Европа как мир-экономика по Броделю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европа как мир-экономика по Броделю



Европа как мир-экономика по Броделю

По Броделю Европа в XV-XVIII в. иерархична. Самая богатая – средиземноморская, самая??? – греческая, самая активная – северная, самая неразвитая – прусско-ломбардская.

Именно покорение Океана дало Европе превосходство. Дело в напряжении воли, жажде золота, желании увидеть, познать мир. А сухопутное сообщение было (условно) парализовано, поэтому противоречия с морским не было.

Связь с миром шла через взаим. разных зон – столицы, периферии, промеж. полупериф. Европа расширялась. В ней происх. изменения. До Колумба Средиземноморье, Венеция господствуют, то потом выходит вперед Атлантика, амер. побережье.

Прямого соотв. м/у эк. успехами и культ. достижениями не было. В плане к-ры впереди в XVII в. – барокко в Риме и Мадриде, а эк. центр – Амстердам. В XVIII – Англия, а культура во Франции (просветители) и Германией (музыка).

Но помимо культ. разл. было и культ. единство и оно влияло на эк. отнош. Т.е. культ. и эк. взаимосвязаны.

Неравенство усил. через разделение труда. Одни страны бедны, другие – богаты. Отсюда взаимозависимость (осн. на неравенстве обмена). Впереди оказывалось то гос-во, которое польз. поддержкой власти, опирались на экспансию путем силы (колониализм). Там власть делилась между прав-ом и кап-мом. Сначала это Голландия, потом Англия.

Как мир-эк Европа самодостаточна. В центре нее кап. супергород. В нем главные – крупные купцы. В нем лучшие товары, банки, внешнее великолепие, богатство, самое выгодное пр-во, религ. терпимость, наука, технологии. Он космополитичен.

Супергорода сменялись. В конце XIV – Венеция, в первой пол. XVI – это Верден (огр. склад перца, привозимого португальцами, упадок из-за войн Испании), потом Генуя (на базе банк. первенства, завязав связи с испанцами и их серебром). На рубеже XVI-XVII вв. – Амстердам. Тут и мореплавание, торговля, воен. экспансия, все формы кредита.

В посл. четв. XVIII – Лондон (до 1929, когда в Нью-Йорк). У Лондона преимущ. перед Голландией – он впервые стал центром нац. рынка. Т.к. Англия создала нац. эк. Т.е. если сначала доминировали города, то теперь – нац. экономики.

Когда Сев-Зап. Европы стан. центром – это происходит благодаря ограблению Средиземноморья.

Кап. рынок (саморегул. система спроса и предложения) по Броделю бывает двух типов – 1) Ярмарки (XVI). 2) Биржи (в XVII в вытесняют ярмарки в Голландии). В XVIII в. ярмарки исчезают. Амстердамская биржа ворочает оптовыми операциями, обладает сист. огромных складов. Внешне выглядела как место встречи банкиров, негоциантов.

В отл. от ярмарок здесь торговля по образцам. Для каждого товара возникала своя (суконная). Была просто товарная биржа, где торговали акциями, векселями, гос. займами. Обеспечивалось все это растаскиванием серебра и золота из Испании в разв. страны, прежде всего Голландию.

В общем кап-м использовал все для прибыли – рабство, крепостничество, экспансию. Кап-м проникал повсюду - Европа была испещрена нац. торговыми сетями (английская, армянская, еврейская), религиозными (протестанты и католики). Особенно отмечает евреев, которые распр. свою сеть по всему миру. Когда их изгнали с Пиренеев в конце XV-нач. XVI в. – они двинулись в мусул. средиземноморские страны или в Голландию, в целом Атлантику. А те, кто пошел в ЦЕ – ашкенази (Бродель Ротшильдов к ним относит). Сущ. вклад сделали в разв. торговли – банки и пр. В испанской Америке главные – португальские купцы.

Голландская живопись XVII в

Новое искусство возникло как ответ на обретение независимости, рождение. В нач. XVII возникла наконец самобытная голландская школа. Нацелено на практичный, бережливый, деловой народ – хотят создать национальный портрет, нац. ландшафт.

Хар-но изображать толпу, добропорядочного гражданина, домашний уют. Задача – показать изобилие, общ. жизнь с церемониями, банкетами. А палитра чувств – искренность, естественность, прямолинейность. Поэтому нет никаких сражений, жертвенности, эпиков.

Для голландской живописи хар-но лаконичный стиль, почти одноцветный колорит, много теней.

Рембрандт (1606-1669) тоже преследовал цель передать человека как он есть. Идеальных типов у него нет. В центре – световое пятно, игра теней. В этом пятне помещалось лицо чела, преображавшееся в этом свете. Поэтому у него нет отриц. героев (как христианин каждому давал шанс на проявление божественной природы чела – «Возвращение блудного сына»). На лице главное – выражение глаз. Затем поза, руки.

В женской натуре его интересует чувственность, проявление любви («Даная»?).

В Голландской школе прекрасно представлен пейзаж. Ведущие – Теодор Дельфский (1632-1675) и Яков Рейсдал (1629-1682). Опять же – цветов мало (т.к. погода в Голландии пасмурная, мрачноватая). Они показ. то, чем живут – кучевые облака, вода – спокойная, бурная, мельница или аккуратная деревня/городок.

Англия XVII в до Революции

О кризисе XVII в

«Темный век». В сер. XX в. дискуссия – Проблема всеобщего кризиса в Европе XVII в. Решили, что были разные – финансовые, соц-экономический, политический. Во Фр. историографии говорили о кризисе христ. ментальности, интеллектуальной революции (но в осн. в XVIII в), в ис-ве выразившейся в барокко, в науке – стан. фундам. науки, в полит. мысли – учения о гос-ве.

XVI – рост, экспансия, а XVII – кризис, т.к. медленнее развитие, соц. напряжение растет. Но, например, Голландия в стороне, в Швеции и подавно не было кризиса.

Бродель из своих циклов называет это время эк. депрессией. Советские (Барг) говорили, что это XVII в. – межформационный период, в это время получ. разв. рассеянная ман-ра, что повыш. спрос на сырье, получ. сначала через торговлю, а потом экспансию. А деревня – источник рабсилы в будущем. Вост. Европа ответила на спрос в сырье, продовольствии вторым изданием крепостничества.

Также отмечают, что это время перехода к абсолютизму.

 

Особенности Англии

???

Революция в Англии

Роль Долгого парламента

Кто-то оценивает революцию как переход к дуалистической монархии. После революции парламент освобожден от королевского влияния. А началось все в 1640 году, когда Карл I вынужден был созвать парламент, а тот потребовал отменить законы, наруш. «петицию о правах». В итоге король распустил парламент, поэтому его прозвали «коротким». Но Епископские войны все равно проиграл – денег не было. После поражения король вновь созывает парламент. Он не распускался до 1649 г. Вновь он был уже разогнан в 1652.

Долгий парламент нес в себе новизму. Впервые нижняя палата преобладала над верхней (но это по Савину). Палата лордов сразу таяла. Прелаты были исключены. Этому предшествовали стихийные акции пуритан в Лондоне, направленные против епископата. И в 1642 произошла первая чистка парламента. Вторая чистка привела к тому, что половину членов в декабре 1648 выдворили (в осн. сторонники компромисса с королем) и в след. году Карл был казнен.

Осн. масса – рыцари, джентельмены, но, собственно, влияло неск. десятков богатых дворян (за счет займов под залог - будущих ирландских земель, английских).

Граф Страффорд – правая рука Карла, правил в Ирландии, командовал армией в войне с Шотландией. Выступ. За сильную власть, регул. армию. Умный, смелый противник – опасен для оппозиции. В период конституционной борьбы (1640-2) он схлестнулся с Пимом. В итоге Пим его задавил, сделав так, чтобы судили Страффорда не лорды, а общины. Используя настроения лондонской черни, Пим и его свора добились того, что часть лордов утвердила смертный приговор. А Карл I подписал его, предав любимца.

Хотя сначала явных группировок не было, потом они сложились. Прежде всего под руководством Джона Пима, под руководством которого в 1642 году и приняли «Великую Ремонстрацию», где перечислялись злодеяния власти во время правления Карла (жалобы на вмешательство короны в дела промышленности и торговли, произвольное обложение налогами, неудачные войны Карла I с Испанией и Францией, безнаказанность католиков и иезуитов и преследования пуритан), предлагались пути решения – путем подчинением церкви парламенту, назначением королем только тех лиц в прав-во, которых парламент одобрял. Причем все в ультимативной форме (иначе денюк не дадим!). Ремонстрация была принята незнач. перевесом голосов. Она представляла из себя обращение к народу парламента. Но какого – буржуазного – достаточно посмотреть на злоупотребления.

Параллельно парламент укрепляет свою власть в других областях - «Ордонанс о полиции» (хотят контролировать назначение командующих в армии и на флоте), «19 предложений» (идея конституц. монархии прозвучала четче, чем в Ремонстрации).

Карл попытался арестовать авторов предложений. Не удалось. И после этого перебрался в Оксфорд, где создал альт. парламент, призвал своих вассалов – в 1645 началась война. Вестминстер был вынужден взять всю власть на себя. И стал принимать законы без монаршьего согласия.

Парламент упразднил суды под королевской юрисдикцией, его канцелярию, Звездную палату, Палату прошений, Высокую комиссию. Т.к. хотели развести власть и суды.

Затем утвержден принцип трехгодичности парламентской работы (даже против воли короля), право роспуска по решению обеих палат.

Поменял отнош. церкви и гос-ва. Для клира введен запрет на вмеш. в светские дела. Поэтому и соотв. ин-ты упразднили (Высокая комиссия). Стремились к унификации, поэтому на первый план позволили выйти пресвитерианской церкви (хотя для Англии это было средством для достиж. военно-полит. союза).

Первая гражд. война. Началось все с переезда короля в Оксфорд. Его поддержал в осн. север, а за парламент стоял юго-восток с Лондоном. Но т.н.м. армия парламенту была слаба, состоя из наемников или местных ополченцев. Сами пресвитериане были готовы на компромисс – в 1643 предложили королю распустить армию и провести пуританскую реформацию. Он отверг и возня продолжалась далее. Индепенденты на фоне военного кризиса выдвигаются вперед в парламенте – среди них Кромвель. Его уже тогда отмечали за военные способности. В итоге он стал набирать в армию йомменов, ремесленников, способных себя хорошо экипировать в кавалеристов. Научил их стоять сплоченно, не отступая под ударами королевской кавалерии. И след. битву они победили. Тогда их и прозвали «железнобокими». Поэтому он продавил военную реформу. В рез-те в армию попали йоммены, ремесленники, мелкие торговцы, способные себя снабжать. Среди них культивировался высокий протестантский дух. Значительно увел. численность армии. В итоге в июне 1645 в битве при Несби король проиграл и король бежал в Шотландию, но был фактически продан парламенту. С ним начали переговоры.

Парламент решил армию распустить, она не подчинилась. В 1645 г. она была создана с нуля – под влиянием Кромвеля. И теперь она стала индепендентской, а не пресвитерианской. Армия вступает в Лондон, чистит парламент от пресвитериан. В итоге он стан. индепендентским.

Тем временем в армии тоже раскол – на шелковых грандов (констит. монархисты), нижнее офицерство/солдаты – за «народное соглашение», респу. В итоге осенью 1647 на конференции в Пэтни они дискутируют – в рез-те усилено влияние индепендентов с Кромвелем среди них – через Армейский совет. Оставалось устранить Парламент – и после второй войны, иницированной Карлом, парламент полностью очистили от опасных личностей в ходе «Прайдовой чистки». Он превратился в Охвостье.

На Карла I влияла жена – француженка-католичка, призывала его на непримиримую борьбу. А он и сам не обладал решительностью хар-ра. Однако вторую войну он вел вместе с шотландцами, испугавшимися восхождения индепендентов. Однако войну все равно проиграли.

Решиться на судебный процесс против короля было трудно. Палата оставшихся 12 лордов была ликвидирована и палата общин объявила себя высшей властью. Но собрать подписи на суд короля было очень трудно. А Кромвель понимал, что если не казнить, то в итоге он их прижмет. Поэтому стали из конституционалистов республиканцами. А король напирал на то, что суд незаконен, т.к. парламент был почищен и стал проармейским. И он действительно отражал интересы индепендентского меньшинства.

Реставрация (продолжение)

Борьба короля с парламентом продолжается. В парламенте тоже идет – и в итоге создаются партии – тори (скотокрады) и виги (конокрады). Их называли кликами, считали партии явлением порочным. Тори – партия двора, виги – партия парламента. Виги были связаны с коммерческими интересами, а тори – последователи кавалеров (здесь пресвитериане, но не одного индепендента). Поэтому если первые за гражданские свободы, то вторую – за Англиканскую церковь. В итоге виги добились издания в 1679 «Хабеас корпус акта» (запрет ареста без оснований из суда).

Соц. значение пэра, сквайра с реставрацией было восстановлено. Палата лордов тоже – с прелатами, хотя в целом усил. джентри.

Англиканское восстановлено. Пресвитерианство закон осудил (сожжение Ковенанта), оно ушло в подполье, став нонконформизмом (против учения Англиканской церкви). Их преследовали. Но больше по соц-полит. мотивам. Однако запретили смертные приговоры.

Только баркеров – самую радикальную пурит. секту – прижали очень сильно. Основатель их – Джон Фокс – решил, что на него снизошло Божественное Откровение и стал проповедовать истину. Они не жаловали никакого – вплоть до кальвинистов. Главное для них – внутренние кач-ва христианина (поэтому храмы и священники не нужны), т.к. Бог в душе. Они были миролюбивыми, вплоть до пацифизма, терпимы, помогали друг другу. Считали себя мучениками, т.е. страдать за веру – нормально. Поэтому для развращенного об-ва они становились предметом ненависти.

Антикатолицизм продолжал буквально разрывать об-во. Особ. это было актуально в свете того, что Англия оказывала помощь Франции против Голландии в 70-е гг. Ему французы платили пенсию. В 1672 году издал «Декларацию о веротерпимости», но виги сорвали ее, т.к. король не должен иметь право верховенства в религ. вопросах. В итоге по акту 1673 только англикане могли допускаться до службы. Это против брата короля – Якова II – главы адмиралтейства. А он – потенц. престолонаследник. Теперь ему надо вообще уехать.Тогда же сказали ему, что если он попробует захватить престол – его объявят изменником.

В ответ в 1681 году король распустил парламент и до 1685 г. В ответ парламент в 1683 в лице X начал вопить про идею народного суверенитета, но это было бесполезно.

После смерти Карла королем стал Яков II – мрачный, жестокий, фанатичный, католик. А у него рождается сын, что похоронило надежды на его дочь-протестантку.

Он отменил «Хабеас корпус акт», начал отдавать католикам должности, с другой стороны – «Акт о веротерпимости», прощение нонконформистов. В целом прерогативы короля усилились – контроль над парламентом (по спискам короля), армией.

И возник заговор вигов. В 1688-9 произошла «Славная революция» - без народных масс, войны. 4 виги, тори, епископ лондонский написали Вильгельму Оранскому, он ответил желанием помочь сохранить протестантизм, свободу собственности, парламента. Прислал 600 судов с 15 тыс. десантниками. Два месяца шли к Лондону.

Но к этому моменту король и так лишился поддержки. В городах против него восставали. В итоге его схватили крестьяне, доставили в Лондон. Оттуда он бежал во Францию. Отсюда движ. якобитов – за восст. Стюартов в Англии.

А власть взял Учредительный парламент из старых составов парл.

На престоле оказались Вильгельм Оранский и Мария (родственница Карла). Протестанты. «Билль о правах» 1689 – компромисс между к. и п. Он был дополнен последовавшими законами. У короля остались важные функции – созыв/роспуск парламента, назначением/смещением министров, внешней политикой. Но он не мог отменять законы парламента, права его членов были гарантированы. Королем мог быть только англиканин, женатый на католичке. Созывать надо было каждые три года, т.е. прерогатива короля роспуска и созыва скорее стала его обязанностью, а парламент превратился в регул. орган власти. Определял кто будет наследовать.

При этом установили высокий имущ. ценз. А палате общин дали контроль над бюджетом. Королевские средства отделили от гос.

В XIX в. партии стали формировать правительства. Ганноверы ничего не понимали в гос. делах и поэтому королевская власть отходит от правления.

В общем Англия превратилась в конституционную монархию, управляемую земельной аристократией. В это время Англия приходит к процветанию. Развивается торговля, созд. Англ. гос. банк. Не зря Маркс «Славную революцию» называл компромиссом между земельной и финансовой элитой. То есть буржуазия еще не у власти, но для нее созд. благоприятные условия.

В 1707 оформили Англо-шотландскую унию через создание унитарного гос-ва Великобритании. Шотландия посылала своих представителей в парламент, но они были в меньшинстве.

(см тетрадь/11.10.11)

 

Региональные культуры

(см тетрадь/18.10.11)

После неудачных попыток заселения Виргинии туда назначили полновластного губернатора. Вокруг него сплотилась колониальная администрация, создавшая здесь крупное землевладение. Ниже шли немногочисленные джентельмены, переселенцы, оплатившие свой переезд, а еще ниже – законтрактованные сервенты.

Сразу стали выращивать табак кто мог. Для расширения посевных площадей стали вторгаться на земли индейцев. В 1622 в ответ индейцы истребили 300 чел-колонистов.

После этого инцидента стало ясно, что Виргинская компания не способна обеспечить должное сущ. колонистов. И ее упразднили. Карл I объявил Виргинию своим владением и назначил сюда губернатора.

Постепенно из Виргии выделился Мэриленд, Каролина.

Большие зем. наделы породили крупную земельную олигархию, в XVIII в. их называли «100 семей». Ввели имущ. ценз – только фригольдеры, арендаторы – неполноценные граждане. Джентельмены могли ездить в карете, читать книги, иметь своих рабов.

Виргиния стала аристократической табачной колонией. Он быстро истощал почву, приходилось прибегать к экспансии. Поэтому крупное землевладение занимало сущ. часть. В выборных учреждениях богатые также рулили.

Виргинцы были англиканами, но без епископата. Священников избирали члены совета прихода. Церковь оказ. под контролем мирян.

Для интел. жизни колонии был хар-н либерализм. Т.к. заинтересованы в притоке новых колонистов – практикуют веротерпимость.

Новая Англия. Самая крупные – Массачусетс, Бостон, Коннектикут. Традиция самоуправления здесь сильна, хотя в Массачусетсе утвердился пуританский теократизм, отсутствие веротерпимости, жесткий (и жестокий) контроль (как при Кальвине).

В 1620 сюда прибыло 100 пилигримов в поисках религ. свободы. И что???

Идея протестантской исключительности в общем здесь особенно утвердилась. Чужих старались не пускать, поэтому они строили свои поселки отдельно. Для пуритан жизнь вращалась вокруг проповедей. Молельный дом – центр жизни. Законы были проникнуты библейским духом.

В истории Новой Англии рубеж – 1692, когда в Массачусетсе прошла охота за ведьмами. Осудили 150 чел, казнили, сожгли. А спустя 30 лет процессы признали ошибочными, судьи покаялись. Религ. фанатизм имел под собой и соц. причины.

А потом началось Великое Пробуждение (20-50-е гг. XVIII), когда на фоне дискредитации старых проповедников пришли новые. Цель его было воссоздание неформальности в церкви, чувства Бога, т.е. что-то вроде обновленчества. Америка дб стать землей обетованной уже наконец. Становятся популярными методизм, баптизм.

Вообще членят на два периода:

1) Господство пуританизма. 2) Эпоха просвещения (светские ценности на первом плане).

Насчет роли пуританизма в развитии Америке до сих пор спорят. Кто-то считает его важнейшим фактором новоанглийской истории, кто-то одним из факторов. В целом соглаш., что пуританизм определял ментальность Новой Англии и окружающих земель.

Пенсильвания. Чтобы покрыть долги лорду Пэну. Карл II в 1681 дает его сыну право на обладание этими землями. Его он – Уильям Пенн (1644-1718) – тут и развернулся. Был квакером-пацифистом. Поэтому они мирно жили с индейцами. Честно торговали с ними, покупали землю. Были против смертной казни.

Когда началась Семилетняя война (с англичанами воевали за землю) и для Пенсильвании встала проблема создания милиции. Франклин считал необходимым военные взносы в обмен на свободу служить, другие вообще не хотели платить. А пацифизм квакеров был осужден – они подали в отставку. Занялись мирской деятельностью – в полиции, тюрьмах, общ. институтах (дома престарелых). Но в то же время запрещали браки с другими конфессиями, что сыграло против них.

Но на строй Пенсильвании они оказали влияние. Тут было нац. и религ. разнообразие (немцы, французы, голландцы, не только англичане, еврейская колония). Тут были богатые фермеры, особ. немецкие; плантационные хоз-ва. Тут впервые в Америке сформулировали идею светского гос-ва.

Джорджия. Самая южная. Эксперимент с применением патернализма и филантропии. Основана в 1732. Хартию получила филантропическая организация (лорд Персиваль), решившая создать ее не для прибыли, а создания самой процветающей земли во вселенной.

Строго отбирали переселенцев – бедняков. Чтобы улучшить их жизнь. Для них создавали плантации тутовых деревьев. При этом запретили продавать землю, не допускать рабства, при этом обязали не менее полсотни деревьев обрабатывать. В итоге все затрещало и учредители отказались от хартии. Стимулов не было. Колонию забросили на время.

 

Образование и печатное слово

Стали учреждать учзавед. неясного хар-ра (то ли колледжи, то ли ВУЗы, по крайней мере есть научные степени). Причем каждая конфессия стремилась себе создать такие, т.к. богословие было превалирующей специальностью, нужны были священники.

В 1636 открыт Гарвард – близ Бостона – по имени свящ. Джона Гарварда. Создаются колледжи. Преподавали прежде всего богословие, потом латынь, греческий, наконец осн. светские науки.

Для амер. образования хар-на не глубина, а широта, т.к. требовались практ. знания. Отсюда спрос на духовенство, юристов, медиков. Среди юристов были немало дилетантов, но право стало языком образованного об-ва. Все деловые люди были юристами. Платили студенты (по срав. с Англией) в 5-10 раз меньше.

Художественной образованности, начитанности как в Европе не требовалось. Деловитость была актуальнее.

Женщины сразу заняли важное место, были более свободны, занимались бизнесом.

Издательская деят. в XVII в. выдвинула Бостон. Преобладала религ-дидактическая лит-ра. Но возникали и новые центры печатания – Фильдельфия (Пенсильвания) в XVIII в. стала лидером книжной торговли. Они уже издавали светскую литр-ру – много нем. и фр.

Здесь по инициативе Франклина создали общественную библ.

Книг в Америке писали очень мало. Зато газеты в сер. XVIII в. благ. правительственным субсидиям процветают – тут печатают матер. законодательных собраний, советы фермерам и пр. В итоге журналистика стан. центром антибританских идей, конституциональных принципов.

 

Французский абсолютизм

Для Франции хар-на была децентрализация, а абсолютизм противодействовал этой тенденции. Эту тенденцию преодолеть не удалось, хотя фр. абсолютизм счит. классическим. Она эволюц. от судебно-адм. до адм-судебной, где ф. управления выходят на первый план.

Абсолютизм не мешал развитию страны. Надо смотреть, когда и почему он мешал. Был ранний, был поздний абсолютизм. Сегодня исследователи его рассм. как отражение потребности нации в централизации страны.

Абсолютизм всегда был огран. привилегиями сословий, трад. ин-тутами. На местах сущ. провинциальные штаты (Генштаты не созывались), также парламенты – изначально судебные, но стремившиеся прибрать себе законод. ф (т.к. они ратифицировали корол. указы). Особенно Парижский. Они – средоточие оппозиции.

Абсолютизм огран. и законы (престолонаследие, нельзя в тюрьму без суда отправлять, вводить невотированные налоги), трад. кутюмы. И король постоянно делал уступки, стараясь стать арбитром, поднявшись над всеми слоями. Дворянам давались пенсии, мантии – должности, торговцам – привилегии, как и городам. А могущ. гос-ва дб олицетворять богатство двора.

В сер. XVII в. оппозицию аристократии удалось прижать. После этого созд. мощная бююрократия. Гражд. чинуши стали особой фр. элиты – из разных сосл. Поэтому корпор. духа не было. Кто-то покупал место, кого назначали, кто-то имел наследственный статус.

Ин-т интендантства был создан для контроля поступления налогов, контроля жандармов. Они объезжали провинции, собирали инфу о состоянии страны. Потом эти данные поступали в Корол. совет. Т.е. интенданты стягивали страну.

Абсолютизм был дитем налога. Это и убило его. Он оказался обременительным для населения.

Осн. фактором полит. жизни была клиентелла. Это малые «мафиозные» группировки во главе с патронами. Между группами были конфликты. В целом элита была атомизирована. Крупные сеньоры Версаля, люди Робы, негоцианты/фермеры/Ген. Совет Торговли – это одно. Провинциальное дворянство – другое. И еще внутри борьба.

Людовик XIV – воплощение идеи абсолютного монарха. Он был образован, красиво говорил, а ум имел посредственный, что, впрочем, не имеет знач. для абсолютизма. Версаль стал центром роскоши и богатства. Он покровит. науке и искусству. В общем весь букет. Но его строительство Версаля через налоги, барщину, бесконечные войны – разорило бюджет.

После него усилилась децентрализация на фоне правления внука/правнука (с помощью регенства). Людовик XV (1715-1774) был непопулярен настолько, что поколебал авторитет монархии. Фавориты в это время вертели гос-вом как могли. Метание короля между фракциями усиливало нестабильность.

Людовик XVI вступил на престол в 22 года (1774-1792). Был добрым, простодушным малым, не склонным к интригам двора. Отсюда и его склонность к сторонним влияниям. Его было неинтересно управлять гос-вом. Вот слесарем работать – другое дело.

Негативисты критиковали его, называли тупым, нерешительным. Склонен был верить слухам. Во время казни, впрочем, вел себя достойно.

Реформы. Жан Батист Кольбер при Людовике XIV стал всевластным советником, его политику провали «кольбертизмом». Хотел добиться торг. и полит. гегемонии Франции.

Он реформировал все. Ввел годовой бюджет, переориент. Фр. на косвенные налоги (вместо тарьи), касавшиеся и привилег. слоев. После него вводят капитацию (подушную подать) и двадцатину для всех сословий.

Ввел тамож. протекционистскую сист. (образец для других стран). Поощрял созд. ман-р по пр-ву товаров шир. потреб. При нем рос торг. и воен. флот. Созд. Вест-Индская, Ост-Индская, Левантийская компании.

Поддерживалась наука, ис-во, академии появл. одна за другой.

Рише говорит, что Революция разразилась в ходе реформ. 2-ой пол. 80-х – Колорн хотел сделать налог пропорционально доходам от земли, введение своб. торг. зерном, сокращ. соляных монополий, созд. консультативных ассамблей без разл. сословий. Были созваны нотабли, но они высказались за созыв Генштатов.

Де Бриен провел по указу короля налог. реф., но Парижский парламент ее не утвердил. Нотабли опять не пошли навстречу. Тогда и вышел указ о созыве Штатов. Т.е. аристократия провалила реформы, т.к. в Генштатах преоблад. получило третье сосл.

Т.о. причиной падения абсолютизма стала неспос. выйти из фин. кризиса, расколотость аристократии, ее борьба с королем, расколотость самого об-ва.

 

Французское просвещение

Просвещение – синоним «света» (веры, разума, блеск ума). Просветители взяли это из катол./масонской терминологии, заменив веру на разум. В XVIII в. теоцентризм замен. антропоцентризмом. Иммануил Кант в своей статье «Что такое просвещение» (1784) определил смысл просвещения как свержение авторитетов, использование собственного разума как главного ин-та достиж. Истины. Концом этого будет учреждение высокой нравственности (а не счастья!).

Гегель рассм. Просвещение как восход солнца, царство разума. А Энгельс сказал, что царство разума оказалось царством буржуазии, а равенство оказалось равенством перед законом. Это опр. и советскую историографию.

Виноградов сказал, что просветители отстаивали свободу для всех людей. Карсавин, напротив, говорил, что Просвещение еще с Возрождения – отпадение чела от Божества.

Нем. философ порицает его за односторонность, рационализм на фоне поклонения образованию.

С Просвещением связано новое ис-во жить. Стали попул. слова «просвещ. чел», «просвещ. об-во» и пр. Родилось понятие «Республика ученых». И французский язык приобрел статус просвещенного языка. Латынь вытесняется. Поэтому Франция превратилась в культ. центр. происх. ее культ. экспансия.

В ответ нем. гуманитарии начали подъем нац. к-ры (нас французики будут учить?).

Создается новая конц. чела – со стремлением к счастью. Создана была наука о счастье. Оно искалось везде – в обладании истиной, физической красоте, славе, богатстве и пр. Счастье это носит земной хар-р. С этим связано понятия «бурж. счастье» - быть старательным, достойным дельцом, получать удовольствие от труда. Вокруг коммерсанта созд. ореол более соверш. чела по сравн. с сеньорами и народом.

Сами просветители идеалом считала не буржуа, а философа. Он не просто мыслитель, но и общ. деятель, работ. на созд. соотв. общ. мнения, приближ. царство разума. Человек с факелом.

В об-ве появл. феномен салонов. Они образ. вокруг женщины и неск. философов. Там рожд. ис-во бесед, где можно блестнуть высоким стилем, показать себя. Была создана трад. интел. общения. Говорили не о моде, погоде, еде, а о высоких идеях. Она культ. и в виде мощной эпистолярной традиции.

Просвещение было космополитично. Т.к. просветители хотели преобразовать все чел-во. На практике хотели принятия разумных законов. Поэтому мб советниками при монархах.

Помимо салонов были провинц. академии, там были сильны выходцы из третьего сосл. И масонские ложи (мистич. оттенок). В каждом городе имелись. Говорили о стр-ве нового храма на основе свободы, равенства, братства.

Революция раздвинули возможности просвещения. Об-во было приобщено к их идеям через армию. Тогда на первый план выходят литераторы. Оттуда пошла просвещенческая ф. литературы. Они писали то, что нб об-ву. Писали доступно, пробуждая интерес в людях к идеям.

ПЕРСОНАЛИИ:

Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Род. в шикарном замке близ Бордо, из аристокр. рода дворянства мантии, где всегда был силен антиабс. дух. Стал советником в парламенте Бордо, потом даже президентом. Потом все бросил, чтобы заняться усв. знаний. Ездит по салонам, Европе. В Англию заехал в 1730, познак. с местными просветителями. Еще до этого прославился «Персидскими письмами» (1721), где содерж. критика абсолютизма в виде сатиры. Тогда мода на Восток, и поэтому персы сравнивают свою деспотию с продвинутой Францией (вельможа Узбек).

20 лет он работал над своим глубочайшим трудом – «О духе законов». В ней раскрывается теория трех правлений – республики, монархии, деспотии. Взял от Аристотеля. Сравнивает по разным критериям – в респе равенство граждан, в монархии равенство перед законом, в деспотии – все нули. Свобода – в респе превращ. в анархию, а вот монархия больше всего для этого подходит, т.к. свобода связана с соблюд. закона.

Принцип респы – полит. добродетель, любовь к респе. Принцип респы – честь. Поэтому монархия невозможна без дворян. Принцип деспотии – страх. Если принцип нарушен – все рушится.

При его монарх. направленности амер. и фр. конституции писались под влиянием Монтескье. Т.к. он разраб. идею раздел. властей, системы балансов. Т.к. он уважал свободу. Поэтому – создатель конституционализма.

Вообще он детерминист. Шел от конкретных фактов, пытаясь вывести закономерности во всем. Исп. открытия Ньютона для поиска законом. в общ. науках. Поэтому – отец социологии. Отец историзма, т.к. развитие искал в эволюции законодательства, неформ. права и пр. При этом разв. для него было цикличным, а не прогрессивным.

Вольтер (1694-1778). XVIII в. назвали в его честь. Считал, что все великое делается меньшинством, действ. против большинства.

Был против всего старого, что неудивительно, т.к. разночинец, поэтому в итоге выступил за бессословное об-во. Учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям». Потом стал поэтом-нахлебником при дворянах. За сатирические стишки против регента и его дочери попал в Бастилию, потом продолжил – в итоге пришлось уехать в Англию.

Вернулся с «Философическими письмами». В итоге письма были конфискованы, а он попал в Бастилию. Потом бежал в Лотарингию и наконец в Нидерланды (за издевательство над религией в поэме «Светский человек»).

В целом его антиклерикализм был связан с критикой всего сверхестественного (метафизика, бессмертие души). Поклонник Ньютона, его пропагандист. Стал материалистом. Выступил против Блеза Паскаля. Сказал, что смысл жизни в земном счастье. Надо любить не Бога, а себя, служить об-ву, правам чела.

Признавал только соц. ф. религию. Атеизм возможен лишь для философов, а для масс и правителей он невозможен, иначе все будут красть, убивать и пр.

Самое его осн. истор. произведение - «Опыт о нравах и духе народов» (1756). Выступал за отбор фактов, уничтожающих предрассудки и открывающих дорогу просвещению. Впервые выступил здесь с всемирным подходом к истории, отказ. от европоцентризма.

Вольтер воспр. как беспощадного обличителя общ. пороков и предрассудков. Он был образцовым философов для XVIII в.

Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Противоположен Вольтеру. Руссо был в общем-то одинок. Из семьи женевских протестантов-ремесленников. Республиканец. До 37 лет был заурядным челом и вдруг к нему пришла слава. 15 лет наход. на подъеме. Потом резкий поворот («Исповедь»). Его взлет начался в конкурсах академии, за что получил золотую медаль.

Рассуждал плох ли прогресс или нет (нет), откуда неравенство между людьми (от ч.с., которая есть величайшее зло).

Он признавал знание высшей ценностью, поэтому сожалел о темном народе. ЕГо индивидуализм = преклонение перед собственной личностью («Исповедь»).

Его идеал – плебейский демократизм. За равенство в правах и матер. жизни. Выделял также отнош. чела и природы (т.е. прогресс портит чела), отсюда лозунг «назад к природе – к естественному человеку». Дикарь не отчужден от себя.

Он антиисторичен. Т.е. чел определяет все – в том числе добро и зло. Т.к. в челе есть неистребимое нравственное начало (то ли Божественный инстинкт, то ли природный). Т.о. Руссо ставит чувство выше разума.

Его трактат «Об общественном договоре» понимает общую волю как совокупность индивидуальных, соед. общим желанием. Народ здесь изображен как единый гос. орг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.107 с.)