Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость преемственности воспитательной работы с детьми на рубежах детства.

Поиск

Итоги музыкального развития детей, уходящих из детского сада в школу.

Дети подготовительной группы в конце года МОГУТ:

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Уметь оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память со зрителем.

Владеть необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

Использовать практические навыки при работе над внешним обликом героя – подбор костюмов, прически.

Активное проявлять свои индивидуальные способности в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

3.Содержание, формы, методы музыкального образования в 1 классе школы:

- характеристика программ;

- своеобразие проведения уроков музыки;

- школьные утренники.

I класс

Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом - настроение человека и настроение в музыке. Далее - элементарные жанры музыки (песня, танец и марш). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.

Начало занятий музыкой в I классе - один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому

необходимо более подробно остановиться на музыкальном воспитании первоклассников.

Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным и ясным литературным языком. Например: "Музыка звучит по радио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больше слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает радости". Для запоминания детям следует предлагать краткие, лаконичные определения: "Музыка состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей), сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструменталиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картинку балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)".

На уроках в I классе хорошо принимаются музыкальные загадки: "Познакомиться изволь: тут поется нота..." (соль). Педагог Е.И. Юдина разработала ряд интересных практических заданий для детей: давай помаршируем, давай споем, давай потанцуем, давай поиграем на инструментах, исследуем музыкальные звуки, давай импровизировать и т.д. Приведем некоторые примеры таких заданий.

При этом надо показать два рисунка: веселые девочки зовут Машу в хоровод и грустная Маша с отрицающим жестом. Подробнее о разнообразных творческих заданиях для младших школьников можно прочитать в пособии: Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1997.

Рассматривая вопрос о том, что делает музыку выразительной, учитель должен рассказать детям, что музыка говорит своим особым языком. И для того чтобы понять этот язык, нужно вслушаться в него, привыкнуть к нему. Настоящая музыка никогда не звучит просто так, ничего не выражая, ни о чем не рассказывая. Ее выразительность во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальная интонация так же передает чувства, настроения, мысли, как и речевая; и музыкальные звуки и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр - составляющие элементы музыкальной речи.

В I классе для прослушивания используются следующие музыкальные произведения: альбомы фортепианных пьес А. Гречанинова, П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьева, опера М. Коваля "Волк и семеро козлят", опера М. Красева "Муха-Цокотуха", "Детские игры" Ж. Визе и другие.

Знакомство с тембрами и видами музыкальных инструментов рекомендуется проводить, дополняя слушание музыки показом самого инструмента или его рисунка, коротким рассказом о нем и демонстрацией его звучания.

Фортепиано - клавишно-ударный инструмент. При нажатии на клавишу по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано может быть и громким, и тихим. Отсюда и его название: forte (что означает "громко") и piano (что означает "тихо"). Рояль и фортепиано имеют только одну клавиатуру, у каждого инструмента есть по две педали, с помощью которых меняется окраска звука. В концертных залах играют на роялях, так как звук рояля мощнее. Название "рояль" в переводе на русский язык означает "королевский" (от фр. royal - король). В его черную полированную поверхность можно смотреться как в зеркало. Рояль - один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. Этот инструмент очень выразительный, а главное - многоголосый, т.е. на нем можно сразу сыграть несколько мелодий или мелодию и аккомпанемент одновременно.

Скрипка - струнный инструмент, ее называют царицей музыки. У скрипки очень красивый, напоминающий человеческий голос звук. Он извлекается с помощью смычка - трости с натянутым на ней пучком конского волоса. Протяжное, певучее звучание достигается именно благодаря смычку. Скрипку во время игры держат левой рукой у плеча. Главное достоинство скрипки заключается в ее способности петь, она может тянуть звук очень долго. Каждая струна на скрипке - это одна определенная нота. Четыре струны - четыре ноты.

Флейта - деревянный духовой инструмент. Звук у нее чистый, светлый, высокий. Поэтому она может исполнить любую мелодию самым высоким "голосом". Но лучше всего у нее получаются быстрые трели. Флейта произошла от тростниковой дудочки, и в переводе на русский язык ее название означает "дуновение". Вначале флейту держали вертикально вниз - продольная флейта. Позже появилась поперечная флейта, которую держат поперек, как бы лежа, горизонтально.

Труба - нарядный, сверкающий медный духовой инструмент. Звук трубы яркий, блестящий. В древности труба была сигнальным инструментом, она призывала к вниманию, возвещала об опасности. На трубе легко можно сыграть торжественный или воинственный сигнал. Если приглядеться к этому инструменту, то можно увидеть кнопочки-вентили, закрывающие отверстия для воздуха. Нажимая на эти кнопочки, трубач изменяет высоту звучания инструмента.

В разделе "Духовная музыка" предлагается знакомство младших школьников с музыкой, которая используется в обрядах православной церкви; они прослушивают колокольные церковные звоны, узнают об искусстве звонаря, о традициях колокольного звона на Руси.

В разделе "Музыкальная культура родного края" рекомендуется изучение детского музыкального фольклора и его жанров: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, припевок, приговорок, скороговорок, считалок, жеребьевок, дразнилок.

Познакомить детей с понятием "фольклор" можно следующим кратким рассказом (из опыта работы М.С. Осенневой):

- А знаешь, чем славна с древних времен наша с тобою земля? Песнями! Да, да - песнями. Широкими и просторными, словно поля бескрайние, глубокими, будто реки да озера бездонные. Кто и когда их сочинил, уж теперь никто и не помнит. По наследству они нам с тобою достаются. Береги их, ведь народные песни - это кладезь мудрости и чистейший источник щедрой души русского человека. Вот и ты знаешь теперь, что такое фольклор.

После знакомства детей с колыбельными песнями как разновидностью фольклора можно предложить им следующие задания (разработанные М.С. Осенневой):

1. Выучи колыбельную и спой своей сестренке или братишке. Можешь сочинить еще пару куплетов. Да не забудь в одном из куплетов ласково обратиться к малышу. Если его зовут Данила - спой Данилушка, Лиза - Лизанька, Оля - Оленька. Так, бывало, пели мамы. Вот уж воистину - "При солнышке - тепло, при матушке - добро".

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Дрему.

3. Попробуй-ка сочинить свою колыбельную на такие слова:

Баю, бай, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Митю не буди.

Перед тем как за дело взяться, подумай - чтобы малыш скорее уснул, как следует петь колыбельную: громко или тихо? Быстро или медленно? Бодро или спокойно? Попробуй! У тебя получится!

Еще одна разновидность фольклора - прибаутки. Так называли песни, что пели детям мамы да няньки в первые годы жизни. А что ребенок любит больше всего? Конечно, сказки. Прибаутки - это маленькие сказки в стихах. К прибауткам относятся и небылицы. Задания детям:

1. Расспроси маму: какие прибаутки она тебе пела? Какие прибаутки пели маме и папе в детстве?

2. Сочини свою небылицу. Можешь сочинить свои слова, а можешь - мелодию к такому тексту:

Заиграли утки в дудки,
Тараканы - в барабаны,
А коровы да быки
Нарядились в башмаки.

Потешки - от слова "потешать", что значит веселить, забавлять. А забавляли, бывало, малых детушек так - брали у ребенка руку, водили по ней указательным пальцем да припевали:

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила...

Вспомни, и тебе, наверняка, так пели, указывая на каждый пальчик:

Этому дала на блюдечке,
Этому - на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому - поскребушки.
А этому ничего не дала:
Мал, недорос,
Воды на кашку не принес.
Кашку есть не будет!

Вспоминаешь? А потом, наверное, взрослые разводили твои ручки в стороны и быстро поднимали на головку, приговаривая:

Шу-у-у, полетели - на головку сели.

Малышу весело от такой потешки, хорошо и спокойно, потому-то и говорили раньше: "Худо без доброго слова".

Скороговорки. А еще, бывало, соберутся ребята да как начнут состязаться - кто кого переговорит? Уж тут только поспешай, скоро говори. А ну-ка попробуй сам:

Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Смешно? Может, отсюда и пошла народная мудрость: "Поспешишь - людей насмешишь". А ты знаешь какие-нибудь скороговорки? Задания:

1. Спой скороговорку с другим текстом:

Тары-бары-растобары,
У Варвары куры стары.

2. Сколько разных звуков в мелодии скороговорки? А теперь спой скороговорку только на двух звуках:

Дабы, дабы, дабы- бы,
Пошла баба по гри бы.

Все слоги пой на одной ноте, кроме выделенного слога бы. Этот слог пой, будто взбираешься на ступеньку вверх. Потяни более высокий звук подольше. Согласные произноси четко! Не ленись!

В разделе "Интеграция художественных дисциплин" используются следующие произведения для начальной школы, расположенные по темам, которые рекомендуются для проведения интегрированных занятий, объединяющих ИЗО, литературу и музыку.

Тема "Азбука красоты"

Музыка: И. Филипп "Колыбельная", С. Майкапар "Дождик", Д. Шостакович "Марш", И. Стрибог "Вальс петушков", Д. Штейбельт "Адажио", В. Шаинский "Чему учат в школе", А. Эшпай "Танец", А. Островский "Нотная азбука", Р. Паулс "Алфавит", Г. Свиридов "Грустная песня".

Литература для чтения: М. Князева "Азбука искусств", Н. Ветлугина "Музыкальный букварь".

Тема "Осень"

Музыка: Г. Свиридов "Грустная песня", В. Шаинский "Чему учат в школе", Г. Свиридов "Осенние листья", В. Кузнецов "За окном идет дождь", П. Чайковский "Грустная песенка", "Осенняя песня", Е. Тиличеева, cл. Л. Дымовой "О чем плачет дождик", "Осень бродит лесами", "Что у осени в корзине", Д. Васильев-Буглай "Осень".

Литература для чтения: Ф. Тютчев "Листья", "Есть в осени первоначальной", И. Бунин "Листопад", А. Блок "Зайчик".

ИЗО: И. Шишкин "Осень", И. Грабарь "Рябина", И. Левитан "Золотая осень", "Слободка".

Тема "Мир животных"

Музыка: Ю. Чичков "Мой щенок", А. Савельев "Настоящий друг", В. Шаинский "Не дразните собак", "Пропала собака", Г. Гладков "Про львенка и черепаху", Н. Любарский "Курочка", С. Майкапар "Мотылек", Э. Григ "Бабочка", К. Сен-Сане "Лебедь" из цикла "Карнавал животных".

Литература для чтения: С. Михалков "Мой щенок", Л. Толстой "Котенок", Н. Носов "Живая шляпа".

ИЗО: И. Шишкин "Утро в сосновом лесу", "Лесная чаща", "Цветы у опушки леса".

Тема "Зима"

Музыка: П. Чайковский "Зимнее утро", Б. Кырвер "Ручеек замерзает", Ж. Металлиди "Воробьишкам холодно", С. Сароян "Пейзаж", С. Стоянов "Снежинки", русские народные песни "Уж ты зимушка-зима", "Зимушка", В. Шаинский, cл. М. Танича "Зимняя сказка", Е. Крутицкий "Зима", В. Соколов "Снежная тропинка".

Литература для чтения: А. Пушкин, С. Есенин и Ф. Тютчев о зиме, А. Пушкин "Мороз и солнце", "Мечтатель" (отрывок), А. Плещеев "Зимний вечер".

ИЗО: И. Шишкин "Зима", "Иней", Л. Пластов "Первый снег", В. Суриков "Зима", Б. Кустодиев "Масленица", А. Рябушкин "Зимнее утро".

Тема "Друзья со мной"

Музыка: И. Разоренова, cл. Б. Найденовой "Мы - дружные ребята", З. Львов-Компанеец "Все дети на планете", Ю. Мильман, cл. А. Мариюна "Друзья-товарищи", Г. Гладков - музыка к мультфильму "Бременские музыканты", В. Шаинский "Песня о дружбе", В. Шаинский, cл. М. Танича "Когда мои друзья со мной", А. Савельев "Настоящий друг".

Тема "Весна"

Музыка: Э. Григ "Весною", немецкая народная песня "Приди, весна", русская народная песня "Веснянка", М. Глинка "Жаворонок", П. Чайковский "Песнь жаворонка"; цикл "Детский альбом": Ф. Шопен "Весна", Э. Ильина, cл. С. Капутикян "Кап... кап...", Р. Шуман "Май, милый май, скоро ты вновь настанешь", Н. Виноградова, cл. Я. Полонского "Весенняя песенка".

Литература: А. Майков "Поле зыблется цветами" (отрывок), Ф. Тютчев "Зима не даром злится", "Весенние воды", А.К. Толстой "Вот уж снег последний тает", А. Пушкин "Гонимы вешними лучами", С. Маршак "Веселая песенка", В. Жуковский "Жаворонок".

ИЗО: К. Юон "Мартовское солнце", А. Саврасов "Грачи прилетели", Ф. Васильев "Оттепель", Б. Кустодиев "Масленица", И. Левитан "Март".

 

Тема "Доброе имя человека"

Музыка: В. Шаинский "Антошка", А. Александров, cл. М. Ивенсен "Всегда найдется дело", О. Бер "Шалун", В. Шаинский, сл. Ю.Энтина "С понедельника возьмусь", "Встану рано поутру", М. Грачев "Веселые мастера", М.Степаненко "Обидели", Е. Крылатое, cл. Е. Евтушенко "Не надо бояться", Г. Гаврилин "Маленький лгунишка", А. Ленин, cл. Г. Рублевой "Песенка крокодила Гены".

Основные итоговые ориентиры для учителя I класса.

Учащиеся должны знать:

· первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;

· музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр; динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;

· внешний вид музыкальных инструментов: фортепиано (пианино и рояль), скрипка, флейта, труба, балалайка;

· структурные формы: двухчастная, трехчастная, вариации;

· исполнительские коллективы: оркестр (духовой и народных инструментов), хор;

· певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас;

· правила пения, певческой установки и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:

· узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);

· дать определение общего характера музыки;

· охарактеризовать средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный), силу звучания (громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), мелодию (плавная, скачкообразная), ритм (ровный, пунктирный);

· соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко, светло, звонко, не форсировать звук, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения;

· понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения;

· уметь выделять сильную долю в двудольном размере;

· импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера, отдельные фразы стихотворного текста, одноголосное ритмическое сопровождение;

· тактировать на "два", ритмично ходить в характере музыки, выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;

· выполнять танцевальные движения, маршировать, легко бегать под музыку, перестраиваться в большой и малые круги.

Содержание учебного предмета, курса

Основное содержание курса представлено следующими со­держательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Ос­новные закономерности музыкального искусства», «Музы­кальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, наст­роений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Пе-сенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ­ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена го­да». П. Чайковский.

Колыбельная Волковы, песня Садко «Заиграй­те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Бог­дановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфа­вит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народ­ная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, рус­ский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финс­кая народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Поче­му медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождест­венские песни народов мира.

 

Раздел 2. Музыка и ты (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные позд­равления. Музыкальные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Ут­ро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, гру­зинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к по­вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке.

Утро в лесу. В. Салманов.

Доброе ут­ро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Ка­балевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салма­нов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л.-А. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эс­тонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народ­ная песня.

Песня о маленьком трубаче. С. Ники­тин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев.

Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебеде­ва-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Ду­наевский.

Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокоту­ха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садов­ского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, рус­ский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я.Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фан­тазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю.Энтина

Необходимость преемственности воспитательной работы с детьми на рубежах детства.

Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т.д.

Каждый этап, являясь частью единого целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребенка. Каждый этап характеризуется определенным содержанием, методами и формами воспитательной работы с детьми. На каждой предыдущей ступени решаются собственные задачи воспитания, а также целенаправленно проводится работа, связанная с общей подготовкой к успешному овладению новыми формами поведения и отношений, к усвоению более сложных норм и правил нравственности, которое будет происходить на последующей ступени. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом.

Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью – учением и выступает как член большого детского коллектива. Здесь процесс формирования общественной активности, самостоятельности, нравственности ребенка приобретает новые черты. Подготовка к этому новому этапу перспективно ведется в детском саду.

Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий.

И.П. Павлов говорил о зависимости развития организма от условия существования. Нервная система ребенка может испытывать большие трудности при переходе из одних условий в другие, если эти условия резко отличаются от предыдущих. Этим объясняется необходимость преемственности – сближение воспитания и обучения, недопустимость резких изменений при переходе с одной ступени на другую. В то же время нельзя игнорировать своеобразие этих ступеней.

Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, моральные знания, отношения и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений.

Руководствуясь принципом преемственности, учитель, организуя учебную, теперь ведущую, деятельность детей, одновременно не исключает из их жизни игру – деятельность, которая была ведущей в дошкольном воспитании. В начальных классах, особенно в первых, игра должна использоваться на уроках, пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников. Игра может выступать как самостоятельный вид деятельности.

В разнообразных творческих играх формируется социальное сознание, развиваются нравственные качества детей, формируются их взаимоотношения

Введение в школьную жизнь игр, вызывающих положительно окрашенное переживание, создает общий радостный ритм жизни, оптимистические настроения у детей.

Преемственность между дошкольным и школьным воспитанием должна идти по линии усложнения содержания, осознания детьми нравственных отношений. Поэтому в организации воспитательной работы учителю следует ориентироваться на активных ребят. Им надо поручать дежурство, уход за растениями и т.д. К остальным первоклассникам подходить дифференцированно, развивать имеющиеся навыки, ставить более сложные задачи, выполнение которых требует мобилизации уже имеющихся знаний и умений.

В нравственном формировании ребенка огромную роль играет система его отношений со взрослыми и сверстниками. В школе происходит перестройка этих отношений, которые становятся более деловитыми и регламентированными. Преемственность в воспитании требует, чтобы ребенок еще в детском саду был готов к изменению характера отношений с педагогами.

С элементами более регламентированных отношений дошкольники познакомились уже во время занятий. Здесь ребенок должен был действовать по плану, предложенному воспитателем, выполнять определенные требования, на основе которых строятся отношения с воспитателем во время занятий. Но позиция учителя в школе, особенно по отношению к первоклассникам, должна быть гибкой и подвижной.

Отношения младшего школьника со сверстниками также претерпевают изменения. Расширяется круг общения, возрастает избирательность в установлении личных отношений. Младший школьник начинает в большей мере ориентироваться на нормы и ценности, которые складываются в среде его сверстников. Преемственность в нравственном воспитании требует, чтобы учитель был постоянно в курсе дела всех взаимоотношений в классе и своевременно приходил на помощь детям при затруднениях или ошибках в отношении друг с другом. Это поможет создать в школе положительный эмоциональный тонус, атмосферу радостного состояния духа школьников, доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе.

Осуществление преемственности в нравственном воспитании детей дошкольного и школьного возраста позволяет совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.013 с.)