Личностно и социально ориентированные теории воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно и социально ориентированные теории воспитания



Прагматизм (от греч «прагма» - дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельност и.

Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж.Дьюи (1859 -1952). Он привел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы следующие:

· школа не должна быть оторвана от жизни, обучение от воспитания;

· в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать;

· воспитание и обучение осуществляются в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни;

· в основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

В 60-е годы философия прагматизма 

- были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

- Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усилили индивидуалистическую направленность воспитания, отстаивали полный произвол в поступках и оценках личности.

7. Неопозитивизм – философско-педагогическое направление

 - Зародилось в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, И. Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще именуется «новым гуманизмом». Виднейшие представители нового гуманизма и сциенцизма - П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс и др.

Главные положения неопозитивизма следующие:

· воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении»;

·      гуманизация в системе воспитания - главное средство утверждения во всех сферах жизни общества и утверждения справедливост и как высшего принципа отношений между людьми.

· человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт,

· в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

8.Экзистенциализм (от лат - существование) – признающее личность высшей ценностью мира.

- каждая личность неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.

9. Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274).

-  признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога.

-мир есть воплощение «Божественного разума», а теология – высшая ступень познания.

- Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой.

10. Бихевиоризм (от латинского – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула).

Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что:

- человеческое поведение – управляемый процесс.

11. Л.С. Выготский   в 20-30 гг. XX в. Выготский -   социальная среда - как "источника" развития личности.

В развитии ребенка существует как бы две переплетенных линии:

- Первая - следует путем естественного созревания.

-Вторая состоит - в овладении культур, способами поведения и мышления.

- Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, и др.).

12. К. Роджерс  - видит в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы.

Главный принцип "свободы в обучении " - не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

- задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность.

13. Я.А.Коменский (1592-1670). - переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность – с другой.

- мир – это «создание божье»,

- познание – это «богоискание повсюду».

- земную жизнь - подготовка к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказалась и на его педагогике.

14. Жан-Жак Руссо. Теория «свободного естественного воспитания»

- воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида.

- воспитание – это искусство развития подлинной свободы человека. Ребенок ставится в центр педагогического процесса.

-воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей воли.

15. К.Д. Ушинский (1824-1870). В 1860-е гг. - признавал единство процессов обучения и воспитания,

- главной силой формирования и развития совершенного человека является воспитание.

·    народность в воспитании - основа построения всей педагогической системы.

·   православная духовность - неотъемлемая часть русской народной культуры,

·   для русского национального воспитания характерны три специфичные  константынародность, христианская духовность и наука.

·  формировать у ребенка склонность и любовь к труду, - он является высшей формой человеческой деятельности.

· Обучение - движение ученика от незнания к знанию.

· требовал от учителей творчества в повседневной деятельности,

· педагогика – это не наука, а искусство.

15. Макаренко Антон Семенович (1888-1935)

Автор теории воспитания личности в коллективе, которая была доминирующей в советской педагогике до 1980-х гг. В 1930-е гг.,

- идею воспитания в коллективе и через коллектив,

- сформулировал основные принципы воспитания:

· «через коллектив каждый его член входит в общество».

· самоуправление воспитанников - фактор решающего воспитательного воздействия на детей,

· акцент в воспитании - на традиции, обычаи, нормы, ценности, роль стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.

· коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремиться к определенной цели.

Теория воспитания личности в коллективе оказала большое влияние на организацию воспитательного процесса в советской школе и до сегодняшнего времени является одной из базовых теорий воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.009 с.)