Этапы становления предпринимательства в России. Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления предпринимательства в России. Развитие бизнеса и предпринимательства в современной России.



С моей точки зрения, в том или ином виде предпринимательство существовало всегда, после того как людей за грехи изгнали из рая и у них появилась потребность что-то добывать, доставать, производить, создавать. Эту потребность кто-то должен был удовлетворять, т.е. качества и способности предпринимателя уже тогда стали востребованы. Сегодня, документально мы можем проследить становление предпринимательства в России со времен Киевской Руси в виде торговли и различных промыслов. Купцов можно считать первыми представителями предпринимателей в полном смысле этого слова. Первые документы о предпринимательстве на Руси появились в 9 веке, был принят знаковый документ для регулирования отношений между купцами. В нем были закреплены принципы неприкосновенности собственности и предусматривалась возможность банкротства. Таким образом, условно можно выделить следующие этапы становления предпринимательства в России:

·   до 15 века - первый этап - предпринимательство в области ремесла и торговли;

·   с 15 века, до начала 20 века - второй этап - образование сообщества предпринимателей, в которое входили ремесленники, купцы, ростовщики и другие формы собственников. В это время появляется и сам термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода (бизнесом). В годы правления Петра I, с 1689 года по 1725 год предпринимательство получило наибольшее развитие. В России в это время бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная, создаются мануфактуры.

·   Начиная со второй половины 19 века - третий этап появление корпоративного финансирования, которое способствовало образованию предпринимательских союзов. В таких объединениях капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Значимым стимулом в развитии предпринимательства стала в 1861 г. реформа по отмене крепостного права. В России начинается строительство железных дорог, активизируется деятельность, направленная на создание акционерных обществ. Особенно обновлению и развитию промышленности способствует приток иностранного капитала. В 20 веке Россия выходит на передовые позиции в сфере предпринимательства, оно становится массовым явлением в России, предприниматель сформировался как собственник.

·   с октября 1917 года - четвертый этап - формирование государственной монополии и полная централизация экономики. Всё это уничтожило частную собственность. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.

·   с марта 1921 года - пятый этап - Новая экономическая политика - была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. Сущность НЭПа была понятна не всем. Неверие в НЭП, его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма.

В целом нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной системы экономики) НЭПа, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. С точки зрения В. И. Ленина сущность нэповского маневра заключалась в подведении экономического фундамента под «союз рабочего класса и трудящегося крестьянства», иначе говоря - предоставления известной свободы хозяйствования преобладавшей в стране среди мелких товаропроизводителей с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе.

Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.

·   с конца 20-х годов - до первой половины 80-х годов двадцатого века - шестой этап, который характеризуется перемещением предпринимательской деятельности в нелегальное положение расцвет теневой (подпольной) экономики. Пик развития так называемых «цеховиков» - это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности. Основным двигателем теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями общества и ограниченными возможностями социалистического производства, между спросом населения и предложением плановой экономики, между сервисом и производством. Значимую и негативную роль здесь сыграла развязанная западом гонка вооружений, когда вся промышленность СССР работала на оборонку, практически не выпуская и не развивая товары народного потребления (группы Б).

·   со второй половины 80-х годов двадцатого века - седьмой этап - предпринимаются попытки по формированию экономического мышления на базе плановой модели экономики и социалистической предприимчивости. Начались попытки возродить такие забытые формы хозяйствования, как кооперация, подряд, аренда.

·   с 90-х годов двадцатого века - восьмой этап - знаменующий переход к рыночной экономике в новой истории России, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство становится составным и основным компонентом, так называемой, рыночной экономики. Начиная с 1997 года, предпринимательство в России выходит на новый уровень. В этот период отмечается рост общей численности малых предприятий. По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных предпринимателей достигло 3,5 млн. человек. Однако сфера производства в нашей стране не особенно привлекает малые предприятия. Хотелось бы остановится несколько подробнее именно на идеологии развития предпринимательства в России именно в последние годы.

За прошедший период преобразований накоплен определенный опыт, поэтому есть возможность проследить и проанализировать направления и пути развития современного российского предпринимательства на предмет соответствия опыту мировой практики и теоретических положений экономической науки. Теория предпринимательства имеет столь же давнюю историю, как и экономическая мысль. Это сложное социально-экономическое понятие носит всеобщий, универсальный характер. Категория людей предпринимателей является естественным результатом отбора поиска многих поколений людей, наиболее актуальных и эффективных решений в отношениях с окружающей средой в удовлетворении собственных потребностей и запросов общества.

Каждый этап в развитии общества ставил перед предпринимательством новые задачи, а их разрешение требовало адекватных и оправданных форм. Поэтому качественными характеристиками экономической сущности предпринимательства определяется эффективность функционировании любой экономической системы в прошлом, настоящем и будущем. В том числе и в строительстве реформируемой экономики России последнего десятилетия.

Предпринимательство как сложное многоплановое понятие является объектом исследования разных научных дисциплин: экономической теории, истории, социологии, права, психологии, культурологии. В свою очередь в них выделяются направления и школы, которые базируются на разных методологических и концептуальных подходах с ориентацией на многочисленные критерии, признаки, трактовки оценок и путей развития. Особый интерес вызывают условия и эффективность выбора предпринимательских структур на разных уровнях общественной организации, процессы взаимодействия с государством, социальный состав предпринимательского корпуса и его внутренняя иерархия.

С удовольствием хочу отметить, что проблемы предпринимательства всё больше и больше находят отражение в нашей отечественной литературе и происходит этот процесс по нарастающей - от журнальных статей, преимущественно информационно-пропагандистского, концептуального характера или достижений зарубежного опыта до серьезных исследований аналитического и прикладного характера. Период «романтических ожиданий и литературных поисков» сменяется периодом обобщений опыта, исследования авторами различных аспектов дискуссионных проблем «возрождающегося российского предпринимательства».

Начиная с середины 90-х годов в учебных заведениях начинается преподавание специальных дисциплин и курсов по предпринимательской деятельности с методическим обеспечением разнообразной учебной литературой.

Отечественными авторами предпринимательство исследуется в контексте разных концептуальных подходов и критериев, чем и обусловлено появление разнящихся характеристик экономической сущности предпринимательской деятельности. Перечислю только некоторые определения, которые содержатся в экономической литературе. Итак, предпринимательство рассматривается как: фактор производства; универсальная экономическая функция, осуществляющая новые комбинации экономических ресурсов; особая инновационная форма производства; хозяйственный тип поведения; особый тип общественного производства; инновационная деятельность, основанная на материальном интересе.

Как уже говорилось выше, ГК РФ предпринимательство определено, как «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Я привела эту цитату, как правовую норму. В общих чертах под предпринимательством понимается производственная деятельность, направляемая на получение выгоды, дохода, прибыли с использованием новизны, новаторства, риска, инициативности, в комбинировании экономическими ресурсами - внедрение новых видов производства и технологий, новых сфер приложения капитала и интеллекта.

По моему мнению, для современной экономической парадигмы оценочными показателями народнохозяйственной эффективности являются уже не объёмы отдачи от вещественных элементов производства, а способность хозяйства к качественным сдвигам в структуре человеческого капитала. Равно как и в тех видах экономической и социальной деятельности, которые обеспечивают динамику развития этого системообразующего компонента экономики современного общества. К ним следует отнести и предпринимательские способности людей. Усилиями деловых людей (предпринимателей) выполняется координирующая роль в движении ресурсов, их комбинации. Осуществляя эти манипуляции с факторами производства при реализации личных интересов, предприниматели в итоге способствуют установлению определенной иерархической соподчиненности хозяйственных связей в реальной экономике и динамичному равновесию экономической системы в целом. Одним из реальных и позитивных результатов радикального реформирования современной российской экономики при переходе к рыночным методам управления, представляется возрождение классического типа отечественного предпринимательства.

Практически все современные исследователи едины в том, что свободное предпринимательство является не только основным элементом рыночной экономики, но и определяющим фактором экономического роста не только и не столько в решении текущих проблем, а в плане перспективных стратегических тенденций. Ну а предприниматель повсеместно выступает одной из постоянных и знаковых фигур в разных сферах жизни общества. При этом резонно замечено, что при любом «раскладе сил» в экономической системе и социальной структуре общества требуется всегда соотносить деятельность и положение предпринимателей применительно к конкретному историческому периоду, этапу в общественном развитии и совокупностью социально-экономических условий, в которых они функционируют.

Высказанное замечание носит принципиальный характер, поскольку часто активный рост предпринимательских инициатив ассоциируется с динамичным и устойчивым экономическим подъемом. Но всплеск этой активности скорее характерен для кризисных проявлений, как необходимый ресурс в поиске путей и возможностей преодоления кризиса.

В условиях падения производства, ухудшения рыночной конъюнктуры, падения уровня жизни возрастает потребность в инициативных людях с предпринимательскими способностями. Но стать предпринимателем можно и вопреки собственным первоначальным желаниям, например, по причинам потенциальной или реальной безработицы. Подобные причины и процессы смены рода занятий, имущественного и общественного статуса граждан носят всеобщий характер. Так, в ходе «предпринимательской революции», прокатившейся по ведущим странам Запада, около четверти основателей мелких фирм были из числа безработных.

Как показывают события новейшей истории 20 века, подобная ситуация с массовым увеличением состава предпринимательского корпуса за счет «вынужденных» предпринимателей была характерна для мировых структурных кризисов 70-х годов. Она прослеживается и в пореформенной России 90-х годов.

Результаты социологических исследований, проведенных в этот период среди российских предпринимателей малого бизнеса, также показывают доминирование материального интереса в их деятельности Что, впрочем, вполне логично и объяснимо. Стремление к материальному благополучию, столь важное в начале предпринимательской деятельности, перестает быть самоцелью при достижении определенного материального уровня и удовлетворения ряда основных жизненных потребностей. В целом в составе российских предпринимателей можно выделить несколько групп, различающихся по мотивам деловой активности и поведению. Кроме бизнесменов, ориентированных на улучшение своего материального положения, это могут быть:

•энтузиасты, желающие реализовать на практике свои профессиональные знания или идеи;

•люди, стремящиеся обрести свободу и независимость, найти свое место в жизни;

•индивидумы, идущие в бизнес по политическим мотивам (стремление доминировать во власти);

•игроки по своей сути, для которых интересен поиск новых решений, творческие начала;

•предприниматели - «патриоты», стремящиеся сделать Россию богатой и сильной страной.

Представленная типология мотивов достаточно условна в силу подвижности границ между различными группами предпринимателей и со временем одни мотивы могут изменяться или вытесняться другими. Причины такой трансформации разные, связаны с заметной неустойчивостью экономического положения и статуса групп предпринимателей. Различаются они принципиально не только по видам деятельности, но и масштабам хозяйствования, организационному и техническому уровню, происхождению капитала, кадровому потенциалу. Как правило, наиболее стабилен и корпоративен крупный бизнес, он теснее связан с государственными структурами и другими общественными институтами. Все это принципиально отличает его от массового мелкого и среднего предпринимательства.

Благополучие, устойчивость, престижность положения и мобильность предпринимателей, их поведение определяются многими обстоятельствами. Кроме перечисленных выше, к ним следует отнести правовую обеспеченность и гарантии государства в создании цивилизованного конкурентного рынка. Так оказалось важным не только продолжительность «предпринимательского стажа», но и время прихода в бизнес. Стать предпринимателем, например. в начале реформ (1989 - 1992 гг.) было проще, чем в середине десятилетия или во второй его половине. Довольно либеральные условия слабой правовой обеспеченности «первоначального накопления капитала» сменились уже сложившимися правилами отношений между деловыми людьми и государством.

Сформировался верхний слой предпринимательского корпуса - наиболее крупные предпринимательские структуры. Активные процессы ротации в настоящее время происходят преимущественно в его нижнем и среднем звеньях. Происходящие изменения имеют свою логику, прогнозируемые направления и должны отслеживаться органами государственного управления, адекватно отвечая интересам и целям экономического и социального прогресса общества.

Формирование предпринимательских структур на территории бывшего Советского Союза происходило в условиях перехода от демонтажа системы тотального огосударствления всех сфер экономической деятельности к рыночным методам хозяйствования. Фактически при отсутствии свободных рынков, ресурсов и других атрибутов внешней предпринимательской среды, традиционно негативном отношении населения к легитимному признанию частной собственности. Движение общественного сознания к правовому и гражданскому признанию бизнеса было исключительно сложным и менялось постепенно и медленно. Вступление в силу законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1997г.) и «О кооперации в СССР» (1988г.) создавало благоприятные условия для негосударственных форм хозяйствования и с началом действия этих нормативных актов пошло возрождение современного российского предпринимательства.

Поскольку импульсы реформирования экономически задавались «сверху», то и становление предпринимательства шло не классическим путем, минуя традиционные промежуточные экономические и организационно-правовые формы предпринимательских структур и даже виды предпринимательства. Известно, что в любой макроэкономической системе действует определенная специализация функционирующих в ней капиталов. Реализация предпринимательских способностей возможна в сферах производства, обращения, предоставления кредита, и интегрированным показателем степени зрелости предпринимательской деятельности выступает дифференциация совокупного капитала в реальном секторе экономики.

При всей значимости товаро-производящей сети и увеличении издержек приоритет в воспроизводственном процессе остается за товаро-производящим звеном. Возрождение российского предпринимательства происходило прежде всего в посреднической деятельности и было связано с распределительными отношениями. Сфера обращения оказалась наиболее конкурентоспособной, сравнительно мало затратной и высокодоходной. Активно заполнялись рыночные ниши, приносящие быстрый и большой коммерческий доход на разнице мировых и внутренних цен, тотальном дефиците потребительского рынка, отсутствии действенных элементов рыночной инфраструктуры и институтов рынка.

Впрочем, такой поворот в восстановлении отечественного предпринимательства был естественным и закономерным результатом сложившейся обстановки политической и экономической нестабильности, несовершенства хозяйственного законодательства, а также преобладания политической конъюнктуры при разрушении старого механизма хозяйствования и перераспределения бывшей государственной собственности.

Применительно к современной российской действительности пока сложно установить четкие количественные и качественные параметры всего предпринимательского корпуса. Продолжается формирование нескольких типов предпринимателей, так как в сферу бизнеса активно вовлекаются представители различных социальных слоев и профессий. Однако при всей разности научных подходов и классификаций большинство исследователей выделяют особую группу наиболее богатых (даже по западным меркам), влиятельных и авторитетных деловых людей. Они занимают высокое имущественное и социальное положение в обществе, представляя высшие его слои. Речь идет о предпринимательской элите.

Что же представляет собой предпринимательская элита - группа лидеров делового мира современной России? Каковы виды и масштабы ее деятельности? Наконец, каков социальный портрет этого небольшого, но влиятельного сообщества? Постараюсь кратко остановиться на рассмотрении предлагаемого перечня вопросов.

Предварительно отмечу, что французское слово elite означает «лучшее, отборное», а также «…наиболее видные представители части общества, группировки». Один из основоположников теории злит итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что «… в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов, каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерархии..». Далее он предлагает десятибалльную систему оценки профессиональной деятельности, которая вполне применима и к нашим коммерсантам и банкирам.

Каналы формирования состава данного слоя предпринимателей, его социальная база определяется условиями перераспределения бывшей государственной собственности, противоречивым законодательством, отсутствием действенной системы налогообложения и слабости других институтов государственной власти.

Формирование первоначального капитала шло быстрыми темпами и осуществлялось разными путями. Одним из них был процесс приватизации, явившийся во многом основой появления частного предпринимательства и многоукладности реформируемой российской экономики.

Среди преуспевающих ныне крупных предпринимателей выделяются два типа:

собственники капитала, лично осуществляющие руководство принадлежащими им производственными или непроизводственными структурами и наемные руководители, работающие на выборных должностях или по контракту: управляющие, президенты, директора.

Первую предпринимательскую «волну» представляли бывшие управленцы, инженерно-технические работники, работники науки, руководители государственных и коллективных хозяйств, а также представители партийной и комсомольской номенклатуры, криминальных структур и теневого бизнеса. Появление предпринимательской элиты закономерно отражает общее состояние российского общества переходного периода. Этот слой вырос из основ социального устройства и помимо хозяйственных, экономических функций неизбежно начинает исполнять функции идеологического и политического плана.

Сфера интересов элиты простирается не только на реализацию своего потенциала, наращивание капиталов, получение доходов, но и на решение глобальных, общенациональных проблем дальнейшего развития страны по пути её процветания, социальной гармонии и независимости. На фоне относительно успешно развивающегося крупного предпринимательства хочу остановиться даже не на малом (о нём кстати сегодня говорят постоянно, но к сожалению ничего не делают), а среднем бизнесе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.023 с.)