Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 Классификация нарушений речиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №3 Глава 2 Классификация нарушений речи План Нарушения речи 2. Клинико-педагогическая классификация · Нарушения устной речи · Нарушения письменной речи 3. Схематически психолого-педагогическая классификация Нарушения речи носят многообразный характер. Их различают в зависимости от степени, от локализации поражения и пострадавшей функции, от времени нарушения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Нарушения речи К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития (далее — ЗПР), слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с ранним детским аутизмом (далее — РДА) и др. (Н. Н., Малофеев, О. И. Кукушкина и др.). Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения медико-биологических дисциплин, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (Б. М. Гриншпун, С. С.Ляпидевский, О. В. Правдина, Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев и др.). В основе данной классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделены и подробно описаны различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений. Цель и принципы анализа речевых нарушений
2. Клинико-педагогическая классификация может быть представлена в следующем виде:
Нарушения устной речи 1. Расстройства фонационного оформления: —афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса; —брадилалия — патологически замедленный темп речи; —тахилалия — патологически убыстренный темп речи; — заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
— дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; — ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; —дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. 2. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: — алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; — афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи — дислексия (алексия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов чтения; — дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Для данной классификации характерно объединение психологических. лингвистических и клинических критериев, которые ориентированы в первую очередь на характеристику специфических проявлений различных речевых расстройств. В 60—70 гг. в НИИД (ныне — ИКП РАО) разработана психолого- педагогическая классификация на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы, функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (Р. Е. Левина, 1968 г.). Данная классификация основана на выделении, прежде всего, тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода к детям, имеющим сходные уровни овладения языковой системой. Р. Е. Левина с сотрудниками сектора логопедии разработала психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. Она строится на основе психолингвистических критериев — нарушения собственно языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации; основные расстройства речи делятся на две категории.
К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения. Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности. 2. Схематически психолого-педагогическая классификация выглядит следующим образом.
Лекция №3 Глава 2 Классификация нарушений речи План Нарушения речи 2. Клинико-педагогическая классификация · Нарушения устной речи · Нарушения письменной речи 3. Схематически психолого-педагогическая классификация Нарушения речи носят многообразный характер. Их различают в зависимости от степени, от локализации поражения и пострадавшей функции, от времени нарушения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Нарушения речи К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития (далее — ЗПР), слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с ранним детским аутизмом (далее — РДА) и др. (Н. Н., Малофеев, О. И. Кукушкина и др.). Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения медико-биологических дисциплин, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений (Б. М. Гриншпун, С. С.Ляпидевский, О. В. Правдина, Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев и др.). В основе данной классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Выделены и подробно описаны различные формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.006 с.) |