Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема . Морфология. Части речи.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Дата:26.10.2020 Дисциплина: ОДБ. 01 Русский язык Группа: ТЭО 20 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема. Морфология. Части речи. ЦЕЛЬ: обобщить и расширить знания по теме «Морфология»; систематизировать знания о частях речи; закреплять умение различать однокоренные слова и формы слова. ПЛАН 1. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Ход занятия Теоретическая часть. 1) Что такое грамматика? (Грамматика – это раздел языкознания, в котором изучаются формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений. Грамматика понимается и как совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Иногда слово грамматика понимается более общо – как синоним слова лингвистика.) 2) Что изучает морфология? (Слова как части речи и их формы.) 3) Что такое части речи? (Это большие группы слов, объединённых общими признаками.) 4) На чём основано деление слов на части речи? (Слова каждой части речи имеют общее грамматическое значение, общие морфологические и синтаксические признаки.) 5) Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.) 6) На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.) Деление на части речи не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Например, что общего в словах дом, синева, здоровье, движение? Одно обозначает предмет, второе – цвет, третье – состояние человека, четвёртое – действие. Правда, все они отвечают на вопрос что? Кроме того, все они имеют общее грамматическое значение имени существительного: дом – предмет, синева – признак как предмет, здоровье – состояние как предмет, движение – действие как предмет. Сравним: синий, здоровый (признаки), двигаем (действие). (Кстати, начальная форма любого глагола обозначает не действие, а только название этого действия. Глагол начинает «работать» только при спряжении.) Все рассматриваемые слова имеют общие морфологические признаки: род, число, падеж, склонение и т. д. Все они могут иметь синтаксические функции, характерные для имени существительного: быть любым членом предложения. Совокупность общих признаков и позволяет нам объединить эти слова в одну группу, одну часть речи – имена существительные.
Не только существительные, но и все самостоятельные части речи имеют номинативную (назывную) функцию: называют предметы, признаки предметов, действия, признаки действия. Сложно бывает определить часть речи из-за явления перехода частей речи друг в друга. Об этом мы говорили при изучении темы «Словообразование». Особенно трудно различать имена существительные и производные от них наречия. Пожалеем тех, у кого нет дома. Останься, пожалуйста, дома. Поэт восхищается русской зимой. Зимой корабли вмёрзли в лёд. Важно рассмотреть совокупность общих признаков слов, чтобы правильно определить часть речи. Здесь важнейшую роль играет синтаксическая функция. Сравнив предложения, поставив вопросы, делаем вывод: в первом и третьем предложениях выделенные слова – имена существительные (начальная форма – дом, зима); во втором и четвёртом – наречия (неизменяемая формы дома, зимой). Мы будем повторять теоретические вопросы морфологии частей речи довольно подробно. При этом не обязательно зубрить всё подряд. Важно понять связь морфологии и орфографии. Перечислим части речи по группам. Самостоятельные части речи: - имя существительное; - имя прилагательное; - имя числительное; - местоимение; -глагол; - наречие; - причастие и деепричастие (иногда рассматриваются как формы глагола); - категория состояния. Служебные части речи: - предлог; - союз; - частица. Междометие. Какие признаки характерны для каждой части речи? Как образуются формы слова? (С помощью окончаний: здоровь я, здоровь ю; син ий, син его; двига ем, двига ют), окончаний и предлогов (к огн ю, от огн я, на огн е), суффиксов (двига л, чита л, светл ее), вспомогательных слов – частиц, глаголов (буду думать, думал бы, пусть думает).) Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение им придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом – домовой – надомный – домоводство. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова – это формы единственного и множественного числа, падежные формы: дом – дома – домом – дому.)
ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 1 Определить, к каким частям речи относятся слова: ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 2 Укажите, в какой строке записаны только формы слова: 1) три, тройка, тройкой; 2) три, трём, трут; 3) труд, трудно, потрудись; 4) мной, обо мне, мы Домашнее задание. Перепишите и осмыслите конспект: тему, цель, план, теоретическую часть. Выполните задания – инструкции. ВОПРСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1). Что такое грамматика? 2). Что такое морфология? 3). Назовите группы частей речи в современном русском литературном языке. Л И ТЕРАТУРА Обязательная: 1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. -287 с.. 2. Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Русский язык и культура речи. М.: Академ-Центр, 2015. - 352 с. 3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 272 с. Дополнительная: 1. Греков В. Ф., Крючков С, Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1983. -254с. Дата:26.10.2020 Дисциплина: ОДБ. 02 Литература Группа: ТЭО 20 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПЛАН 1. Жизнь и творчество драматурга. Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. (Хронологическая таблица, опорная схема). 2. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Реалистическая драма. ЗАВДАН ИЯ - И НСТРУКЦ ИИ Опорная схема № 2 Иван Александрович Гончаров драматург, «Колумб Замоскворечья» Пьесы: «Свои люди- сочьтемся», «Гроза» «Лес» «Беспридан- Ница» Родился в Замоскворечье, Принадлежал к духовному сословию Московский университет, юридический факультет(не окончил) драматургический жанр: Комедия, драма (более пятидесяти пьес; ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1).В чем справедливость и в чем ограниченность определения Островского как «Колумба Замоскворечья»? 2).Почему именно купеческая среда стала для драматурга ключом ко всей национальной жизни? 3).Какие особенности мироощущения своих предков – представителей духовного сословия – унаследовал Островский? Как они проявились в его драматургии? 4).Какое событие предшествовало написанию пьесы «Гроза»? 5).Когда была впервые опубликована пьеса и где состоялась премьера спектакля по «Грозе» Островского? Л И ТЕРАТУРА Об язательная: 1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для общеобразовательных организаций, 10-й класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016, с.174 -185
2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006, 357 с. До полнительная: 1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007. 2. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.
Дата:26.10.2020 Дисциплина: ОДБ. 01 Русский язык Группа: ТЭО 20 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема. Морфология. Части речи. ЦЕЛЬ: обобщить и расширить знания по теме «Морфология»; систематизировать знания о частях речи; закреплять умение различать однокоренные слова и формы слова. ПЛАН 1. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Ход занятия Теоретическая часть. 1) Что такое грамматика? (Грамматика – это раздел языкознания, в котором изучаются формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений. Грамматика понимается и как совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Иногда слово грамматика понимается более общо – как синоним слова лингвистика.) 2) Что изучает морфология? (Слова как части речи и их формы.) 3) Что такое части речи? (Это большие группы слов, объединённых общими признаками.) 4) На чём основано деление слов на части речи? (Слова каждой части речи имеют общее грамматическое значение, общие морфологические и синтаксические признаки.) 5) Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.) 6) На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.) Деление на части речи не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Например, что общего в словах дом, синева, здоровье, движение? Одно обозначает предмет, второе – цвет, третье – состояние человека, четвёртое – действие. Правда, все они отвечают на вопрос что? Кроме того, все они имеют общее грамматическое значение имени существительного: дом – предмет, синева – признак как предмет, здоровье – состояние как предмет, движение – действие как предмет. Сравним: синий, здоровый (признаки), двигаем (действие). (Кстати, начальная форма любого глагола обозначает не действие, а только название этого действия. Глагол начинает «работать» только при спряжении.) Все рассматриваемые слова имеют общие морфологические признаки: род, число, падеж, склонение и т. д. Все они могут иметь синтаксические функции, характерные для имени существительного: быть любым членом предложения. Совокупность общих признаков и позволяет нам объединить эти слова в одну группу, одну часть речи – имена существительные.
Не только существительные, но и все самостоятельные части речи имеют номинативную (назывную) функцию: называют предметы, признаки предметов, действия, признаки действия. Сложно бывает определить часть речи из-за явления перехода частей речи друг в друга. Об этом мы говорили при изучении темы «Словообразование». Особенно трудно различать имена существительные и производные от них наречия. Пожалеем тех, у кого нет дома. Останься, пожалуйста, дома. Поэт восхищается русской зимой. Зимой корабли вмёрзли в лёд. Важно рассмотреть совокупность общих признаков слов, чтобы правильно определить часть речи. Здесь важнейшую роль играет синтаксическая функция. Сравнив предложения, поставив вопросы, делаем вывод: в первом и третьем предложениях выделенные слова – имена существительные (начальная форма – дом, зима); во втором и четвёртом – наречия (неизменяемая формы дома, зимой). Мы будем повторять теоретические вопросы морфологии частей речи довольно подробно. При этом не обязательно зубрить всё подряд. Важно понять связь морфологии и орфографии. Перечислим части речи по группам. Самостоятельные части речи: - имя существительное; - имя прилагательное; - имя числительное; - местоимение; -глагол; - наречие; - причастие и деепричастие (иногда рассматриваются как формы глагола); - категория состояния. Служебные части речи: - предлог; - союз; - частица. Междометие. Какие признаки характерны для каждой части речи? Как образуются формы слова? (С помощью окончаний: здоровь я, здоровь ю; син ий, син его; двига ем, двига ют), окончаний и предлогов (к огн ю, от огн я, на огн е), суффиксов (двига л, чита л, светл ее), вспомогательных слов – частиц, глаголов (буду думать, думал бы, пусть думает).) Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение им придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом – домовой – надомный – домоводство. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова – это формы единственного и множественного числа, падежные формы: дом – дома – домом – дому.) ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 1 Определить, к каким частям речи относятся слова:
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.042 с.) |