Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации (Египта, Ближнего и Среднего Востока, Древнего Китая и Древней Индии) прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейских педагогических традиций. Это проявилось и в сословных принципах образования и воспитания, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточных и западных педагогических культур в эпоху эллинизма. Истоки педагогической мысли восходят к религиозно-философским учениям и наследию мыслителей Древнего Востока. Так, возникшее в первом тысячелетии до н.э. в Индии учение буддизма ориентировало на постижение мира через «просветление» путём изучения 18 областей знания, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы – медицину, военное искусство, музыку, архитектуру, или науку о ремесле; пураны – эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу – предания; ньяя – науку о правильном рассуждении, логику; мимансу – философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста. Идеи ученичества, отказа от себялюбия, воспитание самоотверженности, мудрости, стремления преодолевать противоречия на жизненном пути – таковы философско-педагогические идеалы буддизма. В VI в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений - конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической практики. Китайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э) исходил из положения о неравенстве людей, врождённости интеллектуальных и этических качеств человека; ведущей роли воспитания и образования в процессе развития человека, формирования его личности; приоритета учителя в данном процессе; важности нравственно-эстетических качеств личности и др. На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э. – II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуцианство на две тысячи лет определило характер обучения и воспитания в Древнем Китае, способствовало утверждению культа образованного человека, а Конфуций был провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».
Изучение педагогической мысли в античный период помогает узнать о философско-педагогических идеях, явившихся истоками формирования европейского Просвещения. Важно отметить, что на развитие педагогической практики и педагогической мысли существенное влияние оказывали такие типичные черты античной культуры, как объективизм, господство природно-космических сил; космизм, понимание космоса как чувственно-одушевлённого, фаталистически-героического; пантеизм, верования в пантеон божеств, олицетворяющих законы природы; скульптурность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры. Можно сказать, что история образования и педагогической мысли Древней Греции и, в наибольшей степени, Рима носит «модельный характер», т.к. возможно найти современные аналогии в области образования и воспитания. Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи: - приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед; - приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием; - соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека; - ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания; - единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души; - основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.
Общими для мыслителей являются положения о целях, задачах, содержании воспитания, исходившие из понимания смысла жизни человека и отношения его с миром людей, вещей, природы; гуманном отношении к личности и приоритете гуманитарного образования. Однако большинство философов (кроме Демокрита) исключали идею целенаправленного трудового воспитания ребёнка, считая это уделом низших сословий. В целом, наибольшее значение для дальнейшего развития педагогической мысли и практике образования имели следующие педагогические идеи античной цивилизации: - школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения и системы образования как совокупности учреждений разного уровня и направленности, выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности; - целостного образования, основу и ценность которого обеспечивает нравственное воспитание ребёнка; - всестороннего и гармонического развития личности как идеала воспитания; - гуманитарного образования; - природосообразности воспитания, учитывающего связь человека с природой, особенности возрастного развития личности; - самодеятельного интеллектуального образования и содействующего ему индуктивно-вопросного метода (сократического); - необходимости планомерного физического развития в силу взаимосвязи души и тела.
Контрольные вопросы: 1.Что такое категории воспитания? 2. Назовите особенности воспитательно-образовательной практики древних римлян. 3. Охарактеризуйте спартанскую систему школьного воспитания. 4. Расскажите о школьном деле в Древнем Китае. 5. Школа и воспитание в Древнем Египте 6. Воспитание и обучение в Древней Индии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.005 с.) |