Инклюзивное обучение детей с оганиченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инклюзивное обучение детей с оганиченными возможностями здоровья



Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

 

 

Профильная направленность: Логопедия

 

 

Челябинск, 2014г


Оглавление

 


1. Пояснительная записка. 5

2. Содержание дисциплины.. 8

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 16

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 24

6. Перечень информационных технологий. 25

7. Описание материально-технической базы.. 25

8. Иные сведения и (или) материалы.. 26

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с речевыми нарушениями немаловажное значение отводится курсу «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Причины введения курса заключаются в необходимости приобретения знаний о своеобразии организации инклюзивного образования в образовательных организациях для детей с ОВЗ. Инклюзивное или включённое образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

       Дисциплина «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» (Б3.В.ДВ.8) является дисциплиной вариативной части профессионального блока дисциплин. Трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа), из них 36 часов – аудиторная (20 часов – лекционные занятия, 16 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (36 часов). Дисциплина изучается в течение VIII семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом в VIII семестре.

       1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

       Курс «Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» тесно связан с такими дисциплинами как «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении»; курс опирается на основы нормативно-правового поля организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзии, основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, позволяющей выделить первопричины нарушений в речевом развитии у детей; логопедии, позволяющей спланировать коррекционную работу с детьми с ОВЗ.   

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ специальной психологии, основных закономерностей развития ребенка с ОВЗ; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий. 1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

       Изучение курса позволит студентам углубить и расширить свои представления о психофизиологических механизмах нарушений развития, понять закономерности системогенеза вторичных нарушений, по-новому взглянуть на особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии. И как следствие, организовать правильный индивидуальный подход к развитию детей с ОВЗ, что будет способствовать преодолению трудностей обучения, повышению успеваемости. В настоящее время высокую актуальность приобретают вопросы организации процессов воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательных учреждений. Наиболее насущны они в связи с подписанием Россией Болонского соглашения, согласно которому все страны, участвующие в нем, признают приоритетной формой получения образования –инклюзивное образование. Значим этот аспект не только в общегосударственном масштабе, но и конкретно для дефектологов различного профиля, осуществляющих инклюзию непосредственно на практике. Для лиц с отклонениями в развитии значимость этого курса трудно переоценить, поскольку он нацелен на создание условий для их обучения и обеспечение развивающими и образовательными программами с целью последующей их адаптации в социуме, решения вопросов автономного существования и самореализации в современных рыночных условиях. Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Технологии преемственности дошкольного и школьного образования в процессе реализации СФГОС II поколения», «Психологическое консультирование», «Тьюторские технологии в системе логопедической практики» и других дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

       1.4. Цели дисциплины:

 

- формирование представлений о современном состоянии инклюзивного образования в России и за рубежом,

- формирование знаний о возможных формах организации, содержании и направлениях коррекционно-педагогического воздействия на детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

- формирование представлений о специфике логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК – 1 способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1 –  специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений, как для дошкольников, так и школьников;   У.1 – определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ с целью планирования учебно-воспитательного процесс в условиях инклюзии; В.1 – классификацией психолого-педагогических заключений, навыками межличностных отношений;    
2 ПК –3 способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования З.2 – специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений для дошкольников и школьников;   У.2 – проектировать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, отбирать методы для изучения нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста;   В.2 – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей разного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.  
3 СК-2 готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой, степенью речевых расстройств З.3 – разнообразие практических подходов к развитию личности ребенка в процессе обучения и воспитания;     У.3 – проектировать инклюзивное образование в образовательной организации и планировать прогноз развития ребенка.   В.3 – навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания психолого-педагогической помощи

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. 8 - 8 16 32
I.1 Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии. 4 - 4 8 16
I.2 Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе. 4 - 4 8 16
II Раздел II. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте. 12 - 8 20 40
II.1 Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями раннего, дошкольного и школьного возраста. 6 - 4 10 20
II.2 Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ, принципы конструирования индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, мониторинг эффективности коррекционно-развивающих программ. 6 - 4 10 20
  ИТОГО: 20 - 16 36 72
  ВСЕГО:         72

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.  (32 часа)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-1:З.1., У.1., В.1; ПК-3:З.2., У.2., В.2.

Содержание раздела

Тема I.1 Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

Инклюзия: история вопроса. Становление системы интегрированного образования в России и за рубежом. Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

Теоретические основы инклюзии в российской и зарубежной педагогике и психологии.

Современное состояние обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями в зарубежных странах: Германия, Англия, США, Нидерланды, Франции, Дании, Греции, Италии и странах СНГ (Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана).

Развитие системы помощи в России до 90-х годов XIX века.

Анализ современных педагогических концепций в обучении детей с психофизическими нарушениями. Формы обучения детей с отклонениями в развитии в России. Авторская школа: Е.А. Ямбурга. Принципы, условия организации интегрированного обучения. Современные модели, формы организации интегрированного обучения. Концепция социально- образовательной интеграции в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Тема I.2. Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе.

Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Составление индивидуальных программ обучения. Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе. Дифференцированный подход и методы работы с детьми.

Принципы сопровождения детей с отклонениями в развитии специалистами службы сопровождения. Воздействие системы коррекционных кабинетов при обучении детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Примеры составления календарно-тематических планов специалистов коррекционного образования. Функциональные обязанности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования).

 

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1.

Количество часов: 4 часа

Тема 1.1: Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

План:

1. Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

2. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании.

3. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

4. Терминология инклюзии.

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии».

 

Практическое занятие 1

Тема 1.1.: Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

Кол-во часов: 4

Форма проведения: дискуссия

Изучаемые вопросы:

  1. Основные принципы инклюзивного образования.
  2. Барьеры в образовании.
  3. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.
  4. Терминология инклюзии.

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38 ]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация: «Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии».

Лекция 2.

Количество часов: 4 часа

Тема 1.2: Создание адаптивной образовательной среды.

План:

1. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

2. Составление индивидуальных программ обучения.

3. Создание адаптивной образовательной среды.

4. Принципы сопровождения детей с  ОВЗ специалистами службы сопровождения.

 

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38 ]

Информационное сопровождение:

Мультимедийные презентации: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях инклюзии»

 

Практическое занятие 2

Тема 1.2.: Создание адаптивной образовательной среды.

Кол-во часов: 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.045 с.)