Тема урока: обобщение и систематизация материала по теме: «СССР и донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг. )» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: обобщение и систематизация материала по теме: «СССР и донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг. )»



Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»

Цели: обобщить и проверить усвоение основных событий и хронологии по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»  и умение применять полученные знания.

Задачи урока:

-закрепить знания по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»;

-совершенствовать навыки работы с различными источниками;

-развивать умения применять знания при выполнении тестов;

План урока:

1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
2. Восстановление экономики — цена успеха:

3. Укрепление тоталитарного режима:

4. Идеология, культура, наука.

5. Ужесточение внешней политики:

Работа с тестами.

 

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек...
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить...

- Так ли это было на самом деле?

Восстановление экономики: цена успеха

- Каким было состояние экономики в результате войны?

- Каковы были общие потери страны?

- Когда начинается восстановление народного хозяйства?

- Что вам известно о восстановлении нашего города?

- Кому была поручена разработка 4-го пятилетнего плана?

Вывод: Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е годы.

Развитие промышленности

 Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. Поначалу труд советских людей мало чем отличался от военной “чрезвычайщины”. - Каковы были первые успехи?

- Кто был инициатором  движения скоростников?

- Какие сложности восстановительного периода вам известны?

- Чем компенсировались сложности?

Вывод: В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Главным творцом этих успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Тем не менее в советской экономике, в основном на предприятиях ВПК, наблюдались сплошные противоречия: предпринимались попытки внедрения хозрасчета, но не были приняты меры материального стимулирования; более широко использовались научно-технические разработки, начался рост производительности, но падали расценки.

Сельское хозяйство

Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня.

-Чем еще усугублялось положение в сельском хозяйстве?

 “Снизу” все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности.

Вывод: С помощью волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось вывести сельское хозяйство страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии. Главная же причина отставания была в административно-командной системе управления, в тех методах, которыми решались задачи послевоенного строительства.

 Укрепление тоталитарного режима

 Изменения в структурах власти

СНК был преобразован в Совет Министров, ВКП(б) — в КПСС, СНК союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик; Председателем СМ СССР был утвержден И.В. Сталин; М.И. Калинин ушел с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР (это место занял Н.М. Шверник); увеличилось количество министерств, усилилась бюрократизация (например, Наркомат по строительству был разбит на 3 народных комиссариата); произошло сращение партийного и государственного аппаратов; победа в ВОВ не привела к смягчению тоталитарного политического режима, но, напротив, укрепила славу Сталина, повысила авторитет Коммунистической партии и помогла утвердиться тезису о возрастании роли партии в развитии общества как руководящей и направляющей силы: партия стала эпицентром административно-командной системы; оставаясь в плену стереотипов “сталинской модели социализма”, догматических представлений в теории, партия не нашла правильных путей перестройки своей практической деятельности.

 Новый виток репрессий

Послевоенные годы — завершающий период сталинского режима был одновременно и кульминацией тоталитарного режима и началом его распада. Развитие системы ГУЛАГа достигло своего апогея именно в эти годы, т.к. к сидевшим там с середины 30-х годов “врагам народа” добавились миллионы новых.

- Кто попадал в ГУЛАГ в середине 40-х гг.?

- Каковы результаты усиления репрессий?

В 1948–1953 гг. жертвами репрессий стали примерно 6,5 млн человек. По разным данным, в эти годы “население ГУЛАГа составляло от 4,5 млн до 12 млн человек. ГУЛАГ становится после войны крупнейшей государственной экономической монополией многопрофильного типа. Но и там проявлялся дух обновления.

В последние годы сталинского правления во многих лагерях (в Салехарде, в 1950 г.; Печоре, в 1948 г.; Кингире, в 1952 г.; Воркуте, Норильске, в 1953 г. и в др.) происходили восстания, которые беспощадно подавлялись. Жестоко были наказаны и члены молодежных групп, школьники старших классов, студенты, которых обвиняли в политическом инакомыслии.

 Национальная политика

Наряду с другими изменениями война привела к увеличению числа неподконтрольных “верхам” идейных и политических движений, в том числе и национальных.

-Где в послевоенный период чаще всего появлялись эти движения и в чем их причина?

- Против каких народов СССР были предприняты репрессивные меры?

Вывод: Подобные акции не могли не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР; их последствия ощущаются до сегодняшнего дня.

Тест

В.

1. Кто из руководителей советского государства возглавлял Госплан СССР:

а) В. Молотов б) Н. Вознесенский в) А. Жданов г) Л. Берия

2. Возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов:

а) депортация б) демобилизация

в) эвакуация г) репатриация

3. Основная часть капиталовложений в СССР приходилась на:

а) легкую промышленность

б) тяжелую промышленность

в) сельское хозяйство

г) социальную сферу

4. Испытание атомного оружия в СССР было проведено:

а) в 1947 б) в 1948 в) в 1949 г) в 1952

5. Кто из руководителей государства возглавлял проект создания ядерного оружия в СССР:

а) Л. Берия б) Г. Жуков в) Г. Маленков г) Н. Хрущев

6. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» объяснялось:

а) товарное ведение хозяйства

б) сохранение колхозной собственности

в) господство дефицитной экономики

г) оживление рыночных отношений.

7. Последним из крупных готовившихся судебных процессов при жизни Сталина было:

а) «дело военных» б) «дело врачей»

в) «ленинградское дело» г) «шахтинское дело».

8.В чем состояли основные трудности восстановления экономики Донбасса?

9. Объясните значение понятия «оргнабор».

10. Как менялся жизненный уровень населения Донецкого края?

11. За какое произведение Б. Горбатов получил Сталинскую премию?

2в.

1. Каковы итоги Великой Отечественной войны?

а) огромные человеческие жертвы б) свертывание культа личности

в) создание единой Германии г) расширение территории СССР

2. Когда проходила Потсдамская конференция?

а) 4-11 февраля 1945 г. б) 17 июля-2 августа 1945 г.

в) 14 августа-2 сентября 1945 г.

3. Какие методы использовались правительством для восстановления страны?

а) перекачка средств из тяжелой промышленности в с/х

б) героический труд советского народа

в) резкое повышение цен на продовольствие после войны

г) репарации полученные с Германии

4. Когда в СССР было испытано атомное оружие?

а) 1947 г.   б) 1948 г. в) 1949 г.

5. Какие мероприятия относятся к политике борьбы с влиянием «западничества»?

а) критика журналов «Звезда» и «Ленинград»

б) компания против «декадентских тенденций»

в) программа всеобщего 7-летнего образования

6. Когда произошло объединение стран социалистического блока в СЭВ?

а) 1947 г. б) 1949 г. в) 1955 г.

7. Какие изменения произошли в государственных структурах власти?

а) проведение демократических выборов

б) упразднена система ГУЛАГа

в) преобразование СНК в Совет Министров

8. Какой из готовившихся процессов стал последним витком репрессий?

а) «дело врачей» б) «ленинградское дело» в) «дело военных»

9. В какую отрасль народного хозяйства вкладывались основные капиталовложения?

а) пищевая промышленность б) легкая промышленность

в) тяжелая промышленность

10. В каком противостоянии впервые произошло военное столкновение СССР и США?

а) берлинский кризис б) война в Корее в) советско-югославский разрыв

11. Как вы объясните фразу писателя Б. Горбатова: «Я не мог бы написать «Непокоренные» о людях Винницкой области»?

 

Домашнее задание:

1) Изучить материалы урока, ответить на вопросы устно;

2) Выполнить один из вариантов тестов письменно.

 

Список используемой литературы:

1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории / Сост. О.Е. Лебедев. М., 1992.

2. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М.: Дрофа, 1995.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1996.

4. Зуев М.Н. История России. М.: Дрофа, 2001.

5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992.

6. Отечественная история: курс лекций. М.: Наука, 1997.

7. История России. XX век: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. М.: Аванта, 1995.

8. Тестовые задания по истории России XX века: 9 класс / Сост. Г.В. Клокова. М.: ТЦ Сфера, 1999.

 

 

  Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес:           

    nadejdaurutina@yandex.ua

 

 

Задачи урока:

- познакомиться с изменениями в политической жизни СССР после смерти И.Сталина;

-расширить словарный запас за счет новых понятий;

 -совершенствовать навыки работы с различными источниками;

-развивать умения применять знания при выполнении тестов;

 

Тезаурус:

Десталинизация - процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы созданной в СССР в период правлении И.В. Сталина.

Оттепель – духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной сферы общества.

Реабилитация - восстановление в правах и утраченного доброго имени.

Либерализация – процесс расширения прав и свобод граждан во всех сферах жизни общества

План

1) Смерть Сталина и настроения в обществе.

2) Борьба за власть в советском руководстве

3) XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.

4) Реабилитация жертв политических репрессий.

5)  Политические реформы Н.С. Хрущева.

6) Отставка Н.С. Хрущева.

- «Оттепель – это новый процесс жизни советского общества. Такое название этому периоду дал писатель Эренбург.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного русского поэта Ф. Тютчева

«Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Изменения в различных сферах жизни нашей страны в этот период связывают с именем Никиты Сергеевича Хрущева.

- О Никите Сергеевиче Хрущеве. Он родился в селе Калиновка Курской области. До сих пор можно услышать полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество впервые открыто выступить против культа личности Сталина, другие обвиняют в непродуманных и противоречивых реформах. Неоднозначность «славного десятилетнего правления» и противоречивость натуры Н.С. Хрущева изобразил в черно/7белрм памятнике над могилой Хрущева скульптор Эрнст Неизвестный. Сегодня вы постараетесь дать свою оценку политическим преобразованиям эпохи Хрущева. Не следует претендовать на систему, но нужно приблизиться к ней.

Итак, главный проблемный вопрос урока: «Можно ли считать политические реформы середины 50-х - середины 60-х годов революцией сверху?»

- 5 марта 1953г. На 74 году жизни умер Сталин, оставив нашу страну без признанного лидера.

1) Смерть Сталина и настроения в обществе.

- Сталин олицетворял собой целую эпоху. После его смерти начинается борьба за власть.

- Почему борьба за власть в нашей стране возникала каждый раз, когда умирал лидер страны? (Ни в Уставе КПСС, ни в Конституции СССР не было положения о порядке избрания Главы государства.) Сталин пришел к власти в результате внутренней борьбы 20-х годов.

2)Борьба за власть в советском руководстве (Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев).

Борьба за власть после смерти Сталина прошла три этапа и

развернулась между тремя основными фигурами: Маленковым – главой Совмина; Берией - главой объединенного МВД и МГБ; Хрущевым - у него были наименьшие шансы. В его руках не было силовых ведомств. Он возглавлял партийный аппарат и не занимал государственных должностей.

По предложению Берия, 27 марта 1953 года приняли указ «об амнистии». Более 1 миллиона человек были освобождены, осуждённые по «неполитическим» статьям сроком до 5 лет. «Дело врачей» было пересмотрено, в 1954 году реабилитировали участников «ленинградского дела», обвинения против многих военных руководителей были признаны сфабрикованными. Началась ликвидация системы ГУЛАГа, в результате были заморожены несколько проектов, требующих больших ресурсных затрат, к примеру, строительство Байкало-Амурской магистрали, тоннеля между Сахалином и Евразией

Окружающие начала подозревать Берию в желании занять главенствующее место в управлении страной. Против Берия устроили заговор, обвинение было обосновано как «преступное посягательство» Берия на партийное руководство. Летом 1953 года он был арестован, а в декабре на закрытом заседании Верховного Суда СССР был осуждён и расстрелян как «враг партии и народа», «шпион».

Второй этап борьбы, охватывает период с лета 1953 по февраль 1955 года, когда разворачивается борьба за власть между Г.М.Маленковым (который занимал должность главы правительства) и Н.С. Хрущёвым (избранный в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС). Противостояние закончилось снятием с должности премьер-министра Маленкова, он был назначен министром электростанций, а на его место был поставлен Н. А. Булганин, министром обороны стал Г. К. Жуков.

На третьем этапе противостояния февраль 1955-март 1958 г. Хрущёву приходиться вести борьбу против «антипартийной группы», представленной Маленковым, Молотовым и Кагановичем. Они попытались отстранить Хрущёва от занимаемой должности, однако многие партийные деятели выразили ему поддержку.

Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС, признал группу Маленкова, Молотова и Кагановича виновными в выступлении против политического курса партии, с последующим исключением из состава высших партийных органов и смещением со своих должностей.

В октябре 1957 г. на Пленуме ЦМК КПСС получил отставку Г.К. Жуков член Президиума ЦЦК, министр обороны), человек, который помог прийти Хрущеву к власти. Его обвинили в «бонапартизме», в создании школы диверсантов, якобы для захвата власти.

В марте при формировании нового состава правительства с поста его главы был снят Булганин, поддержавший «антипартийную группу» летом 1957г.Председателем Совета Министров был избран Н.С. Хрущев.

Вывод. В 1958 г. борьба за власть окончилась. Хрущев Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совмина, руководитель партии и государства. Но вернемся к нашему вопросу: насколько демократично Хрущев пришел к власти?

3) XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.

Одной из тем стала реабилитация жертв сталинских репрессий. К марту 1953г. в тюрьмах и лагерях по-прежнему находились миллионы заключенных. Амнистия от 27 марта 1953г. освободила 1,2 млн человек. Было прекращено «дело врачей». В 1954г. реабилитированы жертвы «ленинградского дела», в ноябре 1955г. – члены Еврейского антифашистского комитета. Были освобождены и реабилитированы после войны военачальники, положено начало пересмотру политических обвинений 1930-х гг. По мнению Хрущева, критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. «Если бы я их не поднял, их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени». Это и объясняет мотивы выступления Хрущева с докладом на закрытом заседании ХХ съезда КПСС в феврале 1956г.

- Ключевым событием всей политической жизниН.С. Хрущева, можно сказать, его «звездным часом» стал XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., где впервые Хрущев открыто, выступил против культа личности Сталина. Доклад оставался секретным до второй половины 80-х годов, с его содержанием людей знакомили на собраниях, лекциях, политинформациях. По выражению современников, это был мужественный шаг мужественного человека.  В докладе содержалась информация, собранная комиссией, Петра Николаевича Поспелова о массовых расстрелах невинных людей. Сталин был признан ответственным за кризис в сельском хозяйстве, разгром армии в начале Великой Отечественной войны, все это связывалось с культом личности Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

Большинство «сталинцев» верили Сталину, не хотели и не допускали мысли, что сажали и расстреливали невинных людей и что «вдохновитель победы» был инициатор и виновник репрессий. Но, несмотря на их возмущение, доклад читали на общественных собраниях, на предприятиях, в учреждениях, вузах. Сама брошюра с отчетом выпущена не была, но материалы попали в спецслужбы США и были опубликованы. Это всколыхнуло весь мир, рухнули старые представления и мифы о советском лидере.

Доклад не был опубликован. Критика культа личности имела определенные рамки, обозначенные в опубликованном 30 июня 1956г. постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». В нем отмечалось, что несмотря на причиненное зло, культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Тем самым снимался вопрос о политической ответственности за многочисленные жертвы и «извращения ленинского курса» сподвижников Сталина, находившихся на ключевых постах в руководстве партии и страны. Вина возлагалась на Сталина, Берию и Ежова.

Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»

Цели: обобщить и проверить усвоение основных событий и хронологии по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»  и умение применять полученные знания.

Задачи урока:

-закрепить знания по теме: «СССР и Донбасс в послевоенный период (1945-1953 гг.)»;

-совершенствовать навыки работы с различными источниками;

-развивать умения применять знания при выполнении тестов;

План урока:

1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
2. Восстановление экономики — цена успеха:

3. Укрепление тоталитарного режима:

4. Идеология, культура, наука.

5. Ужесточение внешней политики:

Работа с тестами.

 

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек...
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить...

- Так ли это было на самом деле?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.063 с.)