Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально – культурное развитие.

Поиск

Средневековая Европа была страной лесов и болот, тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи.

Развитие западноевропейских регионов в Средние века отличалось разными темпами и различной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Так в раннем Средневековье кочевые народы, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые при­общались к земледелию. Процесс переселения из разрушенных городов в сельские местности означал для городских жителей переход к новым видам труда. Качество и результаты их деятельности были намного ниже, чем у коренных жителей.

Основой экономического уклада средних веков был феодализм. Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владе­нии землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор - это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права ос­вящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой.

Средневековье - период господства натурального хозяйства, ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили; многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг.

Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями - феодальной знатью и служителями церкви - и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяние и т.д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики.

Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производ­ства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торго­вые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на доро­гах. Доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.

Период раннего и зрелого средневековья (до XV в.) в Западной Европе отмечен распространением орудий труда и технических приспо­соблений, известных с античности: новых изобретений тогда было крайне мало. Техника была рутинной (особенно в сельском хозяйстве).

Земледелие было основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в., было совершенно незначительным.

Практически повсеместно пахали, либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах жи­вотных. С IX – X вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIII в. Водяные мельницы были редкостью, ветряные же появились лишь в XII в.

Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар.

С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовоч­ный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIV в. появились доменные печи, позволившие выплавлять чугун.

В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляют­ся ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV-XV вв. - кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат - механические часы, башенные, а затем комнатные и карман­ные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание.

В эпоху средневековья развивалось гончарное производство. В Италии, в г. Фаэнцы, в XIII в. началось производство посуды из фаянса, который был изобретен еще в древности. Получила распространение оловянная посуда, хотя простолюдины пользовались обычно деревянной. Знать, как и прежде, ела на серебре и золоте.

Средства транспорта в течение всего средневековья оставались традиционными. До XII в. преобладала вьючная транспортировка гру­зов, что объяснялось бездорожьем. Использовались также повозки с оглоблями и поворотным передком с колесами меньшего размера. По­возки были как грузовые, так и пассажирские; последние представляли собой крытые колымаги, иногда с окнами.

Морские перевозки осуществлялись на кораблях различных типов. На севере Европы преобладали когти - высокобортные, одномачтовые (позже двух- и трехмачтовые) суда длиной 20-30 м и водоизмещением до 200 тонн. Средиземное море бороздили нефы - парусные суда с высоким носом и кормой, длиной до 40 м; для перевозки грузов использовались также гребные галеры. Высокими мореходными качествами и вместительностью отличались знаменитые каравеллы, имевшие прямой и треугольные (латинские) паруса. Очень крупными торговыми судами были каракки - обычно трехмачтовые корабли водоизмещением более 500 т.

Средневековье было временем частых войн, поэтому военному делу и оружию уделялось тогда огромное внимание. Символом эпохи стал тяжеловооруженный всадник - рыцарь. Сначала рыцарь защищал свое тело кольчужной броней и щитом, а в качестве наступательного оружия использовал копье и меч. В конце XIV - начале XV вв. сфор­мировались сплошные доспехи из стальных кованых деталей. Подобную защиту иногда имели и рыцарские кони. Однако с наступлением эры огнестрельного оружия рыцари стали бесполезны и ушли с исто­рической арены, оставшись лишь на страницах романов.

Изобретение пороха и огнестрельного оружия произвело подлинный переворот в военном деле. Рецепт изготовления пороха можно встретить в рукописях еще середины XIII в. В следующем столетии появились металлические пушки, сначала, по-видимому, в Италии, потом в других странах. Вначале стволы укрепляли на простых деревян­ных колодах, позже появились колесные лафеты. В это же время было изобретено и ручное огнестрельное оружие.

В XVI в. европейские армии имели артиллерию, достаточно эф­фективную при осаде и обороне крепостей, а также полевом бою. Пехота получила фитильные ружья - аркебузы, а кавалеристы - пистолеты с колесцовым замком. Развитие огнестрельного оружия привело к коренным изменениям в военно-морском флоте, а также фортификационных укреплениях - вместо высоких и прямых крепостных стен стали строить низкие наклонные земляные укрепления, лишь в некоторых местах облицованные камнем, с многоугольными бастионами.

4.5. Наука и образование.

Средневековая наука

Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носи­ла главным образом умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления как

физико-космологическое, объединяющее физические, астрономи­ческие и математические знания;

науки о душе, рассматриваемой как принцип и источник и расти­тельной, и животной, и разумной жизни;

астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия.

Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко - эксперимента. С XIII в. зарождается интерес к опытному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон, который приходит к исследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел четырнадцать лет в заключении.

 

Светское образование в средневековье

С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцве­том цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муници­пальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.

В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и куль­турный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, послужили стимулами совершенствования средневекового образования.

Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты (лат. universitas - совокупность, общность) - высшие учебно-научные заведе­ния, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские школы появились в XI в. в Италии; в конце XII - XIII вв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIV в. - в странах Центральной Европы. В ХV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.

Средневековый университет состоял из нескольких факультетов: подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших (права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали "семь свободных искусств". Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.

Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретиче­ских идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.

В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой (гр. scholasticos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как мето­да познания, соединение теолого-догматических посылок с рационали­стическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значительным.

 

Книга в средневековье

В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Ее изготовляли в монастырях на пергамен(т)е - специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами - инициалами - и заставками, а позже - и великолепными миниатюрами. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.

В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специальное разрешение властей.

С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицируется: в производстве книг широко применяется бумага. В 40-х гг. ХV в. появляется печатный станок, изобретенный Иоганном Гуттенбергом. Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существен­ные перемены в культурной жизни.

До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-ХIV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

 

Литература и театр.

Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противоположность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создавалась на народных наречиях.

Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки, пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и не­вежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комиче­ские персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.

Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления, например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихотворные инсценировки, которые чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми номерами - и отличались комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутствующие горожане.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.008 с.)