Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многозначность и недосказанность. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Если в научном логическом мышлении все четко и однозначно, то образная мысль – многозначна. Художественный образ так же глубок, богат и многогранен по своему значению и смыслу, как сама жизнь. Недосказанность, безусловно, является одним из аспектов многозначности художественного образа. А.П. Чехов говорил о том, что искусство писать – это искусство вычеркивать. А Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом. Лишь небольшая часть его видна на поверхности, главное и существенное спрятано под водой. Именно это делает читателя активным, а сам процесс восприятия произведения превращает в сотворчество. Художник заставляет читателя, зрителя, слушателя додумывать, дорисовывать. Однако это не домысел произвола. Воспринимающемудан исходный импульс для раздумий, ему задается определенное эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены и свобода воли, и простор для творчества фантазии. Недосказанность художественного образа, стимулирующая мысль читателя, с особой силой проявляется в принципе non finita (отсутствие концовки, незаконченность произведения). Как часто, особенно в искусстве XX века, произведение обрывается на полуслове, не договаривает нам о судьбах героев, не развязывает сюжетные линии! Великий художественный образ всегда многопланов, в нем открывается бездна смыслов, которая становится видна по прошествии многих веков. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, дает ему свое содержание, свою трактовку. В XIX веке Гамлета рассматривали преимущественно как рефлексирующего интеллигента. В XX веке в нем увидели борца со злом. Характерна в этом отношении трактовка Гамлета И. Смоктуновским в фильме режиссера Г. Козинцева. Примечательно, что существует множество разных и одинаково правомерных трактовок этого образа. Столь же многозначен и другой великий шекспировский образ – король Лир. Один из лучших исполнителей этой роли, С. Михоэлс, утверждал, что за несколько веков, которые живет образ, было сформулировано бессчетное количество его «сущностей». Считали, что «Король Лир» – это трагедия вероломства и дочерней неблагодарности, превращали его произведение в интимную, интерьерную, семейную трагедийку, почти мелодраму. Считали, что трагедия Лира – политическая, государственная. Ведь герой делит свое королевство в тот момент, когда историческая необходимость подсказывает стратегию собирания страны. Сам Михоэлс считал, что это трагедия обанкротившейся ложной идеологии.
Художественный образ – это целая система мыслей, идей. Поэтому автор чаще всего не может сказать, какова идея его произведения, – для этого ему пришлось бы вновь написать его от начала до конца. Э. Хемингуэй в интервью по поводу своей повести «Старик и море» в шутливом тоне высказал положение о смысловой бесконечности художественного произведения: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул. И если это мне удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они могут быть истолкованы по-разному»1. Если бы художественный образ можно было объяснить, однозначно истолковать, перевести на язык логики, наука легко заменила бы нам искусство. С другой стороны, если бы художественный образ вообще не подлежал осмыслению и истолкованию, ни литературоведение, ни искусствознание, ни художественная критика не могли бы существовать. В том-то и дело, что художественный образ одновременно и переводим, и непереводим на язык логики. Он непереводим потому, что при анализе неизбежно остается «смысловой остаток». Но он переводим, потому что, проникая в суть произведения, мы все полнее, многостороннее выявляем его внутренний смысл. Художественный образ соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни. И отношение критического анализа к художественному образу является процессом бесконечного углубления и приближения к сути. Художник говорит не декларациями, а конкретно-чувственными образами. И именно это роднит образы искусства в форме самой жизни, хотя, конечно, было бы ошибкой понимать эту родственность буквально. Таких форм, как художественное слово, музыкальный звуковой ряд или архитектурный ансамбль, в самой жизни нет и быть не может. В искусстве каждое изображаемое художником лицо – тип, но вместе с тем и вполне определенная личность – «знакомый незнакомец». Типизация – художественное обобщение через индивидуализацию. Художник схватывает характерное, существенное в явлениях. Умение в бурном потоке действительности выделить существенное, отделить характерное от второстепенного, случайного – драгоценное качество любого талантливого художника.
Именно поэтому искусство способно, не отрываясь от конкретно-чувственной природы явлений, делать широкие обобщения и даже создавать концепцию мира. Художественный образ – единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Там, где исчезает хотя бы одно из этих начал, распадается художественный образ, кончается искусство. Эмоциональность – исторически ранняя и эстетически существенная первооснова художественного образа. Для создания непреходящего произведения важен не только широкий охват действительности, но и идейно-эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. Художественный образ – еще и единство объективного и субъективного. В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое объективное содержание. Вместе с тем искусство вовсе не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. Этим искусство существенно отличается от религии, например. В художественный образ входят не только факты действительности, переработанные творческой фантазией художника, но и его личное отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Роль индивидуальности художника особенно наглядна в исполнительском искусстве. Каждый актер, например, по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Поскольку личность творца получает отражение в художественном образе, то чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее само творение. Каждая личность, ее мир, ее внутренняя шкала ценностей, наконец, ее жизненный опыт неповторимы. Можно сказать, что в диалектической сущности художественного образа коренится его оригинальность. Художественное произведение – это художественный образ. Итак, художественное произведение, как художественный образ – это неделимая целостность, элементы которой выделяются условно, только для удобства анализа. Тем не менее, условно художественное произведение можно представить в виде структуры, которая имеет несколько уровней и множество составляющих компонентов: Тема и идея (идейно-тематический уровень) → сюжет и композиция (Сюжетно-композиционный уровень)- герои → персонажный уровень → языковой уровень. Об этом, как известно, речь шла на первом курсе. Это мы вспомним на следующих лекциях. ЗАДАНИЕ. Сделать конспект лекции. В комментарии к занятию отметиться: Задание выполено.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.006 с.) |