Анализ содержания читательских формуляров детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ содержания читательских формуляров детей



Данная методика направлена на выявление наличия читательского кругозора учащихся, на определение конкретных вкусовых предпочтений каждого ученика.

На контрольном этапе эксперимента нами были повторно посещены школьная и поселковая библиотеки с целью проверки и анализа читательских формуляров учащихся 3 «В» класса. Общие результаты повторного анализа читательских формуляров представлены в таблице 9.

Таблица 9

Анализ содержания читательских формуляров на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

  Общее количество прочитанных произведений (экз.) Детективы (экз.) Мистика, магия, ужасы (экз.) Справочники, энциклопедии (экз.) Журналы, газеты (экз.) Сказки (экз.) Приключения (экз,)
Констатирующий этап 340 43 28 38 53 89 89
Контрольный этап 454 62 38 63 71 97 123

 

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что за время нашего эксперимента количество прочитанной литературы учащимися 3 «В» класса увеличилось в целом на 114 экземпляров. Следовательно, прослеживается положительная динамика применения нестандартных форм уроков внеклассного чтения.

Индивидуальный анализ результатов читательских формуляров представлен в таблице 10 (приложение 1). Также мы можем проследить как изменилось количество книг, прочитанных детьми, по жанровой классификации, сделанной нами на основе анализа читательских формуляров на констатирующем этапе.


Рис. 6. Анализ содержания читательских формуляров на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

На диаграмме представленоколичество книг, прочитанных учащимися. Можно отметить, что в целом количество книг возросло, но жанровые предпочтения детей немного изменились. Можно отметить, что дети стали больше читать литературу приключенческого характера, справочники и энциклопедии, детективы.

и так каждую методику

Обобщив результаты проведенного исследования на контрольном этапе эксперимента, мы видим, что уровень сформированности читательских интересов в 3 классе увеличился.

Сравнивая результаты можно сделать вывод, что система проведенных уроков способствовала формированию читательского интереса младших школьников.

Благодаря всем проведенным на контрольном этапе методикам можно утверждать, что учащиеся, после проведенных уроков, показали более высокие результаты, чем на констатирующем этапе эксперимента. Мы установили, что систематическое применение нестандартных форм уроков внеклассного чтения способствует повышению уровня читательских интересов.

Проведенная нами работа имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию интереса к чтению у учеников, что безусловно, найдет применение в повседневной практической жизни учителя и учащихся.

 

 

Заключение

Проведенное исследование ставило цель предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы нестандартных форм уроков внеклассного чтения по формированию читательского интереса младших школьников.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы определена сущность понятия «читательский интерес».

2. Изучена методика организации урока внеклассного чтения.

3. Рассмотрено понятие «нестандартный урок» и его компоненты.

4. Проведена диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

5. Разработана и апробирована система уроков внеклассного чтения с использованием нестандартных форм с целью формирования читательского интереса.

Читательский интерес - это наличие у ребенка устойчивого интереса к прочтению книг, которые он выделяет и предпочитает прочим, так как считает их наиболее подходящими для себя и испытывает в них личностную потребность с целью пополнения своих знаний и опыта [16].

Проблема развития читательского интереса младших школьников уже давно привлекала внимание психологов и педагогов. Данной проблемой занимались такие известные ученые и педагоги, как М.И. Оморокова [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славина [19], Е.П. Климова [27], Н.Н. Светловская [16,17,18,37] и др.

По словам О. В. Джежелей, развивать читательский интерес необходимо еще с ранних лет жизни ребенка, так как детям в этом возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [4].

Т.И. Тимошенко утверждает, что развитию познавательной самостоятельности и читательского интереса способствует нестандартная форма проведения уроков [22].

Развитие читательского интереса младших школьников должно происходить в доступной и занимательной для них форме. Занятия, пронизанные элементами игр, соревнований и других нестандартных форм проведения уроков, способствуют формированию и развитию читательского интереса детей.

Большое внимание нестандартным формам проведения уроков уделяли Т.А. Стефановская [21], Н.П. Прашкович [14], Л.Н. Соколова [38], Т.И. Тимошенко [22] и др.

Нестандартные уроки - это импровизированные занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формирование читательского интереса является одной из главных целей уроков внеклассного чтения. Именно проведение уроков внеклассного чтения в нестандартных формах создает дополнительные условия для развития у обучающихся читательского интереса на основе свободного выбора.

На базе МБОУ «Вознесенская СОШ» р.п. Вознесенское Вознесенского района нами было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «В» класса в количестве 20 человек, в возрасте 9-10 лет, классный руководитель - учитель высшей квалификационной категории Чурапина Марина Александровна. Обучение ведется по УМК «Школа XXI века».

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников по следующим критериям:

1) положительное личностное отношение к чтению;

2) познавательная направленность на чтение;

3) наличие читательского кругозора [16].

Чтобы определить уровень сформированности читательского интереса младших школьников нами были использованы следующие методики:

· Анализ содержания читательских формуляров;

· Карта наблюдений сформированности читательского интереса (Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова) [33];

· Анкета «Какой ты читатель?» (Малахова Н.Г.) [31];

· Анкета «Узнай свой читательский интерес» (А.П. Кашкаров) [26];

· Тест «Читательские интересы детей» (Л.М. Гурович) [3].

По итогам проведенного констатирующего этапа обнаружено, что в классе есть учащиеся с высоким -20%, средним -40%, низким -40% уровнями сформированности читательского интереса. 

Для того чтобы улучшить результаты нашей диагностики на формирующем этапе был разработана система нестандартных форм уроков внеклассного чтения по совершенствованию уровня сформированности читательского интереса младших школьников. В эту систему вошло 15 уроков по внеклассному чтению. В процессе разработки данной системы особое внимание было уделено формированию читательского интереса.

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы по окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате контрольного этапа исследования выявлено, что разработанная и апробированная система уроков, способствует улучшению уровня сформированности читательского интереса младших школьников: у 30% детей сформирован высокий уровень развития читательского интереса, у 50% - средний, у 20% - низкий.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования.

 Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены.

для курсовой работы достаточно 2 страниц заключения!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.009 с.)