Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие.



Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации есть правовые представления (выводы) общего характера Конституционного Суда Российской Федерации как результат толкования Конституционным Судом Конституции Российской Федерации и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда, которые снимают конституционную неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Правовые позиции Конституционного Суда могут быть классифицированы на

виды по различным основаниям: сфере общественных отношений – правовые позиции в сфере прав человека, местного самоуправления, и др.; характеру предмета

регулирования – материально-правовые и процессуальные; источнику рассмотрения – содержащиеся в решениях о толковании Конституции, содержащиеся в иных

решениях Конституционного Суда. Н.В. Витрук выделяет следующие виды правовых позиций Конституционного Суда: а) сложившиеся на основе толкования Конституции и решения споров о компетенции на основе Конституции и б) сложившиеся путем выявления конституционного смысла положений отраслевого (текущего)

законодательства, внутригосударственных и международных договоров.

 

Важный вопрос – действие правовых позиций Конституционного Суда во времени, пространстве и по кругу лиц. В соответствии со ст. 79 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. После его принятия не должны использоваться признанные неконституционными нормы, даже если они касаются ранее возникших отношений. Ведь в дан-

ном случае речь идет не просто об отмене законодателем нормы закона, а констатируется противоречие признанной неконституционной нормы Основному Закону

страны. В некоторых случаях Конституционный Суд, признавая определенные положения неконституционными, устанавливает, что они утрачивают силу не сразу, а

по истечении определенного периода (как правило, по истечении шести месяцев с

момента провозглашения постановления). Такие решения принимаются Конституционным Судом в том случае, если иначе могут возникнуть негативные последствия для общественно-значимых интересов. Действие постановлений Конституционного Суда Российской Федерации может распространяться на всю территорию страны, если им признается неконституционность какого-либо федерального нормативного акта.

Правовые позиции носят общий характер, т.е. распространяются не только на конкретный случай, ставший предметом рассмотрения в Конституционном Суде, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике и, кроме того, они имеют официальный, обязательный характер.

Таким образом, обязательность правовых позиций Конституционного Суда не

ограничивается ни по сфере распространения (вся территория Российской Феде-

рации), ни по кругу адресатов (все субъекты права на территории Российской Феде-

рации, а также граждане Российской Федерации и российские юридические лица,

находящиеся за границей). Точнее было бы говорить не просто об обязательности,

а об общеобязательности решений Конституционного Суда и содержащихся в них

правовых позиций.

 

 

4.Гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации.

Самостоятельность и независимость конституционного суда является одним из основных принципов его организации и функционирования. Самостоятельность конституционного суда означает строгое определение его полномочий (юрисдикции) и их осуществление в соответствии с требованиями конституции и закона.

 

Независимость конституционного суда обусловлена его возможностью осуществлять свои полномочия объективно и беспристрастно, не испытывая какого-либо влияния, а тем более давления со стороны законодательной и исполнительной власти.

 

Независимость конституционного суда обеспечивается тем, что конституционный суд никому не подотчетен и не подконтролен. Он самостоятелен и независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других государственных органов. Компетенция, структура и организация деятельности конституционного суда имеют целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как органов государственной власти, так и судебных органов.

 

Самой существенной гарантией независимости конституционного суда является его финансирование из государственного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. Конституционный суд распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспечения его деятельности, по своему усмотрению.

 

Конституционный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности, может располагать на правах собственности определенным имуществом. Конституционный суд выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.

 

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности конституционного суда, установленных конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

 

В постсоветских обществах остро стоит проблема реального обеспечения независимости конституционного суда. Это не чисто юридическая проблема, скорее социальная, связанная с прежними, порожденными тоталитаризмом тенденциями и стереотипами. Прежде всего это относится к финансовому, материально-техническому и социальному обеспечению конституционного суда, судей и работников аппарата. К сожалению, органы законодательной и исполнительной власти не до конца осознают принципиальность обеспечения материально-финансовой независимости конституционного суда и всей судебной власти в целом.

 

Самостоятельность и независимость Конституционного Суда РФ означает осуществление им конституционно установленных полномочий объективно и беспристрастно, без какого-либо влияния и давления со стороны иных органов Государственной власти. В ст. 5 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. независимость квалифицирована как один из основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.009 с.)