Лекция 5. Петр I и начало модернизации в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Петр I и начало модернизации в России.



1. Точки зрения на личность

Россия при Петре I: Восемнадцатый век вошел в мировую и российскую историю как век Просвещения и начала модернизации общества. Процессы модернизации заняли не одно столетие, но именно в XVIII в. в России началось обновление традиционного общества. Перед страной стояли неотложные задачи в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Решение многих из них в первой четверти XVIII в. было связано с именем российского императора Петра I.

Историки о Петре I:

Современники, из числа его сподвижников, восхваляли царя (например, Феофан Прокопович). Другие же (подобно старообрядцам) называли его царем-Антихристом.

Во второй половине XVIII в. князь М. М. Щербатов в своем памфлете «О повреждении нравов в России» идеализировал традиции допетровской России и порицал царя за их разрушение. В то же время М. В. Ломоносов написал «Слово похвальное Петру Великому».

В начале XIX в. Н.М. Карамзин критиковал Петра I за насильственное разрушение традиционного уклада жизни государства и общества, за насаждение иноземных порядков, за насилие, используя которое царь «захотел сделать Россию второй Голландией».

В середине XIX столетия вопрос об исторических судьбах становится центральным в общественных дискуссиях. Славянофилы утверждали, что Петр I «свернул» Россию с естественного пути развития, чем нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы, хотя и не отрицали прогрессивности ряда его реформ. Западники полагали, что начатая им европеизация явилась поворотным пунктом русской истории, вывела страну в число великих держав.

Современная историческая наука. Например, Н.И. Павленко считает, что преобразования Петра I – это крупный шаг по пути прогресса, хотя и в рамках феодального строя. Н.В. Анисимов оценивает реформы Петра I, несмотря на введение целого ряда новшеств, как мероприятия, которые объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

Петр I (1672 – 1725 гг. ) пришел к власти в 1696 г. Опыт российской истории свидетельствует, что почти все кардинальные перестройки в России начинались сверху. Это объясняется тем, что в условиях самодержавного режима именно монарх мог быть зачинателем и единственным гарантом необратимости предпринимаемых реформ. Таким царем-реформатором стал Петр I, личность огромного исторического масштаба. Большую роль в формировании реформаторских взглядов Петра сыграли факты его личной биографии, знакомство со многими талантливыми людьми, выходцами из европейских стран (Ф. Лефортом, П. Гордоном, Я. Брюсом).

Частые посещения Немецкой слободы давали представление об ином типе жизненного уклада, быте и традициях, ином отношении к жизни, труду, богатству. В ходе «Великого посольства» в Европу в 1697-1698 гг. Петр посетил Пруссию, Польшу, Голландию, Англию, Австрию. Формировалось осознание реального отставания и истинного состояния России в сравнении с европейскими странами, петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и общества: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру, положили начало модернизации.

Модернизация общества – это обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ общества путем нововведений и усовершенствований. Модернизация в России в более узком смысле – это промышленная революция и индустриализация, которые являются основой формирования индустриального общества, приводят к фабричной организации труда, способствуют складыванию общенационального рынка и единой системы хозяйствования. Выделяют два типа модернизации: органичный и неорганичный, или догоняющий. Последний предполагает более сжатые исторические сроки, сужение модернизационных задач, напряжение всех сил страны, выборочное использование мирового опыта. Мощным инструментом является государственное вмешательство, что ведет к усилению централизации власти, бюрократизации всей системы управления.

Придя к власти, Петр унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой и громоздкой приказной системой управления. Однако прежняя система не могла справиться с новыми задачами. Целью реформ был переход к светскому абсолютистскому государству, создание жестко централизованного аппарата власти в центре и на местах, формирование армии чиновников, служащих государству.

Таблица 1 – Петровская реформа органов власти и управления

Год Основные вехи
  Из государственных документов исчезает упоминание о Боярской думе
  Образование Правительствующего Сената
  Принятие «Реестра коллегиям» и начало административной реформы
  «Генеральный регламент коллегий»
  Утверждение должности генерал-прокурора
1708- Административно-территориальная реформа и разделение территории страны на губернии и провинции
  Учреждение Святейшего Синода
  Поднесение Сенатом титула император
  Издание Табели о рангах

По мере усиления власти молодого царя Боярская дума, как узко сословный орган, постепенно утрачивала свое значение. Образование Сената – следующий шаг в организации нового аппарата управления. Он создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В основу деятельности Сената был положен принцип коллегиальности. Без общего согласия решение в силу не вступало. Приказная система упразднялась, и учреждалось 11 коллегий.

Коллегия (от лат. collegium) – группа лиц, образующих какой-либо административный или совещательный орган. Органы центрального управления, учрежденные Петром I вместо приказов. Первоначально по указу 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий, в начале 20-х годов их стало 13. Просуществовали до 1802 г., когда были упразднены в связи с введением министерств.

Иностранными, военными и судебными делами занимались Иностранная, Военная коллегии, Адмиралтейство, Юстиц-коллегия. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами – Камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контроль над сбором и расходованием средств – Ревизион-коллегия. Торговлей в России ведала Коммерц-коллегия, металлургия и легкая промышленность находилась в управлении Берг- и Мануфактур-коллегии.

Историческая зарисовка:

Петр опасался не только казнокрадства и волокиты, но и глупости чиновников. Бороться с этими бедами русской бюрократии он пытался своими указами: «Изволь объявить при съезде в Полате всем министрам, которые в Конзилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых совершают, записывали и каждый бы министр своею рукой подписывали, что зело нужно, надобно и без того отнюдь никакого дела не определяли, ибо сим всякого дурость явлена будет». «Указую господам сенаторам держать речи в присутствии не no-писанному, а токмо своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была».

Огромными контрольными функциями обладал генерал-прокурор, ставший неофициальным главой Сената. Была реорганизована административно-территориальная система: создано 8 губерний, разделенных на провинции и уезды. Во главе губернии был поставлен губернатор, обладавший всей полнотой административной и судебной власти. В городах с 1720 г. создавались городские магистраты как сословные органы городского управления, имевшие административно-судебные функции.

Особой коллегией стал Святейший Синод. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник – обер-прокурор. Орган управления церковью фактически превратился в составную часть государственного аппарата.

В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье приравнивалось по правовому статусу к вотчине. Он способствовал завершению процесса консолидации дворянского сословия, обладавшего своими обязанностями и правами. Но дворянское звание могло стать привилегией лишь в том случае, если его обладатель служил на государевой службе. Табель о рангах вводила новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Военный или гражданский чиновник, дослужившийся до восьмого ранга, получал потомственное дворянство. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно вытеснен принципом выслуги и заслуги.

Для создания регулярной армии в 1705 г. вводился новый принцип ее комплектования – рекрутская повинность, когда с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться один рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в солдаты. Дворянская молодежь начинала служить в чине рядового в гвардейских полках, затем получала первое офицерское звание. Вводились новые Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей армией в Европе. На верфях под Воронежем, в Архангельске, а затем и в Петербурге создавался российский флот. После победы в Северной войне военно-морской флот России стал сильнейшим на Балтике. Таким образом, в России в первой четверти XVIII в. произошел переход к светскому государству, сформировалась мощная государственная военно-бюрократическая система. Пирамиду власти венчал императорский трон. Россия превращалась в империю.

Империя (от лат. imperium – власть, государство) – монархическое государство, главой которого является император; империей называлось обычно государство, имевшее колониальные владения. Империю характеризует жесткая политика централизации и единовластия.

Апогеем самодержавия стало преподнесение Сенатом в 1721 г. титула императора Петру I. Особенностью российского абсолютизма было то, что абсолютная власть самодержца оказалась полностью независима от общества.

Абсолютизм (абсолютная монархия) – это форма государственного правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Абсолютизм возник в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Многое из созданного Петром продемонстрировало свою пригодность и в иных исторических условиях, свидетельствовало о своевременности петровских преобразований. Всего лишь четверть века потребовалась Петру, чтобы превратить Россию в могущественную державу, которая не уступала европейским странам. Однако платой за петровскую модернизацию страны стало дальнейшее укрепление крепостничества, тормозившее развитие капитализма в России.

Мануфактуры, Табель о рангах и крепостничество. На экономическую политику Петра I решающее влияние оказали два фактора: потребности государственного развития и неудачное начало Северной войны. Владея большими по тому времени финансовыми и материальными ресурсами, землей, недрами и даже людьми, именно государство регулировало промышленное строительство и производство. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры. К концу правления Петра I в России насчитывалось более 200 мануфактур, на которых широко использовался принудительный крепостной труд, появились новые отрасли производства (судостроение, шелкопрядение, производство стекла, бумаги). Были предприняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» 1719 г. разрешала искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, которые, не обладая правом частной собственности, получали в аренду казенные предприятия. Контроль над промышленностью осуществляли Берг- и Мануфактур-коллегии, они давали разрешение на открытие заводов, устанавливали цены на продукцию, осуществляли административную и судебную власть над владельцами и работниками.

Активно развивалась торговля через три морских порта – Архангельск, Ригу и Петербург. В 1705 г. была введена государственная монополия на торговые операции, на заготовку и сбыт определенных товаров. Вводилась монополия на продажу товаров за границу, например на хлеб, лен, пеньку, икру, мачтовое дерево, воск, железо и другие товары. Поступления в казну резко возросли, однако за счет разорения части купечества.

В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения стала. «душа мужского пола», которой мог быть и младенец, и древний старик. Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. От уплаты подушной подати освобождались дворяне и духовенство. Была создана новая категория крестьян– государственные крестьяне, в которую вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы Юга России и др. В 1724 г. Петром I была учреждена паспортная система, без паспорта крестьянам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. Это усилило административно-полицейский контроль над населением. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший покупать к заводам крепостных, такие крестьяне стали называться посессионными. В 1722 г. была предпринята попытка объединить ремесленников в цеховую организацию.

Произошли изменения в социальном развитии страны: упорядочена социальная структура общества, обозначены границы сословий, определилось их положение в обществе, права и обязанности.

Петр I: преобразования традиционного общества. Государственное вмешательство в экономику, отсутствие рынка свободной рабочей силы, рынка собственности и капитала тормозили вступление России на европейский путь индустриального развития. В целом экономические преобразования Петра I, несмотря на то что они проводились на крепостнической основе, способствовали развитию производительных сил.

 

Таблица 2 – Изменения в социальной структуре России в первой четверти XVIII в.

Сословие Реформы и их последствия
Дворянство Указ 1714 г. о единонаследии уравнял поместье с вотчиной, запретив делить поместье между наследниками. Оно доставалось старшему сыну, остальные дворянские сыновья должны были идти на государственную службу Табель о рангах 1722 г. вводила новый порядок прохождения этой службы. Предусматривалось продвижение по службе через прохождение 14 ступеней, чинов, получение личного и потомственного дворянства
Крестьянство Введение подушной позволило государству увеличить поступления в казну, консолидировать крестьянское сословие. После введения паспортной системы крестьянин, уходивший на заработки, имел письменное разрешение от помещика с указанием срока возвращения Появление слоя посессионных и приписных крестьян
Купечество Владельцы мануфактур освобождались от рекрутской службы. Купцам разрешалось покупать к заводам и мануфактурам крестьян
Посадские люди Учреждение городских магистратов было призвано развивать городское управление и самоуправление С 1722 г. в городах создавалась цеховая организация ремесленников

 

Выход к морю Выход к морям для России становился важным условием модернизации страны, и первоначально направление российской внешней политики было обращено на юг, к берегам Черного моря. В 1695 и 1696 гг. состоялись Азовские походы, цель которых состояла в утверждении России на Азовском побережье. В результате второго похода был взят Азов. Однако развить успех в этом направлении, борясь против Османской империи, Петру не удалось (недостаточная военная сила, отсутствие флота и надежных союзников).

В ходе «Великого посольства» в Европу в 1697-1698 гг. Петру удалось заключить Северный союз с Польшей, Саксонией, Данией, направленный против Швеции. Главная цель – выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Северная война России и ее союзников против Швеции продолжалась с 1700 по 1721 г.

Таблица 3 – Северная война, 1700-1721 гг.

Год Ход и итоги военных действий
  Начало Северной войны. Король Швеции Карл XII высадил десант в Копенгагене и вынудил Данию отказаться от союза с Россией. Тяжелейшее поражение русской армии под Нарвой
  В январе русская армия окружила шведов под Эрестфером, затем, полностью их разгромив, взяла крепости Нотебург и Ниеншанц Выход на побережье был завоеван
  В устье Невы заложена Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу
  Взятие Нарвы и Дерпта
  Сражение у д. Лесная, разгром корпуса Левенгаупта
  Полтавская битва и разгром шведской армии „■.
  Прутский поход против Турции и отказ России от Азова, разрушение русской крепости Таганрог
  Сражение при мысе Гангут и первая победа русского флота
  Битва у острова Гренгам, победа в которой доказала, что русский флот – сильнейший на Балтике
  Подписание Ништадтского мирного договора. К России отходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохраняла за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию в размере 2 млн. ефимков (серебряных рублей)

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую страна пыталась осуществить в течение двух веков – выход к морю. Российская империя прочно вошла в круг сильнейших европейских держав. Были установлены дипломатические отношения с ведущими европейскими странами

В 1722-1723 гг. Петр предпринял Каспийский поход. Цель заключалась в захвате транзитных путей для торговли с Индией и Китаем. В 1722-1723 гг. к России перешло Западное и Южное побережья Каспия с городами Дербент, Решт, Астрабад, принадлежавшие ранее Персии.

Таким образом, внешняя политика Петра I на протяжении более четверти века прошла путь от политики защиты национальных интересов до политики имперской экспансии. Именно при Петре была создана Российская империя, ставшая не только могущественной морской, но и ведущей европейской державой.

Россия в эпоху дворцовых переворотов. История России второй четверти XVIII в. характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, приводившей к частой смене правителей на российском престоле. Период с 1725 по 1762 г. вошел в российскую историю как «эпоха дворцовых переворотов». В соответствии с указом от 5 февраля 1722 г. Петр I мог назначать себе преемника по собственному усмотрению. Не успев назвать наследника, он умер 28 января 1725 г. Вопрос о власти решался узким кругом близких к трону высших чиновников при поддержке гвардейских полков. Смена императриц и императоров на российском престоле не означала радикальных изменений, однако борьба за трон не могла не отразиться на судьбах страны.

Новая, выдвинувшаяся при Петре аристократия во главе с А.Д. Меншиковым, за которой стояла дворянская гвардия, возвела на престол императрицу Екатерину Алексеевну, жену Петра.

Правившая с 1725 по 1727 г. Екатерина I фактически уступила бразды правления Верховному тайному совету (в составе А. Меншикова, П. Толстого, Г. Головкина, М. Апраксина, А. Остермана, Д. Голицына), получившему права назначать высших чиновников, ведать финансами, руководить деятельностью Сената, Синода и коллегий. Верховный тайный совет был реальным правительством страны, однако он состоял при императрице, являясь элементом абсолютистской системы власти. Задаче сосредоточения власти в руках монарха служила и перестройка коллегий, органов местного управления. Власть на местах все больше сосредоточивалась в руках губернаторов и воевод.

 

Таблица 4 – Реформы центрального и местного управления в период дворцовых переворотов

 

Год Реформа
  Учреждение Екатериной I Верховного тайного совета
  Верховный тайный совет представил Анне Иоанновне, герцогине Курляндской, «кондиции» с условиями ее воцарения на престоле, ограничивавшими самодержавные права императрицы
  Упразднение Верховного тайного совета и восстановление в прежних правах Сената
  Учреждение Кабинета министров. Учреждение Елизаветой Петровной личной канцелярии – Кабинета ее величества
  Учреждение Конференции при высочайшем дворе
  Ликвидация Петром III Тайной розыскных дел канцелярии. Манифест о даровании свободы и вольности всему российскому дворянству

Правление Петра II ( 1727–1730), внука Петра I, характеризовалось непрекращавшейся борьбой фаворитов и аристократических группировок во главе с непримиримыми врагами – А.Д. Меншиковым и князьями Долгорукими. После скоропостижной смерти императора-мальчика члены Верховного тайного совета пригласили на российский престол вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, дочь царя Ивана, брата Петра I. «Кондиции», предложенные Анне Иоанновне, существенно ограничивали власть будущей императрицы: без согласования с Верховным тайным советом не назначать высших должностных лиц, не решать вопросов об объявлении войны или мира, не распоряжаться государственными финансами и др. Однако, опираясь на поддержку дворянской гвардии, Анна Иоанновна отказалась от «кондиций», заявив о желании править «самодержавно». В ее царствование происходит дальнейшее усиление абсолютистской власти. Этому способствовали преобразования системы государственного управления (см. табл.). Особую роль играл фаворит императрицы Э. Бирон, фактически правивший государством. Иностранцы пользовались преимуществами при назначении на должности, оттесняя русское дворянство.

Бироновщина – засилье немцев в середине XVIII в. при Анне Иоанновне (1730-1740). Императрица упразднила в 1730 г. Верховный тайный совет, репрессировав его членов. Управление передавалось Кабинету министров, но власть фактически принадлежала фавориту императрицы Эрнсту Иоганну Бирону и приближенным из немцев (Миниху, Остерману, братьям Левенвольде). Их совместная деятельность и получила в исторической литературе название «бироновщина». С 1730 г. Бирон являлся обер-камергером, активно вмешивался в управление Российской империей, покровительствовал иностранцам, имел возможность бесконтрольно пользоваться государственными средствами.

Была продолжена линия на подчинение церкви государству и превращение священнослужителей в послушную самодержавию специфическую группу чиновничества. Так, 15 апреля 1738 г. из ведомства Святейшего Синода выводилась Коллегия экономии, которая теперь подчинялась Сенату. Это вело к установлению экономической зависимости церкви от государства.

Незадолго до своей смерти Анна Иоанновна назначила преемником двухмесячного принца Иоанна Антоновича Брауншвейгского, своего внучатого племянника. Регентом государства при царе-младенце стал герцог Бирон. Однако ему не удалось удержаться у власти. Регентшей была объявлена мать царя, Анна Леопольдовна. Недовольство ею вызвало сильное брожение во дворянстве и гвардейских полках. Осенью 1741 г. в пользу цесаревны Елизаветы был организован заговор – в ночь на 25 ноября она была провозглашена императрицей. Традиционно в исторической литературе утверждается, что переворот 1741 г. носил «патриотический», «антинемецкий» характер и был кульминацией борьбы русского дворянства против «иноземного засилья» в стране. На деле участвовавших в заговоре гвардейцев вдохновляла идея восстановления в России сильной самодержавной власти, пошатнувшейся при императоре-младенце.

При Елизавете проводились реформы органов государственного управления, были восстановлены Главный магистрат, Берг- и Мануфактур-коллегии и другие органы управления петровского времени. В условиях продолжающейся централизации управления менялась работа коллегий – более действенным оказывалось единоначалие. Президенты коллегий, как правило, сами принимали решения, а члены коллегий лишь подписывали их.

В целом политика Елизаветы отличалась осторожностью. Она фактически первой в Европе отменила смертную казнь. В 1744 г. на Украине было восстановлено гетманство, отмененное в начале 30-х годов. В отношении к православной церкви политика императрицы была непоследовательной. Хотя Елизавета понимала, что сохранение церковных вотчин противоречит политике подчинения церкви власти монарха, тем не менее в 1744 г. согласилась возвратить Коллегию экономии в ведение Синода. Были приняты указы о высылке из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные.

Взойдя на русский престол путем переворота, Елизавета Петровна была вынуждена позаботиться о наследнике, чьи права на престол не вызывали бы сомнений. Для этого она выписала из Голштинии, маленького германского княжества, своего племянника Карла Петера Ульриха, который после смерти Елизаветы под именем Петра III (январь – июнь 1762 г.), вступил на российский престол.

Контрастное мнение:

Историк Н Я. Эйдельман рассматривал дворцовые перевороты как своеобразную реакцию дворянства на резкое усиление самодержавной власти при Петре I, как «гвардейскую поправку» к самодержавию. В исторической литературе, в том числе и современной, преобладают рассуждения о «ничтожности» преемников Петра I, проявлявших больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государственных. В последнее время, однако, наблюдается отход от столь однозначных оценок, в частности отмечается, что во второй четверти XVIII в. наблюдалось не ослабление, а, напротив, усиление абсолютизма, приобретение им большей зрелости в сравнении с предшествующим периодом.

 

В эпоху дворцовых переворотов внутренняя политика правящих верхов была направлена на расширение и укрепление привилегий дворянства, причем нередко за счет ревизии и отказа от петровских установлений. Ослабление страны, бюрократизация аппарата управления, снижение боеспособности армии и флота, засилье иностранцев и фаворитизм были характерными чертами того времени.

 

Социально-экономическое развитие страны. Отличительной чертой социально-экономического развития России стало значительное расширение привилегий дворянства. Дворянство чрезвычайно тяготилось наложенной Петром I на него обязанностью бессрочной службы. Часть дворян вообще освобождалась от обязательной службы. При наличии у дворянина нескольких сыновей, одного можно было оставить для ведения хозяйства в имении. Предписывалось поместья и вотчины рассматривать как недвижимую собственность и именовать вотчиной. Отныне все имения становились личной собственностью своих владельцев.

 

Таблица 5 – Расширение привилегий дворянства, 1727-1760 гг.

Год, период Узаконения
  Указ об отпусках для части офицеров и рядовых из дворян в целях наведения порядка в своих имениях
  Дворянству было возвращено право распоряжения поместьем и право делить его между сыновьями, что было запрещено петровским указом о единонаследии 1714г.
  Указ императрицы Анны Иоанновны, ограничивавший срок дворянской службы 25 годами
  Указ, по которому помещику предоставлялось право самому определить меру наказания крестьянину за побег
1730, 1739-1740 Указы, закреплявшие право владения землей и крепостными в качестве исключительной привилегии дворянства
  Учреждение государственного Дворянского банка, который выдавал ссуды под залог имений
  Указ предоставлял помещикам право ссылать своих крепостных за проступки в Сибирь на поселение с зачетом их в рекруты
     

 

Эта политика была продолжена и в период правления Елизаветы Петровны. В результате потомственное дворянство монополизировало владение землей и крепостными крестьянами. Расширялась судебно-полицейская власть помещиков над крепостными. Сбор подушной подати с крестьянского населения также был передан помещику. Права крепостных крестьян последовательно сокращались.

 

Таблица 6 – Сокращение прав крепостного крестьянства, 1727–1761 гг.

 

Год Законодательные акты царской власти
  Крестьянам запрещено поступать на военную службу без согласия помещика
  Указ, запрещавший приобретать недвижимые имения
1731, 1734 Указы, запрещавшие крестьянам брать откуп и подряд, заводить мануфактуры
  Крепостные крестьяне были исключены из числа лиц, обязанных приносить присягу монарху. Это означало, что отныне крепостные являлись не подданными государства, а лишь подданными своих хозяев
  Указ, по которому крепостные лишались права давать векселя и принимать на себя поручительства без разрешения помещика

 

Вместе с тем правительство стремилось избежать разорения крепостной массы. В апреле 1734 г., например, был издан указ, обязывающий помещиков кормить своих крестьян в неурожайные годы, давать в долг крестьянам семена до нового урожая.

Историческая зарисовка:

В 30-50-е годы XVIII в. расширилась торговля крепостными крестьянами. При продаже с землей крестьянин оценивался от 70 до 120 руб., за рекрута платили от 120 до 700 руб. Крепостных продавали публично на базарах и ярмарках. Необученная горничная стоила 50 руб., а умеющая шить и рукодельничать – 80 руб. Высоко ценились крепостные музыканты, актеры. Так, князь Потемкин заплатил Разумовскому за его крепостной оркестр 40 000 руб.

Отмена в 1753-1754 гг. внутренних таможен и других «мелочных сборов» способствовала развитию крестьянской торговли. От этой меры в первую очередь выигрывали государственные крестьяне, не находившиеся в зависимости от помещика. Положение государственных крестьян в целом было значительно лучше, чем частновладельческих. Росло число государственных крестьян, приписываемых к казенным и частным мануфактурам, и в середине столетия оно превышало 100 тыс. душ. Это свидетельствовало о резком росте использования принудительного труда на мануфактурном производстве в стране.

В 1736 г. под давлением дворянства Анна Иоанновна лишила мануфактуристов права покупать землю с крестьянами, тем самым подтвердив монополию дворян. Однако развитие промышленности требовало новых рабочих рук, и в 1744 г. российским заводчикам вновь разрешили покупать землю с крестьянами. Тем не менее в 50-е годы наметился рост количества наемных рабочих, в сравнении с предыдущим периодом их число увеличилось почти в два раза.

Внешняя политика России. Во второй четверти XVIII в. перед Россией стояли три важные внешнеполитические проблемы: балтийская, польская и черноморская. Сближение России с Англией и Данией вызвало отрицательную реакцию со стороны Франции. Российско-французские противоречия проявились в вопросе о «польском наследстве». Россия оказывалась заинтересованной стороной потому, что одной из целей ее внешней политики на протяжении столетия была задача воссоединения с Россией украинских и белорусских земель, которые оставались еще под властью Речи Посполитой. Ставленником России стал саксонский курфюрст Фридрих-Август, сын Августа П. Франция поддерживала кандидатуру Станислава Лещинского. В итоге Россия добилась короны для Августа III.

Россия, укрепив свои западные рубежи, предприняла попытку выйти на берега Черного моря. Черное и Каспийское моря, в которые впадали основные российские реки, являлись естественным продолжением торговых путей в Азию, в Южную и Западную Европу. Одновременно Россия стремилась обезопасить свои южные границы от Османской империи и Крымского ханства. В ходе русско-турецкой войны (1735-1739) русские войска взяли Очаков, разбили турок у Ставучан близ Хотина и заняли Яссы, столицу Молдавии. По Белградскому договору 1739 г. Россия получала полосу южной степи от устья Дона до Южного Буга, но без доступа к Черному морю, без права укреплять Азов и держать флот на Черном и Азовском морях.

Поражение в Северной войне, стремление европейских стран затормозить процесс становления Российской империи как ведущей европейской державы подталкивали Швецию к войне с Россией (1741-1743). Однако реванша не получилось, и по условиям мирного договора, заключенного в Або в 1743 г., к России отошла юго-восточная часть Финляндии.

Принятие российского подданства казахским ханом Абулхаиром позволило построить на юго-востоке новую линию укрепленных поселений с городами Орск и Оренбург. В 30-40-е годы была организована вторая Камчатская экспедиция с целью изучения севера Сибири и берегов Америки. Эта экспедиция сыграла большую роль в освоении Северного морского пути и в русском продвижении на Аляску.

В целом внешняя политика России в этот период отвечала национальным интересам государства, обеспечивала безопасность российских границ, в том числе и путем новых территориальных приобретений. Укреплялось и международное влияние России.

Усиление Пруссии и агрессивная политика Фридриха II привели к созданию антипрусской коалиции (Россия, Франция, Австрия, Швеция и Саксония). Интересы Пруссии простирались и на российские владения в Прибалтике. Началась Семилетняя война 1757-1762 гг. Восшествие на престол Петра III, заключившего с Фридрихом II в 1762 г. мирный договор, спасло Пруссию от поражения.

 

Таблица 7 – Россия в Семилетней войне, 1757–1762 гг.

 

Год Ход военных действий
  Выполняя союзнические обязательства, русская армия вторглась на территорию Пруссии и у д. Гросс-Егерсдорф нанесла прусской армии поражение. Однако главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Апраксин не сумел воспользоваться плодами победы. Императрица Елизавета отозвала его в Россию
  Русские войска заняли Восточную Пруссию с ее главным городом Кенигсбергом, а затем вторглись в Бранденбург
  Генеральное сражение у деревни Цорндорф, проигранное русской армией
  Русские войска под командованием П. С. Салтыкова нанесла прусской армии полное поражение у д. Кунерсдорф
  Русские войска под командованием А. Б. Бутурлина вошли в Берлин

 

В целом участие России в Семилетней войне не принесло стране никаких территориальных приобретений. Однако Пруссия была ослаблена, а позиции России на международной арене значительно окрепли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.056 с.)