Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования



Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования

Язык как общественное явление

Рассмотрим роль языка в обществе, формы существования общенарод­ного языка.

Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Признаки:

 

Обмен информацией.

Осознанность информационного обмена.

Целенаправленность передачи информации.

Рациональная оформленность и нформационного обмена.

Индивидуализация собеседника.

Обратная связь.

Эмоциональный контакт с собеседником.

Функции общения

Б. Д. Парыгин:

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социально - психологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).

Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом:

Функция обмена информацией. Функция передачи знаний, опыта.

Функция формирования норм общественного поведения.

Социально-психологические функции общения (потребности личности)

Функция коммуникативного самовыражения личности.

Функция оценки деятельности человека.

Функция подавления агрессии.

Функция отождествления себя с группой.

 Функция познания людьми друг друга.

Индивидуально-психологические функции общения

Эти функции общения связаны с удовлетворением потребностей конкретной личности как социального и биологического индивида.

Функция формирования сознания.

Поддержание функций сознания.  

Функция поддержания физического здоровья.

Функция усиления психических процессов.

 

И др.

 

Виды речевого общения

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, рели­гиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.

Каждый из этих видов общения имеет свои особен­ности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развле­кательное предполагает проведение вре­мени в общении, оно не связано непосредственно с утилитар­ными, деловыми задачами.

По степени официальности — официальное и неофици­альное общение. Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и под­чиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, кли­ент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, и т. д.

По форме общения: закрытое, открытое, смешанное. Закрытое общение — это общение, при котором содержание раз­говора как бы оказывается малосущественным. При закрытом обще­нии важно придерживаться темы и соблюдать форму и прави­ла, принятые в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Фатическое общение — это общение-времяпрепровожде­ние, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требова­ниям, нормам, принятым в культурном общест­ве; это этикетное фатическое общение.

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с то­ варищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных.

Смешанное общение содержит элементы открытого и за­крытого общения одновременно. Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, препо­даватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное обще­ние. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника.

Типы речевой культуры

В рамках Саратовской научной филологической школы профессором Ольгой Бори­совной Сиротининой разработана теория типов рече­вой культуры. Согласно этой теории, выделяются элитарный тип речевой культуры, средне-литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры

Элитарный тип речевой культуры личности предполага­ет, что соблюдение этических и коммуникационных норм, норм ли­тературной речи, владение всеми функциональными стилями как устной, так и письменной речи.

Среднелитературный тип речевой культуры характерен для большинства образованного населения России, большин­ства людей с высшим и средним образованием. Этот тип во­площает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте.

Для носителей среднелитературной речевой культуры ха­рактерно нару­шение этикетных правил общения, категоричность оценок, не­правильный выбор тональности общения, неуважение к собеседнику, игнорирование норм ты- и вы -общения и др.

Литературно-разговорный, как и фамильярно-разговор­ ный типы русской речевой культуры начали складываться как самостоятельные только в 90-х годах XX века. Они являются отражением разговорного стиля, который в этот период вышел за пределы повседневного, обиходно-бытового общения.

Для носителей «разговорных» типов ха­рактерно владение только разговорной системой общения. Различаются «разговорные» типы только степенью сниженности речи. В литературно-разговорном типе преобладает т ы -общение, в фамильярно-разговорном — ты -общение становится единственно возмож­ным.

Жаргонный и просторечный типы речевой культуры ха­рактеризуются ненормативностью, ориентацией на свою груп­пу общения, ты-общением, вульгаризмами, использованием мата. Негативной тенденцией наших дней является расширение круга носителей сниженных речевых культур.

Коммуникативное поведение

Особенности общения того или иного народа, взя­тые в совокупности, в системе, представляют собой описание коммуникативного поведения этого народа.

Национальное коммуникативное поведение в самом общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа.

Описание коммуникативного поведения, в отличие от описания языковой личности, проводится на контрастивной основе — например, русское коммуникативное поведение опи­сывается в сопоставлении с английским, американским, не­мецким и т. д. — так можно ярче выявить специфику комму­никативного поведения каждого народа.

Изучение национального коммуникативного поведения позволяет выявить и описать национальную коммуникатив­ную культуру — коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент нацио­нальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведе­ние нации.

Коммуникативное поведение народа описывается как со­вокупность норм и традиций общения. Коммуникативные нормы — коммуникативные правила, обязательные для выпол­нения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т. д.).

Коммуникативное созна­ ние — устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение (нации, группы, личности).

Большой интерес представляет объяснительный аспект изучения коммуникативного поведения — попытка объяснить те или иные черты общения народа особенностями его мента­литета или национального характера.

В настоящее время интересы исследователей коммуника­тивного поведения значительно расширились и включают групповое и личностное коммуникативное поведение (изуче­ние коммуникативной личности). Большой интерес представ­ляют описания гендерного, профессионального, возрастного коммуникативного поведения, а также коммуникативного по­ведения отдельных выдающихся личностей.

Формы существования языка

Язык как таковой, «язык вообще» существует только как некоторая абстракция в сознании

Формы существования языка, отличаясь друг от друга, со­храняют при этом все основные признаки и функции языка как общественного явления.

Основными формами существования языка выступают:

— устная и письменная формы;

— литературный язык;

— территориально ограниченые формы существования
языка;

— социально ограниченные формы существования языка.

Литературный язык — важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый литературный язык обычно возникает в обществе в период его культурного и эко­номического подъема, обычно в столице государства, и созда­ется силами выдающихся писателей, публицистов, обществен­ных деятелей, речь которых принимается обществом за обра­зец. Основоположником русского литературного языка является А. С. Пушкин.

Территориально ограниченные формы существования языка — это прежде всего территориальные диалекты. Терри ториальный диалект — это вариант национального языка, ис­пользуемый частью этнического коллектива.

К территориально ограниченным формам существования языка относится также ареальный язык — национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории (анг­лийский язык в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии; Тер­риториально ограниченные формы существования языка про­тивостоят литературному языку.

Социально ограниченные формы существования языка также противостоят литературному языку. К ним относятся, прежде всего, социальные диалекты и социальные жаргоны.

Социальный диалект — особенности речи определенных социальных групп.

К социальным диалектам могут быть отнесены:

Профессиональные диалекты; гендерлекты.

Социальный жаргон — это совокупность сниженных, экс­прессивных (то есть отличающихся яркостью; выразительно­стью, необычностью) языковых единиц, характерных для уст­ной непринужденной речи определенной социальной группы.

К социальным жаргонам относятся Профессиональные жаргоны — совокупность профессио­нальных слов, обладающих сниженностью и экспрессивно­стью и используемых представителями определенной профес­сиональной группы.

Уголовный жаргон; молодежный жаргон

Еще одна разновидность социально ограниченной формы языка — так называемые культовые языки. В России культовым языком явля­ется церковнославянский, в Армении — древнеармянский язык Грабар, в Индии — санскрит. Использование в отправле­нии религиозного культа необщеизвестного языка создает в богослужении атмосферу тайны, богоизбранности, усиливает производимое богослужением впечатление.

Литература

Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. / Под ред.

В. И. Карасика. Волгоград, 2005.

Американское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина.

Воронеж, 2001.

Виноградов В. В. О поэтическом языке. М., 1980.

Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.

Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика се­годня. 1995, №4.

Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж, 2001.

Стернин И. А, Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского комму­никативного поведения. Воронеж, 2003.

 

Контрольные вопросы и Задание

1. Определите понятие «речевое общение» и назовите его признаки.

2. Охарактеризуйте кратко социальные и индивидуальные функции общения.

3. Типы общения: общая характеристика.

4. «Языковая личность»: концепция Ю.Н. Караулова.

5. Охарактеризуйте теорию типов речевой культуры согласно О.Б. Сиротининой.

6. Какие вы знаете искусственные языки? В чем их принципиальное отличие от естественных?

Задание

Общее языкознание: Хрестоматия: Для филол. фак.

вузов/Сост. Б. И. Косовский, Н. А. Павленко; Под ред.

А. Е. Супруна.— 2-е изд., перераб. и доп.— Ми.: Выш.

шк., 1987.

Прочитайте (изучающим чтением) одну из следующих работ в этой Хрестоматии:

Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.205 (0.024 с.)