Какой процент солнечной энергии поглощают сосняки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой процент солнечной энергии поглощают сосняки?



Шолу

Образовательная: Изучить лес и свет.

 

 

Дамыту

Развивающая: Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное.

3.Тәрбиелік

Воспитательная: Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при изучении темы. 

Сабақтың типі

Тип урока: лекция, работа с карточками     

Сабақ түрі

Вид урока: лекционный материал и работа по карточкам.

Оқыту әдісі  

Метод обучения: теоретический, словесный, наглядно-иллюстрационный

Пәнаралық байланыс

Межпредметная связь: лесоводство, лесная таксация, лесовыращивание, дендрология, селекция

Көрнекі құралдар

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки                              

Студенттер білуі керек /студенты должны знать: Лес и свет.

 

Студенттер істей білуі керек /студенты должны уметь: применять полученные теоретические знания на практике.

                                                      

                                                       

 

 

 

Сабақ жоспары

План урока

Этапы занятия Содержание учебного материала Методы и методические приёмы обучения Средства обучения Дозировка времени
1 Орг.момент словесный журнал 1 мин
2 Мотивация и целепологание словесный   1 мин
3 Проверка домашнего задания устно вопросник   15 мин
4 Теоретическая работа   практические задания. Бумажные носители 50 мин
  5 Закрепление устно вопросник 20 мин
  6 Комментирование и выставление оценок устно журнал 1 мин
  7 Домашнее задание   учебник Лекционный материал 1 мин
8 Рефлексия устно «На уроке я узнал…» 1 мин

 

 

Тема:  Лес и свет.

Одним из важнейших факторов для роста и развития леса является лучистая энергия солнца – c вет. Листья отражают, поглощают и пропускают солнечное излучение. Поступающая к поверхности древесного полога световая радиация трансформируется. Так, сосняки (насаждения сосны) отражают 4-6%, поглощают 60%, пропускают к нижним ярусам растительности около 35% светового потока. Ельники (насаждения ели)  пропускают не более 3-8%.

Из-за высокой плотности крон в ельниках формируется особый режим солнечной радиации. В ясную солнечную погоду освещенность приземного слоя примерно в 30-40 раз меньше, чем над кронами, при этом 60-80% солнечной энергии поглощается верхней частью полога.

От режима освещенности зависят биометрические показатели  (БП) хвои в различных частях кроны. Установлено, что с уменьшением освещенности крон средняя длина хвои и её масса снижаются, а боковая поверхность хвои, наоборот, увеличивается. Влажность (В) хвои в зависимости от ее возраста и положения в кроне меняется незначительно.

                  Показатели хвои ели при различном положении в кроне:

Положение Относительная  

Показатели хвои

 
в кроне освещенность, % средняя количество БП 1 г, В, %
    длина, мм в 1 г, шт. см2  
Верхняя часть 100-80 13,8 193 89 40,2
Средняя часть 40-20 13,6 284 116 39,7
Нижняя часть 10-4 11,9 496 160 38,7

 

При одинаковой высоте солнца освещенность в утренние часы выше, в вечерние – ниже. Это связано с уменьшением прозрачности атмосферы во второй половине дня. Исследования показали, что в среднем под полог ельника в ясную погоду проникает около 4-10% суммарной радиации и примерно 8-20% в пасмурную. Известно, что под пологом сосняков солнечной радиации примерно на 15% больше.

Различают прямой и рассеянный свет. Прямой свет рассеивается атмосферой и облаками. При сплошной облачности на земную поверхность приходит только рассеянная радиация, однако и в ясные солнечные дни ее доля может достигать 10-15%. Внутри древесного полога в любую погоду преобладает рассеянный свет. Это следствие многократного преломления лучей.

Состав света и характер освещенности зависит от географической широты местности и от высоты над уровнем моря. В северных широтах больше рассеянного света. Интенсивность света меньше, но продолжительность светового дня больше.

Интенсивность света (освещенность) имеет большое значение для леса и определяет уровень продуктивности растительных сообществ. Она зависит от климатического пояса (высоты солнца) и варьирует от 30-40 (северные широты) до 100-110 тыс. люкс у экватора.

 Главная функция света в растительном сообществе – обеспечение фотосинтеза, когда из неорганических соединений синтезируется органическое вещество с выделением кислорода в атмосферу:

 

6С02 + 6Н2О + 2820 кДж = С6Н12О6 + 6О2   -  уравнение фотосинтеза

 

Отношение древесных пород к свету.

Отношение древесных пород к свету меняется по лесорастительным зонам, по условиям места произрастания, с возрастом. В южных широтах северного полушария требовательность растений к свету ниже, чем в северных.

В пределах лесорастительной зоны на плодородных почвах с оптимальным увлажнением требовательность к свету меньше, чем на бедных сухих или бедных переувлажненных почвах. При увеличении возраста растения требовательность к свету постепенно уменьшается.

Требовательность к свету зависит и от происхождения растений. Известно, что у древесных пород вегетативного происхождения требовательность к свету ниже, чем у растений семенного происхождения.

Различная требовательность древесных пород к свету сформировалось в ходе эволюции и проявляется не только в морфологических (внешний вид), но и в анатомических, физиологических и фенологических (сезонные изменения) признаках растений. На различное поведение растений в равных условиях освещенности лесоводы обратили внимание очень давно. Первые попытки систематизации знаний о требовательности древесных пород к свету относятся к началу 19 века. Позднее были проведены многочисленные исследования по изучению светолюбия растений, которые в разной степени подтверждали наличие различий между древесными породами по их отношению к свету.

 

Все древесные породы условно разделены на две группы: светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивая древесная порода не выносит длительного затенения, а теневыносливая – может длительное время расти под пологом, в условиях недостатка света. Исходя из этого, исследователи составили шкалу светолюбия. Первые шкалы, отражающие требовательность растений к свету, составлены на основе внешних признаков. По степени уменьшения светолюбия она выглядит так:

Лиственница

Береза бородавчатая

Осина

Ильмовые

Сосна обыкновенная

Клен

Ольха

Береза пушистая

Ясень

Дуб

Липа

Граб

Бук

Ель

Пихта

 

                                        Контрольные вопросы:

1.


 

 

Шолу

Образовательная: Изучить лес и свет.

 

 

Дамыту

Развивающая: Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное.

3.Тәрбиелік

Воспитательная: Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при изучении темы. 

Сабақтың типі

Тип урока: лекция, работа с карточками     

Сабақ түрі

Вид урока: лекционный материал и работа по карточкам.

Оқыту әдісі  

Метод обучения: теоретический, словесный, наглядно-иллюстрационный

Пәнаралық байланыс

Межпредметная связь: лесоводство, лесная таксация, лесовыращивание, дендрология, селекция

Көрнекі құралдар

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки                              

Студенттер білуі керек /студенты должны знать: Лес и свет.

 

Студенттер істей білуі керек /студенты должны уметь: применять полученные теоретические знания на практике.

                                                      

                                                       

 

 

 

Сабақ жоспары

План урока

Этапы занятия Содержание учебного материала Методы и методические приёмы обучения Средства обучения Дозировка времени
1 Орг.момент словесный журнал 1 мин
2 Мотивация и целепологание словесный   1 мин
3 Проверка домашнего задания устно вопросник   15 мин
4 Теоретическая работа   практические задания. Бумажные носители 50 мин
  5 Закрепление устно вопросник 20 мин
  6 Комментирование и выставление оценок устно журнал 1 мин
  7 Домашнее задание   учебник Лекционный материал 1 мин
8 Рефлексия устно «На уроке я узнал…» 1 мин

 

 

Тема:  Лес и свет.

Одним из важнейших факторов для роста и развития леса является лучистая энергия солнца – c вет. Листья отражают, поглощают и пропускают солнечное излучение. Поступающая к поверхности древесного полога световая радиация трансформируется. Так, сосняки (насаждения сосны) отражают 4-6%, поглощают 60%, пропускают к нижним ярусам растительности около 35% светового потока. Ельники (насаждения ели)  пропускают не более 3-8%.

Из-за высокой плотности крон в ельниках формируется особый режим солнечной радиации. В ясную солнечную погоду освещенность приземного слоя примерно в 30-40 раз меньше, чем над кронами, при этом 60-80% солнечной энергии поглощается верхней частью полога.

От режима освещенности зависят биометрические показатели  (БП) хвои в различных частях кроны. Установлено, что с уменьшением освещенности крон средняя длина хвои и её масса снижаются, а боковая поверхность хвои, наоборот, увеличивается. Влажность (В) хвои в зависимости от ее возраста и положения в кроне меняется незначительно.

                  Показатели хвои ели при различном положении в кроне:

Положение Относительная  

Показатели хвои

 
в кроне освещенность, % средняя количество БП 1 г, В, %
    длина, мм в 1 г, шт. см2  
Верхняя часть 100-80 13,8 193 89 40,2
Средняя часть 40-20 13,6 284 116 39,7
Нижняя часть 10-4 11,9 496 160 38,7

 

При одинаковой высоте солнца освещенность в утренние часы выше, в вечерние – ниже. Это связано с уменьшением прозрачности атмосферы во второй половине дня. Исследования показали, что в среднем под полог ельника в ясную погоду проникает около 4-10% суммарной радиации и примерно 8-20% в пасмурную. Известно, что под пологом сосняков солнечной радиации примерно на 15% больше.

Различают прямой и рассеянный свет. Прямой свет рассеивается атмосферой и облаками. При сплошной облачности на земную поверхность приходит только рассеянная радиация, однако и в ясные солнечные дни ее доля может достигать 10-15%. Внутри древесного полога в любую погоду преобладает рассеянный свет. Это следствие многократного преломления лучей.

Состав света и характер освещенности зависит от географической широты местности и от высоты над уровнем моря. В северных широтах больше рассеянного света. Интенсивность света меньше, но продолжительность светового дня больше.

Интенсивность света (освещенность) имеет большое значение для леса и определяет уровень продуктивности растительных сообществ. Она зависит от климатического пояса (высоты солнца) и варьирует от 30-40 (северные широты) до 100-110 тыс. люкс у экватора.

 Главная функция света в растительном сообществе – обеспечение фотосинтеза, когда из неорганических соединений синтезируется органическое вещество с выделением кислорода в атмосферу:

 

6С02 + 6Н2О + 2820 кДж = С6Н12О6 + 6О2   -  уравнение фотосинтеза

 

Отношение древесных пород к свету.

Отношение древесных пород к свету меняется по лесорастительным зонам, по условиям места произрастания, с возрастом. В южных широтах северного полушария требовательность растений к свету ниже, чем в северных.

В пределах лесорастительной зоны на плодородных почвах с оптимальным увлажнением требовательность к свету меньше, чем на бедных сухих или бедных переувлажненных почвах. При увеличении возраста растения требовательность к свету постепенно уменьшается.

Требовательность к свету зависит и от происхождения растений. Известно, что у древесных пород вегетативного происхождения требовательность к свету ниже, чем у растений семенного происхождения.

Различная требовательность древесных пород к свету сформировалось в ходе эволюции и проявляется не только в морфологических (внешний вид), но и в анатомических, физиологических и фенологических (сезонные изменения) признаках растений. На различное поведение растений в равных условиях освещенности лесоводы обратили внимание очень давно. Первые попытки систематизации знаний о требовательности древесных пород к свету относятся к началу 19 века. Позднее были проведены многочисленные исследования по изучению светолюбия растений, которые в разной степени подтверждали наличие различий между древесными породами по их отношению к свету.

 

Все древесные породы условно разделены на две группы: светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивая древесная порода не выносит длительного затенения, а теневыносливая – может длительное время расти под пологом, в условиях недостатка света. Исходя из этого, исследователи составили шкалу светолюбия. Первые шкалы, отражающие требовательность растений к свету, составлены на основе внешних признаков. По степени уменьшения светолюбия она выглядит так:

Лиственница

Береза бородавчатая

Осина

Ильмовые

Сосна обыкновенная

Клен

Ольха

Береза пушистая

Ясень

Дуб

Липа

Граб

Бук

Ель

Пихта

 

                                        Контрольные вопросы:

Какой процент солнечной энергии поглощают сосняки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.056 с.)