Тип урока: урок формирования новых знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тип урока: урок формирования новых знаний



Вид урока: урок исследование

Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, раздаточный материал: рабочая тетрадь, исторические источники

Приветствие учащихся. Организационный момент

Все рядком лежат — Не развесть межой.Поглядеть: солдат.Где свой, где чужой?Белый был — красным стал:Кровь обагрила.Красным был — белый стал:Смерть побелила.

М.Цветаева

Скажите, ребята, о каком историческом событии пишет М.Цветаева? И что хочет поэт этими строками? Почему вы так считаете?

 

Да, Вы правы. Наш урок посвящен сегодня  одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории-   

«Гражданской войне и военной интервенции в России»

Нам необходимо будет сегодня сформулировать собственную позицию об этом историческом событии. И то, что для этого необходимо сделать?

- вспомнить предшествующие события

-понимать причины

-знать события и участников

-результаты

-последствия

И так, какова цель нашего урока? Прошу сформировать и записать в рабочую тетрадь.

Для удобства в работе я предлагаю вам, ребята, использовать рабочую тетрадь. Думаю, что она поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Работа с рабочей тетрадью будет продолжена на последующих уроках.

 

Цель урока:

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;

 

 

(Учитель определяет развивающую и воспитательную цели)

- совершенствовать умения учащихся работать с различного рода источниками информации, прежде всего, историческими источниками, исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы;

- подвести учащихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной трагедией нашего народа. 

 

Озвучить проблемные вопросы:

Давайте вспомним, что стало причиной  создания Красной Ар­мии? Чем она отличалась  от буржуазной армии? Почему большевики выдвинули идею создания ре­гулярной армии, несмотря на то, что ранее предполагалось заменить армию боевыми отрядами красногвардейцев?                                                                                                            

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:

1. Понятия «гражданская война» и «иностранная интервенция»

2. Предпосылки и особенности Гражданской войны в России

3. Проблема периодизации Гражданской войны

4. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил, белый и красный террор

5. Последствия Гражданской войны для судьбы страны в XX веке. 

 

Имена: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.С.Каменев, В.К.Блюхер, С.М.Буденный, В.И.Чапаев; Л.Г.Корнилов, М.В.Алексеев, А.И.Деникин, А.В.Колчак, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель

Понятия: Гражданская война, иностранная интервенция, белое движение, «демократическая контрреволюция», белый и красный террор.

 

1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

 

Давайте вспомним значение этого понятия и проанализируем несколько терминов приведенные в учебнике и на экране. Что общего в определениях, какие есть различия?

 

Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)

(учащиеся записывают определение в информационные карты)

Гражданская война -

 

А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война?  

Кто эти вооруженные группы населения?  В чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних?

 

Дискуссия

 

 

Мы видим страшные особенности этого события, значит и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.

 

Но в теме нашего занятия содержится еще одно понятие – военная интервенция. Давайте дадим ему определение.     

 

Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.

(учащиеся записывают определение в рабочую тетрадь))

 

(Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.)

 

И вот, мы с вами можем отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией. (запись в рабочую тетрадь)    

 

2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, т.е. предварительные условия? Давайте обратимся к учебнику. (Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в рабочую тетрадь)

- Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы

- Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны

- Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы

Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую.

Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины. Сделать это нам поможет задание, которое содержится в информационной карте. В предложенном перечне, укажите причины Гражданской войны.

Правильные ответы:

- Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Экономическая политика большевиков

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией 

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.007 с.)