Организация грузовых перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация грузовых перевозок



Транспортное обеспечение включает ряд элементов или, иначе говоря, существенных составных частей.

  Важнейшие из них следующие:

  • 1. Грузы, образующие соответствующие потоки.
  • 2. Пути.
  • 3. Терминал.
  • 4. Подвижной состав.
  • 5. Тяговые средства.
  • 6. Участники транспортно-обеспечивающих процессов.
  • 7. Тара и упаковка.

Рассмотрим их состав, структуру и функциональное назначение.

Грузы являются предметом труда на транспорте. Груз — это определенная продукция, а также различное имущество физических и юридических лиц, которое принято к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

Грузы образуют материальные потоки на транспорте — грузовые потоки. Номенклатура грузов очень велика и насчитывает десятки тысяч наименований. Совокупность свойств грузов определяет его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и храпения. Данная совокупность называется транспортной характеристикой груза, а в логистике — характеристикой грузового потока.

Характеристика грузового потока включает: режим хранения, способ упаковки, перевалки, перевозки, физико-химические свойства, габариты, массу, форму предъявления к перемещению и т. д. Перечисленные характеристики определяют способы транспортировки грузов, погрузочно-разгрузочные технологии, типы и виды транспортных средств, меры техники безопасности и пожарной безопасности.

Среди важнейших физико-химических свойств грузов следует выделить: гигроскопичность (Гигроскопичность, способность твердых тел, особенно пористых и порошковатых, поглощать влагу из воздуха.), распыляемость (свойство позволяющее равномерно осаждаться на обрабатываемые поверхности и минимально сноситься ветром), смерзае- мость, токсичность, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, к радиационному воздействию.

С учетом особенностей грузов создаются соответствующие погрузочно-разгрузочные и транспортировочные устройства (цистерны, транспортеры, грейферы (грузозахватное приспособление)и др.).

В процессе продвижения грузовых потоков и в местах их трансформации возникает необходимость контроля состояния не только самих грузов, но и соответствующей тары. Данный контроль осуществляется следующими методами:

  • ? Органолептическим (контроль посредством органов чувств).
  • ? Натурным (с использованием простых приборов — термометров, весов, угломеров).
  • ? Лабораторным (анализ груза в специальных условиях с использованием реактивов, специальных приборов).
  • ? Комплексным, включающим все элементы перечисленных методов.

По физическому состоянию грузы имеют свою довольно сложную классификацию, которая подразделяет их по различным признакам. Наиболее удобной является структуризация грузов, в которой выделяются следующие группы:

1. Тарно-штучные.

Они принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю по количеству мест или штук, указанных в перевозочных документах, или по массе, обозначенной на самом грузе.

Как правило, это промышленные и продовольственные товары в затаренном виде: в мешках, ящиках, бочках и т. п.; грузы в кипах и тюках; изделия в незатаренном виде или без упаковки.

2. Навалочные.

Грузы этого типа (грунт, песок, щебень, гравий, руда, уголь, силос и т. д.) перевозят и храпят навалом.

На железнодорожном транспорте навалочные грузы перевозятся без счета мест вагонными отправками.

На автомобильном транспорте эти грузы занимают наибольший удельный вес.

3. Порошкообразные.

Это материалы с размером частиц 0,05-0,5 мм (цемент,, фосфатная, известковая и доломитовая мука, мука из зерна и т. д.). Часто данные грузы называют пылевидными материалами. Для транспортировки порошкообразных грузов применяют специализированные транспортные средства (цементовозы, муковозы...), а для храпения — крытые склады, элеваторы.

4. Наливные.

Это бензин, керосин, дизельное топливо, молоко и пр. Такие грузы перевозят в вагонах-цистернах, бункерных полувагонах, специальных контейнерах.

5. Вяжущие грузы.

К ним относятся: раствор бетона, асфальтобитумпая масса и др.

6. Опасные грузы.

Это особая группа, к которой относят вещества и предметы, которые при транспортировке могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждений транспортных средств, складов, а также гибели, увечья, отравления, облучения или заболевания людей и животных.

Опасные грузы подразделяются на следующие классы:

  • 1 — взрывчатые вещества;
  • 2 — газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением;
  • 3 — легковоспламеняющиеся жидкости;
  • 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5 — окисляющие вещества и органические перекиси;
  • 6 — ядовитые (токсичные) вещества;
  • 7 — радиоактивные и инфекционные вещества;
  • 8 — едкие и коррозийные вещества;
  • 9 — прочие опасные вещества.

В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности: "Легко воспламеняется", "Загорается от воды", "Дает воспламеняющиеся смеси" и др.

На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности.

Правилами перевозок предусматривается также сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками — представителями грузоотправителя или грузополучателя.

Каждая конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами.

Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.

На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава грузы подразделяют на классы (табл. 1.1).

Таблица 8.2

Структуризация грузов по коэффициенту использования _грузоподъемности подвижного состава_

Показатель

Класс

1 2 3 4
Коэффициент использования грузоподъемности 1,0 0,71-0,99 0,51-0,70 0,40-0,50

Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом...).

Класс груза наряду с расстоянием перевозки и др. факторами учитывается при определении провозной платы.

На водном транспорте грузы подразделяются на:

  • ? генеральные;
  • ? навалочные;
  • ? наливные.

Генеральные грузы — это продукция, перевозимая в упакованном и иеупаковаииом виде, поштучно или укрупненными грузовыми местами (например, металлопродукция, железобетонные изделия, контейнеры, лесоматериалы и т. д.).

Отдельно выделяют понятие негабаритный груз. Оно относится к грузам, размеры которого не соответствуют габаритам железнодорожного подвижного состава, проему грузового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузовых отсеков и т. д.

Такой груз может повредить путевые сооружения или создать аварийную обстановку в процессе перевозки (например, буровое оборудование, комбайны, элементы уникальных строительных конструкций и т. д.).

На железнодорожном транспорте негабаритным считается груз, который при перевозке на открытом подвижном составе превышает габариты погрузки, т. е. предельное поперечное очертание, перпендикулярное оси пути, в котором должен помещаться груз с упаковкой и креплением.

При этом подразумевается, что поезд находится на прямом горизонтальном пути, а продольные оси пути и подвижного состава в вертикальной плоскости должны совпадать.

Как уже отмечалось, в логистике большое значение придается автоматизации и компьютеризации логистических процессов. В связи с этим, чтобы обеспечить единый подход к управлению грузами, во всех транспортных системах необходима единая для всех обобщающая классификация. Такая классификация существует и называется "Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов" (ЕТСНГ).

Это базисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования. Она обеспечивает увязку автоматизированных систем обработки данных о продвижении грузовых потоков и взаимодействии перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей.

ЕТСНГ построена по производственно-отраслевому принципу — грузы, имеющие примерно одинаковое назначение в производстве и потреблении, объединены в соответствующие разделы и тарифные группы.

Всего в ЕТСНГ насчитывается 11 разделов и 69 групп. В группы 1-7 входит продукция сельского хозяйства, в группы 8~69 — продукция промышленности.

Тарифные группы в данной единой номенклатуре подразделяются на тарифные позиции. Всего их насчитывается 247.

В одну тарифную позицию входят грузы, к которым применяется одинаковый тариф.

Каждой позиции соответствует пятизначный код, который служит ориентиром для определения тарифа, автоматизации таксировки и учета.

При формировании грузопотоков очень важно определить массу грузов. Для этого используются различные способы: прямое взвешивание, счет грузовых мест, обмер штабелей, а на водном транспорте — и по осадке судна.

Массу наливных грузов (например, нефтепродуктов) определяют расчетным путем. Например, масса продукта, налитого в цистерну (м3, т), рассчитывается по формуле:

Где:

V — объем налитого нефтепродукта (м'); d — плотность нефтепродукта (т/м3).

Масса навалочных и насыпных грузов определяется путем обмера их в штабелях или счета замеренной вместимости грейферов и ковшей.

Установление массы грузов, размещенных в штабелях, зависит от геометрической формы последних:

1) конусообразная форма:

2) усеченная пирамида:

Где:

я— 3,14;

h — высота усеченной пирамиды (м); у — объемная масса груза (т/м3);

В — площадь основания штабеля (м‘); b — площадь верхней поверхности штабеля (м2); г— радиус основания конуса (м);

3) Форма треугольника и трапеции где V — объем штабеля (м3)

При этом объем штабеля в форме треугольника определяется следующим образом:

а трапеции:

где Н — высота штабеля (м);

L — длина штабеля (м);

В — ширина штабеля (м).

4) Вместимость штабеля круглого леса (IJ м3) определяется по формуле:

где V — объем штабеля (м');

(3 — коэффициент заполнения штабеля.

Массу грузов, находящихся па судне, можно определить по его осадке.

Путь представляет собой среду, в которой или по которой движется транспортное средство, выполняя свою функцию.

Существует три признака классификации путей: по видам, по принадлежности и по характеру транспортных средств.

По видам пути делятся па:

  • 1. Естественные — моря, реки, воздушное пространство, пешеходные и вьючные тропы.
  • 2. Искусственные — автомобильные и железные дороги, тоннели, монорельсовые и канатные дороги и др.
  • 3. Улучшенные естественные пути — удаление порогов, укрепление берегов, углубление дна...

По принадлежности пути делятся па:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.026 с.)