Остаток и вести трех ангелов. Ганс К. Ларонделл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остаток и вести трех ангелов. Ганс К. Ларонделл



Вступление

Главная мысль всех пророчеств Библии и истории спасения — это установление Божьего Царства на земле. Священное Писание начинается с сотворенного и потерянного рая (Бытие 1–3) и заканчивается в Новом Завете восстановленным раем (Откр. 21; 22). Избрание Израиля особым народом завета не было самоцелью, но Божьим способом дать народам земли видимое знамение правосудия и мира в грядущем Божьем Царстве. Иисус Христос учил Свою Церковь, Свой новозаветный народ молиться так: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). Таким образом, евангельская весть апостолов, являясь логическим продолжением Божьего завета, заключенного с древним Израилем, получила апокалиптическую перспективу.

Смиренное пришествие Иисуса из Назарета как предсказанного в пророчестве Мессии внесло решающий перелом в историю искупления Израиля, став заключительным испытанием веры народа и его верности Божьему завету. Если в четырех Евангелиях описывается жизнь, смерть и воскресение Мессии, то в Апокалипсисе Иоанна акцент делается на завершении Его миссии судьи и восстановителя в последнее время. В последней книге Библии встречаются все другие Книги Священного Писания, и там они находят свое окончательное, славное исполнение. Правильное понимание пророчеств о Церкви и мире в последнее время должно, таким образом, основываться на ответственной экзегезе теологического ядра и литературной сердцевины Апокалипсиса Иоанна — Откр. 12–14. Как движение миллеритов, так и Церковь адвентистов седьмого дня впоследствии нашли свои богословские корни и великое поручение в этом непрерывном апокалиптическом откровении.

Во время адвентистского пробуждения — как до, так и после 1844 года — главное внимание уделялось пророчествам Даниила и Откровения о последнем времени. Именно в свете этих пророчеств пионеры АСД начали теологическое осмысление адвентизма как нового движения в истории христианства. Веруя в свое Божественное избранничество, они применяли к себе такие описания, как Церковь Остатка, Божий народ Остатка или просто Остаток. Эти определения свидетельствовали об их вере в то, что они и есть те «прочие от семени жены» (Церковь Христова), о которых идет речь в конце 12–й главы Книги Откровение.


I. Понятие Остатка в Ветхом Завете

А. Роль Израиля

Б. Остаток Израиля

1. Исторический Остаток

2. Верный Остаток

3. Эсхатологический Остаток

II. Понятие Остатка в Новом Завете: Новый Израиль

III. Отступничество Церкви в пророчестве

А. Историческое время антихриста у Павла

Б. Религиозная природа антихриста по Павлу

IV. Остаток последнего времени

А. Ветхозаветное предсказание и новозаветное исполнение

Б. Последнее время у Даниила

V. Вести трех ангелов: Божья весть последнего времени

A. Драматичное описание последнего времени в Откровении 10

Б. Весть первого ангела (Откр. 14:6,7)

B. Весть второго ангела (Откр. 14:8)

Г. Весть третьего ангела (Откр. 14:9–11)

Д. Обетование всеобщей Пятидесятницы (Откр. 18:1–8)

VI. Исторический обзор

A. Вальденсы и предшественники реформаторов

Б. Лютер, Кальвин и Цвингли

B. Анабаптисты

Г. Пуритане

Д. Движение пиетистов Германии

Е. Методистское движение

Ж. Миллериты возрождают надежду на скорое пришествие Христа

3. Адвентистское понимание вопроса

1. Весть первого ангела

2. Весть второго ангела

3. Весть третьего ангела

VII. Адвентисты седьмого дня и Церковь Остатка

VIII. Комментарии Елены Уайт

IX. Литература (615)


 

I. Понятие Остатка в Ветхом Завете

Остаток нельзя понять в отрыве от четкого и ясного описания того, чему он принадлежит. Вот почему данный раздел должен начаться с исследования особой роли и предназначения Израиля, открытого в Ветхом Завете.

А. Роль Израиля

Роль Израиля определяется религиозной или духовной природой и богословским смыслом имени «Израиль» в Ветхом Завете. Имя «Израиль» используется в двух смыслах: с одной стороны, оно обозначает народ или государство, а с другой — указывает на народ Бога Яхве как религиозную общину. С самого начала имя Израиль в Ветхом Завете представляет собой духовное объяснение, данное Богом патриарху Иакову после того, как тот настойчиво умолял Господа о благословении: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28; ср. с 35:9, 10; Ос. 12:3,4). Таким образом, становится понятно, что имя Израиль имеет Божественное происхождение. Оно указывает на новые духовные отношения Иакова с Яхве и знаменует примирение Иакова с Богом посредством прощающей Божьей благодати. Вместе с прощением Иаков получил и новое имя. Вместо старого имени, которое «до сих пор являлось напоминанием о грехе, теперь в знак прощения было заменено другим, увековечивающим его победу» (Патриархи и пророки, с. 198). С самого начала имя Израиль символизирует личные отношения примирения с Богом.

Священное происхождение этого имени на протяжении всего Ветхого Завета обозначает возвышенное призвание. Через пророка Осию Бог указал отступившим коленам Израиля, больше уповавшим на боевых коней Ассирии и Египта, на борьбу Израиля с Яхве как пример, достойный подражания: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:6; см. стихи 3–6; 14:1–3). Другими словами, все израильтяне должны, по сути дела, стремиться к той же духовной встрече с Богом, которая в свое время преобразила Иакова, чтобы быть светом мира и получить благословения завета.

Сущность Божьих намерений в отношении Израиля была выражена Моисеем, когда он сказал фараону: «Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение [«поклонился Мне», NIV]» (Исх. 4:23). Колена Израиля были призваны поклониться Господу Богу в соответствии с Его возвещенной волей. Израиль отличался от всех других народов не какими–то этническими, нравственными качествами или политическим устройством, но тем, что Израиль был избран Богом, чтобы стать адресатом Его обетовании, которые Он дал патриархам (Втор. 7:6–9). Бог искупил Израиль из египетского рабства, чтобы привязать его исключительно к Себе: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:4–6).

Израиль был избран и искуплен благодатью Божьей во время исхода, чтобы быть святым народом, то есть отделенным для соблюдения Божьего завета, священниками или посредниками между Богом и языческими народами. Израиль был спасен благодатью от смертельно опасного врага и в то же самое время спасен во славу Бога и для спасения других народов. Книга Второзаконие учит, что цель избрания Израиля — это глубоко духовная миссия. Они должны были откликнуться на искупительное действие Бога как «сыны Господа, Бога вашего» (Втор. 14:1), возлюбив своего Бога завета всем сердцем (Втор. 6:5), охотно повинуясь Ему (стихи 6–9, 18) и поклоняясь исключительно Ему (стихи 13–15). В этом религиозном смысле Израиль был призван к свободе от идолопоклонства, то есть он должен был быть «непорочным [тамим] пред Господом, Богом» (Втор. 18:13; также 13:1–5; Исх. 20:1–3). Основополагающее значение для понимания избранности Израиля является приоритетность Божественной благодати перед нравственным послушанием. Моисей пояснил: «Внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа, Бога твоего; итак, слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня» (Втор. 27:9, 10).

Со времени исхода и после этого события Израиль был чем–то большим, нежели просто этнической группой; он был прежде всего искупленным народом, духовным сообществом, которое обретало единство и миссию в Божественном откровении Яхве, воплощенном в Торе. Своим словом и действием Бог возвысил Израиль в ранг поклоняющегося Ему общества или собрания (кахал), которое было призвано делиться спасительным и освящающим знанием с остальным человечеством.

В Сихеме Иисус Навин обновил обязательства Израиля поклоняться одному Яхве на протяжении всех последующих поколений. Обновив завет, израильтяне дали обет возродить свои сердца и изменить свою жизнь сообразно открытой им воле искупившего их Бога: «Народ сказал Иисусу: Господу, Богу нашему, будем служить и гласа Его будем слушать» (Ис. Нав. 24:24). Израиль непрерывно обновлял свой завет с Богом во время ежегодных праздников с их священными богослужениями, средоточием которых было святилище Бога. Таким образом, богослужебные праздники постоянно призывали Израиль вернуться к взаимоотношениям завета с Богом и освежали в их памяти исторические факты искупления и освобождения во время великого исхода из Египта.

В Книге Псалтирь имя Израиль более 50 раз употребляется в отношении собрания, поклоняющегося Яхве в Иерусалимском храме (Пс. 147:8; 148:14; 149:2). Псалмопевцы говорят о том, что религия Израиля основана на книгах закона Моисея или Торе. Авторы этих песен не только вспоминают искупительные действия Бога в прошлом, но и учат Израиль славословить Господа за все (616) Его благодеяния, ибо в этом суть призвания и избрания Израиля (Пс. 102). Псалмопевцы прославляли не Иерусалим, Давида или Израиль, но Бога Израилева как Творца всего и Искупителя Израиля. Он избрал гору Сион как земное средоточие Его вселенского Царства (Пс. 2; 86).

Пророк Иезекииль заявляет: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли» (Иез. 5:5). Поклонение Израиля Богу вдохновлялось преимущественно его надеждой на Мессию или Царя–Священника, Который исполнит Божьи обетования Аврааму и его сыновьям для спасения мира: «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3; ср. с Гал. 3:8).

Наивысшее стремление псалмопевцев Израиля заключается в том, чтобы все человечество признало владычество и власть Яхве: «Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс. 150:6). Великие исторические псалмы (Пс. 76; 77; 104; 105; 106) учили Израиль, что его история почти целиком и полностью состоит из нежелания надлежащим образом откликнуться на спасительные инициативы Бога. Иезекииль выставляет перед отступническим Иерусалимом зеркало израильской истории восстания и осквернения Божьего святилища (Иез. 16; 23). В целом пророк считал Израиль мятежным и непокорным народом. Тем не менее в нем оставался верный Остаток, составлявший истинный народ Божий и бывший, следовательно, объектом особой заботы со стороны Бога.

Божий план благословить народы через Израиль будет выполнен, но несколько иначе: посредством верного Остатка от Израиля — так решил Бог. Избранный Богом Остаток наследует обетования завета и обязанности просвещать мир. Вечные намерения Бога устоят и исполнятся. Пророческие прогнозы о восстановлении Израиля после ассирийского и вавилонского плена обращают внимание на восстановление Божественной теократии в Израиле. Израильтяне — это не светское, политическое государство (Иез. 20:32–38), а духовно очищенные люди, поклоняющиеся Богу (Ис. 56; Иез. 36; Иер. 31).

После возвращения из плена Израиль был духовным сообществом, сплоченным вокруг отстроенного храма, но не вокруг царского престола. Малахия подчеркивал, что лишь «боящиеся Яхве» израильтяне представляют собой народ Божий, и только «служащие Богу» будут признаны драгоценным достоянием Бога на последнем суде (Мал. 3:16–4:3). Цель ветхозаветного обетования о будущем Остатке — заверить в исполнении благословений завета. Но они исполнятся не на неверном государственном образовании того времени под названием Израиль, а на тех израильтянах, которые верны Яхве и уповают на обетованного Мессию. Основополагающая цель миссии Израиля наиболее ясно выражена в четырех пророческих песнях Исайи «о рабе Господнем» (Ис. 42:1–4; 49:1–6; 50:4–10; 52:13–53:12). Раб здесь обозначает верного Мессию Израиля — типичного израильтянина, олицетворявшего весь народ. Израиль в целом был призван стать миссионерским сообществом, но в высшем смысле только один израильтянин мог выполнить предначертанную Исайей миссию. Избранный раб будет служить Господу, не только распространяя знание об истинном Боге до концов земли (Ис. 42:1–4), но также и собирая верный Остаток Израиля к Богу (Ис. 49:5,6). Исайя провел разграничительную черту между Израилем, который «слеп» и «глух», как раб Яхве (Ис. 42:19, 20), и страдающим Рабом, послушным Яхве (стихи 1–4; 49:1–6; 50:4–10; 52:13–53:12). Как заметил Ф.Ф. Брюс (4, с. 86), «хотя в каком–то смысле раб олицетворяет весь Израиль, он отличен от народа в целом, к которому, собственно, и обращена Его миссия, так же как впоследствии она была обращена к языческому миру». Одинокий Раб укрепляется Богом для совершения миссии и реабилитируется в условиях ложных обвинений со стороны еврейской или языческой оппозиции (Ис. 50:4–9). В Четвертой Песни о Рабе Господнем, Ис. 52:13–53:12, Раб Яхве описывается подробно: Он не только перенесет страдание и презрение, но также и смерть как венчающий акт послушания, посредством которой Он исполнит Божьи намерения и стяжает благословение и освобождение для множества людей. «Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53:8–10). Таким образом, Божий план в отношении язычников, который Он намеревался осуществить через народ израильский, не был сорван или отложен, но успешно осуществлен через Мессию (Ис. 53:10).

Б. Остаток Израиля

В Ветхом Завете слово «остаток» (шеар, шерит) используется для описания трех типов людей: (1) исторический Остаток, переживший национальную катастрофу; (2) верный Остаток, поддерживающий активные отношения завета с Богом и исполняющий Божественные обетования об избрании; (3) эсхатологический Остаток, состоящий из тех верующих в Мессию, которые останутся верными до конца существования Церкви и в конечном итоге выйдут победителями. Тема Остатка в Священном Писании проходит от Бытия до Откровения и прослеживается в каждой книге Ветхого Завета. Термины, образованные от этого корня, употребляются более 540 раз в одном только Ветхом Завете.

Исторический Остаток

Часто под «остатком» подразумеваются те представители Израиля (или Иудеи), которые физически уцелели после конкретной национальной катастрофы (4 Цар. 19:31; 25:11; 2 Пар. 34:21; Иер. 24:8; 52:15; Иез. 9:8; 11:13). После того как остаток Иерусалима был депортирован в Вавилон в 586 году до н. э., в земле Иуды осталось совсем мало людей (4 Цар. 25:22; Иер. 40–44). Когда этот последний остаток бежал в Египет, Иеремия предсказал, что «ни один из них не останется и не избежит… бедствия» (Иер. 42:17; 44:7). Иудеи или израильтяне, которые впоследствии вернулись из Вавилона в Палестину при Зоровавеле, были охарактеризованы пророками, жившими после (617) плена, как Божий народ остатка (Агг. 1:12, 14; 2:2; Зах. 8:6, 11, 12). В этих отрывках «остаток» — это в основном люди, которые физически уцелели после национальных катастроф Израиля. Этому остатку Бог Израилев предлагает новое общение завета, чтобы Иерусалим назывался «городом истины» (Зах. 8:3).

Верный Остаток

Идея Остатка приобретает явно теологическую окраску в пророческих книгах. Пример теологического использования мотива остатка пророками — это обетование Бога Илии, которому казалось, что все отступили от Яхве, кроме него: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). Таким образом, Израиль как политическое государство или этническая группа не мог автоматически приравнять себя к верному Остатку. Только люди, поклонявшиеся Богу в соответствии с Его заветом, были верным Остатком в Израиле. Важно также и то, что остаток народа Божьего, переживший Божьи суды в Ветхом Завете, должен был всем сердцем обратиться к своему Богу завета, чтобы не пасть также от карающего суда Божьего (Втор. 30:1–3; 4 Цар. 21:14, 15; 2 Пар. 30:6). Характерен призыв Захарии к Остатку его времени: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3). Отклик Бога изображен в Его действии Божественного оправдания покаявшегося первосвященника Иисуса (Зах. 3:3–5). Ездра выражает искреннее раскаяние остатка, вернувшегося из плена: «Господи Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицом Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицом Твоим» (Ездр. 9:15).

Мольба Ездры указывает на постоянную потребность уцелевших детей Божьих в смирении и раскаянии. Такой Остаток несет как обетования завета, так и определенные обязанности. Все пророки, написавшие книги, проводят различие между отступническим Израилем и верным Остатком внутри Израиля как нации. Амос и Исайя, которые писали в восьмом веке до н. э., разработали специфическую теологию Остатка в контексте возвещения судов на Израиль и Иуду. Хотя Амос объявил о конце северного царства Израиль как государственного образования в грядущий день Яхве, он в то же время обнадежил израильтян тем, что Бог может помиловать «остаток Иосифов» (Ам. 5:15), если они взыщут Его и добро (стихи 4, 6, 14). Таким образом, Амос опроверг популярное мнение, будто Израилю в целом автоматически гарантируются благословения завета и освобождение от Божественного суда (стихи 18–27). Он отверг злоупотребление Израилем Божественного избрания и разоблачил популярное заблуждение, будто Божьи обетования носят безусловный характер (Ам. 3:2; 9:7–10).

Весть Амоса содержала следующие удивительные новые откровения: (1) Бог воздвигнет верный Остаток из дома Давида после ассирийского кризиса; (2) кроме того, в народах, окружающих Израиль, таких как Едом, также обнаружится верный Остаток, который объединится с Израилем (Ам. 9:11, 12). Таким образом, цель вести о суде у Амоса в том, чтобы воздвигнуть верный Остаток ищущих Бога в конце истории Северного Царства. Его обетование о возрождении истинного богослужения и поклонения (стихи 11, 12) в Израиле лишь частично исполнилось после возвращения из вавилонского плена, поскольку на первом христианском соборе в Иерусалиме апостолы объявили о мессианском исполнении этого пророчества (Деян. 15:13–18).

Пророческое обетование об Остатке первоначально исполнилось еще во времена Ветхого Завета после возвращения из ассиро–вавилонского плена, но его эсхатологическое исполнение произойдет в мессианский век. Это двойное исполнение объясняется иносказательной или образной перспективой, в которой пророки рассматривают грядущий день Господень. Да, этот день наступил для национального Израиля, когда его настиг Божий суд, совершенный посредством Ассирии и Вавилона; но окончательное, полное и вселенское исполнение пророчеств о дне Божьем произойдет во дни новозаветного мессианского народа, в космический судный день Господа.

Контекст обоих заветов должен определить, в каком смысле или в какой мере ветхозаветное пророчество о будущем Остатке народа Божьего исполнилось в прошлом и получит ли оно дальнейшее эсхатологическое исполнение в новозаветное время. Мессия Израиля, Иисус Христос, гарантирует фундаментальную преемственность между ветхозаветным и новозаветным народом Остатка и теологией Остатка.

Эсхатологический Остаток

Исайя, более чем другие пророки, объединяет мессианские пророчества с конкретной теологией Остатка и при этом выходит за рамки всех исторических случаев исполнения ветхозаветных пророчеств об Остатке. Исайя предсказывает, что Мессия как «отрасль Господа» (Ис. 4:2) сохранит «святой остаток» или «святое семя» (Ис. 6:13) на Сионе в огне суда: «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис. 4:3,4).

Эти представители Остатка «возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному» (Ис. 10:20, 21; ср. с 30:15). «Бог крепкий» (Эль гиббор) — это имя, данное Мессии (Ис. 9:6). Исайя также делает Мессию краеугольным камнем, на котором будет построен новый Израиль (Ис. 28:16; ср. с Рим. 9:33; 10:11). Не все, принадлежащие к этническому Израилю, суть истинные израильтяне: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис. 10:22).

Для Исайи духовными характеристиками верного Остатка являются вера, доверие и охотное послушание Богу и Его Мессии (Ис. 1:18, 19; 7:9; 53). Исайя лично (618) пережил это в своем видении призвания (Ис. 6:1–8). «Самого пророка можно считать провозвестником будущего остатка, потому что он столкнулся со святостью Яхве и вышел из этого опыта очищенным человеком» (16, с. 243). Пророк даже дал своему сыну символическое имя Шеарясув, означающее «остаток возвратится», чтобы обобщить один важный аспект своей пророческой вести.

Исайя делает более явной идею Амоса об остатке, подчеркивая, что эсхатологический или мессианский народ Остатка объединит в своих рядах не только израильтян, но и тех язычников, которые изберут поклонение и служение Израилеву Богу завета и которые взыщут Своего Мессию как «знамя для народов» (Ис. 11:10, 11; 56:3–8). Уцелевшие из народов будут опять посланы в другие страны «возвестить народам славу» Божью (Ис. 66:19; ср. с Зах. 14:16). Эсхатологический Остаток будет мессианским народом, участвующим во всемирном миссионерском служении с целью собрать всех принимающих Божью весть в единое общество веры и истинного поклонения. Многие язычники признают Сион истинным градом Божьим (Ис. 2:1–4; Мих. 4:1–5). Исайя указал на то, что одной из конкретных особенностей возрождения и реформации верного Остатка будет восстановленное богослужение в субботние дни (Ис. 56; 58).

Михей также объединяет обетования о грядущем Мессии–Царе с картиной Израиля, мессианского стада (Мих. 2:12, 13; 5:2–4), преступления которого милостиво прощены (Мих. 7:18, 19). Иоиль и Софония конкретно обращают внимание на обетование о последнем народе Остатка, который поклоняется Господу в Духе и истине в Его храме (Иоил. 2:32) в подлинном смирении и чистоте сердца и уст (Соф. 3:9,12,13).

Иеремия и Иезекииль объявили о неизбежном историческом суде Бога над Иерусалимом и Иудой посредством вавилонского царя из–за отказа народа покаяться в религиозном и нравственном отступничестве (Иер. 5:1–3; 6:9; 8:3, 5; 21:8–10; Иез. 5:12; 8:6–18; 9:8). Тем не менее после этой исторической катастрофы Бог соберет верный Остаток — людей с чистым сердцем и новым духом, в жизни которых явно проявляется сила «нового завета» от Бога (Иер. 31:31–34; Иез. 36:24–27). Они будут сплочены скорее как духовно–религиозная, а не политическая общность по причине присущей всем им преданности обетованному Мессии–Царю (Иер. 23:5, 6; 33:14–16; Иез. 34:23,24; 37:24–27). Здесь эсхатологический Остаток снова неразрывно связан с грядущим Мессией. Этим Остатком будет народ Мессии.

Апокалиптическая Книга Даниила вносит свой вклад в пророческий прогноз, помещая эсхатологический Остаток в прогрессирующую шкалу Мессианского времени. Даниил не только предвидит гонения на народ святых Всевышнего в течение трех с половиной времен или 1260 лет после крушения Римской империи (Дан. 7:25; ср. с Откр. 12:6,14), но также предсказывает бедственное время для последнего Остатка, который будет избавлен от апокалиптических горестей судного дня Михаилом, выступающим как Сын Человеческий (Дан. 12:1–4).

В заключение отметим, что в Ветхом Завете будущий остаток Израиля всегда изображается как верное Господу религиозное сообщество, поклоняющееся Богу с новым сердцем, созданным Духом Божьим на основании нового завета. У пророков Исайи, Михея, Иеремии и Иезекииля эсхатологический Остаток Израиля и других народов сплачивается вокруг Мессии, образцового Раба Яхве (Ис. 42:1–7; 49:6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.031 с.)