Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение лидерства и менеджмента

Поиск

 

В последние годы многие теоретики и практики придают особое значение различию между менеджерами и лидерами (таб.1). Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер- последователь».

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть, – это потенциал, имеющийся у человека.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Таблица 1 – Сравнение характеристик менеджеров и лидеров XXI века.

Характеристики менеджера Характеристики лидера
Администрирует Внедряет инновации
Поддерживает обычный порядок Развивает организацию
Ориентирован на системы и структуры Ориентирован на людей
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Контролирует Доверяет
Видит краткосрочную перспективу Видит долгосрочную перспективу
Сосредоточен на настоящем Сосредоточен на будущем
Спрашивает «как?» и «когда?» Спрашивает «что?» и «почему?»
Подражает Создает
Делает дело правильно Делает правильное дело

 

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря, умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера, такие, как, например, принятие на себя риска. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать.

 

 

Эволюция теорий лидерства

 

Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым Р.М.Стогдиллом к 1974 году было проработано больше, трех тысяч работ, посвященных этой пробле­матике. Одним из первых подходов в изучении лидерства был под­ход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры.

Наиболее известной теорией лидерства стала теория "великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи про­блем управления Г. Кунц

Р.М. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и качеств личности основывались на подтверждении способностей людей к сотрудничеству и умениям быть хорошими администратора­ми.

На ранних этапах изучения лидерства ученые стремились выявить качества и свойства личности наиболее эффективных лидеров. В этой связи и появилась теория «великих людей». В самых начальных попытках изучать лидерство на научной основе было сделано предположение о том, что лучшие из руководителей являются обладателями набора общих для всех качеств.

Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал «поведенческий подход». Полученные данные явились основанием для различных классификации стилей руководства, или стилей поведения лидеров, Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей.

Следующим этапом в развитии теорий лидерства стала ситуаци­онная теория лидерства Ф. Фидлера, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации. Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руководства, удовлетворен­ностью и производительностью, что послужило основой признания того, что в разных ситуациях действуют дополнительные факторы, Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию.

 

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода к изучению лидерства:

1) теории лидерских качеств – анализ лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте;

2) поведенческий подход – анализ образцов лидерского поведения;

3) ситуационный подход – ситуационный анализ эффективного поведения лидера;

4) новые теории лидерства – ситуационный анализ характера эффективного лидера.

 

Теории лидерских качеств

 

Первые исследователи считали, что существует какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших лидеров от масс. Исходя из этого подхода, учетные пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.

Обычно выделяют личные качества руководителя, предопределяемые его наследственностью, и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Личные качества – это множество атрибутов индивида, включая различные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности.

Навыки – способность эффективно выполнять различные виды когнитивной или поведенческой деятельности.

Приверженцы теорий личных качеств считали, что выявление характеристик и навыков эффективных менеджеров позволит проводить отбор будущих руководителей. Ральф Стогдилл проанализировал 163 научные работы, посвященные данной теме, опубликованные с 1949 по 1970 год, и обобщил содержащуюся в них информацию. Выводы ученых представлены в таб.2.

 

Таблица 2 – Личные качества и навыки эффективного руководителя

Личные качества Навыки
Способность адаптироваться к ситуации, доминирование Ум (интеллект)
Внимание к социальной среде Концептуальные навыки
Амбициозность, ориентация на достижение цели Понимание стоящей перед группой задачи
Энергичность, упорство Организованность
Настойчивость, решительность Изобретательность
Сотрудничество, надежность Дипломатичность
Уверенность в себе, устойчивость к стрессу Быстрая речь
Готовность брать ответственность Убедительность
Доминирование (желание влиять на других) Социальные навыки

 

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских «умений»:

- управление вниманием – способность так представить сущность результата или направления действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

- управление значением – способность так передать значение идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями;

- управление доверием – способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

- управление собой – умение признать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда будет способствовать повышению качества работы и приверженности работников.

Все теории лидерских качеств страдают рядом недостатков:

Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным и стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера и заложить основы научной теории.

Во-вторых, по различным причинам не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.01 с.)