Тема 1. Предмет философии техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет философии техники



Минобрнауки РФ

Московский государственный университет пищевых производств ФГБОУ ВО «МГУПП»

Институт международного образования

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Программа курса

«Философские проблемы науки и техники»

Москва

2020

Составил: профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, кандидат технических наук                              Твердынин Н.М.


Программа утверждена на заседании кафедры №__ от. августа 2019 г. Протокол №_

Зав. кафедрой

доктор психологических наук,

профессор                                         Слободчиков И.М.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


 

2. Тематический план учебного курса

 

Т е м а Кол-во учеб. часов

всего лекции семинары  
Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ      
Тема 1. Наука как социокультурный феномен 4 2 2
Тема 2. Структура научного знания 4 2 2
Тема 3. Закономерности развития науки 4 2 2
Тема 4. Методология научного познания 4 2 2
Тема 5. Функции философии в научном познании 4 2 2
Тема 6. Философия естествознания 4 2 2
Тема 7. Философия социального познания 4 2 2
Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества 4 2 2
Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ      
Тема 1. Предмет философии техники 4 2 2
Тема 2.Философия техники как мировоззрение 4 2 2
Тема 3. Техника в рамках практического отношения человека к миру. Философия техники как праксеология 8 4 4
Тема 4. Техника и теоретическое отношение человека к миру. Философия техники как методология 8 4 4
Тема 5. Техника и ценностная ориентация человека в мире. Философия техники как аксиология 8 4 4
В с е г о 64 32 32

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Тема 1. Наука как социокультурный феномен

Знание и познание. Обыденное и научное знание. Возникновение науки. Научное знание как система. Дифференциация наук. Классификация наук.

Наука и мировоззрение. Наука и мифология. Наука и религия.

Философский анализ науки. Новая наука и новый метод познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. И. Кант о природе науки и возможности научных суждений. Г. Гегель о философии как “науке наук”. Позитивизм о науке (О. Конт). Современная философия о науке.

Наука как социальный институт. Наука как процесс познания. Наука как вид духовного производства. Наука и общество.

Тема 2. Структура научного знания

Системность научного знания. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания. Особенности эмпирического познания и его формы. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм, теория и практика.

Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

Понятие. Определение. Научный факт. Научная теория. Структура и функции научной теории. Понятие закона. Виды законов. Особенности законов социального развития.

Тема 3. Закономерности развития науки

Развитие науки как закономерный процесс. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и новаторство в науке. Природа научных открытий. Закономерности появления новых открытий.

Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук как общесоциологическая закономерность. Закономерности возникновения новых наук.

Единство количественных и качественных изменений в науке. Эволюционное и революционное развитие науки. Научные революции. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун). Научный прогресс и научные революции.

Современные тенденции в развитии научного знания. Математизация наук. Использование компьютерных технологий в познании. От физики и химии к биологии, генетике и экологии как закономерность развития современного знания. Усиление роли гуманитарных наук в современном обществе.

Тема 4. Методология научного познания

Понятие методологии. Уровни методологии. Частнонаучная методология. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

Тема 5. Функции философии в научном познании

Философия и наука в истории развития познания. Соотношение философии и частных наук в прошлом и настоящем. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

Функции философии в научном познании. Модели реальности и научная картина мира. Объективное и субъективное в научном исследовании. Мировоззрение ученого.

Критическая функция философии. Критика механицизма и редукционизма. Роль философии в преодолении кризисов в естествознании.

Методологические функции философии. Роль философских принципов в научном познании. Эвристическая функция философии. Философская природа научного предвидения.

Тема 6. Философия естествознания

Философский анализ естествознания. Натурфилософия и естествознание. Натурфилософия древнегреческих философов (Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель). Натурфилософия Нового времени. Философия природы в немецкой классической философии.

Философия как методологическая основа развития естествознания. Философский анализ революции в естествознании конца 19 - начала 20 века. Возникновение неклассической науки.

Методологический анализ естествознания конца 20 века. Тенденции развития естествознания в 21 веке. Возрастание роли философско-миро­воз­­зренческих начал в развитии современного естествознания.

Тема 7. Философия социального познания

Философия и методология социального познания. Особенности социального познания и его методов. Соотношение социального и гуманитарного знания. Возрастание роли гуманитарного знания.

Методы и принципы социального познания. Принцип историзма. Методология социальных наук М. Вебера. Логика социальных наук К. Поппера. Гадамера. Философия истории в 20 веке.

Структурно-функциональный метод в социальных науках. Новые методологии в социальных и гуманитарных науках в конце 20 века. Рациональное и внерациональное в социальном познании. Ценностный характер социального и гуманитарного познания.

Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества

Идеалы в науке. Классическая наука (истинность, фундаментализм) и формы классического идеала (Математический, физический, гуманитарный). Формирование нового идеала науки.

Нормы и ценности науки. Наука и общественные потребности. Наука и идеология. Наука как профессиональная деятельность. Ученый и научное сообщество. Научная школа. Автономия науки.

Этика и наука. Этос науки и этика ученого. Нормы научной деятельности. Социальная ответственность ученого. Творческая свобода и социальная ответственность в научном творчестве.

 

Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины предусматривает чтение лекций, а также практические занятия с использованием активных и интерактивных форм (доклады, обсуждение докладов, научные дискуссии по проблемам философии науки и техники).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы текущего контроля: письменные домашние задания, доклады, подготовка и защита реферата.

Примерная тематика рефератов

Часть 1. Философия науки

1. Наука как социальный институт

2. Институционализация науки

3. Наука как вид духовного производства

4. Структура науки как системы знания

5. Структура научного знания

6. Специфика научного познания

7. Научное исследование как деятельность

8. Научная проблема

9. Логика научного познания

10. Эмпирический и теоретический уровни научного знания

11. Методы эмпирического познания

12. Методы теоретического познания

13. Системный анализ как метод научного исследования

14. Математизация и формализация знания в современной науке

15. Моделирование как метод научного познания

16. Гипотеза как форма развития научного знания

17. Структура и функции научной теории

18. Критерии истины в науке

19. Методология и методы современного научного исследования

20. Постклассическое естествознание: новый образ научного мышления

21. Концепция развития научного знания К. Поппера

22. Интуитивное и дискурсивное знание

23. Научная картина мира и стиль научного мышления

24. Дифференциация и интеграция в науке

25. Классификация наук

26. Традиции и творчество в современном естествознании

27. Роль научных революций в развитии науки

28. Структура научных революций

29. Технологические революции в истории человечества

30. Проблемы пространства и времени в свете современного естествознания

31. Современные парадоксы бесконечности и непрерывности пространства

32. Многообразие современного вненаучного знания

33. Интуиция в современной науке

34. Проблема обоснования научного знания. Гносеологические концепции Витгенштейна и Поппера

35. Концепция самоорганизации и современное естествознание

36. Порядок и хаос в свете современного естествознания

37. Концепция ноосферы В. Вернадского

38. Современные представления о коэволюции человека и биосферы

39. Проблема инвариантности в современной физике

40. Эволюционная парадигма современного естествознания

41. Наука и нравственность

42. Нормы и идеалы научного исследования

43. Ценности и нормы научного исследования

44. Этика и ответственность ученого

45. Борьба в науке и этика научной дискуссии.

Часть 2. Философия техники

1. М. Вебер о мотивах социального действия и рационализации мира

2. Философия техники М. Хайдеггера

3. Концепция техники у К. Ясперса

4. Л. Мэмфорд о технике и природе человека

5. Техническое мироотношение человека к античности

6. Рождение техногенной цивилизации

7. Техническая деятельность, её эволюция и структура

8. Современный этап развития инженерной деятельности

9. Техническое знание и его специфика

10. Техническая теория, её структура, функционирование и развитие

11. Технологический детерминизм как философия истории

12. Футурология технологического детерминизма и концепции постинду стриального общества

13. Кана

14. Критика техники и научно-технического прогресса в современной фи лософии и социологии

15. Н. Бердяев: «Дух и машина»

16. П. Кууси и А. Печчеи о человеке в научно-технической цивилизации

17. Этическая и социальная ответственность техники

18. Х. Ортега-и-Гассет о человеке и технике

19. Техника и природа

20. Техника и искусство

21. Культура и становление и развитие техники

22. Изобретение и его роль в техническом мироотношении человека

23. Антропологическое измерение технической деятельости

24. Наука и техника, их различие и взаимодействие в истории

25. Специфика естественных и технических наук

26. Основания технического знания

27. Техника и ценности

28. Инженерный вариант философии техники

29. Гуманитарный вариант философии техники

30. Проблемы эстетики техники.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Лешкевич науки. М., Инфра-М, 2010.

2. Шитиков техники. Екатеринбург, УГГУ, 2010.

Дополнительная литература

Литература, которая в библиотеке МГПП отсутствует

1. Введение в историю и философию науки: учеб. пособие для вузов / [и др.]. – М.: Академический Проект, 2005. – 409 с.

2. Войтов и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М.: Дашков и К, 2004. – 692 с.

3. Лешкевич науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

4. Микешина науки: учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 463 с.

5. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Гранд, 2003. – 304 с.

6. Философия науки. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост.. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.

7. Шаповалов науки и техники. О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: учеб. пособие. – М.: ГРАНД, 2004. – 310 с.


 

Вопросы к зачету по дисциплине

«Философские проблемы науки и техники»

Часть 1. Философия науки

1. Знание и познание. Обыденное и научное знание.

2. Возникновение науки. Научное знание как система.

3. Философия и наука в истории развития познания. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

4. Наука и мировоззрение. Наука и мифология. Наука и религия.

5. Модели реальности и научная картина мира. Объективное и субъективное в научном исследовании.

6. Закономерности развития науки. Дифференциация и интеграция наук. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и новаторство в науке.

7. Классификация наук.

8. Наука как социальный институт.

9. Наука как профессиональная деятельность. Ученый и научное сообщество. Научная школа.

10. Наука как вид духовного производства. Наука и общество.

11. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания.

12. Особенности эмпирического познания и его формы.

13. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм.

14. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

15. Понятие. Определение. Научный факт.

16. Структура и функции научной теории. Понятие закона. Виды законов. Особенности законов социального развития.

17. Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук как общесоциологическая закономерность.

18. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун).

19. Эволюционное и революционное развитие науки. Научные революции. Научный прогресс и научные революции.

20. Понятие методологии. Частнонаучная методология. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

21. Методы эмпирического исследования.

22. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

23. Методологические функции философии. Роль философских принципов в научном познании. Эвристическая функция философии.

24. Философия и методология социального познания. Особенности социального познания и его методов.

25. Соотношение социального и гуманитарного знания. Возрастание роли гуманитарного знания.

26. Нормы и ценности научного познания. Наука и общественные потребности. Наука и идеология.

27. Этика и наука. Этос науки и этика ученого. Социальная ответственность ученого.

Часть 2. Философия техники

28. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

29. Специфическая предметная область философии техники. Техника как объект и предмет философского анализа.

30. Понятие техники. Культура и техника.

31. Техника и природа. Проблема технической реальности. Техноценоз. Виртуальная реальность.

32. Техника и общество. История технического мироотношения человека и возникновение цивилизаций.

33. Место и функция технической деятельности в практическом отношении человека к миру.

34. Техническая деятельность, ее субъект и объект.

35. Дифференциация технической деятельности. Инженерная деятельность, ее виды. Инновационная деятельность.

36. Наука и техника, их различие и взаимодействие в историческом развитии.

37. Особенности технического знания. Специфика естественных и технических наук.

38. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках. Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие.

39. Методология технических исследований.

40. Техника и ценности. Полезность как инструментальная ценность. Польза и благо.

41. Изменения в социокультурном и ценностном статусе науки и техники с возникновением и развитием техногенной цивилизации.

42. Кризис индустриального общества в ХХ веке и усиление негативистского подхода к технике.

43. Технологический детерминизм и технократизм. Неоромантическая и экологическая критика техники и техногенной цивилизации.

44. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

45. Проблема гуманизации науки и техники. Ответственность техники и субъектов технической деятельности как философская, теологическая и нравственная проблема.

46. Роль науки и техники в решении социально-экологических проблем современной цивилизации. Проблемы эстетики техники.

 

Минобрнауки РФ

Московский государственный университет пищевых производств ФГБОУ ВО «МГУПП»

Институт международного образования

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Программа курса

«Философские проблемы науки и техники»

Москва

2020

Составил: профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, кандидат технических наук                              Твердынин Н.М.


Программа утверждена на заседании кафедры №__ от. августа 2019 г. Протокол №_

Зав. кафедрой

доктор психологических наук,

профессор                                         Слободчиков И.М.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.


 

2. Тематический план учебного курса

 

Т е м а Кол-во учеб. часов

всего лекции семинары  
Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ      
Тема 1. Наука как социокультурный феномен 4 2 2
Тема 2. Структура научного знания 4 2 2
Тема 3. Закономерности развития науки 4 2 2
Тема 4. Методология научного познания 4 2 2
Тема 5. Функции философии в научном познании 4 2 2
Тема 6. Философия естествознания 4 2 2
Тема 7. Философия социального познания 4 2 2
Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества 4 2 2
Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ      
Тема 1. Предмет философии техники 4 2 2
Тема 2.Философия техники как мировоззрение 4 2 2
Тема 3. Техника в рамках практического отношения человека к миру. Философия техники как праксеология 8 4 4
Тема 4. Техника и теоретическое отношение человека к миру. Философия техники как методология 8 4 4
Тема 5. Техника и ценностная ориентация человека в мире. Философия техники как аксиология 8 4 4
В с е г о 64 32 32

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Тема 1. Наука как социокультурный феномен

Знание и познание. Обыденное и научное знание. Возникновение науки. Научное знание как система. Дифференциация наук. Классификация наук.

Наука и мировоззрение. Наука и мифология. Наука и религия.

Философский анализ науки. Новая наука и новый метод познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. И. Кант о природе науки и возможности научных суждений. Г. Гегель о философии как “науке наук”. Позитивизм о науке (О. Конт). Современная философия о науке.

Наука как социальный институт. Наука как процесс познания. Наука как вид духовного производства. Наука и общество.

Тема 2. Структура научного знания

Системность научного знания. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания. Особенности эмпирического познания и его формы. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм, теория и практика.

Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

Понятие. Определение. Научный факт. Научная теория. Структура и функции научной теории. Понятие закона. Виды законов. Особенности законов социального развития.

Тема 3. Закономерности развития науки

Развитие науки как закономерный процесс. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и новаторство в науке. Природа научных открытий. Закономерности появления новых открытий.

Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук как общесоциологическая закономерность. Закономерности возникновения новых наук.

Единство количественных и качественных изменений в науке. Эволюционное и революционное развитие науки. Научные революции. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун). Научный прогресс и научные революции.

Современные тенденции в развитии научного знания. Математизация наук. Использование компьютерных технологий в познании. От физики и химии к биологии, генетике и экологии как закономерность развития современного знания. Усиление роли гуманитарных наук в современном обществе.

Тема 4. Методология научного познания

Понятие методологии. Уровни методологии. Частнонаучная методология. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

Тема 5. Функции философии в научном познании

Философия и наука в истории развития познания. Соотношение философии и частных наук в прошлом и настоящем. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

Функции философии в научном познании. Модели реальности и научная картина мира. Объективное и субъективное в научном исследовании. Мировоззрение ученого.

Критическая функция философии. Критика механицизма и редукционизма. Роль философии в преодолении кризисов в естествознании.

Методологические функции философии. Роль философских принципов в научном познании. Эвристическая функция философии. Философская природа научного предвидения.

Тема 6. Философия естествознания

Философский анализ естествознания. Натурфилософия и естествознание. Натурфилософия древнегреческих философов (Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель). Натурфилософия Нового времени. Философия природы в немецкой классической философии.

Философия как методологическая основа развития естествознания. Философский анализ революции в естествознании конца 19 - начала 20 века. Возникновение неклассической науки.

Методологический анализ естествознания конца 20 века. Тенденции развития естествознания в 21 веке. Возрастание роли философско-миро­воз­­зренческих начал в развитии современного естествознания.

Тема 7. Философия социального познания

Философия и методология социального познания. Особенности социального познания и его методов. Соотношение социального и гуманитарного знания. Возрастание роли гуманитарного знания.

Методы и принципы социального познания. Принцип историзма. Методология социальных наук М. Вебера. Логика социальных наук К. Поппера. Гадамера. Философия истории в 20 веке.

Структурно-функциональный метод в социальных науках. Новые методологии в социальных и гуманитарных науках в конце 20 века. Рациональное и внерациональное в социальном познании. Ценностный характер социального и гуманитарного познания.

Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества

Идеалы в науке. Классическая наука (истинность, фундаментализм) и формы классического идеала (Математический, физический, гуманитарный). Формирование нового идеала науки.

Нормы и ценности науки. Наука и общественные потребности. Наука и идеология. Наука как профессиональная деятельность. Ученый и научное сообщество. Научная школа. Автономия науки.

Этика и наука. Этос науки и этика ученого. Нормы научной деятельности. Социальная ответственность ученого. Творческая свобода и социальная ответственность в научном творчестве.

 

Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Тема 1. Предмет философии техники

Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.

Роль и задачи философии техники в современном обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.124 с.)