Урок: Эволюционная теория Дарвина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок: Эволюционная теория Дарвина.



Урок: Эволюционная теория Дарвина.

Образовательные:

Рассмотреть вклады ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, заслуги К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 

Ход урока

Признаки индивидуальной изменчивости

Эволюционную теорию Чарльза Дарвина можно изложить следующим образом:

В популяции живых организмов существует большой запас наследственной изменчивости.

Признаки индивидуальной наследственной изменчивости:

1. Морфологические;

2. Физиологические;

Поведенческие и любые другие признаки.

Схема эволюционной теории Дарвина

Логическая схема эволюционной теории Чарльза Дарвина:

Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.

Чарльз Дарвин проиллюстрировал это предложение следующим примером: пара слонов за весь период размножения (почти 50 лет) дает не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность ее потомства (если все потомки будут выживать и оставлять по 6 детенышей) достигла бы 19 миллионов особей.

Жизненные ресурсы для живых организмов ограничены.

В понятие «ресурс» входит количество пищи и воды, площадь освещённых или затемненных участков, места для отдыха и охоты.

Из-за того, что «всего на всех не хватает», между отдельными особями возникает борьба за существование (за то, чтобы выжить и оставить потомство).

Это может быть и борьба между представителями одного вида и между особями разных видов, а также это борьба особей с условиями среды (Рис. 1). Дарвин включил в понятие борьбы за существование не только борьбу за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

Рис. 1. Разные виды борьбы за существование

Слева направо: между особями одного вида; между особями разных видов; борьба особей разных видов с условиями среды

Внутри каждого вида существует большой запас изменчивости (то есть множество разных особей).

В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения в рамках изменчивости, которые случайно оказались адаптивными к данному условию среды.

Борьба за существование.

Движущие силы эволюции

К основным движущим силам эволюции относятся:

1. Наследственная изменчивость;

Естественный отбор.

Факторы эволюции

С современных позиций, факторами эволюции являются все природные факторы, вызывающие отклонение от закона Харди-Вайнберга (p+q=1, p2+2pq+q2=1 это закон популяционной генетики, где p и q – частота встречаемости аллели, а p2, 2pq и q2 – частота встречаемости генотипа в популяции), то есть, изменяющие частоту встречаемости аллелей в популяции.

Факторы эволюции:

Мутации

Условия среды

Рис. 2. Страница Книги Чарльза Дарвина (Источник)

Труды Дарвина сразу после выхода переводились на иностранные языки энтузиастами и профессионалами. Примечательно, что русский перевод книги Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании» (см. Рис. 2) был опубликован раньше, чем вышел ее оригинальный текст на английском языке.

Выдающийся русский палеонтолог В.О. Ковалевский (см. Рис. 3) перевёл эту книгу с издательских гранок, предоставленных ему лично Дарвином, и, опередив британцев, опубликовал ее двумя отдельными выпусками.

Рис. 3.

Недостатки теории Дарвина

Теория Дарвина имела недостатки, свойственные естествознанию того времени. Так, отсутствие генетической теории (и ложные представления о природе наследственности) в 19 веке привело Дарвина к существенным заблуждениям. Он писал, что проявления признаков у потомства – это среднее арифметическое этого признака их родителей.

Открытие законов Менделя, хромосомной теории, теории мутагенеза позволило преодолеть накопившиеся противоречия и дало новый толчок к развитию дарвинизма.

Домашнее задание

1. Что такое научная теория? Какие примеры научных теорий вам известны?

Список литературы

Урок: Эволюционная теория Дарвина.

Образовательные:

Рассмотреть вклады ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, заслуги К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина.

Развивающие:

Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.007 с.)