Тема . Морфология. Части речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема . Морфология. Части речи.



Дата:26.10.2020

Дисциплина: ОДБ. 01 Русский язык

Группа: ТЭО 20

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ

 

Тема. Морфология. Части речи.

ЦЕЛЬ: обобщить и расширить знания по теме «Морфология»; систематизировать знания о частях речи; закреплять умение различать однокоренные слова и формы слова.

ПЛАН

1. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Ход занятия

Теоретическая часть.

1) Что такое грамматика? (Грамматика – это раздел языкознания, в котором изучаются формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений. Грамматика понимается и как совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Иногда слово грамматика понимается более общо – как синоним слова лингвистика.)

2) Что изучает морфология? (Слова как части речи и их формы.)

3) Что такое части речи? (Это большие группы слов, объединённых общими признаками.)

4) На чём основано деление слов на части речи? (Слова каждой части речи имеют общее грамматическое значение, общие морфологические и синтаксические признаки.)

5) Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)

6) На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.)

Деление на части речи не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Например, что общего в словах дом, синева, здоровье, движение? Одно обозначает предмет, второе – цвет, третье – состояние человека, четвёртое – действие. Правда, все они отвечают на вопрос что?

Кроме того, все они имеют общее грамматическое значение имени существительного: дом – предмет, синева – признак как предмет, здоровье – состояние как предмет, движение – действие как предмет. Сравним: синий, здоровый (признаки), двигаем (действие). (Кстати, начальная форма любого глагола обозначает не действие, а только название этого действия. Глагол начинает «работать» только при спряжении.) Все рассматриваемые слова имеют общие морфологические признаки: род, число, падеж, склонение и т. д. Все они могут иметь синтаксические функции, характерные для имени существительного: быть любым членом предложения. Совокупность общих признаков и позволяет нам объединить эти слова в одну группу, одну часть речи – имена существительные.

Не только существительные, но и все самостоятельные части речи имеют номинативную (назывную) функцию: называют предметы, признаки предметов, действия, признаки действия.

Сложно бывает определить часть речи из-за явления перехода частей речи друг в друга. Об этом мы говорили при изучении темы «Словообразование». Особенно трудно различать имена существительные и производные от них наречия.

Пожалеем тех, у кого нет дома. Останься, пожалуйста, дома.

Поэт восхищается русской зимой. Зимой корабли вмёрзли в лёд.

Важно рассмотреть совокупность общих признаков слов, чтобы правильно определить часть речи. Здесь важнейшую роль играет синтаксическая функция. Сравнив предложения, поставив вопросы, делаем вывод: в первом и третьем предложениях выделенные слова – имена существительные (начальная форма – дом, зима); во втором и четвёртом – наречия (неизменяемая формы дома, зимой).

Мы будем повторять теоретические вопросы морфологии частей речи довольно подробно. При этом не обязательно зубрить всё подряд. Важно понять связь морфологии и орфографии. Перечислим части речи по группам.

Самостоятельные части речи:

- имя существительное;

- имя прилагательное;

- имя числительное;

- местоимение;

-глагол;

- наречие;

- причастие и деепричастие (иногда рассматриваются как формы глагола);

- категория состояния.

Служебные части речи:

- предлог;

- союз;

- частица.

Междометие.

Какие признаки характерны для каждой части речи?

Как образуются формы слова? (С помощью окончаний: здоровь я, здоровь ю; син ий, син его; двига ем, двига ют), окончаний и предлогов (к огн ю, от огн я, на огн е), суффиксов (двига л, чита л, светл ее), вспомогательных слов – частиц, глаголов (буду думать, думал бы, пусть думает).)

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение им придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом – домовой – надомный – домоводство. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова – это формы единственного и множественного числа, падежные формы: дом – дома – домом – дому.)

ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 1

Определить, к каким частям речи относятся слова:

ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 2

Укажите, в какой строке записаны только формы слова:

1) три, тройка, тройкой;

2) три, трём, трут;

3) труд, трудно, потрудись;

4) мной, обо мне, мы

Домашнее задание. Перепишите и осмыслите конспект: тему, цель, план, теоретическую часть. Выполните задания – инструкции.

ВОПРСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1). Что такое грамматика?

2). Что такое морфология?

 3). Назовите группы частей речи в современном русском литературном языке.

Л И ТЕРАТУРА

   Обязательная:

1. Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. -287 с..

2. Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Русский язык и культура речи. М.: Академ-Центр, 2015. - 352 с.

3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 272 с.

Дополнительная:

1. Греков В. Ф., Крючков С, Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1983. -254с.

Дата:26.10.2020

Дисциплина: ОДБ. 02 Литература

Группа: ТЭО 20

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПЛАН

1. Жизнь и творчество драматурга. Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. (Хронологическая таблица, опорная схема).

2. Драма «Гроза». Ее народные истоки.

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Реалистическая драма.

ЗАВДАН ИЯ - И НСТРУКЦ ИИ

Опорная схема № 2

 


Иван Александрович

Гончаров

драматург,

«Колумб

Замоскворечья»

Пьесы:

                                                                                                     «Свои люди-

                                                                                                     сочьтемся»,

«Гроза»

 «Лес»

«Беспридан-

Ница»

Родился в Замоскворечье,

Принадлежал к

духовному сословию   Московский университет,

юридический факультет(не окончил)

                                       драматургический жанр:

Комедия, драма

(более пятидесяти пьес;

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1).В чем справедливость и в чем ограниченность определения Островского как «Колумба Замоскворечья»?

2).Почему именно купеческая среда стала для драматурга ключом ко всей национальной жизни?

3).Какие особенности мироощущения своих предков – представителей духовного сословия – унаследовал Островский? Как они проявились в его драматургии?

4).Какое событие предшествовало написанию пьесы «Гроза»?

5).Когда была впервые опубликована пьеса и где состоялась премьера спектакля по «Грозе» Островского?

Л И ТЕРАТУРА

   Об язательная:

1. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для общеобразовательных организаций, 10-й класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2016, с.174 -185

2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006, 357 с.

До полнительная:

1. Тумина Л.Е. Творческие задания. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

2. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

 

Дата:26.10.2020

Дисциплина: ОДБ. 01 Русский язык

Группа: ТЭО 20

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ

 

Тема. Морфология. Части речи.

ЦЕЛЬ: обобщить и расширить знания по теме «Морфология»; систематизировать знания о частях речи; закреплять умение различать однокоренные слова и формы слова.

ПЛАН

1. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Ход занятия

Теоретическая часть.

1) Что такое грамматика? (Грамматика – это раздел языкознания, в котором изучаются формы словоизменения, строение слов, виды словосочетаний и типы предложений. Грамматика понимается и как совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Грамматика состоит из морфологии и синтаксиса. Иногда слово грамматика понимается более общо – как синоним слова лингвистика.)

2) Что изучает морфология? (Слова как части речи и их формы.)

3) Что такое части речи? (Это большие группы слов, объединённых общими признаками.)

4) На чём основано деление слов на части речи? (Слова каждой части речи имеют общее грамматическое значение, общие морфологические и синтаксические признаки.)

5) Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)

6) На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.)

Деление на части речи не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Например, что общего в словах дом, синева, здоровье, движение? Одно обозначает предмет, второе – цвет, третье – состояние человека, четвёртое – действие. Правда, все они отвечают на вопрос что?

Кроме того, все они имеют общее грамматическое значение имени существительного: дом – предмет, синева – признак как предмет, здоровье – состояние как предмет, движение – действие как предмет. Сравним: синий, здоровый (признаки), двигаем (действие). (Кстати, начальная форма любого глагола обозначает не действие, а только название этого действия. Глагол начинает «работать» только при спряжении.) Все рассматриваемые слова имеют общие морфологические признаки: род, число, падеж, склонение и т. д. Все они могут иметь синтаксические функции, характерные для имени существительного: быть любым членом предложения. Совокупность общих признаков и позволяет нам объединить эти слова в одну группу, одну часть речи – имена существительные.

Не только существительные, но и все самостоятельные части речи имеют номинативную (назывную) функцию: называют предметы, признаки предметов, действия, признаки действия.

Сложно бывает определить часть речи из-за явления перехода частей речи друг в друга. Об этом мы говорили при изучении темы «Словообразование». Особенно трудно различать имена существительные и производные от них наречия.

Пожалеем тех, у кого нет дома. Останься, пожалуйста, дома.

Поэт восхищается русской зимой. Зимой корабли вмёрзли в лёд.

Важно рассмотреть совокупность общих признаков слов, чтобы правильно определить часть речи. Здесь важнейшую роль играет синтаксическая функция. Сравнив предложения, поставив вопросы, делаем вывод: в первом и третьем предложениях выделенные слова – имена существительные (начальная форма – дом, зима); во втором и четвёртом – наречия (неизменяемая формы дома, зимой).

Мы будем повторять теоретические вопросы морфологии частей речи довольно подробно. При этом не обязательно зубрить всё подряд. Важно понять связь морфологии и орфографии. Перечислим части речи по группам.

Самостоятельные части речи:

- имя существительное;

- имя прилагательное;

- имя числительное;

- местоимение;

-глагол;

- наречие;

- причастие и деепричастие (иногда рассматриваются как формы глагола);

- категория состояния.

Служебные части речи:

- предлог;

- союз;

- частица.

Междометие.

Какие признаки характерны для каждой части речи?

Как образуются формы слова? (С помощью окончаний: здоровь я, здоровь ю; син ий, син его; двига ем, двига ют), окончаний и предлогов (к огн ю, от огн я, на огн е), суффиксов (двига л, чита л, светл ее), вспомогательных слов – частиц, глаголов (буду думать, думал бы, пусть думает).)

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение им придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом – домовой – надомный – домоводство. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова – это формы единственного и множественного числа, падежные формы: дом – дома – домом – дому.)

ЗАДАНИЕ – ИНСТРУКЦИЯ № 1

Определить, к каким частям речи относятся слова:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.042 с.)