Тема 3 возникновение и развитие древнерусского государства. Расселение древних этносов в центральной части страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3 возникновение и развитие древнерусского государства. Расселение древних этносов в центральной части страны



1. Проблема происхождения славян и русского народа.

2.. Предпосылки образования государства.

3.  Политика первых князей.

4. Характер государственности.

На рубеже старой и новой эры Северное Причерноморье заселяли скифы. Население состояло из свободных общинников. Они несли военную службу и платили повинности. В наихудшем положении находились пахари. По скифскому праву уже существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельцами. Появление в Северном Причерноморье торговых городов греков способствовало дальнейшему ускорению распада в скифской среде родового строя и образованием у скифов классового общества. В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) наибольшее значение имела держава гуннов в середине V в. Гунны воевали и с Римом, и с Византийской империей. В 451 г. они были разгромлены объединившимися противниками. Гуннская держава распалась..

 Проблема происхождения славян и русского народа. Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Славяне – это группа родственных крупнейших народов Европы, общих по происхождению и с языковой близостью. Античные авторы Византии называли славян венедами, антами, славянами и т. д. Большинство историков и археологов склоняются к мысли, что славяне являлись пришельцами. На территории Восточной Европы славяне появляются в VІІ-VІІІ вв. н. э. Предполагается, что они продвигались двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V веку. Европейская часть нашей страны к VII в. была заселена племенами трех индоевропейских групп: восточнославянской, угро-финской и летто-литовской. Географической осью расселения восточных славян был водный путь, получивший название «из варяг в греки». Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды и анты обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Более поздние писатели говорят о вторжениях славян и антов в пределы Византийской империи (конец V11 - начало 1X вв.). Вторгшись на территорию Византии они в короткий срок, ославянив  ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Анты, по данным Прокопия Кесарийского, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Но объединения племен не прочны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, лишь военные походы заставляют их объединиться под властью одного вождя. Таким образом, V1 - VІІ вв. - времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширной территории Восточной Европы. В «Повести временных лет» о тех далеких временах, когда шел процесс расселения и переселения славян, летописец говорит, что славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие древлянами, получив свое название оттого, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Двиной прозвались дреговичами, обитающими по берегам реки  Полоты  назвались полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, прозвались «своим именем» - «словене», а обитатели земель по Двине, Сейму и Суле назвались северянами. Относительно кривичей уточняется их местоположение: живущие в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра, на землях которых стоит Смоленск.

 Некоторые исследователи предполагает, что славяне являлись автохтонами, то есть исконным населением Восточной Европы. При этом они ссылаются на праславянский характер ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Но данные топонимики того же времени свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского происхождения. Так, в междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия. Что касается названия «Русь», то его происхождение особо дискуссионно. Одни историки находят его корень в именовании племени, жившего по реке Рось (возле Днепра), другие видят в термине скандинавские корни.

Следовательно, в ходе этногенеза восточных  славян и  русского народа заметно взаимодействие  (смешение) с угро-финским, иранским, балтийским, тюркским, а также  незначительная  доля  скандинавского («варяги») компонентами. Представляет интерес точка зрения известного историка России академика Б. А. Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с индо-иранскими  народами, в частности скифами-пахарями. Но эта точка зрения не стала общепризнанной. Не однозначен ответ на вопрос у выдающихся историков, авторов многотомных трудов по истории российского государства Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев. Поэтому окончательное решение проблемы славянского этногенеза - пока еще дело будущего.

Образование государства у восточных славян явилось итогом длительных и сложных процессов второй половины 1-го тысячелетия нашей эры. Ориентировочно к VII в. н. э в этом регионе расселились восточно-славянские племенные союзы, названия которых приводятся в летописи Нестора (Х1 в.) - это поляне, словене, северяне, кривичи, радимичи и другие, всего около 15 названий. Почему и как сформировалось у них государственное объединение? Для ответа на этот вопрос надо иметь в виду, что основной предпосылкой этого процесса стало то, что родовой строй у славянских племен к периоду VII - Х вв. находился на стадии разложения. Конкретными факторами для складывания государственности явились следующие. 1) Рост и развитие племен славян в Восточной Европе вело к превращению простых племен в союзы. В свою очередь, объединение  названных  выше  племенных союзов привело к возникновению  трех  суперсоюзов: 1) в Приднепровье это объединение с преобладанием полян вокруг Киева (по арабским источникам, это «Куяба»); 2) в землях вокруг Волхова наиболее значительно племя словен с центром в Новгороде («Славия»); 3) местоположение  «Артании» определяется  неодинаково - это либо Рязанская земля, или  Черниговская.

 Разложение родового строя у славян означало, что внутри патриархальных родовых общностей выделялись парные семьи. Кровнородственная родовая община постепенно в ходе многочисленных переселений начинала превращаться в территориальную общину с проживанием на ее территории  неродствеников. В среде славянских племен все более выделялась  родовая знать (старейшины, вожди, волхвы и др.).

Но еще более важное значение имело явление, при котором власть выделявшейся у славян родовой знати превращалась из наследственной и личной в публичную. То есть это власть, что основывалась не столько на личном авторитете, сколько опиралась на вооруженную силу в виде создаваемых дружин. Во главе племен и союзов становились князья, то есть начинала формироваться княжеская власть. Приведем известные имена первых восточно-славянских  князей. Это Бож (или Бус), упоминание о котором  относится к периоду войны славянских племен с готами (IV в. н. э.). Это три брата Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь, что считаются основателями Киева около VII в. Наконец, это, возможно, новгородский «посадник Гостомысл» периода 859 - 662 гг. (согласно Иоакимовской летописи Х в.). Важную роль сыграли внешние факторы. Исходившие извне угрозы (из Скандинавии, Хазарского и Тюркского каганатов) подталкивали этнически близкие восточно-славянские племена к сплочению.

 Однако влияние внешних условий связано не только с военными, но и с хозяйственно-культурными отношениями. По территории  расселения славян проходили важнейшие международные торговые пути - «из варяг в греки» (от финского залива по Неве к Ладоге и далее к Днепру и Черному морю), а другой  связывал области Приволжья с Каспийским морем и Персией. ряду названных  факторов органично располагается известие древнего Нестора о призвании варяжских князей на правление в Новгород. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия отдельных племен путем приглашением стоящего над местными разногласиями постороннего князя. Все это - показатель зрелости предпосылок для государственности. Существо рассказа Нестора: собрание племен  ильменских  словен, кривичей, чуди и веси обращается в 862 г. к варяжскому (скандинавскому) конунгу Рюрику с предложением управлять ими ради наведения «наряда» (порядка). В 862-864 гг. состоялось прибытие Рюрика, ставшего, согласно историографической традиции, основоположником династии последующих древнерусских князей. Следует отметить, что многие историки XVIII - XIX вв. (норманнская теория) были склонны объяснять эти события как свидетельство того, что восточные славяне не способны сами создать собственной государственности. Между тем очевидно, что сами варяги не имели ни письменности, ни государства, то есть не находились на более высокой стадии развития. Кратко подытоживая, можно сказать, что варяги сменили одну княжескую династию на другую.

Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, способствовали оформлению и завершению процессов, ведших к образованию государства у восточных славян. Скандинавское происхождение Рюрика, Дира и Аскольда, Олега (Хэльг) и Игоря (Ингвар) бесспорно. Однако вскоре княжеская и дружинная верхушка ассимилировалась с местным населением. Черты  ославянивания  вполне заметны уже в облике Святослава. В конце IX - начале XI вв. Древнерусское государство переживало период становления. После смерти Рюрика в 879 г. во главе Новгородских земель встал князь Олег (879 - 912 гг.). Он, как и последующие правители, совершал несколько завоевательных походов. Олег предпринял поход на юг, завоевав земли кривичей (Смоленск), а также занял Киев. Так объединение словен на севере и земель Поднепровья полян на юге с 884 г. составило территориальную основу большого единого государства, получившего название впоследствии Киевская Русь.

 Князь Игорь (912 - 945) успешно воевал с уличами. При княжении жены Игоря - Ольги (945 - 964) проведены первые реформы 8 государственного управления - установление «даней, уроков и погостов». Особо воинственен князь Святослав (964-972), покоривший племя вятичей. Обладая большой внешнеполитической амбицией, он стремился к расширению территории Киевского государства на Юго-запад, в пределы Балкан. В правление князя Владимира 1 (980 - 1015) были подчинены волыняне и хорваты. Кроме славянских, в состав древнерусского государства вошли финно-угорские племена (чудь, меря, мурома и др.). При Владимире 1 было принято из Византии христианство. Это имело существенное значение как для укрепления власти великого князя (старшего) среди других князей, так и для культуры и этнического самосознания древнерусской народности. Тогда же утвердился порядок  «лествичной» системы наследования власти в государстве. В случае смерти старшего сына князя его место должен был занять другой по старшинству, тогда все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни Киевского князя эта система действовала безотказно, но после смерти великого князя («хакана»), как правило, наступал период боле или мене длительной борьбы его сыновей за киевский престол. Период расцвета Древнерусского государства приходится на правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.) и его сыновей (Ярославичей). К времени этого расцвета относится появление древнейшей части «Русской правды» - первого дошедшего до нас памятника письменного права.

 Анализ Русской правды позволяет историкам говорить о разных сторонах древнерусского общества. Это обычно-правовые нормы жизни сельских и городских общин, положение разных категорий населения страны, это и сложившаяся система государственного управления, в которую входили киевский князь, дружина, наместники и другие категории управленцев, различные виды сельского и городского свободного и зависимого населения. Ярослав Мудрый вел умелую династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами браков с правящими родами Венгрии, Польши, Германии, Франции и других стран. Это укрепляло положение Руси в системе международных связей. После смерти Ярослава, с конца XI в., власть киевского князя значительно ослабла и усилились столкновения между князьями разных земель в борьбе за преобладание. Попытки правителей отдельных княжеств договориться между собой (съезды 1097 и 1099 гг.) имели преходящее значение в условиях удельных усобиц. Необходимого взаимодействия в борьбе с новой - половецкой - угрозой достичь не удавалось. Тенденции к политическому раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области. Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.). При нем снизилась угроза половецких набегов, были предприняты меры некоторого социального регулирования путем совершенствования законодательства («Устав Володимеров» в составе Русской правды). Относительное государственное единство удерживалось после Мономаха сыном его - Мстиславом Великим (1125 - 1132 гг.). После смерти киевского князя Мстислава наступила раздробленность Руси на отдельные княжества и уделы.

Несмотря на множество завоевательных походов первых русских князей, степень независимости племен от Киевских князей была довольно высокой. Показателем подчинения власти стольному Киеву долгое время была лишь выплата дани. Это отнюдь не феодальная рента, а военная контрибуция. До 945 г. она осуществлялась в виде «полюдья»: во главе дружины князь объезжал с ноября по апрель подвластные территории и собирал дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, превысившего традиционный размер подати, заставило его жену княгиню Ольгу ввести «уроки» (размер дани) и «погосты» (то есть места для своза дани). Тем самым получили дальнейшее развитие нормы взаимоотношений между верховной властью и населением. Характерно и проведение активной внешней политики (походы на Византию 907, 911, 944, 970 гг. и другие акции).

 Другой важной функцией института княжеской власти стала судебная. Отправление судопроизводства имело задачи разрешения социальных конфликтов внутри раннеклассового общества. В целом для социально-политического строя Древнерусского государства было характерно наличие трех основных ветвей власти. 1) Народное собрание - «вече» - орган общинной демократии. 2) «Старцы градские» - руководящие представители городских сельских общин. 3) Княжеская власть, которая носила на первых порах характер условного правления военных предводителей. Отсюда явствует, что эта система далеко не соответствовала классической системе феодальных отношений, что существовали в Западной Европе. Таким образом, характер социально-политического строя домонгольской Древней Руси вполне целесообразно определять как раннеклассовое раннефеодальное общество

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.008 с.)