Преступления в сфере предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступления в сфере предпринимательства



Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ). Предпринимательство как метод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п. Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящего органа, определяющего направления, формы и методы деятельности по производству товаров, оказанию услуг и т.п.

Преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ, выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской, а также иной основанной на законе деятельности (политической, общественной, благотворительной, религиозной и т.п.). Его общественная опасность заключается и в том, что оно нарушает право граждан на свободу предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию гарантированного законом права на свободу предпринимательской или иной деятельности физического или юридического лица.

Индивидуальным предпринимателем признается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч.1 ст. 23 ГК РФ), а юридическим лицом - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от его выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании осуществить регистрацию, несмотря на то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных юридических лиц. Например, Федеральным законом от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 года «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлен порядок регистрации политических партий.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 158н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов».

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган (федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган) представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица допускается только в случаях непредставления определенных законодательством необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица являются, например, случаи открытого нежелания осуществить такую регистрацию под предлогом необходимости представления коммерческой организацией гарантийных писем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение; необходимости обязательного личного присутствия индивидуального предпринимателя в момент регистрации в регистрирующем органе и т. п.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица в установленный законом срок.

Согласно ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии со ст. 6 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента их получения по почте. Уклонение от регистрации в указанные сроки может сопровождаться ссылками на отсутствие достаточного количества сотрудников регистрирующего органа или на их чрезвычайную загруженность и т. п.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности выражается в открытом нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к тому оснований. Согласно ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

При отсутствии перечисленных оснований отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности является неправомерным.

Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) означает невыполнение в установленный законом срок обязанности по выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. В соответствии со ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия такого решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно - правовой формы может выражаться в принятии нормативных актов или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности отдельного индивидуального предпринимателя или юридического лица; необоснованном предоставлении отдельному индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, работающим на рынке того же товара, и т. п.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров; необоснованного препятствия осуществлению предпринимательской или иной деятельности в какой-либо сфере; установления запретов на продажу, покупку, обмен, приобретение товаров из одного региона РФ в другой; дачи индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам указаний о первоочередной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательством приоритетов и интересов предпринимателя.

Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК РФ деяний (действия или бездействия).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо регистрирующего или лицензирующего органа, уполномоченное принимать решение о регистрации или выдаче лицензии.

Квалифицированный состав преступления по ч. 2 ст. 169 УК РФ образуют те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.

Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании недействительным акта регистрирующего или лицензирующего органа, нарушающего права индивидуального предпринимателя или юридического лица; о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации. Совершение любого из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК деяний после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч. 2 данной статьи.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий один миллион пятьсот тысяч рублей.

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ). Рассматриваемая норма устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Объектом преступления являются общественные отношения по поводу рационального использования и оборота земли, а также установленный государством порядок регистрации сделок с недвижимостью и платы за недвижимость.

Объективная сторона преступления характеризуется совершением следующих действий: 1) регистрацией заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом; 2) умышленным искажением сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 3) занижением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Незаконной является сделка, совершенная в нарушение положений ГК РФ и требований иного законодательства (например, сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений).

Государственный кадастр недвижимости, являясь государственным информационным ресурсом, представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях Росреестром.

Искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости выражается в создании фальсифицированных учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок. Фальсифицированными могут быть, например, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок и т.д.); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; описание местоположения границ земельного участка и т.д.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.

Занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости - это внесение в государственный кадастр недвижимости заведомо ложных сведений, касающихся кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Состав преступления является формальным, преступление признается оконченным с момента совершения любого из деяний, указанных в диспозиции ст. 170 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъект преступления - должностное лицо. Им может быть должностное лицо учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; должностное лицо, осуществляющее ведение Государственного земельного кадастра. Субъектом данного преступления может быть также должностное лицо предприятия, учреждения и организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку. При занижении платежей за землю, принадлежащую гражданам, субъектом преступления является должностное лицо Государственной налоговой службы, на которое согласно Закону РФ от 11 октября 1991 года «О плате за землю» возложена обязанность по начислению земельного налога гражданам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.014 с.)