Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существованияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования Язык как общественное явление Рассмотрим роль языка в обществе, формы существования общенародного языка. Речевое общение Речевая деятельность, протекающая между двумя или несколькими людьми, представляет собой общение. При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимается общение в полном объеме своих функций и признаков. Полноценное общение можно определить через перечисление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью. Признаки:
Обмен информацией. Осознанность информационного обмена. Целенаправленность передачи информации. Рациональная оформленность и нформационного обмена. Индивидуализация собеседника. Обратная связь. Эмоциональный контакт с собеседником. Функции общения Б. Д. Парыгин: социальные — связанные с потребностями общества в целом; социально - психологические (связанные с общественными потребностями личности); индивидуально-психологические (связанные с индивидуальными потребностями личности). Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом: Функция обмена информацией. Функция передачи знаний, опыта. Функция формирования норм общественного поведения. Социально-психологические функции общения (потребности личности) Функция коммуникативного самовыражения личности. Функция оценки деятельности человека. Функция подавления агрессии. Функция отождествления себя с группой. Функция познания людьми друг друга. Индивидуально-психологические функции общения Эти функции общения связаны с удовлетворением потребностей конкретной личности как социального и биологического индивида. Функция формирования сознания. Поддержание функций сознания. Функция поддержания физического здоровья. Функция усиления психических процессов.
И др.
Виды речевого общения
Типология видов общения возможна по разным основаниям. По теме общения: политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д. Каждый из этих видов общения имеет свои особенности, свои правила, стратегии и тактики ведения. По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развлекательное предполагает проведение времени в общении, оно не связано непосредственно с утилитарными, деловыми задачами. По степени официальности — официальное и неофициальное общение. Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и подчиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, клиент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, и т. д. По форме общения: закрытое, открытое, смешанное. Закрытое общение — это общение, при котором содержание разговора как бы оказывается малосущественным. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы. Фатическое общение — это общение-времяпрепровождение, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном обществе; это этикетное фатическое общение. Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с то варищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, преподаватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное общение. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника. Типы речевой культуры В рамках Саратовской научной филологической школы профессором Ольгой Борисовной Сиротининой разработана теория типов речевой культуры. Согласно этой теории, выделяются элитарный тип речевой культуры, средне-литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры
Элитарный тип речевой культуры личности предполагает, что соблюдение этических и коммуникационных норм, норм литературной речи, владение всеми функциональными стилями как устной, так и письменной речи. Среднелитературный тип речевой культуры характерен для большинства образованного населения России, большинства людей с высшим и средним образованием. Этот тип воплощает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте. Для носителей среднелитературной речевой культуры характерно нарушение этикетных правил общения, категоричность оценок, неправильный выбор тональности общения, неуважение к собеседнику, игнорирование норм ты- и вы -общения и др. Литературно-разговорный, как и фамильярно-разговор ный типы русской речевой культуры начали складываться как самостоятельные только в 90-х годах XX века. Они являются отражением разговорного стиля, который в этот период вышел за пределы повседневного, обиходно-бытового общения. Для носителей «разговорных» типов характерно владение только разговорной системой общения. Различаются «разговорные» типы только степенью сниженности речи. В литературно-разговорном типе преобладает т ы -общение, в фамильярно-разговорном — ты -общение становится единственно возможным. Жаргонный и просторечный типы речевой культуры характеризуются ненормативностью, ориентацией на свою группу общения, ты-общением, вульгаризмами, использованием мата. Негативной тенденцией наших дней является расширение круга носителей сниженных речевых культур. Коммуникативное поведение Особенности общения того или иного народа, взятые в совокупности, в системе, представляют собой описание коммуникативного поведения этого народа. Национальное коммуникативное поведение в самом общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа. Описание коммуникативного поведения, в отличие от описания языковой личности, проводится на контрастивной основе — например, русское коммуникативное поведение описывается в сопоставлении с английским, американским, немецким и т. д. — так можно ярче выявить специфику коммуникативного поведения каждого народа. Изучение национального коммуникативного поведения позволяет выявить и описать национальную коммуникативную культуру — коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации. Коммуникативное поведение народа описывается как совокупность норм и традиций общения. Коммуникативные нормы — коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т. д.). Коммуникативное созна ние — устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение (нации, группы, личности). Большой интерес представляет объяснительный аспект изучения коммуникативного поведения — попытка объяснить те или иные черты общения народа особенностями его менталитета или национального характера.
В настоящее время интересы исследователей коммуникативного поведения значительно расширились и включают групповое и личностное коммуникативное поведение (изучение коммуникативной личности). Большой интерес представляют описания гендерного, профессионального, возрастного коммуникативного поведения, а также коммуникативного поведения отдельных выдающихся личностей. Формы существования языка Язык как таковой, «язык вообще» существует только как некоторая абстракция в сознании Формы существования языка, отличаясь друг от друга, сохраняют при этом все основные признаки и функции языка как общественного явления. Основными формами существования языка выступают: — устная и письменная формы; — литературный язык; — территориально ограниченые формы существования — социально ограниченные формы существования языка. Литературный язык — важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый литературный язык обычно возникает в обществе в период его культурного и экономического подъема, обычно в столице государства, и создается силами выдающихся писателей, публицистов, общественных деятелей, речь которых принимается обществом за образец. Основоположником русского литературного языка является А. С. Пушкин. Территориально ограниченные формы существования языка — это прежде всего территориальные диалекты. Терри ториальный диалект — это вариант национального языка, используемый частью этнического коллектива. К территориально ограниченным формам существования языка относится также ареальный язык — национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории (английский язык в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии; Территориально ограниченные формы существования языка противостоят литературному языку. Социально ограниченные формы существования языка также противостоят литературному языку. К ним относятся, прежде всего, социальные диалекты и социальные жаргоны. Социальный диалект — особенности речи определенных социальных групп. К социальным диалектам могут быть отнесены: Профессиональные диалекты; гендерлекты. Социальный жаргон — это совокупность сниженных, экспрессивных (то есть отличающихся яркостью; выразительностью, необычностью) языковых единиц, характерных для устной непринужденной речи определенной социальной группы.
К социальным жаргонам относятся Профессиональные жаргоны — совокупность профессиональных слов, обладающих сниженностью и экспрессивностью и используемых представителями определенной профессиональной группы. Уголовный жаргон; молодежный жаргон Еще одна разновидность социально ограниченной формы языка — так называемые культовые языки. В России культовым языком является церковнославянский, в Армении — древнеармянский язык Грабар, в Индии — санскрит. Использование в отправлении религиозного культа необщеизвестного языка создает в богослужении атмосферу тайны, богоизбранности, усиливает производимое богослужением впечатление. Литература Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград, 2005. Американское коммуникативное поведение / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2001. Виноградов В. В. О поэтическом языке. М., 1980. Караулов Ю. И. Русский язык и языковая личность. М., 1987. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006. Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995, №4. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж, 2001. Стернин И. А, Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения. Воронеж, 2003.
Контрольные вопросы и Задание 1. Определите понятие «речевое общение» и назовите его признаки. 2. Охарактеризуйте кратко социальные и индивидуальные функции общения. 3. Типы общения: общая характеристика. 4. «Языковая личность»: концепция Ю.Н. Караулова. 5. Охарактеризуйте теорию типов речевой культуры согласно О.Б. Сиротининой. 6. Какие вы знаете искусственные языки? В чем их принципиальное отличие от естественных? Задание Общее языкознание: Хрестоматия: Для филол. фак. вузов/Сост. Б. И. Косовский, Н. А. Павленко; Под ред. А. Е. Супруна.— 2-е изд., перераб. и доп.— Ми.: Выш. шк., 1987. Прочитайте (изучающим чтением) одну из следующих работ в этой Хрестоматии: Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.205 (0.024 с.) |