почему при увеличении тока нагрузки увеличивается ток, потребляемый трансформатором из сети?

5) Почему при изменении нагрузкиизменяется КПД трансформатора?

6) Какие процессы характеризует активная мощность, потребляемая трансформатором в режиме холостого хода и в режиме КЗ?

7) Почему при активной нагрузке увеличение тока ведет к уменьшению вторичного напряжения?

8) Почему внешняя характеристика трансформатора зависит от характера нагрузки?

 

Практическая работа №5

Импульсные диоды

Импульсное прямое напряжение Uпр.и. - пиковое прямое напряжение на диоде при заданном импульсе прямого тока.

Импульсное обратное напряжение Uобр.и. - пиковое обратное напряжение на диоде, включая как однократные выбросы, так и периодически повторяющиеся.

Общая емкость Cд - емкость, измеренная между выводами диода при заданных напряжении и частоте.

Время установления прямого напряжения Tуст - интервал времени с момента подачи импульса прямого тока на диод (при нулевом напряжении смещения) до достижения заданного прямого напряжения на диоде.

Время восстановления обратного сопротивления Tвос - интервал времени с момента прохождения тока через нуль после переключения диода из состояния заданного тока в состояние заданного напряжения до момента достижения заданного обратного тока.

Заряд переключения Qпк - часть накопленного заряда, вытекающего во внешнюю цепь при изменении направления тока с прямого на обратное.

 

Стабилитроны и стабисторы

Напряжение стабилизации Uст - напряжение на стабилитроне при заданном токе стабилизации. Допускаемый разброс напряжения стабилизации от номинального

Uст.ном. - максимально допустимое отклонение напряжения стабилизации от номинального для стабилитронов данного типа.

 

Дифференциальное сопротивление стабилитрона rст - отношение приращения напряжения стабилизации к вызвавшему его малому приращению тока в заданном диапазоне частот.

Температурный коэффициент напряжения стабилизации ст - отношение относительного изменения напряжения стабилизации к абсолютному изменению температуры окружающей среды при постоянном токе стабилизации.

Полная емкость стабилитрона C - емкость между выводами стабилитрона при заданном напряжении смещения.

 

Варикапы

Емкость варикапа Cн - емкость, которая измеряется между выводами при заданном обратном напряжении.

Коэффициент перекрытия по емкости Kc - отношение емкостей варикапа при двух заданных обратных напряжениях.

Добротность варикапа Q - отношение реактивного сопротивления на данной частоте переменного сигнала к сопротивлению потерь при заданной емкости или обратном напряжении.

Постоянный обратный ток варикапа Iобр - постоянный ток, протекающий через диод в обратном направлении при заданном обратном напряжении.

Электровакуумные диоды

Электровакуумные диоды представляют собой вакуумированный баллон с двумя электродами, один из — катод — подогревается током, получаемым из специальной электрической цепи накала. При накале катода возникает термоэлектронная эмиссия и часть электронов покидает поверхность катода. Если к другому электроду — аноду — приложить положительное относительно катода напряжение, то под действием электрического поля электроны начнут двигаться к аноду создавая ток. Если к аноду приложить отрицательное напряжение, то электроны будут отталкиваться от анода и тока не будет.

Полупроводниковые диоды

Полупроводниковый диод состоит либо из полупроводников p-типа и n -типа (полупроводников с разным типом примесной проводимости), либо из полупроводника и металла (диод Шоттки). Контакт между полупроводниками называется p-n переходом и проводит ток в одном направлении (обладает односторонней проводимостью). Некоторые типы полупроводниковых диодов не имеют p-n -перехода, например, диоды Ганна.

 

 

 

            

 


Лабораторная работа №4

Перечень минимодулей

Название минимодуля Количество
Выпрямительный диод 1 А 1
Диод Шоттки 1 А 1
Стабилитрон 4,7 В 1
Потенциометр 150 Ом 1
Резистор 10 Ом 1
Резистор 150 Ом 1
Резистор 1 кОм 1

Задание и методические указания      

1. Предварительное домашнее задание:

а) изучить темы курса «p-n переход», «Диоды» и содержание данной работы, быть готовым ответить на все контрольные вопросы

б) пользуясь принципиальными схемами, приведенными в руководстве, начертить схемы соединений для проведения экспериментов, перечисленных в лабораторной работе.

2. Экспериментальное исследование выпрямительного диода:

а) собрать схему для исследования выпрямительного диода на постоянном токе в соответствии с принципиальной схемой (Рис. 1). Для измерения анодного тока включить миллиамперметр на пределе 100 мА. Для измерения анодного напряжения использовать мультиметр. Последовательно с диодом включить токоограничительный резистор R=150 Ом.

Рисунок 1 – Схема для исследования выпрямительного диода на постоянном токе при прямом включении диода

 

Снять вольтамперную характеристику выпрямительного диода на постоянном токе для прямой ветви (Рис. 1). Для снятия характеристик регулировать напряжение на выходе потенциометра; результаты измерений занести в таблицу, по которой построить прямую ветвь ВАХ.

б) собрать схему для снятия обратной ветви ВАХ, переключив диод VD (Рис. 2), снять обратную ветвь ВАХ диода.

 

 

Рисунок 2 – Схема для исследования выпрямительного диода на постоянном токе при обратном включении диода

в) определить параметры диода: максимальное напряжение между анодом и катодом в открытом состоянии при максимальном анодном токе , пороговое напряжение  и дифференциальное сопротивление ;

г) собрать схему для получения ВАХ диода на экране осциллографа.

Включить токоограничивающий резистор R=150 Ом. Исследование выпрямительного диода выполняется на переменном токе в соответствии с принципиальной схемой (Рис. 3). Вход Y (CH2) осциллографа подключить к шунту , а корпус осциллографа соединить с общим проводом. Вход X (СН1) осциллографа должен быть переведен в положение X / Y. Светящуюся точку на экране осциллографа поместить в начало координат. Подать питание. Зарисовать ВАХ диода, определить масштабы по току и направлению.

 

 

Рисунок 3 – Схема для исследования выпрямительного диода

д) определить по осциллограмме параметры диода: максимальное напряжение между анодом и катодом в открытом состоянии  при максимальном анодном токе , пороговое напряжение  и дифференциальное сопротивление , сравнить с результатами полученными на постоянном токе:

3. Экспериментальное исследование диода Шоттки.

Выполнить пункты 2а,в для диода Шоттки, использовав схему (Рис. 1). ВАX построить на том же рисунке, что и в п.2. Сравнить ВАХ и параметры диода Шоттки с параметрами и ВАХ обычного выпрямительного диода.

4. Экспериментальное исследование стабилитрона:

выполнить пункты 2а, б, г для стабилитрона, включив в схему резистор R=150 Ом. ВАХ построить на том же рисунке, что и в п.2. Сравнить ВАХ стабилитрона и ВАХ обычного выпрямительного диода. По ВАХ, снятым на постоянном и переменном токе, определить напряжение стабилизации  и дифференциальное сопротивление , сравнить результаты.

5. Экспериментальное исследование светодиодов:

Собрать схему для исследования прямой ветви ВАХ светодиода на постоянном токе (Рис 1), установив токоограничивающий резистор R=1 кОм; снять ВАХ и построить ее на том же рисунке,что и в п.2. Определить ток, при котором становится заметным свечение.

            

Содержание отчета:

Отчет по работе должен содержать:

а) наименование и цель работы;

б) схемы соединений для выполненных экспериментов;

в) результаты экспериментальных исследований и проведенных по ним расчетов, помещенные в таблицы;

г) экспериментально снятые и построенные характеристики;

д) обработанные осциллограммы;

е) выводы по работе; в выводах обязательно ответить на контрольные вопросы 11-13.

         Контрольные вопросы:

1. Каковы свойства p-n перехода?

2. Объясните вид ВАХ p-n перехода?

3. Как влияет температура на различные участки ВАХ диода?

4. Как снять по точкам ВАХ диода?

5. Почему на схемах Рис1 и Рис2 по-разному включены измерительные приборы?

6. Как снять ВАХ диода с помощью осциллографа?

7. Какие погрешности можно ожидать при осциллографировании по схеме Рис3?

8. Поясните вид ВАХ стабилитрона?

9. Где рабочий участок на ВАХ стабилитрона?

10.  Как зависит напряжение стабилитрона от температуры?

11.  В чем отличие ВАХ выпрямительного диода, диода Шоттки и светодиода?

12.  От чего зависит яркость свечения светодиода?

13.  Какой элемент обязателен в схеме индикатора на светодиоде?

14.  Каким образом на экране осциллографа получают изображение функциональной зависимости двух напряжений?

15.  Каким образом на экране осциллографа получается изображение периодической функции времени?

 

 

                                                    

 


Практическая работа №6

Лабораторная работа № 5

Перечень минимодулей

Наименование минимодуля Количество
Транзистор 1 А 1
Потенциометр 10 кОм 1
Потенциометр 150 Ом 1
Резистор 10 Ом 1
Резистор 22 Ом 1
Резистор 150 Ом 1
Резистор 330 Ом 1
Резистор 10 кОм 1
Диод 1 А 1

Задание и методические указания

1. Предварительное домашнее задание:

а) изучить тему курса «Транзисторы» и содержание данной работы, быть готовым ответить на все контрольные вопросы;

б) пользуясь принципиальными схемами, приведенными в руководстве начертить схемы соединений для проведения экспериментов, перечисленных в лабораторной работе;

2. Экспериментальное исследование характеристик биполярного транзистора:

а) собрать схему для снятия характеристик прямой передачи по току биполярного транзистора (Рис. 1). Для измерения тока базы включить миллиамперметр РА 1 на 1 Ма, а тока коллектора- РА2 на 100 мА. Для измерения напряжения на коллекторе использовать мультиметр; в качесвте резистора  использовать модули R=150 или R=330 Ом (по указанию преподавателя

Рис 1

Рисунок 1 – Схема для снятия характеристик прямой передачи по току биполярного транзистора

б) снять статическую характеристику прямой передачи по току  при  равном заданному значению и =0. Экспериментальные точки здесь и далее записывать в таблицу и наносить на график. При снятии характеристики следить за постоянством напряжения .

в) снять характеристику прямой передачи по току при наличии заданного сопротивления нагрузки  (Рис 1). С помощью потенциометра RP1 установите ток базы, равный нулю, а с помощью потенциометра RP2 установите заданное значение . В дальнейшем ручку регулировки RP2 не трогать. В области вблизи насыщения точки снимать чаще;

г) по построенной в п. 2, в характеристике определить области активного усиления, отсечки и насыщения. Определить максимальный ток , при котором еще обеспечивается линейное усиление;

д) снять выходные статические ВАХ с помощью осциллографа. Собрать схему в соответствии с (Рис. 2). Вход Y (СН2) осциллографа подключить к шунту , а корпус осциллографа () соединить с общим проводом (). Вход Х (СН1) осциллографа подключить к коллектору. При этом переключатель должен быть приведен в положение X/Y. Установить потенциометр RP1 в крайнее левое положение. Включить питание модуля. Изменять ток базы от 0 до максимума (но не более 1 мА), пронаблюдать семейство выходных характеристик; зарисовать на одном рисунке выходные характеристики для трех значений тока базы =0; =0,5 ; = . Записать масштабы по напряжению и току. Выключите питание модуля.

Рисунок 2 – Схема для снятия выходных статических ВАХ с помощью осциллографа

Содержание отчета:

Отчет по работе должен содержать:

а) наименование и цель работы;

б) схемы соединений для выполненных экспериментов;

в) результаты экспериментальных исследований и проведенных по ним расчетов, помещенные в соответсвующие таблицы; определить по экспериментальным характеристикам прямой передачи по ток статический коэффициент передачи тока β и коэффициент усиления каскада по току при заданной нагрузке вблизи рабочей точки покоя для класса А:

β= , =

г) экспериментально снятые и построенные характеристики;

д) обработанные осциллограммы;

е) расчитать потери в транзисторе в рабочей точке покоя в классе А (, , ), в режиме насыщение , отсечки  и средние потери в ключевом режиме при относительной длительности импульса 0,5 ( = 0,5 +0,5 ), воспользовавшись экспериментально снятыми выходными характеристиками. Сравнить потери в классе А и в ключевом режиме. Указать, какие потери в ключевом режиме не учтены.              

Контрольные вопросы

1. Каков принцип действия транзистора?

2. Какие существуют схемы включения транзисторов?

3. Какова полярность постоянных напряжений, прикладываемых к транзистору типа    n-p-n при различных схемах включения?

4. Как выглядит выходные и входные статические характеристики в схеме с общим эмиттером?

5. Что такое статическая характеристика прямой передачи по току? Как ее построить? Как она видоизменяется при наличии нагрузки? Как ее снять?

6. Как определить статический коэффициент передачи транзистора по току β?

7. Как снять статические выходные характеристики?

8. Как построить линию нагрузки?

9. Как выбрать рабочую точку покоя в классах А, АВ, В, D?

10. Что такое ключевой режим?

11. Каковы преимущества ключевого режима?

 

 

Лабораторная работа №6

Перечень минимодулей

Наименование минимодуля Количество
Выпрямительный мост 1 А 1
Потенциометр 68 Ом 1
Потенциометр 10 Ом 1
Резистор 150 Ом 1
Резистор 330 Ом 1
Резистор 680 Ом 1
Конденсатор 220 мкФ 1
Дроссель 70 мГН 2

Задание и методические указания

1. Предварительное домашнее задание:

а) изучить тему курса «Сглаживающие фильтры» и содержание данной работы, быть готовым ответить на все контрольные вопросы;

б) пользуясь принципиальными схемами, приведенными в руководстве начертить схемы соединений для проведения экспериментов, перечисленных в лабораторной работе;

в) по заданным параметрам схемы расчитать коэффициент пульсаций q для емкостного фильтра q= , где- ώ- угловая частота сети;

m- пульсность (произведение числа фаз на число выпрямляемых полупериодов)

г) по заданным параметрам схемы рассчитать коэффициент сглаживания s и коэффициент пульсаций q на выходе Г-образного фильтра.

s ; q=

При этом должны выполняться условия и .

2. Экспериментальное исследование емкостного фильтра:

а) собрать схему по (Рис 1). Установить заданное значение сопротивления нагрузки . В качестве вольтметра использовать мультиметр PV в режиме измерения постоянного напряжения. Подключить входы осциллографа. Переключатель развертки осциллографа перевести на временную развертку. Установить синхронизацию от сети. На экране осциллографа наблюдать осциллограмму выпрямленного напряжения ;

б) снять осциллограмму выпрямленного напряжения , определить коэффициент пульсаций согласно (Рис 2) «Не забудьте определить масштаб по напряжению»: q= , где - амплитуда первой гармоники пульсаций;

в) сравнить измеренный коэффициент пульсаций с расчитанным.

Рис 2
Рис 1

 

г) дискретно изменяя сопротивление нагрузки (68, 150, 330, 680) снять зависимость коэффициента пульсаций от сопротивления нагрузки .

Рис 4
Рис 3

                                                                                                               

д) включить в цепь питания шунт в соответсвии с (Рис 3). К шунту подключить вход осциллографа, Включить и выключить тумблер питания несколько раз. Заметить бросок тока при включении. Повторить опыт при отключенном конденсаторе.

3. Экспериментальное исследование индуктивного фильтра.

а) собрать схему по (Рис 4). Включить один или два дросселя последовательно. Установить заданное значение сопротивления нагрузки . На экране осциллографа наблюдать осциллограммы напряжений на входе и выходе фильтра;

б) снять осциллограммы напряжений на входе и выходе фильтра, определить коэффициенты пульсаций q1 и q (согласно Рис. 2) и коэффициент сглаживания s: ;

 

в) сравнить измеренные коэффициенты пульсаций и сглаживания с рассчитанными;

г) изменяя сопротивление нагрузки (68, 150, 330, 660), снять зависимость коэффициента пульсаций от сопротивления нагрузки .

4. Экспериментальное исследование Г- образного фильтра:

а) собрать схему по (Рис 5). Включить один или два дросселя последовательно. Установить заданное значение сопротивления нагрузки . В качестве вольтметра использовать мультиметр РV. Подключить входы осциллографа;

б) снять осциллограммы напряжений на входе и выходе фильтра, определить коэффициенты пульсаций (согласно Рис 5) и коэффициент сглаживания;

в) сравнить измеренные коэффициенты пульсаций и сглаживания с рассчитанными.

г) дискретно изменяя сопротивление нагрузки (68, 150, 330, 660), снять зависимость коэффициента пульсаций от сопротивления нагрузки .

Содержание отчета:

Отчет по работе должен содержать:

а) наименование и цель работы;

б) схемы соединений для выполненных экспериментов;

в) результаты экспериментальных исследований и проведенных по ним расчетов, помещенные в соответсвующие таблицы; сравнить результаты опытов;

г) обработанные осциллограммы;

д) выводы по работе.

Контрольные вопросы:

1. Каково назначение фильтров в преобразовательной технике?

2. Принцип действия, преимущества, недостатки и область применения емкостных фильтров.

3. Принцип действия, преимущества, недостатки и область применения индуктивных фильтров

4. Принцип действия, преимущества, недостатки и область применения Г- образных фильтров

5. Как и почему влияет конденсатор фильтра на форму анодного тока?

6. Как и почему влияет дроссель фильтра на форму анодного тока?

                                          


Практическая работа № 7

Типы оптронов

Резисторные оптопары



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.164 с.)