Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема доклада: Сравнительно-историческое языкознание.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема доклада: Сравнительно-историческое языкознание. Выполнили студентки ЗБ-РРЛ-51 группы Рудель А., Баранова А. План Введение Общее представление о сравнительно-историческом языкознании История возникновения и развития сравнительно-исторического языкознания Сравнительно-исторический метод как основной инструмент компаративистики Франц Бопп как основоположник сравнительно-исторического языкознания (1971-1867) Возникновение славистики Август Шлейхер (1821-1868). Натуралистическое направление в языкознании Философия языка Вильгельма Гумбольдта 7.1. Антиномии языка Литература Введение В 1 половине 19 века языкознание выделилось как особая отрасль знаний, уточнило свой предмет и метод. приобрело современное строение. Основными разделами лингвистики стали: – общее языкознание, понимаемое как философия языка и общая грамматика; –сравнительно-историческое языкознание; – частное языкознание: изучение отдельных языков, составление нормативных грамматик и словарей. Но наибольшее развитие в это время получило сравнительно-историческое языкознание. Объектом его исследования являлись родственные языки: - устанавливалось соотношение между ними; - описывалась их эволюция во времени и пространстве. Основной инструмент исследования - сравнительно-исторический метод. Принцип ИСТОРИЗМА обозначал развитие языка во времени, осуществляющегося естественным образом, а не божественной волей. В трактовке языковых фактов видели уже не лестницуформ, а цепь развития. Другая сторона СРАВНЕНИЕ – это средство, способ исследования нескольких языков или одного языка (внутреннее сравнение более ранних фактов с более поздними). Обычно возникновение сравнительно-исторического языкознания связывают со знакомством европейских лингвистов с санскритом в конце 18 века. Но при этом недооценивают роль идейно-интеллектуального контекста, который складывался в научно-философской жизни Европы того времени. Болгарский лингвист Вл.Георгиев делит историю сравнительно-исторического языкознания на 3 периода: 1816 – 1870; 1871 – 1916 и 20 век. Считается, что начало первого периода связано с появлением работ германского лингвиста Франца Боппа. К этому же периоду относятся труды Расмуса Кристиана Раска, Якоба Гримма, Александра Христофоровича Востокова и др. Завершает его германский лингвист Август Шлейхер. В это время устанавливается родство изученных языков с санскритом. В Калькутте организуется Бенгальское азиатское лингвистическое общество, которое делает вывод об общем источнике языков. Таким образом, было преодолено разобщение европейского и азиатского языкознания и поставлен вопрос о единстве лингвистики. Крупнейшие представители 2-го периода Карл Бругман, Бертольд Дельбрюк, Филипп Федорович Фортунатов, Фердинанд де Соссюр, Иван Александрович Бодуэн де Куртене и др. В этот период было обнаружено много новых языковых фактов и сделано большое количество открытий. Компаративисты 2-го периода в значительной степени обратили внимание на уточнение предмета исследования лингвистики, расширили проблематику исследований, пересмотрели некоторые гипотезы. 3 период – 20 век – ставит новые задачи и проблемы. Чешский ассиролог Бедржих Грозный расшифровал клинописные таблички 18–13 в.в. до нашей эры с надписями на хеттском языке. Американский лингвист Эдгар Стертевант составил Сранительную грамматику хеттского языка. Изучается тохарский язык и крито-микенская письменность. Все это привело к пересмотру многих вопросов индоевропеистики. Были поколеблены теория деления индоевропейских языков на 2 группы и признание древности греческого языка и санскрита. Представители этого периода Герман Хирт /Германия/, Ежи Курилович /Польша/, Эмиль Бенвинист /Франция/, Франц Шпехт /Германия/, Витторе Пизани /Италия/, Вл. Георгиев /Болгария/.В нашей стране – Мирра Моисеевна Гухман, Агния Васильевна Десницкая, Виктор Максимович Жирмунский, Соломон Давидович Кацнельсон, Энвер Ахмедович Макаев, Юрий Владимирович Откупщиков и др.
Возникновение славистики Непосредственным толчком к возникновению славистики послужило изучение памятников старославянского языка и сравнение с ним языков других славянских народов. Основы сравнительной грамматики славянских языков заложили работы ЙОЗЕФА ДОБРОВСКОГО /1753 – 1829; Чехословакия/. Основы древнеславянского языка /1822/ - первая научная грамматика старославянского языка. Много внимания Добровский уделил происхождению славянского письма и первого письменного языка славян /Глаголитика – 1807г. и Моравские легенды о Кирилле и Мефодии –1826/. АЛЕКСАНДР ХРИСТОФОРОВИЧ ВОСТОКОВ начал свою деятельность с опубликования лирических стихотворений и работы о системе русского тонического стихосложения. В 1815 г. он поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя рукописей. Там он целиком посвятил себя исследованию славянских языков, особенно русского. Широко известным его имя сделала работа Рассужденеие о славянском языке /1820/. Позже были изданы работы «Русская грамматика», «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея», «Словарь церковнославянского языка», «Остроумово евангелие». Работы Востокова опирались на новый богатый фактический материал, они оказали большое влияние на развитие славянского языкознания, способствовали утверждению сравнительно-исторического метода.Сравнительно-исторический метод Востокова основывается на том, что каждый из новославянских языков сохранил какие-нибудь особенные, потерянные другими, слова, окончания и звуки общего их прародителя, древнего славянского. Сравнивая данные русского, польского и старославянского языков, Востоков выделил 3 группы славянских языков и установил 3 периода в их истории. Возражая Добровскому, он кроме северной /западной/ и южной групп славянских языков, выделяет восточнославянскую /русскую/. Она отличается следующими признаками: – полногласием /город - град/; – звуками Ч и Ж /ночь - нощ; вожь - вождь; – Русские не имели звуков, выражаемых Ѫ и Ѧ/юс большой, юс малый/ кирилловской азбуки, вместо них были звуки /У и Я/. Востоков сделал открытие большого методологического значения, когда установил, что звуки, сохранившиеся в польском языке, существовали в языке древнеславянском (старославянском):в польскомЗѪБЪ, ПѪТЬ; в русском: зуб, пять. Кроме того, взяв за основу древнейший памятник славянского языка и письма "Остроумово евангелие", методом сравнения Востоков изложил грамматику древнего славянского языка. Исторический подход к языку, впервые примененный для славянских языков Востоковым, был поддержан Федором Ивановичем БУСЛАЕВЫМ и Измаилом Ивановичем СРЕЗНЕВСКИМ. ФРАНЦ МИКЛОШИЧ /словенец/ создал сравнительную грамматику славянских языков, которая свидетельствовала о выделении этой отрасли знаний. Во 2-ой половине 19в. и начале 20в. развитие славистики продолжалось: организуются славистические журналы, проводятся международные съезды славистов. Славянские языки получают сравнительно-историческое и типологическое освещение, изучаются их связи с неславянскими языками, всесторонне характеризуются восточнославянская, западнославянская и южнославянская группы. Достижения славянского языкознания имеют важное значение не только в индоевропеистике, но и в теории общего языкознания.
Антиномии языка Гумбольдт подчеркивал противоречивые свойства языка и пытался сформулировать их в виде антиномий /противоречие между двумя положениями, одинаково доказуемыми логическим путем/. В их существовании он видел диалектику языка. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ. С одной стороны, существует неразрывное единство языка и мышления, с другой стороны, "дух" человека постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутренне чувство. НО это обогащает язык средствами выражения. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ. "Язык как масса всего произведенного живою речью, не одно и то же, что самая речь эта в устах народа", то есть язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности. Литература 1. Аспекты компаративистики. — М.: РГГУ, 2005. — 500 с. — (Orientalia et Classica VI. Труды Института восточных культур и античности). — ISBN 5-7281-0660-9. (обл.) — периодическое издание Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ. 2. Аспекты компаративистики 2. — М.: РГГУ, 2007. — 380 с. — (Orientalia et Classica XI. Труды Института восточных культур и античности). — ISBN 978-5-7281-0903-7. (обл.) 3. Ахатов Г. Х. Местные диалекты — надежный источник для сравнительно-исторического изучения языков. // «Вопросы диалектологии тюркских языков». — Б., 1963. 4. Бурлак С. А., Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. — М., 2004. 5. Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // Филологические записки. — Воронеж, 1874. 6. Котляревский А. А. Сравнительное языкознание // Филологические записки. — Воронеж, 1862. 7. Чемоданов Н. С. Сравнительное языкознание в России: Очерк развития сравнительно-исторического метода в русском языкознании / Н. С. Чемоданов. — М.: Учпедгиз, 1956. — 96 с. — (Библиотека «Вопросы советского языкознания»). — 30 000 экз. (обл.) 8. Шапиро М. М. Новый взгляд на современную систему сравнительного языкознания. // Филологические записки. — Воронеж, 1874. Тема доклада: Сравнительно-историческое языкознание. Выполнили студентки ЗБ-РРЛ-51 группы Рудель А., Баранова А. План Введение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.011 с.) |